ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Варницы. Церковь Иоанна Богослова.

Богословская церковь на Ковде


Варницы. Церковь Иоанна Богослова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Иоанна Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы, Бориса и Глеба
Год постройки:Между 1777 и 1785.
Год утраты:приблизительно 1930 (разрушена)
Адрес:
Вологодская область, Тотемский район, д. Варницы

Координаты: 59.98774, 42.7415 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Иоанна Богослова, Фото с сайта Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области http://qr35.ru/<br>, Варницы, Тотемский район, Вологодская область
Фото с сайта Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области http://qr35.ru/
Диакон Петр
??
Церковь Иоанна Богослова, Фото с сайта Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области http://qr35.ru/<br>, Варницы, Тотемский район, Вологодская область
Фото с сайта Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области http://qr35.ru/
Диакон Петр
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 октября 2019

Богословская кладбищенская церковь находится за полторы версты от г. Тотьмы к северу по Варницкому шоссе или, как в старину писалось, по "Пробойной дороге", несколько в стороне от нее. Церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с восьмиугольной колокольней. Средний четверик храма двухъярусный, покрыт барочным куполом, над которым возвышаются два восьмерика, поставленные один на другой и увенчанные ампирною главкою. Такие же главки на восьмериках поставлены и над приделами. В храме три престола: в холодном - в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, в теплом, в трапезе, справа - во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова и слева - во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.

Из сохранившихся документов XVI и XVII вв. видно, что на месте Богословской церкви в начале XVI в. был Борисоглебский монастырь. От 1514 г., как уже упоминалось выше, сохранилась в копии "данная" строители этого монастыря игумена Серапиона Сидорова. В этой "данной" к названию монастыря прибавлено слово "с новых". Редакция, печатая "данную", объясняет это добавление как слово "новопостроенный", но в данном случае едва ли не надо понимать это выражение иначе. Монастырь, как видно из позднейших актов, стоял "у новых варниц", что и прибавлялось к названию монастыря. Едва ли и в данном случае не указывается на местоположение монастыря, но только опущено слово "варниц". Упоминается в той же "данной" сын игумена Серапиона Александр, как увидим ниже, принял монашество под именем Алексея и был игуменом монастыря.

Много ли времени существовал Борисоглебский монастырь, неизвестно, но, вероятно, в 1539 г. вместе с Усольем был разорен казанскими татарами. В 1554 г. посадские жители Соли Тотемской просили царя Иоанна Васильевича разрешить преп. Феодосию построить близ города монастырь, они уже писали, что "у них на Тотьме и во всем Тотемском уезде, вотчинных и иных монастырей, и в котором бы были архимандриты или игумены, или черные священники и чернецы, нет, и кто при старости или при смерти, ино де (ему) постритчись негде". Приводим выдержку из этой грамоты, потому что подробнее приведено содержание прошения тотьмичей, чем в грамоте 1554 г. Позднее, во второй же половине XVI в., если только не раньше, бывшая монастырская церковь была возобновлена и упоминается в завещании преп. Феодосия 1567 г. В это время бывшие монастырские церкви и земля, должно быть, уже находились во владении племянника игумена Серапиона, вдового былого попа Василия Михайлова по прозвищу Остолоп.

В 1579 г. вдовый священник Василий Остолоп написал "данную", по которой церкви монастыря, монастырскую землю и золоченых, да образ Иван же Богослов на краске ветх, да три свечи местные, да двери царские на красках ветхи, да образ Николы чудотворца на краске, да Деисус на краске ветх, да в трапезе Деисус на одной цке на краске. Да книги... (далее идет перечень книг, находившихся в церквах)... Да в церквах сосуды церковные, да всякие церковное строение, да на монастырьке клеть с сеньми, да у монастыря двор со всеми хоромы, с пашенною землею, и луги и всякие угодья, куды ходила соха и плуг и топор и коса. Дав дом же Сергию и Никону дал семь своей купли дворища с огороды, да Кондаковскую поляну и дворище по купчим грамотам. А в межах же та церковная земля с Сидоровскою деревнею, а с другую сторону с Боровецкою деревнею, а с третью сторону по реку по Ковду, а с четвертую сторону по Пробойную дорогу от посаду к варницам. А прикупные дворовые места и огороды в межах от Борисоглебского поля с Боровскую землю да с Русинсково со сбрали на землю, да с Никольского Угрешского монастыря землею по дорогу Никольскую к варницам. А Кондаковское дворовое место и полянка в межах Сидорвские деревни полем, а с другую сторону по Пробойную дорогу, а с третью сторону Климантовскаго попа да с Никольского Угреского монастыря землею, а с четвертую сторону лес тое же поляны. А прикупными дворищи мне Василию владети по свой живот, а после моего живота по сей данной те дворища в дом Живоначальной Троицы и Преч. Богородицы и великим чюдотворцам Сергию и Никону. А на то послуси: Федор Алексеев сын Мясников, да Василий Филипов сын, да Потапей Ондреев сын Саблин, да Ондрей Иванов сын Насырев. А данную писал Дениско Петров сын Истомина лета 7087 в 23 день. К сей данной поп Василей руку приложил. Послух Федюша руку приложил. Послух Васька руку приложил".

