ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сумы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Богородицкая церковь на Холодной горе


Сумы. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1815.
Год утраты:приблизительно 1933 (взорвана)
Адрес:
Украина, г. Сумы, площадь Горького, д. 5

Координаты: 50.918781, 34.798157
Проезд:на месте церкви Рождества Пресвятой Богородицы построен ДК им. Фрунзе.



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Бородицкая церковь до революции. Внешний облик Богородицкого храма во всех деталях до нас не дошёл - на старом снимке Холодной горы виден только его силуэт. Фото сильно увеличено. <br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Бородицкая церковь до революции. Внешний облик Богородицкого храма во всех деталях до нас не дошёл - на старом снимке Холодной горы виден только его силуэт. Фото сильно увеличено.
Елена Григорьева
1 июня 1901
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Район Холодной горы и Богородицкая церковь. Архивное фото.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Район Холодной горы и Богородицкая церковь. Архивное фото.
Елена Григорьева
1 июня 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  8 июля 2019

Церковь Рождества Богородицы не была в числе самых древних храмов города. По церковным актам, она была освящена в 1681 г. и находилась на Холодной горе, на том месте, где сейчас стоит ДК СНПО им. Фрунзе. Для сравнения: строительство сохраненной Воскресенской церкви датируется также ХVII - началом ХVIII в. Итак, в конце ХVII в. храм на том же месте уже был, и освятил его протоиерей Спасо-Преображенского собора Емельян Среда. Нужно сказать, что основатели города Герасим и Андрей Кондратьевы много внимания уделяли строительству храмов в Сумах, и есть основания предполагать, что благотворителем храма Рождества Богородицы был именно Андрей Кондратьев. Он основал при храме и школу. При храме был архив, который составляли уникальные документы по истории Сум - царские грамоты, указы сумских полковников и т.д. После закрытия храма архив передали в Сумский государственный архив, который погиб во время Великой Отечественной войны.

Эта церковь упомянута в царской грамоте на его имя от 26 апреля 1703 г. в числе его имений: "На посту города Сумину в церкви Рождества пресвятой Богородицы двор, что купленный у Тимки, и двор на новом месте, на взгорье". Первым священником был Филипп Ольховский, посвящен в 1743 г., а в 1749 г. назначен вторым штатным священником Богородицкой церкви. Все священники при церкви Пресвятой Богородицы были из фамилии Ольховских. Они владели участком земли - пустынью Ольховской, которая была рядом с храмом. Метрические книги и исповедные росписи начинаются с 1735 г.

В 1807 г. священник церкви Дмитрий Ольховский начал убеждать прихожан "к учреждению нового храма". Суммы тогда были уездным городом Харьковской губернии, поэтому такие вопросы решались долго. Благословение о закладке новой церкви архиепископ харьковский преосвященный Христофор Сулима дал в 1808 г. Строительство продолжалось около 13 лет (из одних источников), а в книге Александра Сотника «Православная Сумщина» приведена дата окончания строительства - 1815 г. Строился храм, как указывают источники, «стараниями причта и прихожан». Следовательно, есть все основания предполагать, что храм достраивали достаточно долго. Известно, что особые старания для завершения строительства приложили купцы Ишунины - Федор и его сын Александр. Федор Ишунин был церковным старостой храма в течение 12 лет. За три года он собрал больше четырех тысяч рублей (для примера: за 40 копеек можно было купить 16 кг соли). На протяжении 12 лет был церковным старостой и «неутомимыми трудами и стараниями к церкви Божьей» он более, чем другие, оставил по себе добрую память в народе. Затем его сменил Алексей Ишунин, который исполнял обязанности старосты 22 года и в 1846 г. получил серебряную медаль «за труды по церкви» на Аннинской ленте. Купец Алексей Ишунин, церковный староста, сын бывшего строителя и благодетеля этой церкви, в полной мере унаследовал добрые качества отца. Он тоже всю свою жизнь посвятил служению Богу и церкви и излишки своих трудов отдавал в пользу храма. В бытность его старостой церковь была украшена и обеспечена разной утварью и богатой плащаницей. Богатство было видно во всем: в сосудах, в ризнице, в иконах. Не было ни одной вещи в церкви, которую бы не приобрели или сделали благодаря его усилиям! Алексей Ишунин служил храму свыше 22-х лет и за это время приобрел для церкви разной утвари «на собственный капитал в сумме 2168 руб. 32 копейки серебром».

