ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Никольская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1853 и 1855.
Адрес:
Россия, Ростовская область, Миллеровский район, ст. Никольская

Координаты:48.947409, 40.665774


Добавить фотографию
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Никольская - Миллеровский район - Ростовская область
Andrey Rostovchanin
30 мая 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Никольская - Миллеровский район - Ростовская область
Andrey Rostovchanin
30 мая 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Никольская - Миллеровский район - Ростовская область
Andrey Rostovchanin
30 мая 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы - Никольская - Миллеровский район - Ростовская область
Andrey Rostovchanin
30 мая 2019



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Andrey Rostovchanin,  3 июня 2019

Чтобы увидеть Покровскую церковь при слободе Никольской, нужно было, оставив позади слободу, вброд, по песчаному дну, преодолеть быструю Калитву. Покровская церковь – посреди поля, на удалении от реки и от высоких, в серых пятнах глины и мела, холмов с цепочками рощ поверху. Как она выразительна! Куб основного здания и, воедино с ним, небольшая, коренастая, плотная колокольня в «шатровом стиле» Древней Руси. Вокруг – травы… Кому пришло в голову её здесь установить? Меланье Степановне, жене генерал-майора Степана Степановича Кутейникова, участника Отечественной войны, заграничных походов 1813–1814 годов, русско-турецкой войны (1828–1829): он получил земли по правобережью Калитвы в наследство от отца, тоже генерал-майора. Дочь атамана Степана Ефремова, властная помещица, Меланья Степановна Кутейникова в январе 1848 года обратилась с прошением к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Иоанну о постройке этой церкви. Первый камень заложили через пять лет. 31 декабря 1855 года храм освятили в честь Покрова Божией Матери. Чуть позже церковный двор опоясала каменная ограда, а тридцать лет спустя заработала церковно-приходская школа.

В начале ХХ столетия о Покровской церкви писали, что она хоть и тесна, но «крепка во всех своих частях, кроме колокольни над папертью», где обнаружилась трещина. Колокольню перестроили, иначе она не достояла бы до наших дней.

Судьба этой церкви повторяет судьбы множества других церквей… В конце тридцатых годов её закрыли, а кресты стянуть не сумели – они лишь наклонились к северу. В 1944-м году снова открыли, и до 62-го она была единственной действующей в Миллеровском районе. Потом здание присвоил совхоз «Курский», хранивший в нём зерно и сено. В 1981 году оно осталось без хозяина, стояло два десятилетия полузабытое, в окружении высоких трав и вечной тишины…

Но Покровская церковь не всегда стояла в одиночестве. Поблизости находился кутейниковский барский дом из пилёного мела (о барской усадьбе до сегодняшнего дня напоминают остатки подвала, ограды и рва); да ещё до рождения церкви на правом берегу существовал посёлок Свиновской, позже переименованный в слободу Покровскую. Но куда пропала Покровская? Краевед Никольской слободы Виктор Алексеевич Ващенко мне объяснил так: жители стали покидать Покровскую ещё со времён Столыпинской реформы, потом – нэп, коллективизация, разнарядка на Атоммаш…

В 1956 году слободу сильно подтопила Калитва, и одряхлевшие здания не было смысла отстраивать. Плодородные земли, где работали жители Покровской, находились далеко (правобережье Калитвы – всё на глине); да и колхоз имени Андреева (партийного деятеля Северокавказского края), в котором работали слобожане, высокими показателями не отличался; а ведь колхоз – определяет деревенскую жизнь… Приблизительно в 1979 году отсюда ушли последние жители. Старания горстки энтузиастов в 1992 году возродить храм ни к чему не привели; так, в запустении, и простился он с ХХ столетием. А в нынешнем – ожил: обновился, окружился металлической оградой, вытянулись в ряд деревья. И мостик деревянный через Калитву смастерили.

1 марта 2005 года приход слободы Никольской преобразован в подворье Свято-Покровского монастыря, что в Верхнемакеевке, вот как повернулись события! Настоятелем служит седовласый, золотозубый отец Димитрий; редко позволяющий себе скупую полуулыбку, к сердечному общению с прихожанами он не склонен, но содеянное им для церкви заметно: скважину пробурил, электричество провёл и обогрев установил, церковный двор оживил и украсил цветами и деревцами; строятся два домика и подвал, покрывается медью крыша. А внутри церковь уже обжита. Застелены деревянные полы (ковровые дорожки пожертвовала прихожанка Анна), забетонированы северный и южный притворы, оштукатурен и побелён алтарь, готов трапезный зал. В зале – три свода; спокойные, в гармоничных красках, кое-где бледноватые иконы, среди них – умилённо склонённые головы в «Святой Троице», вышивка «Пресвятая Богородица»; иконостас (нижний ярус отделён от двух верхних) напоминает искусство прерафаэлитов…

От Миллерова по вёшенской трассе до слободы Ольховый Рог – километров двадцать, от Ольхового Рога до края Никольской (поворот направо) – три километра, и тишину этой дороги, редко нарушаемой автомобилями, стерегут просторные сосновые леса, насаженные на песках. Перед пологим травянистым оврагом, по дну которого с умеренной торопливостью стремится к Калитве Осиновый ручей, лес прекращается. Отсюда уже видны первые домики слободы, она мало чем отличается от прочих «украинских» поселений верхней части Ростовской области: одиночные дома, пустыри, как бы случайно образовавшиеся улицы…

До появления в 1850 году кирпичной церкви во имя Николая Чудотворца (возведена на средства штаб-ротмистровой жены Марии Стефановны Вольховской, сестры Меланьи Кутейниковой) слобода называлась Свиной. В 1930-е годы из нескольких больших икон соорудили школьные парты, а кирпич от разобранной церкви увезли в слободу Криворожье (в то время – районный центр), на строительство машинно-тракторной станции. От церкви остались очертания фундамента на незастроенном школьном дворе и ступени, которые использовали по прямому назначению при строительстве деревянного интерната (это здание сейчас не используется). Рядом – одноэтажный кирпичный особнячок с дугообразными сандриками (рельефные ободки над окнами), – бывший дом Вихрева. А за школой, у аллеи тополей, приютилась библиотека – бывший дом священника.

