До 1962 года в центре Питешти охранялся старый собор Святителя Николая. Место, известное как Часовая церковь, после часов, установленных на колокольне, на протяжении многих лет было одной из самых богатых церквей города. Однако в последней части своего существования бедное поселение, состоящее всего из 20 прихожан, прибыло и печально закончилось под коммунистическими танками по причинам городской реконструкции.
Построенный в 1812 году на пересечении старых улиц Шербан-Водэ с г-жой Белашей, вместо старой церкви XVIII века, которая была разрушена в результате землетрясения 1802 года, бывшая церковь Свт. Николая в центре Питешти пострадала от пожара 1848 года, в котором сгорела часть городских зданий. Однако это был третий раз в резиденции во время правления Александру Иоан Куза. В течение многих лет это место было одной из самых богатых церквей города. «Cafe de France» и «Hala de Bere» (Зал Пива) приносили стабильные доходы Никольской церкви. Два столетия назад церковь обладала внушительным имущественным достоянием: семь земель с земельным участком (очень долгосрочная аренда, в течение которых арендодатель пользовался всеми правами собственности) на улицах Братяну, Ласкар-Катарджиу и Фантани и две другие земли от центра города, позже пройденный мэрией в открытом доступе. Кроме того, он владел четырьмя магазинами в центре Питешти, которые были сданы в аренду торговцам. Это после того, как ранее владели крупной собственностью в деревне Джамена, район Ватэшешти.
Благодаря различным пожертвованиям, сделанным прихожанами, дом также включал некоторые важные движимые товары, в том числе часы, подаренные в 1873 году фармацевтом Стефаном Бабичем, которые должны были быть установлены на колокольне и соединенные с церковным колоколом, и паникадило, пожертвованное королём Каролем I со следующей надписью: «Поклоняйся церкви города Питешти с посвящением Святителя и Чудотворца Николая, Карола I Румынии, этот аромат в память о днях 9 мая 1866 года, 10 мая 1878 года и дня 14 декабря 1877 года, дня его возвращения домой после поражения в Болгарии». Кроме того, в здании был целый ряд ценных предметов культа, которые впоследствии поступили в различные музейные коллекции.
«В какой-то момент, действительно, во второй половине XIX века эта церковь была одной из самых богатых, потому что среди ее прихожан были самые богатые горожане. Именно так они пришли в свои коммерческие помещения, чтобы жить на их аренде», - объясняет Адевэрул, директор Филармонии Питешти и бывший директор культурного центра Питешти Жан Думитрашку.
«Церковь получила самые высокие доходы после аренды магазинов, особенно от аренды ресторана «Кафе де Франс», а затем «Зала пива». В 1879 году были сделаны инвестиции в церковный магазин «Кафе де Франс». Большую часть времени жильцы были неловкими и старались не платить арендную плату церкви, потому что некоторые павильоны имели совершенно справедливую старую большую крышу, через которую высыпались вода и снег. Чтобы вернуть просроченную арендную плату, священник Матееску обратился со временем в суд для разрешения этих споров», - объясняет историк Аурел Раду, который исследовал архивные фонды церкви Свт. Николая и епископства Аргеш, которые хранят архивы граждан графства Арджеш.
Первый звуковой кинотеатр в Питешти работал в здании, принадлежащем церкви Свт. Николая.
Со временем в этом приюте осталось несколько прихожан, не более 100 семей, по-настоящему богатых, но мало вовлеченных в жизнь церкви. Церковь была «собором» города, но позже стала филиалом Георгиевской церкви. Однако на протяжении многих лет владельцы домов выкупали часть земли с эмбатиками, и в 1915 году, когда церковь достигла прихода, в этом месте все еще был один этаж, который, тем не менее, приносил постоянный годовой доход. В 1915 году церковь стала приходской . «Этот магазин арендовался через периодические аукционы, которые использовались как: пивоварня, кафе, ресторан, кондитерская, и с 1930-х годов он был преобразован Георгием Галлем, владельцем кинотеатра Aquila, в первый кинотеатр в Питешти. Хотя священники часто жаловались на недостаточный доход, полученный церковью, с течением времени все еще оставался годовой финансовый избыток, который вкладывался в облигации, размещенные в разных банковских учреждениях. Кондитерская Секэреску работала в одном из помещений, принадлежащих церкви.
