ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Борки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Борки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1797.
Год утраты:1939 (разобран на строительные материалы)
Адрес:
Россия, Саратовская область, Ртищевский район, с. Борки

Координаты: 52.061895, 44.112431 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото нач. 20 в. Источник - "Ртищевская энциклопедия" wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/Покровская_церковь_(Борки)<br>, Борки, Ртищевский район, Саратовская область
Фото нач. 20 в. Источник - "Ртищевская энциклопедия" wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/Покровская_церковь_(Борки)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  14 мая 2020

Двухпрестольная церковь с колокольней была построена в селе Борки Сердобского уезда в 1797 году на средства прихожан по храмозданной грамоте архиепископа Астраханского Платона, выданной 29 апреля 1796 года. Придел церкви был освящён 18 октября 1796 года во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

Прошение прихожан об освящении главного престола, по неизвестной причине, было отклонено саратовским архиереем Преосвященным Гаием (Токаовым). В 1808 году титулярный советник Яков Герасимович Кривский подал прошение об освящении церкви вновь назначенному епископу Пензенскому и Саратовскому Моисею (Близнецову-Платонову), которым 25 февраля 1809 года разрешено было освятить борковскую церковь и выдать освящённый антиминс. 3 мая 1809 года священнику села Борки П. Осипову освящённый антиминс был выдан под расписку. Главный престол храма освятили во имя Покрова Божией Матери.

В апреле 1878 года при Покровской церкви было открыто церковно-приходское попечительство под председательством крестьянина Семёна Кожевникова. Кроме непременных членов, в состав попечительства были избраны крестьяне села: С. Гараськин, А. Свирюнов, К. Кандранин, Д. Березин, Л. Земской, Ф. Андросов, Е. Исаев и Е. Рожков. В мае того же года попечительство провело небольшой ремонт церковной сторожки и усыпальницы на приходском кладбище. В 1891 году была построена новая каменная колокольня .

В 1909 году был избран новый состав церковно-приходского попечительства под председательством потомственного дворянина Николая Волкова. В 1913 году при церкви был учреждён кружок ревнителей православия.

Основным жертвователем Покровской церкви являлся действительный статский советник Павел Александрович Кривский. Так, в 1883 году он пожертвовал 100 рублей на ремонт церкви. В 1893 году Павел Александрович пожертвовал в церковь 100 рублей. В 1896 году он пожертвовал 3000 кирпича на ремонт церкви. В 1903 году — 50 рублей на постройку церковной ограды. Из местных помещиков жертвователями также были Пётр Александрович Ветчинин, пожертвовавший 100 рублей в 1900 году на обновление иконостаса и ремонт церкви, и вдова потомственного дворянина Мария Александровна Гоздаво-Голомбиевская, которая в 1904 году пожертвовала в церковь святое Евангелие, стоимостью 150 рублей, а в 1909 году — 150 рублей на украшение храма. Также из жертвователей известны: саратовская мещанка Раиса Красичкова, пожертвовавшая в 1884 году 5% билет первого внутреннего с выигрышами займа в 100 рублей, и крестьянин Андрей Кондрашёв, который в 1896 году пожертвовал по 9 пудов извести и алебастра на ремонт церкви. В 1895 году прихожане села Борки пожертвовали в свою приходскую церковь 612 рублей на обмен колокола на новый. В 1900 году на обновление иконостаса и ремонт церкви было пожертвовано 1700 рублей. В том же году прихожане пожертвовали в церковь плащаницу с гробницей, стоимостью 341 рубль.

За церковью числилось 63 десятины 228 кв. саженей пахотной и сенокосной земли.

21 августа 1936 года комиссией по осмотру здания церкви было установлено, что здание церкви сильно разрушилось и без её ремонта производить богослужения опасно, о чём был составлен акт. В акте, в частности, отмечалось что в главной части храма пришла в негодность штукатурка, веранды требовали капитального ремонта, пол при входе требовал полной замены, провисал потолок, требовалась перекладка печи и частичный ремонт кровли, а также отмечался уклон колокольни в 3-4 ярусах.

На основании осмотра церковь была закрыта. Верующие подали жалобу в Саратовский крайисполком о неправильном закрытии церкви, в которой, в частности, уведомляли о том, что к ремонту здания церкви они могут приступить только с 1 мая 1937 года. 10 ноября 1936 года из крайисполкома на имя председателя Салтыковского райисполкома Бахарева пришёл ответ на жалобу, в котором, в частности, говорилось:

Примите меры к возврату верующим <…> села Борков церкви, если здание её не угрожает обвалом. Для выполнения ремонта установите вполне достаточный срок, запрещение службы под предлогом невыполнения ремонта незаконно и без санкции Крайисполкома не может иметь место.

Жалоба верующих была рассмотрена 13 декабря 1936 года на заседании президиума Салтыковского райисполкома и оставлена без удовлетворения. Кроме того, для ремонта здания церкви был установлен срок в 4 месяца.

К 1939 году Покровская церковь была закрыта уже несколько лет. Из-за отсутствия средств здание не использовалось, как планировалось, на культурные нужды и пришло в состояние крайней ветхости. 6 декабря 1939 года Президиум Салтыковского райисполкома разрешил райфо продать здание бывшей церкви на строительство Салтыковской средней школы.

Покровская церковь была деревянной на каменном фундаменте, ошилёвана 25 мм досками, крыта железом; снаружи она была окрашена, внутри — оштукатурена. На 1896 год тёплым был только придел, к 1912 году — вся церковь. Отапливалась она утермарковской печью.

На начало 1800-х годов причт состоял из священника и пономаря. В конце 1890-х годов в штате причта состояли священник и два псаломщика, предполагалось к открытию дьяконское место; к 1912 году в штате состояли священник, дьякон и псаломщик.

 Ртищевская краеведческая энциклопедия 



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.