Из приведенной выдержки "данной" видно, что Борисоглебский монастырь находился на том самом месте, которое в настоящее время занимает Богословская кладбищенская церковь с принадлежащими к ней землями. "Новые пустыя варницы", упоминаемые в "данной", позднее снова были разработаны и в XVII в. назывались "новым усольем", или "новыми варницами", в XVIII в. - "новоусольскими варницами" и "полянкой Бабичихой", а в XIX в. - "Богословскими варницами", или "Богословским промыслом". Граница церковной земли по "данной", как и теперь у Богословской церкви, с одной стороны (с южной) была в межах с Сидоровскою деревней, которая в писцовых книгах XVII в. уже называлась "Сидоровская, Пятовская тож"; с другой стороны (северной) "с Боровицкою деревнею", точнее "с землею Боровицкой или Боровской деревни". В XVI в. так называлась деревня Ивойлово, которая принадлежала Костромскому монастырю Иоанна Предтечи Железного Борку, что позднее, в писцовых книгах XVII в., тоже иногда отмечалось; например, "на р. Песье Деньге Ивойловская, что бывала деревня монастыря Ивана Предотечи Железного Борку".

Этому же монастырю в XVI веке принадлежала и "полянка Бабичиха или пустыня новыя варницы", которые и в настоящее время от Богословского кладбища отделяются только дорогой . В третью (западную) сторону, как и теперь межою была р. Ковда, а в четвертую (с востока) "Пробойная дорога от посаду (т.е. от города) к варницам" или в настоящее время - Варничная дорога. Кондаковская полянка, упоминаемая в "данной" и в настоящее время называется так же и с 1802 г. принадлежит Спасо-Суморину монастырю.

Как Троицкая лавра использовала жертву Остолопа: был ли возобновлен монастырь или был обращен в приходскую церковь? Никаких сведений об этом не найдено. В истории Троицкой лавры о Борисоглебском монастыре не упоминается. Пострадали ли здания бывшего монастыря в 1613 г.  при нападении литовцев на Тотьму или нет, тоже неизвестно, но только в писцовых книгах 1620 г. на этом месте в Окологородной волости уже записан погост: "На реке на Ковде храм теплой Ивана Богослова, а другой храм холодной Бориса и Глеба, а в них Божие милосердие образа, книги и колокола строение мирское; двор попа Деонисея; пашни по две чети в каждом поле, сена 5 копен". О приделе "наполатех" в честь Козьмы и Даминиана не упоминается и не сказано, старые были церкви или вновь построены.

В писцовых книгах 1623-1625 гг. погост и церкви описаны подробнее. "Волость Окологородняя: погост на речке на Ковде, а на погосте церковь Иванна Богослова, древяна, клетцки, с трапезою. А в церкве образов местных: образ Иванна Богослова, образ Преч. Богородицы Одегитрея, образ Козмы и Демьяна, деисусы и двери царские, Пречистая запрестольная - все на празелени; евангелье напрестольное писменое, евангелисты медные, крест воздвизальный, сосуды церковные древяные, риза и стихарь полотняные... Церковь другая страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, древяна, клетцки, а в церкве образов местных: образа страстотерп. Христовых Бориса и Глеба, деисусы и двери царские на празелени. Да на колокольнице два колокола медные. Церковное строение и колокола - все Живоначальные Троицы Сергиева монастыря. Да на погосте ж двор попов Деонисья да две кельи, а в них живут нищие, питаютца в миру. Пашни церковные паханые худые земли две чети в поле, а в двух потому ж. Да церковная ж полянка тут же, после церковной пашни, что бывало дворище старого Тотемского посаду; пашни перелогом три осмины. Сена церковного под погостом на речке Ковде пять копен; лесу нет" (Прим. К. 480, л. 157-158).