В наше время, когда строительство могут начать ударными темпами и покинуть из-за изменившихся обстоятельств, стоит задуматься, сколько целеустремленности и спокойного упорства требовалось для строительства такого храма и дальнейшее его содержание. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы не была самым старым из сумских храмов. Но, по воспоминаниям современников, она была самой красивой церковью города на то время. Хотя нужно отметить, что изначально храм был построен «на посадке», то есть за пределами городских стен. Несмотря на перестройки, храм связан с историей города. В 1702 г. для освящения Воскресенской церкви оттуда была взята часть церковной утвари. Эту церковь посещали тысячи сумчан. В начале ХХ в. храм насчитывал 1772 прихожан мужского пола и 1795 женского, уступая по величине только приходу Пророко-Ильинской церкви на Засумке. Кондратьевы, Ишунины, ещё много неизвестных сделали своё дело и ушли. В годы революции храм почти не функционировал. В прессе тех лет есть сообщения о том, что прихожанин не мог найти священника, чтобы окрестить ребенка.

В 1930-х г.г. началось планомерное уничтожение храмов и других культурных сооружений, очередь дошла и до церкви Рождества Богородицы. Сумчане рассказывали, что взорвать храм удалось лишь со второй попытки - здание было построено на совесть. "Первый раз завезли несколько подвод взрывчатки, заложили, шарахнулись на весь город". Но подготовленных подрывников, наверное, тогда не было, поэтому первый взрыв только привлек к себе внимание местных жителей. В стенах храма образовались трещины, но он устоял. Вторым взрывом, более мощным, строение все-таки разрушили. Стены и купола храма больше не украшали Холодную гору, но его подвалы просуществовали еще несколько десятков лет - их ликвидировали только после Великой Отечественной. От церкви ничего не осталось.

Богородицкая церковь была снесена советской властью. Всё имущество было разграблено и частично уничтожено. Когда на месте храма построили Дворец культуры, в новеньком здании по стене сразу же пошла трещина. Верующие увидели в этом знак и стали обходить новое здание стороной. Построили ДК к 1953 г. руками заключенных, которые трудились за высоким дощатым забором с колючей проволокой и сторожевыми вышками по углам. Горожане долгое время не отваживались не то чтобы зайти - даже подойти к этому Дворцу!

В 2005 г. высокопреосвященнейшим Марком, архиепископом Сумским и Ахтырским, была освящена часовня в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которая была построена по инициативе и при содействии СНПО им. Фрунзе на месте и в память разрушенного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Внешний облик Богородицкого храма во всех деталях до нас не дошёл - на старом снимке Холодной горы виден только его силуэт.

http://www.shans.com.ua/?in=15&ir=19&m=nr; http://istoriya.soippo.edu.ua/index.php?title=Втрачені_храми_міста_Суми


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 ноября 2020

Прежде существующей каменной церкви Рождества Богородицы, была в городе Сумах «на посаде» деревянная, - которая по актам, хранящимся в соборной церковной ризнице, освящена была в 1681 году. В 1702 году к освящению сумской Воскресенской церкви, по просьбе полковника Андрея Кондратьева, брата была из Рождественской церкви некоторая утварь, как это известно из указа Консистории 1732 года. В царской грамоте от 26 апреля 1703 года, данной полковнику Андрею Герасимовичу Кондратьеву, между имениями сего полковника упоминается: «на посаде города Сумина у церкви Рождества Пресвятой Богородицы двор, что куплен у Тимка, да подворок на новом месте на косогоре подле Семеновской Солодовни Мельникова». То и другое дает право думать, что старому храму Рождества Богородицы был благотворителем полковник Андрей Кондратьев. По переписи 1732 года видим при этом храме школу.

