ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Осиново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Осиново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Петра и Павла
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1792 и 1802.
Адрес:
Украина, Луганская область, Новопсковский район, с. Осиново

Координаты: 49.555527, 39.08186



Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Осиново, Новопсковский район, Украина, Луганская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
2 ноября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Осиново, Новопсковский район, Украина, Луганская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 сентября 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Осиново, Новопсковский район, Украина, Луганская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
29 августа 1941
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко<br>, Осиново, Новопсковский район, Украина, Луганская область
Фото 1928 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 августа 2019

В начале своего существования церковь была деревянной. Известно, что каменный храм с тремя боковыми алтарями был построен в середине XVIII в. Существует версия, что церковь построена еще в 1756 г., а перестроена в конце XVIII в., о чём и остались официальные документы. В 1791 г. началось восстановление церкви. Причины разрушения достоверно неизвестны, однако считается, что это произошло из-за особенностей расположения сооружения (близ впадения реки Каменки в Айдар). Окончательное завершение строительства произошло в 1802 г.

Сохранилась грамота, выданная Преосвященным Иннокентием Воронежским, свидетельствующая: «По просьбе Беловодского округа слободы Осиново Успенская церковь, за её повреждением в фундаменте, стенах и своде разобрать. Нынешнюю её часть Успения Божией Матери, с двумя боковыми алтарями Святого Архистратига Михаила и Святого Николая Чудотворца с каменным зданием вновь построить, а третий придел во имя святых апостолов Петра и Павла, к сооружению новой церкви, оставить для богослужения».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Осиново Новопсковского района представляет собой лучший образец церковного зодчества эпохи барокко и классицизма. Это одна из трех церквей, сохранившихся до сегодняшнего дня. Подобные есть в Воронеже и Москве. Согласно легендам, сюда приходили молиться Григорий Сковорода, Кондратий Рылеев и святой Дмитрий Горский.

Село Осиново Новопсковского района одно из старейших поселений на Луганщине. Раньше здесь была слобода Осиновая, что относилась к Острогожскому казачьему полку. Первые упоминания о поселении относятся к 17 в. Остатки казацкой заставы до сих пор можно увидеть на горе, окружающей деревню. Вероятно, именно в те времена и построили Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первоначально храм был деревянным, потом его построили из известняка. Церковь находилась между рекой Айдар и его притоком Каменкой. Из-за постоянного движения почвы в междуречье здание стало разрушаться. Новую, каменную церковь начали восстанавливать в конце 18 в. Технические средства не были такими совершенными, как сейчас, поэтому закончили строительство лишь через десять лет, в 1802 г.

Начинали строить церковь в стиле барокко. Этот стиль культивировала Екатерина II. Признаки стиля - богатство, роскошь, причудливые формы. Заканчивали строительство уже в стиле классицизма. Его внедрял в жизнь сын императрицы Павел I. Заимствован этот стиль в античном искусстве, классицизм стремится к гармонии и строгой четкости форм.

О человеке, который построил церковь, мало что известно. Исследователи считают, что это был тульский мастер Кудрявцев, который учился у лучших зодчих Москвы. Он сумел соединить в своем творении красоту от барокко и гармонию линий от классицизма. Мастер украсил здание декоративными элементами и лепниной. Стены окружил фризом в виде ленты. Тридцатиметровый купол возвышается над головой без колонн. И святые, нарисованные на нём неизвестным живописцем, словно парят в небе над человеческими головами. Некоторые росписи церкви сохранились еще с 19 в. Внешне же паломников встречает фасад из дорийских портиков с нишами. Объединение двух направлений искусства создали неповторимый и монументальный ансамбль, особенно оригинальный для сельского храма.

Гарий Власюк, историк, рассказывает: «Вот эти два направления чудесным образом переплелись во внешнем облике и интерьере церкви. Они создают тот неповторимый образ храма, равного которому нет не только у нас на Луганщине, но и на значительной территории Украины. Храмов, подобных этому, не более трёх. Острогожский в Воронежской губернии, другой в Москве и третий здесь, в Осиновом».

По преданию, в церкви молился известный украинский философ Григорий Сковорода. Он гостил в этих краях у своего товарища - полковника Тевяшова. Впоследствии этими землями владели русские князья Раевские, которые посещал декабрист и писатель Кондратий Рылеев. В гражданскую войну в этих краях действовала банда Каменева, отколовшаяся от отряда Нестора Махно. Опричники отличались особыми зверствами и оставили свой след в истории Успенской церкви

Осенью 1919 г. коммунисты проводили митинг в честь годовщины революции в центре села. Вдруг оттуда на них налетела банда Каменева, известная своими бесчинствами в этих краях. Большевики решили укрыться в церкви. Они залезли на высокую церковную звонницу и отстреливались от бандитов оттуда. Озлобленные каменевцы выломали двери церкви, вывели людей на площадь и расстреляли. От советских времен здесь стоит памятник, посвященный погибшим большевикам.