Как видим, и здесь о приделе при Борисоглебской церкви не упоминается. Кроме того, если сравнить перечень икон в церквах по "данной" вдовствующего священника Василия Остолопа с переписью писцовой книги 1623-1625 гг., то окажется, что прежде в обеих церквах икон было больше и расположены были они иначе, в Борисоглебской церкви даже в несколько ярусов. Все это (отсутствие придела, меньшее количество икон) говорит, что когда-то, в период с 1579 по 1620 гг. церкви были перестроены или даже вновь построены, но когда именно, неизвестно.

В течение последующих годов XVII в. в церквах Богословского погоста, по-видимому, существенных переделок не было, так как в переписных и писцовых книгах этого времени они описаны так же, как и в книгах 1623-1625 гг. Отмечены лишь небольшие подробности в архитектуре их, в земельных владениях да перемены в составе клира. Так, в переписных книгах 1646 г. сказано только: "Церковь Иванна Богослова; церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба. Да на церковной же земле во дворе поп Петр. А стоят церкви и двор на Троицкой земле Сергиева монастыря".

В писцовых книгах 1676-1679 гг. погост и церкви описаны подробнее: "Погост на реке Ковде, а в нем церковь св. Иоанна Богослова, древяная, клецки, теплая, с трапезою. В церкви образов... Другая церковь святых страстотерп. Бориса и Глеба древяная, клецки, клинчата. В церкви образов... На колокольне три колокола медные. Кладбища вдоль, от реки Ковды до полевых полос, 29 сажен, поперег, от попова двора до церковной пашни, 19 сажен. Церковного причту на Церковной земле во дворе поп Алексей Петров з братьями... И всего один двор попов, а людей вместе с попом 7 человек. Пашни две чети в каждом поле, сена 5 копен, лес ввопче з деревнями". В переписной книге тех же писцов описание сокращено, но есть особые отметки. "Церковь Иванна Богослова древяная, клецки, клиньчата; другая церковь святых великомуч. Бориса и Глеба древяная ж., клецки, клиньчата ж. Церковного причту поп Алексей Петров... братья ево Бориско дьячит, Ивашко пономарит".

В писцовых книгах 1687-1688 гг. о Богословском погосте ничего нового не сказано, только в описании церквей отпущены слова "клецки" и "клинчата". От XVII в. сохранилось еще дело 1695 г. Устюжскаго архиерейского разряда о поклепе женки Татьянки с Тотьмы города на богословского попа Алексея из варниц и тотемца Тимошку Кумохина, где упоминается Богословский приход у новых варниц, но нет о нем никаких подробностей (См. Рус. Истор. Библиотеку, т. XII, стр. 1144-1145, изд. СПб., 1890 г.).

За первую половину XVIII века никаких данных о Богословском погосте не имеем. В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии за 1755 г. Богословская церковь показана в числе приходских церквей "на посаде", т.е. в числе городских. Указом от 9 июля 1760 г.  преосвящ. Варлаама, еп. Великоустюжского и Тотемского, вследствие прошения "города Тотьмы старого посаду Воскресенской церкви священников Алексея и Иоанна с причетники и церковным старостою", разрешено было перекрыть новым тесом, "дабы впредь течи не было и церквам свядым повреждения не чинилось", в Воскресенском приходе Воскресенскую с приделы да при убогом доме в Богословском приходе теплую Борисоглебскую церковь. В указе, как видим, Борисоглебская церковь названа теплою. В XVII же веке до 1688 г. по писцовым книгам теплою значилась Богословская церковь. Если в указе не произошла ошибка, то отсюда следует заключить, что церкви когда-то, после 1688 г., были переделаны. К сожалению, за период с 1688 по 1760 г., как уже сказано, точных данных не имеется. "Убогим домом", при котором по указу стояла теплая Борисоглебская церковь, в старину называлась общая могила, в которую в течение целого года хоронили утопленников, удавленников и вообще всех умерших неестественною смертью, а потом уже зарывали ее. Такие "убогие дома" в России устроялись большею частью при городах до 1771 г. Впрочем, едва ли название "убогий дом" не обозначало иногда и просто кладбище.

