ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Смолевичи. Церковь Николая Чудотворца (утраченная).

Никольская церковь


Смолевичи. Церковь Николая Чудотворца (утраченная)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1909.
Год утраты:приблизительно 1935 (разобрана)
Адрес:
Беларусь, Минская область, Смолевичский район, г. Смолевичи




Церковь Николая Чудотворца (утраченная), Фото 1917 г. с аукциона e-bay.de<br>, Смолевичи, Смолевичский район, Беларусь, Минская область
Фото 1917 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
26 сентября 1917
Церковь Николая Чудотворца (утраченная), Звонница церкви. Частная коллекция. Фото 1909 г.<br>, Смолевичи, Смолевичский район, Беларусь, Минская область
Звонница церкви. Частная коллекция. Фото 1909 г.
Михаил Мещанинов
12 августа 1909
Церковь Николая Чудотворца (утраченная), Интерьер церкви. Частная коллекция. Фото 1909 г.<br>, Смолевичи, Смолевичский район, Беларусь, Минская область
Интерьер церкви. Частная коллекция. Фото 1909 г.
Михаил Мещанинов
12 августа 1909
Церковь Николая Чудотворца (утраченная), Частная коллекция. Фото 1909 г.<br>, Смолевичи, Смолевичский район, Беларусь, Минская область
Частная коллекция. Фото 1909 г.
Михаил Мещанинов
20 июля 1909



Статьи


Елена Григорьева
 

Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын - князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска.

Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 г. А узнали об этом из брошюры Г.В. Разумова, О.А. Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 г. и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”. Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 г., в котором напечатан документ № 7 - «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 г., в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. Ведь только в августе-сентябре 1507 г. Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 г., проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь Саганович, где пишет об этом в книге “Айчыну сваю баронячы.” После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября, король Жыгимонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).

А вот когда в действительности была построена первая церковь в Смолевичах, еще предстоит разобраться историкам. В дарственной грамоте, выданной К.И. Острожским на эту церковь, говорилось: «Во имя Светое и нераздельное Троицы Бога Отца и Сына и Духа Светого… збудовалем церковь… заложенья Светого Миколы тым листом… моим на вечность… записуем, даруем и фундуем… волоки две грунту пашного з огородами сяножатьми… огород тое церкви над озером… и дом там же збудованый церковный для мешканья отцом священником… и повинни они парафяне до тое церкви належачые своим отцом священником во всех потребах церковных допомо-гати, а по смерти моей мають о душе моей печаловати и в церкви Божой молитвами своеми при хвале Божой вспоминати…». Как видно из грамоты, К.И. Острожский не только построил в Смолевичах церковь, но и наделил её землёю, возвёл для священника дом, обязал местных прихожан материально поддерживать новоустроенный храм и поминать его в молитвах.

Прошло совсем немного времени, и польский король Сигизмунд I подтвердил, со своей стороны, правомочность пожалованья К.И. Острожского, издав соответствующий привелей. «Мы, - отмечал он в этом привелее, - з ласки нашое господарское… тот фундуш его вечне утверждаемы… и мает то вечными часы быти держано, абы хвала Пану Найвышому шырылася и размножалася…». Подлинник привелея Сигизмунда I, несмотря на все перипетии истории, сохранялся в приходском архиве Свято-Николаевской церкви даже триста лет спустя! В середине XIX столетия с ним знакомился известный этнограф и краевед П. Шпилевский.

В период широкого распространения на Беларуси униатства (XVII-XVIII в.в.) Смолевичи принадлежали уже не Острожским, а Радзивиллам. Последние, хотя и не являлись, наподобие своих предшественников, ревнителями Православия, но все же отчасти покровительствовали тем, кто держался святоотеческой веры. Благодаря этому обстоятельству, Свято-Николаевская церковь действовала как православная довольно долго, вплоть до 1745 г., и только затем была обращена в униатский храм.

В церковной клировой ведомости за 1843 г. написано, что церковь была деревянная на каменном фундаменте, с одним престолом во имя святого Николая. Иконостас одноярусный с девятью иконами. Церковь была хорошо видна от каждого конца местечка. Было видно, что она старая и требует ремонта. В 1909 г. обветшавшую церковь разобрали и на её месте построили новую.