Есть в церкви и собственный святой. Его мощи хранят на самом почетном месте. Рассказывают, что жил в слободе Осиново ткач Дмитрий. Однажды он поссорился с отцом и ударил его. Потом раскаялся в своем поступке и отрубил себе руку, стал отшельником и жил в пещере. Крестьяне уважали его за аскетический образ жизни и стойкость веры. Дмитрия, прозванного Горским, сейчас собираются канонизировать, говорят, его мощи исцеляют людей. Старинное здание имеет большое значение для верующих не только из-за святого. Церковь называют «намоленной», так как тысячи человеческих душ двести лет получали здесь прощение и благословение.

Как отметил Константин Церцвадзе, председатель областной организации Туристических ассоциаций Украины: «Особенно для церкви, которая в селе, это скорее исключения из правил, чем правило. Огромных размеров прекрасная церковь, на мой взгляд, это то, что стоит посмотреть луганчанам и гордиться тем, что мы имеем такое прекрасное архитектурное наследие, чтобы показать гостям области».

В церкви Успения Пресвятой Богородицы проводили службы до 1934 г. Пока советская власть, объявившая религию вне закона, не превратила храм в зернохранилище. Оттуда исчез уникальный пятнадцатиметровый иконостас, много старинных икон, колокола переплавили на пули. Открыли церковь немцы, и уже после Великой победы люди стали ходить молиться сюда. Понемногу реставрируют фрески. Два года назад над селом наконец зазвучали колокола. Жители окрестных деревень считают церковь главной своей святыней. Подтверждают это и специалисты. Успенская церковь внесена в реестр памятников национального значения. А такая роспись и архитектура не сохранилась нигде в стране.

http://viy48.io.ua/s1257718/diva_luganshchini_namolennaya_uspenskaya_cerkov_v_sele_osinovom


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 сентября 2020

Церковь каменная крепкая, постройкой окончена и освещена в 1802 году. К продолжении служения опасности никакой не имеет. Сосуды сребрянные, книг полный круг имеется и недостатка нет. При церкви каменная колокольня на ней колоколов 6, в них весу : В первом – 120 пудов и 28 фунтов, во 2-м - 56 пудов и 30 фунтов, в 3 – 25 пудов, в 4 – 11 пудов, в 5 - 3 пуда, в 6 – 32 фунта. Ограда каменная с деревянною решеткою.

Церкви и имуществу ее запись имеется, ризницы в смотрении диакона Попова и находится вся в целости. Церковная сумма хранится в алтаре, в сундуке за замком и печатью, под наблюдением старосты церковного и священно и церковнослужителей. в приходе вступаемые и в расход употребляемы деньги в шнуро запечатанные Книги записываются верно и будущего 1826 года к январю месяцу за расходом к остатку 14 рублей 93 копейки.

Метрические книги с 1780 года исключая 1783 по 1725 год, исповедные росписи писались с 1821 по 1820 год имеются равно и ревизские сказки 5,6 и 7 ревизии хранятся в церкви в переплете.

Отведенной подцерковной земли пахотной и сенокосной не только законным но и никаким порядком не имеется для священно и церковно служителей домой, земли отведенной так же не имеется, а жительства они имеют в собственно своих. Лавок церковных близ церковной ограды с южной стороны деревянных 10 и близ оных 4 амбара деревянных же. Земли же лесов, садов, мельниц, пчелы и прочих угодий никаких не имеется.

Прихожане: слобода Осинова военных двор - 1, 1 муж., 1 жен. Статских дворов - 5, 5 муж., 17 жен., при них дворовых людей 24 муж 41 жен. Войсковых обывателей дворов - 174, 606 муж., 664 жен. К той же Успенской церкви принадлежат хутора: Макортетин – в нем войсковых жителей дворов - 32, 171 муж., 164 жен.; Бутков – в нем войсковых жителей дворов - 7, 44 муж., 39 жен.; Студенецкий – в нем жительствует помещик коллежский асессор Виктор Тимошенков, двор - 1, муж. 1, жен. 1. При них малороссийских крестьян – 41 двор, 157 муж., 133 жен. Итого приходских дворов - 261, 1007 муж., 1040 жен.