В описании приписных церквей к Богоявленскому собору говорится, что "теплая церковь (приделы ап. Иоанна Богослова и мучеников Бориса и Глеба) построена и освящена в 1759 году, а холодная (Покровская) в 1785 году". Вероятно, здесь разумеется время построения существующей каменной церкви. Но указанные данные неправильны. В 1916 г. при осмотре церкви нами были найдены два храмозданных деревянных креста, заложенных за местною иконою у пономарских (северных) дверей. На одном из них написано: "освятися жертвенник... во храме св. славного и всехвального апостола и евангелиста Иоанна Богослова... по благословлению преосвященного Иоанна, еп. Великоустюжского и Тотемского, в лето 1777 месяца октября в 31 день на память св. апостола Стахия", на другом: "освятися жертвенник... во храме святыхъ страстотерпцов Бориса и Глеба... по благословлению преосвященного Иоанна, еп. Великоустюжскаго и Тотемскаго, в лето 1778 месяца яннуария в 16 день на память Поклонение честным веригам св. всехвального апостола Петра". Таким образом, теплая церковь построена и освящена не в 1759 г., а в 1777-1778 гг.

В восьмидесятых годах XVIII в. Богословская церковь уже числилась градской бесприходной кладбищенской. Так на плане "Новоусольской варницы и полянки Бабичихи", составленном в 1782 г. и находящемся в настоящее время, в 1917 г., у совладельца тотемских варниц Н. Д. Ракова, в числе поверенных подписались "загородной Богословской безприходной кладбищенской церкви священник Варфоломей Иванов и тоя же церкви дьячек Иван Цивилев". В ведомостях за 1788 г. она тоже записана безприходною. П.И. Челищев, бывший в Тотьме в 1791 г., в своем дневнике о Богословской церкви пишет, что она стоит "особо от городского строения при речке Ковде на кладбище; в ней три престола: первый - Покрова Пресвятая Богородицы, второй - ап. и еванг. Иоанну Богослову, третий - благоверным князем Борису и Глебу". С 1816 г. указом Священного Синода Богословская кладбищенская церковь приписана к Тотемскому Богоявленскому собору и не имеет уже самостоятельного причта.

В 1848 г., вследствие обветшания теплой и холодной, обе церкви были возобновлены усердием тотемского купца Михаила Ивановича Кокорева. Теплый храм после окончания работ освящен в 1849 г., а холодный - в 1858 г. Наконец, в 1906 г. холодный Покровский храм внутри был отделан и украшен живописью работы мастера В.М. Козырева.

После указанных существенных поправок от первоначальных украшений каменного здания Богословской церкви снаружи остались, кажется, лишь одни восьмерики над храмом, наличник от бывшей когда-то входной двери на колокольню (слева от входа в церковь) да местами барочные орнаменты. Внутри же храма вся отделка новая. Иконостасы в теплом храме простой столярной работы. Красив многоярусный, весь золоченый, в стиле барокко иконостас холодного храма. Весь иконостас и даже колонны, которые только внизу каннелированы, покрыты одной мелкой плоской резьбой. Такой же иконостас, очень сходный, существует еще при Варницкой церкви в верхнем Воскресенском храме. Сходство их объясняется тем, что оба иконостаса да и оба храма были переделаны в одно и то же время вышеупомянутым М.И. Кокоревым. Из предметов, украшавших первоначально Богословскую церковь, сохранилось очень немного. Из старых икон сохранилось две-три; из них отметим в теплом храме икону Иоанна Богослова и в холодном, у правого клироса, образ Вседержителя, а также упоминаемый в описании города Тотьмы В.Т. Попова (изд. 1887 г., стр. 11) старый синодик Богословской церкви, в котором записан род Строгановых.

По материалам: Д.А. Григоров "Тотьма и ее окрестности"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.