Начало ХХ века было для церкви Свт. Николая и началом конца. «Его прихожане сбежали, в других районах города появились другие состоятельные люди. Церковь пострадала, в какой-то момент она была подчинена соседней Георгиевской церкви. Вероятно, это считал также священник, который не сделал свою работу. Есть документы, в которых говорится о том, что одновременно осталось только 20 прихожан. Несомненно, что в связи с финансовыми проблемами в 1910 году церковь Свт. Николая продаёт ратуше два здания на улице Плевней, а в 1922 году - зал с пивом. Было ли какое-то проклятие?... Мне сегодня кажется странным, что церковные рестораны управляли финансовыми инвестициями и продавали старые кресты... во время правления священника Думитру Анжелеску (1901-1935)» - говорит бывший директор культурного центра Питешти Жан Думитрашку. Инфляция повлияла на богатство этого места.
Фактически, именно финансовый кризис серьезно повлиял на место, доходы которого были в облигациях, депонированных в банках. «С наступлением мирового финансового кризиса 1929–1933 годов финансовые вклады были заблокированы и неизбежно обесценились из-за инфляции. Чтобы покрыть неотложные расходы по восстановлению церкви, приходские священники обратились за финансовой поддержкой от прихожан или государственных органов, главным образом от Министерства культов и от мэрии Питешти, и меньше к его банковским вкладам », - объясняет историк Аурел Раду.
В 1936 году Параскив Попеску, священник в то время, описал старую церковь следующим образом: «Слишком грустно говорить о появлении церкви Святого Николая, центральной церкви, расположенной в положении самой красивой. Какой поразительный контраст между его географическим положением и её скромным, бедным, слишком бедным и заброшенным видом. Большинство верующих в этой церкви не видят ничего, кроме мимолетного накопления богатства». По словам священника, был разительный контраст с всё ещё очевидным благополучием её немногих прихожан, которые меньше заботились о святом.
«Приход церкви Святого Николая состоит из только 89 семей, которые не могут похвастаться этим с религиозно-нравственной точки зрения, потому что все усилия, которые я приложил в течение одного года с момента моего прихода в эту церковь, - проповеди, хорошо изученные и хорошо поющие. Теперь я стремлюсь создать небольшой хор - я всё ещё мог бы направить их на путь Церкви, лишь немногие [...] в тайну этого холода не трудно проникнуть, если мы говорим, что большинство верующих этой церкви устоялись с материальной точки зрения, и я не вижу ничего, кроме накопления преходящего богатства, тогда как вечное, либо я это понимаю, либо я не понимаю, но я не агонизирую это» - заявил в 1936 году священник Параскив Попеску, цитируемый из архива историком Аурелем Раду.
Хотя в 1955 году решением Совета министров церковь Свт. Николая была включена в список исторических памятников Румынии, другим решением Совета министров, вынесенным семь лет спустя, в апреле 1962 года, и подписанным президентом Г.Х. Маурером, было решено исключить её из списка исторических памятников, и Департамент культов одобрил её снос. В июле 1962 годаздание через три часа исчезло с лица Земли с помощью советского танка перед тысячами людей на улице. «В Питешти существует дурная традиция сноса церквей, первая из которых была стёрта с лица Земли, на которой изображен эскиз Булиги, чтобы построить штаб-квартиру префектуры Арджеш, в конце 9-го века снос, который имел очередь министра Спиру Харетта , а затем возьмите Ионеску. Так, в 1962 году коммунисты во имя систематизации были вдохновлены либералами. Это была не политика сноса, иначе никто бы не выдержал. Даже коммунистический ад не был таким черным», - говорит Жан Думитрашку.
От прежней церкви сегодня осталось лишь несколько предметов: часы в башне и разбитое писание (мраморная доска над входом), переданные в краеведческий музей Арджеш, паникадило, переданное королем Каролом I, и колокол - в церкви в деревне Энкулешти - Валя Маре; королевские подсвечники - у церкви Святой Троицы в Питешти и еще один колокол, второй, у церкви в деревне Поду Броштень - Костешть.
10 лет назад на месте, где когда-то стояла Никольская церковь, были проведены некоторые археологические раскопки, но они не выявили впечатляющих вещей. «К сожалению, ничего не актуально. Я надеялся, что летом 2007 года будут сделаны открытия, цель мэрии Питешти заключается в том, чтобы покрыть ее стеклянным тротуаром ... Этого не должно быть», - заключает бывший директор культурного центра Питешти Жан Думитрашку.