Документы из истории Осиновой, 1825 год.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  23 сентября 2020

По правом берегу Айдара тянутся гряды гор, прерывисто каменистых и меловых, кой где и поныне покрытых лесом, а левый берег отлогий, с прекрасными лугами и хлебородной почвой. Однако первые поселенцы осиновой и хуторов ее: Рогова, Писаревки и других, переселились на правом берегу Айдары, под прикрытием гор, лесов и вод. Это одно показывает, что Осиновая населена черкасами не позже, как в конце XVII столетия, тогда как столько страшны были ногайцы и крымцы. О том, что она была в составе поселений Острогожского казачьего полка, мы уже сказали. Поныне еще видны в ней следы валов и рвов – остатки бывшей крепости, и по старым актам она называется городком осиновым и сотенным местечком.

Еще прежде, чем явились здесь черкасы, уже существовал здесь Осиновый острог: «Лета 7152 Нояб. 20 (1643 г.) по Государеву Цареву и В.К. Михаила Федоровича всея России указу Усердским станичным головам, ездоком и вожем, ездити одною дорогод вниз по р. сосоне к Дону, а другою до осинова острогу; а перезжати им Калмиускую дорогу». Так говорит Московсконе распоряжение. Этого острога не следует искать, как ищут иные, на р. Осколе, там, где слобода Новоосиновая, иначе Усердские станичники, спускаясь вниз по Осколу, нигде бы не видали Калмиусской дороги, которая перебрасывалась чрез Донец близ устья р. боровой. Этот осиновый острог был именно на Айдаре, там, где местность удержала название Осиновой и по поселении черкасов. Только этот острог был верстою ниже Черкасского городка по р. Айдару и находился на крутой, едва доступной горе. На его-то месте жил и подвизался раб Божий Димитрий Горский.

Ныне в Осиновой два храма – Успенский и Вознесенский. Был ли храм в Московском Осиновом острожке – неизвестно. Первый Успенский храм в Черкасском городке без сомнения был современен городку и конечно был деревянный: так бывало у Черкасов везде. Не позже средины XVIII столетия построен был здесь уже каменный Успенский храм с тремя приделами. На это указывает, как увидим, надпись на Евангелии храма.

Храмозданная грамота 1791 года, данная Преосвященным Иннокентием Воронежским, говорит: «По прошению Беловодского округа слободы Осиновой Успенские церкви приходских людей, благословляем мы означенную Успенскую церковь, за ее повреждением в фундаменте и стенах и склонностью к падению, разобрать, а на том же месте, на левую сторону с прибавкою места, в то же самое наименование - настоящую в честь Успения Божией Матери, с двумя приделами Св. Архистратига Михаила и Св. Николая Чудотворца, каменным же зданием вновь построить; а третий придел, имеющийся в правой стороне, во имя Св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, до сооружения новой церкви, оставить для служения». Перестроенный храм освящён был, по грамоте Христофора Епископа Харьковского, в 1802 году. В нынешнем виде храм этот изумляет смелостью своей постройки: громадный купол его опирается только на стенах, но ни одного столба нет в храме.

Книги Успенского храма: 1). Евангелие, Киевской печати 1697 года, с надписью: «1754 года месяца июля 16 дня, сия книга – Воронежской епархии Острогожского полку Бахмутского Заказа, слободы Осиновой Луки, что на реке Айдаре, церкви собора Архистратига Михаила; куплена Изюмского полку у Тихона Купянского крамаря за церковные деньги, ценою за 20 рублей, прежними годами; в том, верности ради, подписал Осиновский Священник Пётр, Григорьев сын, Вертоловский». Слова: «прежними годами» показывают, что 1754 год был только годом надписи, а покупка книги принадлежала к прежним годам. 2). Минеи служебные в 12 книгах, М.п. 1747 года; Служебник, Черниговской печати 1747 года; Требник, М.п. 1750 года; Устав, Московской печати 1752 года.

Вознесенский деревянный храм построен в 1789 году на место прежнего обветшалого; так говорит храмозданная грамота. Прежний храм, по преданию, строен был заботливостью Священника Успенской церкви Семена Войтова, перешедшего в новый сей приход. Нынешний храм, по ветхости его, с 1848 года запечатан и в 1851 году перестраивается. Книги храма: Служебник, Киевской печати 1734 года; Цветная Триодь, Московской печати 1759 года.

Бедствия прихожан: а) Голод 1833 года, какого не помнили старики; б) холера, от которой в 1831 году умерло в Успенском приходе 20 человек, в Вознесенском 36; в 1848 году с июня по август в 1-м приходе умерло 119, во втором – 67 человек; в) цинга 1849 года, похитившая в Вознесенском приходе 26 муж., 64 жен.; в Успенском 30 муж., 50 жен.

Историко-статистическое описание Харьковской епархии. 1857 год.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.