Издавна в приход Смолевичской церкви входило много окрестных деревень. В некоторых из них находились приписные часовни. Таковые имелись: в деревне Плиса - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в д. Заболотье в честь Успения Божьей Матери, в д. Домошаны - во имя святого Михаила Архангела, в д. Слободе-Озерицкой - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в д. Дейнаровке - во имя святого Иозафата, в д. Городище (или Замчище) - во имя Всех Святых, в д. Подгруша - во имя святого Иоанна Богослова. Все перечисленные часовни являлись деревянными и стояли на кладбищах.

Кладбищенские церкви: 1) Рождества-Богородичная церковь в деревне Плиса, деревянная, построенная в 1797 г. прихожанами. 2) Успенская церковь в деревне Заболотье, деревянная, построенная в 1818 г. прихожанами. 3) Богородичная церковь в слободе Озарицкой, деревянная, построенная в 1772 г. прихожанами. 4) Свято-Михайловская церковь в д. Домошаны, деревянная, построенная в 1772 г. прихожанами. 5) Козьмо-Демьянская церковь в д. Динаровке, деревянная, построенная на месте прежней в 1855 г. прихожанами. 6) Иоанно-Богословская церковь в д. Подигрушье, деревянная, построенная в 1762 г. прихожанами. 7) Церковь во имя Всех Святых в Замчище, или Городище, деревянная, построенная в 1792 г. прихожанами.

Уцелели визиты (инвентарные описи) Свято-Николаевской церкви конца XVIII - начала XIX в.в. Они свидетельствуют о том, что в это время в Смолевичах действовал храм, выстроенный когда-то К.И. Острожским. Он был деревянным, его украшали три купола. В храме имелся орган, располагавшийся над бакинцем, на бывших хорах. Согласно данным за 1806 год, в Смолевичах насчитывалось 90 дворов; число причащающихся Святых Христовых Тайн в Великопостное время составляло: мужчин - 510 чел., женщин - 520.

Хотя Смолевичский приход и отличался своей обширностью, однако ни Свято-Николаевская церковь, ни её приписные часовни богатством не блистали. Один чиновник, обозревавший в 1837 г. униатские епархии, посетив Заболотье, так охарактеризовал тамошнюю часовню: в ней была «вместо иконостаса перегородка самой грубой работы, и нет ни одной иконы во всей церкви; престол латинский, книги униатские… из священных сосудов одна только чаша».

Известно, что в 1811 г. ксендзом в Смолевичской Униатской православной церкви служил Федор Матфеев Зубович, 46 лет, из шляхтичей. При его участии в 1839 г. нашу православную униатскую церковь «приняли» в так называемую русскую (московскую) православную церковь, с обрядами, отличными от обрядов Константинопольской и нашей православной церкви. А что предшествовало этому «принятию»?

В 1838 г. генерал-губернаторы были наделены чрезвычайными полномочиями, из-за опасности неповиновения нашего народа во время «принятия». Все упорствующие ксендзы были заключены в монастыри, лишены приходов, вывезены вглубь России. Под давлением властей 1305 ксендзов вынуждены были согласиться и дать расписки о готовности принять православие московского образца, а 593 все-таки нашли силы отказаться. Правда, после Полоцкого собора некоторые из отказавшихся ранее тоже дали расписки, чтобы избежать репрессий.

В январе 1839 г. в Витебскую и Минскую губернии были введены дополнительные войска. Но перевод в чужую веру прошел спокойно, так как народ о нем узнал не сразу. Обнародование акта Полоцкого собора началось в апреле, а закончилось в августе. Многие униаты, не согласные с переводом, оказывали сопротивление согласившимся приходским священникам еще два десятка лет. Вот такое было добровольное «воссоединение» церквей. В 1842 г., вместо уже состарившегося Федора Зубовича, приходским священником в Смолевичи был назначен его сын Иозефат, окончивший в 1817 г. Ляденское училище. И отец, и сын Зубовичи, по всей видимости, тоже писали расписки о сдаче нашей униатской веры.

