ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Подгайцы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Подгайцы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1650 и 1653.
Адрес:
Украина, Тернопольская область, Тернопольский район, город Подгайцы, Бережанская улица

Координаты: 49.27044, 25.134756



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Галерея с аркадой (центральная и алтарная бани). Фото 1960-х г.г. Фото опубликовано в издании Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.<br>, Подгайцы, Тернопольский район, Украина, Тернопольская область
Галерея с аркадой (центральная и алтарная бани). Фото 1960-х г.г. Фото опубликовано в издании Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1965
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1909 г. Источник: pastvu.com/p/770411<br>, Подгайцы, Тернопольский район, Украина, Тернопольская область
Фото 1909 г. Источник: pastvu.com/p/770411
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР" (Иллюстрированный справочник-каталог)<br>, Подгайцы, Тернопольский район, Украина, Тернопольская область
"Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР" (Иллюстрированный справочник-каталог)
Т.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, http://www.bildarchivaustria.at/Pages/ImageDetail.aspx?p_iBildID=15521651 Австрийская национальная библиотека - архив<br>, Подгайцы, Тернопольский район, Украина, Тернопольская область
http://www.bildarchivaustria.at/Pages/ImageDetail.aspx?p_iBildID=15521651 Австрийская национальная библиотека - архив
Т.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фотоснимок с почтовой фотокарточки начала ХХ века.<br>, Подгайцы, Тернопольский район, Украина, Тернопольская область
Фотоснимок с почтовой фотокарточки начала ХХ века.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  1 сентября 2019

Сооружение каменное, трехмастное, трехкупольное, с квадратными нефом, притвором, граненой снаружи и круглой внутри апсидой. Под бабинцем находится глубокий подвал, над ним, на втором ярусе - хоры, на третьем - часовня. Все три купола со световыми фонариками. Особенностью сооружения является устройство на его крыше, выше венчающего карниза, боевого обхода с аркадой, не имеющего аналогов среди памятников архитектуры Украины. Фасады оформлены пилястрами, а порталы и обрамления окон - профилировкой и резьбой в стиле Возрождения.

В интерьере доминирует высотно-раскрытое пространство среднего купола. Его архитектурно-художественное убранство дополняют живопись и скульптуры киотов в стиле барокко (XVIII в). Первоначальная деревянная скульптура середины XVII в., являющаяся уникальным художественным произведением, хранится в Киевском музее украинского искусства. Своеобразие памятника заключается в сочетании приемов и форм ренессансной архитектуры (ордер, декоративные мотивы) с украинской (трехчастный план, купольное завершение).

Источник: http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_064.html. "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР" (Иллюстрированный справочник-каталог)


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  12 октября 2024

В 1641 г. Подгайцы стали собственностью Потоцких. Последующие 15 лет было период было расцвета в истории города. Был восстановлен замок, построена каменная крестообразную по плану Ратуша и другие дома. Станислав Потоцкий построил местный замок и городские стены, окружающие город, которые защищали город от татарской осады. В 1650-е гг. его жена строит оборонительную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь построена в 1650-1653 годах в стиле ренессанса в сочетании с украинскими церковными традициями . Считается уникальной благодаря построению арок. Расположена церковь по ул. Бережанской. Она признана памятником архитектуры национального значения: архитектурная конструкция не имеет аналогов в Украине. Церковь окружена грубым каменным забором.

Недалеко от храма есть памятный крест в честь Святой Трезвости, поставленный в 1876 году. Как уже было сказано, основательницей Успенской церкви была вторая жена владельца города Станислава Потоцкого, Анна Могилянка. Известно, что большие средства на строительство церкви и другие добровольные фонды давали владельцы города Потоцкие. Сооружение каменное, трёхастное, трехъярусная, с квадратным притвором, граненой снаружи и круглой изнутри апсидой. Под притвором-бабинцем находится глубокий подвал, а над притвором, на втором ярусе устроены хоры, на третьем ярусе - часовня.

Особенностью здания является устроенный на крыше боевой обход с аркадой (в случае обороны). Фасады оформлены пилястрами, а порталы и обрамления окон - профилированными наличниками и резьбой в стиле эпохи Возрождения. Интерьер церкви дополняют живопись и скульптуры киотов, а также часть иконостаса в стиле барокко XVIII в.

