ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Желовижи. Церковь Иоанна Милостивого.


Желовижи. Церковь Иоанна Милостивого
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Иоанна Богослова
Год постройки:1764.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Калужская область,Ферзиковский район, село Желовижи

Координаты: 54.685659, 36.751263



Церковь Иоанна Милостивого, Храмовое место за братской могилой (вид с южной стороны)<br>, Желовижи, Ферзиковский район, Калужская область
Храмовое место за братской могилой (вид с южной стороны)
Харитонов Сергей
18 мая 2019
Церковь Иоанна Милостивого, Церковный элемент от Желовижского храма на сарае<br>, Желовижи, Ферзиковский район, Калужская область
Церковный элемент от Желовижского храма на сарае
Харитонов Сергей
18 мая 2019
Церковь Иоанна Милостивого, Церковный элемент от Желовижского храма на сарае<br>, Желовижи, Ферзиковский район, Калужская область
Церковный элемент от Желовижского храма на сарае
Харитонов Сергей
18 мая 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Харитонов Сергей  3 июня 2019

В описании к Калужскому атла­су конец XVIII в. под № 373 упоминается: «Село Желовижь, дер. Соболева, Русинова, Филипова, Ивана Ивановича Шувало­ва с выделенною церковною землею в трех верстах в бесспорном отводе. Село на безымянных отвертках по обе стороны, а реки Тарусы на левой стороне; две церкви, одна каменная Иоанна Милостиваго, другая деревянная Страстотерпца Георгия, дом гос­подский деревянный с плодовитым садом; дер. Соболева, безы­мянного ручья на левой; Русинова, по обе стороны речки Восты; Филипова, речки Восты на правой и по обе стороны Никитинского ручья; церковная землей, одна на левой стороне безымян­ного ручья, а другая по обе стороны другого безымянного ручья третья на левом берегу речки Тарусы, лес строевой, дубовой, березовой, крестьяне на оброке».

Село Желовижь владельческое, при речке Тарусе в 41 версте от губернского города. В 1859 г. в 31 дворе проживало 108 муж­ского и 127 женского населения. В 1914 г. количество жителей осталось на прежнем уровне - 100 мужского и 111 женского на­селения (Список населенных мест за 1859 г. С. 14 и 1914 г).

Церквей за всю историю было две - деревянная и каменная. В первой половине 17 века упоминается церковь Страстотерпца Христова Георгия «пустое место». Видимо постигла участь мно­гих российских поселений после похода гетмана Сагайдачного во время первой польской войны. В 1680 г. земли были отданы на оброк Ивану Селиверстовичу Дурново. В Калужских десятинах читаем: «В Лисинском стану за Селиверстом Ивановым сыном Дурным в поместье Жеребей села Желовижи, на реке на Тарусе, а в нем место церковное пусто стратотерпца Георгия, да место по­пово, место дьяконово, место пономарево, пашни церковные пе­релогом и лесом поросло 10 чети в поле...» (Жилыя данные церкви Калужской десятины. - М., 1903. С. 84). В 1693 г. по челобитной Ивана Дурново «велено ему на сей земле строить церковь, и бла­гословенная грамота дана» (Там же. С. 85).

Во второй половине того же столетия церковь вновь постро­ена «205 г. (1697) марта 17 по указу святейшего патриарха и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского новопостроенной церкви святого великомученика Георгия, ко­торую построил Иван Селиверстов сын Дурново в Лисинском стану в вотчине своей в селе Желовижи на старом церковном Георгиевском погосте». (Жилыя данные церкви Калужской деся­тины. - М., 1903. С. 69).

В начале 20-го столетия клировые ведомости церковь Геор­гия Победоносца не упоминают. И что самое интересное, мест­ные жители, с которыми приходилось встречаться и беседовать, все до единого на вопрос о престоле назвали дату празднования Егория летнего 6 мая и зимнего 9 декабря. Никто не вспомнил про престол Иоанна Милостивого. Из этого видно, как тяжело приживаются новые названия. Прошло столько лет, а жители по прежнему чтят великомученика Георгия, как память о своих предках.

