ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сумы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Сумы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1783 и 1790.
Год утраты:1932
Адрес:
Украина, Сумская обл., г. Сумы, Красная пл.

Координаты: 50.907423, 34.797177
Проезд:троллейбусом № 4, 8, 14 и маршрутным такси № 4, 12, 15, 20, 62 до остановки "площадь Покровская"



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Митинг на Красной площади на фоне храма, 1924 г.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Митинг на Красной площади на фоне храма, 1924 г.
Елена Григорьева
1 мая 1924
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1916 г.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Частная коллекция. Фото 1916 г.
Михаил Мещанинов
1 января 1916
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1914 г.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фото 1914 г.
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Источник: http://otkudarodom.ua<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фото Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Источник: http://otkudarodom.ua
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото 1914 г. Источник: http://otkudarodom.ua<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фото 1914 г. Источник: http://otkudarodom.ua
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровская площадь и храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Сумы, 1900 г.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Покровская площадь и храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Сумы, 1900 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Общий вид церкви с колокольней с востока, фото начала ХХ в.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Общий вид церкви с колокольней с востока, фото начала ХХ в.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Завершения Покровской церкви<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Завершения Покровской церкви
Елена Григорьева
1 июня 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Сумы. Покровская площадь. Колокольня Покровской церкви. Дореволюционная почтовая открытка<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Сумы. Покровская площадь. Колокольня Покровской церкви. Дореволюционная почтовая открытка
Елена Григорьева
1 июня 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровская церковь.Построена в 1783-1790 годах.Источник:http://www.etoretro.ru/pic19573.<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Покровская церковь.Построена в 1783-1790 годах.Источник:http://www.etoretro.ru/pic19573.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фундамент Покровской церкви<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фундамент Покровской церкви
Dmitry N.
26 июня 2010
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Памятный знак на месте разрушенной церкви<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Памятный знак на месте разрушенной церкви
Dmitry N.
7 августа 2016
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фундамент Покровской церкви<br>, Сумы, Сумы, город, Украина, Сумская область
Фундамент Покровской церкви
Dmitry N.
26 июня 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 апреля 2019

По традиции, берущей своё начало от Сумского слободского полка, храм Покрова Пресвятой Богородицы был полковой церковью расквартированных в городе военных: сначала Сумского гусарского полка, прославившегося своими героями в Отечественную войну 1812 г., а позже - 10-го драгунского Новгородского полка, который до Первой мировой располагался в городе.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы находилась возле нынешнего ЦУМа, недалеко от недавно построенного «Пассажа». Об этой церкви известно, что она была заложена в 1783 г., а уже через семь лет, в 1790 г. - освящена. Строилась она в основном на «иждивения» Феофана Федоровского, архимандрита Святогорского монастыря, который перед тем был священником и протоиереем этой церкви. Неоценимую помощь в строительстве оказали также «почетные сумские граждане».

До того как построили каменный храм, уже были две церкви Покрова Богородицы и обе деревянные. Первая существовала до 1732 г. Об этом говорит указ того же года о построении нового храма. Но когда возвели первый - неизвестно. Из переписи 1732 г. следует, что «при Покровском храме были священник, школа и госпиталь (богадельня)». Покровская церковь была полковым храмом Сумского Слободского казачьего полка, а с 1765 г. - Сумского гусарского полка. После перевода полка в Москву, он оставался гарнизонным храмом г. Сумы вплоть до 1917 г. Также известно, что рядом с Покровской церковью существовал Введенский храм, который был придельным. То есть, несмотря на то что он имел своих прихожан, все же находился на попечении у Покровской церкви. А в 1821 г. здесь же была построена колокольня с теплым храмом. Это строительство было приурочено ко Введению Пресвятой Богородицы во храм.

Интересна история этого строительства. Там, где сейчас расположен Пантелеймоновский монастырь, ещё в 1868 г. прихожанам было разрешено разобрать каменный Архангельский храм, который находился на его территории. И только через тринадцать лет, в 1821 г., из камня было «дозволено» построить эту самую колокольню с теплым храмом. Почему всё так долго тянулось? На этот счет есть разные мнения. Одно из них очень даже прозаическое. Как раз в то время вышел указ о том, что все церкви должны строиться по типовому проекту. В связи с этим было даже приостановлено строительство Ильинской церкви, которая строилась по индивидуальному проекту. Может, из-за этого и не давали разрешения на строительство колокольни. Но это только предположение.