С 10 января 1856 г. приходским священником стал Гавриил Михайлович Зубкович. Через сорок лет в Смолевичской церкви начал службу и его сын Владимир. С 1908 г. священником в церкви служил Владимир Петрович Зенюк. На Смолевичском кладбище по улице Социалистической, недалеко от ворот, слева от дороги, можно увидеть уникальный надмогильный памятник священнику В.П. Зенюку.

В 1856 г. настоятелем храма стал о.Гавриил Зубкович, обучавшийся в Жировицкой Духовной Семинарии. Он прослужил в Смолевичах до 1888 г.

Во второй половине XIX в. церковь во имя святого Николая дважды ремонтировалась. Но время шло, и несмотря на частые исправления, к концу XIX в. храм все же сильно обветшал. Тогда приняли решение начать сбор средств для строительства новой деревянной церкви. В 1896 г. прихожане собрали более 6000 рублей и вскоре приступили к работам. К 1909 г. новый храм построили, по традиции освятив во имя святого Николая Чудотворца. Его настоятелем в начале XX века являлся священник Владимир Зенюк. Кроме него в причт входил один иерей.

Накануне I Мировой войны в приход Смолевичской церкви входило 925 дворов и около 7000 прихожан, проживавших в 43 селениях. В его владении находилось 149 десятин земли. На территории прихода действовали школы: в Смолевичах - двухклассная народная, в д. Слободе-Озерицкой - земская, в д. Плисе - церковно-приходская и в Заболотье - земская. За Свято-Николаевской церковью сохранялись все приписные часовни, за исключением той, которая раньше находилась в д. Подгруша.

События, последовавшие за революцией 1917 г., привели к разрушению приходской жизни, упорядоченной трудами многих поколений верующих. В начале 20-х г.г. в Смолевичах ещё продолжал служить о. Владимир Зенюк, затем пропавший без вести. В соседней д. Слободе-Озерицкой священствовал о. Василий Измайлов. Его арестовали в 1927 г., приговорив к трем годам заключения в концлагере. Он умер, находясь на Соловках, 22 февраля 1930 года. После них в Смолевичах служили: протоиерей Владимир Зубкович и священник Димитрий Плышевский - их расстреляли в 1937 г.

Где-то в 30-е г.г. Свято-Николаевский храм закрыли, а вскоре и уничтожили. Прекратили действовать также приписные часовни.

Милостью Божьей во время Великой Отечественной войны церковная жизнь в Смолевичском приходе возобновилась. В д. Слобода-Озерицкая в военное лихолетье служил совсем молодой, двадцатидвухлетний священник о. Иоанн Слушко, из окончивших шестимесячные пастырские курсы, созданные в Минске архиепископом Филофеем (Нарко). После окончания войны из бывших приписных часовен мы застаем действующими только три: в деревнях Плисе, Заболотье и Слободе-Озерицкой. Слободская часовня оставалась открытой недолго. Что же касается церквей в Плисе и Заболотье, то они властями больше не закрывались. Их число пополнилось открытой в 1989 г. церковью во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в д. Домошаны, при которой недавно учрежден одноименный женский монастырь. В последние годы церковная жизнь возродилась также и в Смолевичах. В 1997 г. открыт приход в Слободе-Озерицкой.

История Смолевичского прихода, начало которой было положено почти пятьсот лет назад князем К.И. Острожским, многострадальна и поучительна, как и вся история Беларуси. Из нее видно, что православная церковь во имя святого Николая Чудотворца в Смолевичах существовала задолго до унии; что и в период широкого распространения униатства, до 1745 г., она оставалась православной. В дальнейшем эта церковь объединила вокруг себя значительный по размерам приход, который в тяжелые десятилетия трагического XX в. возглавили пастыри, сумевшие до конца дней своих сохранить верность Православной Церкви, несмотря на жесточайшие гонения.

Церковь Святителя Николая Чудотворца: инф. издание /сост.: Л.М. Деркач. - Смолевичи, 2015. Источник: http://smaliavichy.by/2012/03/istoriya-smolevichskoj-cerkvi/; http://smollib.by/церковь-святителя-николая-чудотворц/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.