Каменное здание церкви Иоанновской церкви с колокольнею было выстроено в 1764 г. тщанием графа Ивана Ивановича Шу­валова. Престол один во имя Иоанна Милостивого, пат­риарха Александрийского, память отмечается 12/25 ноября. Церковной ограды не было. Кладбищ три. Одно при церкви, другое в черте села, окопанное кругом канавой, упраздненное, и третье вне села, на котором производят погребения в настоящее время.

При селе действовала церковно-приходская школа, учрежденная в 1887 /1885/ году, одноклассная. Помещалась в особом училищ­ном здании, построенном на средство прихожан в 1896 г. Заведую­щим и законоучителем в 1903 г. состоял приходской священник Дмитрий Виноградов, учительницей Мария Благовещенская, дочь умершего священника Николаевской церкви села Борщевка Ближняя, имевшая свидетельство на звание сельской учи­тельницы. Учащихся на 1 января 1904 г. значилось 22 мальчика и 18 девочек, в 1914 г. 39 мальчиков и 14 девочек. В Русиново в 1911 г. открылась земская школа грамоты.

В 1904 г. прихожане приобрели для священника деревянный дом, крытый под солому, на церковной земле. Псаломщик про­живал в свойственном деревянном доме, выстроенном на цер­ковные суммы, взятые заимообразно. Кроме того, при церкви находилась сторожка.

Земли при церкви значилось 39 десятин 1918 кв. саженей, в том числе: 35 десятин 1256 кв. саженей пахотной, 3 десятины луговой, 1 десятина 662 кв. саженей неудобной.

Не обошла вниманием Советская власть и этот отдаленный уголок. В конце июня 1922 г. пожаловала официальная комиссия в Желовижскую церковь. «Кирпичная церковь совместно с колокольней ветхая. На ко­локольне 5 медных колоколов приблизительного веса 70 пудов. Сторожка церковная, состоящая из избы с сенями, деревянная и старый церковный дом с двором. В храме престал и жертвенник деревянные, в алтаре четыре иконы, одна из них с медной ризой. Иконостас деревянный, рез­ной, о шестью иконами в медных ризах и двумя без риз; на сте­нах восемь икон с медными ризами, серебряная дарохранитель­ница, в серебряной оправе евангелие, два шелковых комплекта облачений, четыре ризы, медная люстра на 29 свечей, пятнадцать медных подсвечников стоячих и подвесных, шесть медных лам­падок, два медных ковша, два церковных знамени медных и два шелковых; деревянная гробница, обтянутая шелком; три аналоя, два свечных деревянных ящика, два шкафа с церковной библи­отекой, двадцать книг религиозного содержания, деревянный шкаф для риз, лестница для зажигания люстры, железная ку­пель, ведро, топор». Среди изъятых вещей значилось: шесть венчиков серебряных необозначенного веса с икон; один из двух имевших в наличии серебряный сосуд с полным комплектом, два дискоса, две звездицы, две лжицы и четыре серебряные тарелочки, серебряный напрестольный крест необозначенного веса, другой оставлен в храме. Подписали акт председатель волисполкома Фролов, на­родный судья Яковлев, член церковного совета Сметанников (ГАКО, ф. р.-1498, оп. 1, д. 714, л. 51).

Зимой 1930 г. в церкви перестали справлять службу. Ночью забрали священника, а наутро начался погром. Иконы снесли в поповский магазин к Николаю Ивановичу Садовникову. Даль­нейшая судьба их неизвестна. Скорей всего, были проданы в сто­лице. Церковные книги собрали в сарае и распродали с аукцио­на.

Сегодня от храма высится груда битого кирпича с проросшими березками посреди поляны, окаймленной рядом лип, да крапива выше роста человеческого. Край притвора или церковной решет­ки стыдливо выглядывает из груды щебенки. Невдалеке стоит памятник Советским воинам, погибшим в кровопролитных боях на Детчинском направлении. Около сорока воинов нашли вечный покой на земле церковной.

Легостаев В.В. Летопись сельских храмов Калужского уезда. (Из серии «Приходы земли Калужской», часть 5). - Калуга: Издательство «Полиграф-Информ», 2006. С. 99-114.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.