Возле Успенской церкви, у дороги, возвышается колокольня XIX в. Она стоит на месте старой колокольни, которую 1889 уничтожил пожар. В более стародавние времени прежняя колокольня была в составе оборонительной башни соседней Львовской брамы как часть городских укреплений, разобранных в середине XVIII в.

С сайта: Подгайцы - Карта историко-культурного наследия - Shtetl Routes - Театр NN


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 марта 2025

Во второй половине XVI века в культовом строительстве начинают использовать элементы ордерной архитектуры. Свидетельством этого могут быть небольшая каменная церковь Благовещения в Городке (1540-1600 г.г.) и церковь Успения Пресвятой Богородицы в Подгайцах. Интересная архитектура этой последней - её трёхчастный план имеет в толще стен боковые конхи. В западной части - хоры, на которые поднимаются по лестнице в толще северной стены. Три купола венчают церковь. На уровне подкупольных барабанов вокруг центральной и восточной частей есть обход в виде открытой аркады, который ведет к третьему ярусу западной части. Сочные классические детали нарядно украшают сооружение. Порталы украшены растительным орнаментом.

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 марта 2025

Подгайцы были основаны, возможно, ещё в XII–XIII в.в., но впервые становятся известными в 1463 году. В конце 1530-х годов они уже были значительным центром торговли, потому что лежали на важном пути на львов, получили право на самоуправление и устройство ярмарок, что способствовало подъему изобилия мещан и ремесленников. В Подгайцах существовал большой замок, который не сохранился; из тех памятников, что уцелели, достоин внимания приходской костел 1634 г., крещатый в плане, в стиле Ренессанса, и синагога, построенная, очевидно, в конце XVI в. её неподвижный кубический массив выделяется среди низкой застройки. Недалеко отсюда, в пригороде, есть деревянная одноверхая церковь с тучными массами и красивого рисунка куполом, испорченного позднейшим железным покрытием.

В центре города, на главной улице-дороге, стоит Успенская каменная церковь, сооруженная в 1650–1653 г.г. – ровесница известных памятников архитектуры - храмов в Низкеничах и Богдана Хмельницкого в Субботове. В её архитектуре органично соединены формы Ренессанса и украинской архитектуры. На трёхчастном плане возвышаются бани ренессансных форм с фонариками. Рога Бабинца, главного помещения и граненой апсиды фиксируют широченные пилястры, а высокие наличники и белокаменные порталы окаймляют окна и двери. Внешне композиция, хоть и очень расчленена выделением из массива храма объемов Бабинца, нефа и алтаря, однако не теряет величия и монументальности благодаря удачным пропорциям объемов, а также контрасту деталей и большим плоскостям стен, на фоне которых выделяется белокаменная ренессансная резьба в народной интерпретации.

Когда мы говорим об аркадах-опасениях в украинской архитектуре, то в воображении возникают деревянные храмы с аркадой в нижнем ярусе. Но в Подгайцах в храме открытая аркада содержится не внизу, а в завершении; она опоясывает центральную и алтарную бани. Эта галерея служила оборонительной цели; следовательно, в данном случае использован редкий приём приспособления церкви к обороне. До нашего времени, очевидно, не сохранились постройки с аркадами в завершении, но в миниатюрах рукописей XIII–XIV в.в. и на иконах XV–XVI в.в. часто можно видеть церкви с таким завершением. Поэтому можно предполагать, что строитель Подгаецкой церкви подражал некоему архаическому образцу, до нас не дошедшему.

Войдем через главный вход и пройдем низенький ьабинец, потому что над ним – хоры, а выше – оборонительное помещение (которое могло быть и отдельной часовней), завершенное полусферической баней. Слева-портал скромных ренессансных форм; он ведет на лестницу в башню и на галерею-обход. Через широкую, но невысокую арку видно пространство средней бани, хорошо освещенное многими окнами. Первоначального иконостаса нет, поэтому интерьер кажется необычно бедным, но не лишенным строгой возвышенности. Отсутствие иконостаса компенсируют небольшие алтари со скульптурой XVIII в., которая установлена вместо первоначальной, сделанной одновременно с храмом. К счастью, эту скульптуру не уничтожили, а вынесли в башню, откуда она вывезена в музей украинского искусства в Киеве.