В 1807 году священник Димитрий Ольховский, движимый любовью к Богу и усердием к храму Божьему, стал понуждать прихожан к основанию нового храма; по прошению его и прихожан, Преосвященный Христофор Сулима в 1808 году благословил заложить каменную церковь. Постройка сей церкви продолжалась, при преемнике Димитрия священнике (с 1813 года) Иоанне Ольховском, 8 лет, и могла бы продлиться очень долго, если бы купец Федор Ишунин не приложил особенного старания об окончании. Сей достопамятный муж был в то время церковным старостою, и очень много способствовал к построению храма, так что в одно трехлетие по его старанию собрано более 4 000 рублей серебром. Быв 12 лет в должности церковного старосты, неутомимыми трудами своими и усердием к церкви Божьей Ишунин более всех оставил по себе память и доброе имя в народе.

Купец Алексей Ишунин, церковный староста, сын бывшего строителя и благодетеля сей церкви, - вполне наследовал добрые качества отца. Он всю жизнь свою посвятил собственно на служение Богу и храму, и избытки трудов своих отдает в пользу храма. Со времени вступления его в должность старосты, тщанием его церковь украшена и снабжена разною утварью и богатою плащаницею; везде видно благолепие, в сосудах, в ризнице, в иконах. Нет ни одной вещи принадлежавшей церкви, которая не была бы сделана или от его собственности или по его старанию. Он служит храму уже 22 года и в это время приобретено в церковь разной утвари на собственный его капитал на 2 168 рублей 32 ½ копейки серебром. За таковое усердное старание по церкви получил он в 1846 году серебряную медаль на Аннинской ленте.

Замечательные книги храма: а) требник, М.п. на 5 году царствования Феодора Алексеевича, т.е. 1681 года с надписью: «сия книга Сумского Воскресенского священника Антония Антоновича, а надана от его невестки Антоновой в Сумскую церковь Рождественскую»; б) евангелие М.п. 1733 года; в) Последование молеб. пений, М.п. 1709 года; г) минеи служебные в 12 книгах М.п. 1724 года. На январской минеи надпись: «сия книга минея куплена в городе Сумах за 2 рубля 50 копеек, а обменила сумская жителька вдова Анна Емельянова ткачиха цыбиха ко храму Сумскому Рождества Пресвятой Богородицы за отпущение грехов». На апрельской минеи надпись: «1739 г. сию книгу обменил во граде Сумах уезду Сумского, села Горнов Алексей Андреевич Гуль за должные деньги жителю сумскому Захарию Дюденке, ко храму Рождества Пресвятой Богородицы». На всех других, за исключением ноября, надпись: «куплена во граде Москве, дано 2 р. 25 к., в городе Сумы ко храму Рождества Пресвятой Богородицы, тщанием тояж церкви иерея Михаила Корнильевича Яценкова, а куплена сия книга от подаяния». д) Минея на месяц ноябрь 1692 года с надписью: «сия книга церкви соборной Опошнянской»; е) Акафисты и каноны. К.п. 1733 г. с надписью: «сия книга тщанием иерея недостойного Михаила куплена от подаяния христолюбивых христиан ко храму Пресвятой Богородицы»; ж) требник М.п. 1732 года; з) триодь постная 1742 г.; и) служебник Черниговской п. 1747 г. с надписью: «дана сия книга ко храму Рождества Пресвятой Богородицы от сумского жителя Иоанна и жены его Агафии Лаврентьевых»; и) устав М.п. 1759 г. с надписью: «дан Евстафием Федоровым Быковцевым 1759 г. при бытности священника Филиппа Емельяновича Ольховського».

Метрические книги и исповедные росписи начинаются с 1743 года по 1829 год были из фамилии Ольховских, следовавшие один за другим непрерывно. Они владели участком земли – пустынью Ольховскою. Из них особенное усердие оказывал к храму Димитрий Ольховский, храмоздатель нынешнего храма.

«Историко-статистическое описание Харьковской епархии. 1857 г.»



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.