Сумские купцы и меценаты жертвовали значительные суммы на храм. Так, известно, что в 1810 г. сумской купец Алексей Бочаров поставил за свой счет иконостас, стоящий 2000 рублей серебром. А еще один сумской купец, Емельян Татаринов, устроил два больших киота, стоивших 571 руб. 42 коп. серебром. А вот «почетный сумской гражданин» Григорий Котков сделал две серебряные с позолоченными венцами ризы для местных икон, стоившие 542 руб. 85 коп. серебром, и две фелони за 160 руб. серебром. Ну а более всех постарался, внеся самые значительные пожертвования в пользу церкви, находящийся в те времена при церкви старостой сумской купец Кирилл Алчевский, который со времени поступления на должность, именно с 1835 по 1857 год и далее, употребил на разные устройства и украшения церкви собственных денег 4906 руб. 70 коп. серебром. Метрические книги в церкви Покрова Пресвятой Богородицы начали вести с 1735 г., а исповедные - с 1790 г.

Как и многие сумские церкви, церковь Покрова Пресвятой Богородицы была разрушена с приходом к власти большевиков. В 1920-е г.г. в храме безбожная власть устроила крематорий, где каждый желающий мог через специальный глазок наблюдать за сожжением трупов. В конце 30-х г.г., когда разрушили храм, на разборку гоняли местных студентов. Отказавшимся это делать грозили все «прелести» того периода. А в соседнем общежитии для студентов сельхозтехникума, здание которого и ныне находится рядом с универмагом, чердак был завален богослужебными книгами из Покровской церкви, которыми студенты топили печки зимой.

3 сентября 2011 г. в центре Сум открыт мемориальный знак в память церкви Покрова Пресвятой Богородицы (архитектор - Владимир Быков, скульптор - Николай Крамарев). Существовавший когда-то на этом месте храм был заложен в 1783 г., освящен в 1790 г., и разрушен во времена советской власти – в 1932-ом (взорван с третьей попытки). К сожалению, воссоздать взорванную церковь в её аутентичном виде сейчас не представляется возможным – её алтарь находился там, где теперь пролегает проезжая часть ул. Петропавловской. Поэтому архитекторами было решено сделать трассировку её фундамента. Теперь на месте бывшего храма стоит часовенка, а на земле нанесены контуры разрушенных стен.

https://www.auto.sumy.ua/phpbb/post84396.html

Церковь, освященная во имя Покрова Пресвятой Богородицы, стала первым храмом, возведенным за пределами Сумской крепости. Она имела статус полкового храма, напротив неё располагалось первое городское кладбище. В 1920-х г.г. церковь была закрыта, а само здание использовалось для хозяйственных нужд, позже здесь разместился городской крематорий.

В 1932 г. храм был разрушен большевиками. По воспоминаниям старожилов, подорвать церковь не удалось ни с первой, ни со второй попытки. Тогда было заложено утроенное количество взрывчатки. И в этот раз здание не устояло. А в городе, в радиусе нескольких километров, не осталось ни одного целого стекла.

В 2008 г. фундамент церкви был раскопан и расчищен. После долгих дебатов и ввиду отсутствия документов, позволяющих в полной мере изучить облик прежнего храма, идею восстановления церкви законсервировали. На месте алтаря старой церкви установили небольшую часовню, а рядом – памятный знак, стилизованный под архитектуру Покровской церкви.

https://www.turpravda.com/places/ua/sumy/Pokrovskaja_cerkov-s7612/r256352.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 октября 2021

Среди несохранившихся храмов полкового города Сум XVIII ст. особое место занимает Покровская церковь. Заменивший в 1760-1764 г. первоначальный деревянный, каменный храм стоял в центре бывшей крепости на обширной торговой площади невдалеке от обрывистой береговой кромки коренного правого берега реки Псел. Такая его постановка требовала равноценного, всефасадного визуального восприятия с любой стороны, что почти всегда выполнялась в барочных храмах Левобережья, симметричных относительно взаимно-перпендикулярных осей.

Трехчастный храм, несколько массивный в основании завершался стройными куполами-верхами, двухъярусными с востока и запада, и трехъярусным в центре. Сложные барочные главы имели глубокий перехват-ковнир и множество горизонтальных членений. Высота центральной была около 34 м. Четких фотографий храма, позволяющих выполнить его детальную графическую реконструкцию, не сохранилось.

Еще С.А. Таранушенко отмечал своеобразие плана памятника, состоящего из 3-х восьмигранных объемов с круглыми пристройками в местах их сопряжения, напоминавшими оборонные приспособления ранних трехчастных храмов западно-украинского региона, например, Николаевской церкви в Сокале Львовской области, конец XVI ст. В Покровской церкви пристройки были довольно высоки – двухсветные, высотой около 5 метров вместе с карнизом. Как и в Ахтырском соборе в них размещались дьяконник и жертвенник в восточных, лестница на хоры и кладовая – в западных объемах.

Есть в храме и другие западные черты – световые фонари глав, одноярусные боковых и друхъярусный центральной с лучковыми четырехсторонними фронтонами и парными вертикальными валютами по углам напоминают иезуитские постройки Западного региона – Брацлавщины, Тернопольщины, Белоруссии, наличники окон такие же, как в Успенском соборе Почаевской Лавры[1]. Нехарактерна для Слобожанщины и толщина стен постройки, местами превышавшая два метра – больше чем в Ахтырском Покровском соборе, здании гораздо более монументальном.