Далеко протянулась Никольская по левому берегу Калитвы! А по правому – всё возвышенности, за ними – поля да поля; за полями, в незаметной низине, хуторок Иллиодоровка… Есть на возвышенности редкий по высоте и ширине скифский курган: в далёкие уже советские времена рассаживались по нему, как в амфитеатре, жители Никольской, Покровской и Иллиодоровки: под курганом, на поляне проходили концерты своих и заезжих артистов… А вид какой открывается на Никольскую: в одну изгибистую линию протягивается она вдоль невидимой реки – где начало слободы, не видать», – и леса синеют за ней без конца и края… Есть по тут сторону и два источника. Первый называют «горящим» или «солёным»: вода выходит вместе с газом, лишь поднесёшь спичку – вспыхнет! Грязи этого источника (ручеёк растекается по краю заливного луга, за оврагом) местное население давно признало целебными. Второй родник – за иллиодоровским прудом: прекрасная, чистая, мягкая питьевая вода!

…И у Покровской церкви есть свой подвижник, весь остаток жизни он положил на то, чтобы вернуть её к жизни. И, подобно Николаю Сорокину из Верхнемакеевки, оказался неугоден тому, кто пришёл в неё служить – отцу Димитрию. Новый хозяин, видать, старого не признаёт; да и сложный человек батюшка… Скорее всего, причиной могло послужить столкновение характеров. В последние свои дни искал себе духовный приют этот подвижник в верхнемакеевском монастыре, в котором священствовал отец Алипий... В слободу Никольскую Николай Покровин приехал в 2002 году с женой Маргаритой: потянуло её на родину матери, на землю, где упокоены дед и прадед. Купил дом, – окна и двор смотрели прямо на церковь, она отчётливо вырисовывалась на отдалении, успокаивая и светло радуя душу добрым шатровым куполком, вся живая, манящая к себе… Сначала ходили в молитвенный дом, а потом – и на тот берег, в церковь. А душа – успокаиваясь, радуясь, требовала помочь церкви вернуть её былой облик, её возвышенный дух, зажечь в ней прежнюю молитвенную жизнь. И поехал Николай к отцу Алипию просить благословения на восстановление церкви; но «местное» благословение на такое серьёзное дело посчиталось бы дерзостью, и отец Алипий отправился с Покровиным к владыке в Ростов. Архиепископ благословил Николая иконой «Воскресение Христово».

Николай продал свой «Опель» и уехал на две недели в Калининградскую область – вспомнил о своих связях с состоятельными людьми (там, в янтарном краю, он и Маргарита работали по ювелирному делу); привёз неплохие деньги, потом ещё организовал сбор пожертвований в слободе – и в марте приступил к делу. Перво-наперво – надул одолженную у соседа шину, положил на неё доску и переправился на тот берег – делать обмеры для заказа материалов.

…С июня по сентябрь Николай проложил крышу, полы, поставил двери и окна. Слобожане, давно потерявшие веру в то, что будет какой-то толк в его начинании, изумлённо смотрели на правобережную сторону: синеет новенький жестяной купол, не узнать церкви! А Николай не работал только ночью: два раза в день Маргарита носила ему туда обед и ужин. Когда река разливалась и воды становилось по грудь, она шла через реку, поставив корзину себе на голову.

Помогали местные жители (старушки бесстрашно переходили вброд Калитву) – штукатурили, красили; женщины с соседних хуторов – в основном пенсионерки – вручную разгружали мешки с различными растворами, пиломатериалы и прочее; бывал здесь и Виктор Алексеевич Ващенко: часто с помощью внука ошкуривал стволы акаций – готовил столбы для ограды, рыл ямы, часто помогал ему внук… Трактор «Кировец» перенёс к церкви бытовой вагончик – Николаю на зиму, где он оборудовал печку, – об этом позаботился руководитель хозяйства «Восход» Алексей Иванович Шаповалов, предоставлявший по мере необходимости и самосвал, и экскаватор, и прочую технику. Помогали руководитель хозяйства «Каменка» Валерий Николаевич Болтенко, директор дорожно-строительного управления Виктор Михайлович Журавлёв, начальник горно-обогатительного комбината Александр Валерьевич Хмельницкий, миллеровские предприниматели Николай Николаевич Федоренко и Виктор Александрович Пашаев (в Покровской церкви его крестили в 1954 году); помогали лесничество и военная часть Миллерова.

Храм открылся в 2005 году, на престол – 14 октября! На праздник приезжал отец Алипий с монахами, привёз из монастыря иконостас (в Верхнемакеевке установили новый; позже и Покровский храм украсил новый иконостас). Приезжал и владыка Пантелеимон.

Источник: www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m8/2/art.aspx?art_id=653



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.