По памятникам Подгаецкой скульптуры можно проследить эволюцию этого вида искусства прогятом более ста лет. Скульптуры апостолов, выполненные в 1650-1653 г.г., обозначены народным характером не только по типажу, но и по художественным качествам, в них нет ничего рассчитанного на внешний эффект, неискреннего. Это как портреты украинских дедов, которым присуща житейская мудрость и высокие душевные качества. Рука мастера уверенно орудовала долотом, энергично придавая инертной массе такой живой и пластически прекрасной формы. Художнику близки народные одухотворенные образы старых людей, поэтому он так любовно и точно вырезал их. Христос на небольшом распятии не имеет ничего общего с каноническими изображениями. Это украинский крестьянин, которого и буквально, и в переносном смысле распинала шляхта. Может, перед глазами ремесленника, делавшего эту статуэтку, стояли виселицы и сваи с замученными польской шляхтой повстанцами.

Столетием позже принципы барочного искусства наложили яркую печать на резьбу. Позы становятся неправдоподобными и причудливыми, жесты – патетическими, выражения лиц – экзальтированными. Достаточно взглянуть на Давида, который, танцуя, поёт псалмы, чтобы увидеть, какие изменения к этому времени произошли в пластике. Большие идеи, глубокий внутренний смысл отходят на задний план, а на первое место выдвигается стремление к внешнему эффекту и позе. Удивительным диссонансом виртуозному мастерству резчиков XVII в. является скудность тем, отсутствие какой-либо идейности.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 марта 2025

Успенская церковь трехчастная, трёхкупольная, с квадратным нефом (7,85х7,85 м) и бабинцем (6,3х6,3 м) и граненым снаружи и круглым внутри (радиус 4 м) алтарем. Под бабинцем находится глубокий подвал, служивший складом товаров, над ним, на втором ярусе, – хоры, а на третьем – часовня. Все три купола со световыми фонариками. Высота интерьера до зенита среднего купола 20 м. Особенностью этого храма является уникальное в украинской архитектуре устройство на его крыше, выше венчающего карниза боевого обхода с аркадой. Подобные устройства встречаются на изображениях храмов в “Хронике Амартола”, исполненной в Киеве в 1280-1299 г.г.

Фасады церкви Успения оформлены пилястрами, а белокаменные порталы и обрамления окон – профилировкой и резьбой в стиле Возрождения. В ее архитектуре органично слиты приемы и формы ренессансной архитектуры (ордер, декоративные мотивы) с украинской (трехчастность плана, венчание куполами), что придает облику памятника неповторимое своеобразие. Интерьер впечатляет просторностью и светлостью, в нем доминирует высотно раскрытое пространство среднего купола. Его архитектурно-художественные достоинства дополняют прекрасная живопись иконостаса и выполненные с высоким профессиональным мастерством скульптуры киотов в стиле барокко (XVIII в.).

Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  12 марта 2025

Каменная церковь сооружалась в 1650-1653 г.г., расположена в историческом центре города и является архитектурным акцентом в его застройке. Церковь - трёхчастная, трёхбаневая. Нава и бабинец – квадратные в плане. Алтарь - граненый снаружи и полукруглый внутри. Бабинец имеет подвал, хоры и часовню над ними. Витая лестница на хоры и в часовню устроена в северной стене бабинца. В стенах нефа размещаются разгрузочные арки, которые с помощью сферических треугольных пандативов несут глухую сферическую баню. Первый ярус бабинца перекрыт крещатым сводом.

Особенностью храма является оборонительная галерея с аркадой, снаружи опоясывающей подбанники над навой и алтарем выше уровня карниза. Три бани имеют шлемообразные покрытия и декоративные фонарики с макушками. Внешний декор очень сдержанный, в ренессансных стилевых формах: пилястры, антаблемент, арочные окаймления окон на импостах, треугольные сандрики, порталы с белокаменным», резьбой и тому подобное. В интерьере сохранились настенные рисования, а также иконостас и резные киоты XVIII в.

Памятка каменная из камня-плитняка на известково-песчаном растворе, снаружи и внутри потинькована. Крыша и бани по деревянным стропилам и кружалам укрыты кровельной сталью. Достопримечательность является уникальным образцом церковного здания, приспособленного к обороне.

Вечерский В.В. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.