Нужно отметить, что трехчастные деревянные храмы с планом, состоящим из 3-х восьмериков в середине XVIII ст. на Слободской Украине уже не строились, в то время как на Брацлавщине, на Правобережье еще были широко распространены – Винница, церковь Николая на Старгородке, 1746 г.; Ганщина, Михайловская церковь 1752 г.; Печера, церковь Рождества Богородицы, 1764 г.

Все сказанное позволяет предположить в строителе Покровской церкви выходца с Правобережной Украины, осевшего в Слободской Украине и воплотившего в своей постройке, как местные черты, так и вынесенные из родных мест архитектурные приемы.

Все углы восьмериков храма, даже в местах сопряжения, были отмечены широкими плоскими пилястрами, раскрепованными в широком многообломанном венчающем карнизе нижнего объема. Несмотря на позднюю дату постройки, нижний объем был односветным с высоко расположенными окнами. Лишь в восточной грани алтаря окна располагались в два яруса. Некоторые проемы в архитравной части были украшены тонко проработанной лепниной, включавшей рокайли и растительные мотивы, подобные обрамлениям проемов Троицкой церкви в Диканьке на Полтавщине, 1780 г.

В первом ярусе нижнего объема окна были как бы обозначены неглубокими нишами с полуциркульным завершением. Возможно, в некоторых из них первоначально были росписи.

В интерьере верхи были открытыми до зенита световых фонарей. Хоры, как в соборе Хорошевского монастыря, Троицкой церкви в Харькове, некоторых деревянных церквях Лиманской школы, размещались на границе алтаря и бабинца и опирались на массивную и широкую каменную арку.

К западу от церкви в первой трети XIX ст. была возведена стройная четырехъярусная ампирная колокольня, увенчанная куполом и высоким шпилем. Ее проект, очевидно, принадлежал профессору архитектуры при Харьковском Императорском университете, Евгению Алексеевичу Васильеву. В первом ярусе помещалась теплая церковь, ее окружали два четырехчастных и два шестиколонных портика тосканского ордера. Во втором ярусе колокольня была оформлена четырьмя четырехколонными портиками, в третьем и невысоком четвертом – шестнадцатью дорическими полуколоннами.

Весь комплекс Покровского храма в Сумах был уничтожен в начале 30-х г.г. XX ст.

Плановое решение Покровской церкви нашло продолжение в двух постройках слобожанских мастеров – в Покровском храме сотенного местечка Ольшаны Харьковского уезда 1767 г., и в Преображенском соборе Змиевского Казачьего монастыря, 1766 г., строитель которого пошел еще дальше, заменив восьмигранные объемы алтаря и бабинца компартаментами, близкими тетраконховым храмам. Все перечисленные постройки лежали в плоскости архитектурных исканий, задач которые пытался решить еще в первой трети XVIII ст. строитель Троицкого монастырского храма в Ахтырке – их цель была изменить традиционную плановую структуру наиболее распространенного в Слободской Украине трехверхого башенного храма, максимально увеличить его площадь, при этом сохранив объемное решение, острый запоминающийся силуэт.

Наиболее блестяще с поставленной задачей справились строители Покровского собора в Ахтырке, а из народных мастеров зодчий собора Змиевского Казачьего монастыря и храма Рождества Богородицы в Острогожске. Остается только сожалеть о том, что это архитектурное направление не имело продолжения и сошло на нет в 80-е г.г. XVIII ст. вместе с другими характерными чертами региональной архитектурной школы.

А. Парамонов, А. Парийский, Покровская церковь



Комментарии и обсуждение


Покровская церковь была разрушена в 1932 году в рамках исполнения решений по плану т.н. «пятилетки безбожников». План «пятилетки Союза воинствующих безбожников» был утвержден на заседании исполнительного бюро СВБ 29 января 1930 года. В докладе Ярославского «О пятилетнем плане работы безбожников» говорилось: «Процесс сплошной коллективизации связан с ликвидацией... значительной части церквей».

В соответствии с лозунгами XVII Всесоюзной конференции ВКП(б) (30 янв.- 4 февр. 1932), определившей основной задачей 2-го пятилетнего плана развития народного хозяйства (1933-1937) построение бесклассового общества «и ликвидацию капиталистических пережитков в сознании людей», исполбюро СВБ в конце марта 1932 г. утвердило «ряд решений для фронтального наступления на Церковь».

К слову, мой дедушка был свидетелем разрушения Покровской церкви. Власти собрали народ, вынесли церковную утварь и на виду у всех взорвали церковь.

9 марта 2014, Dmitry N..

Подпись к фото "Памятный знак на месте разрушенной церкви" можно уточнить: знак находится прямо на месте престола утраченного храма.