К началу 1920-х гг. в крае действовало три прихода: Ларьякский (организован в начале XVIII в., храм возводился в 1772 г., 1834 гг.), Нижне-Вартовский (1909 г. и 1917 г.), Покурский (завершение постройки храма и организация прихода относятся к 1913 г.). Кроме того, в Ларьякском приходе имелась Охтеурская (1902 г.), а в Покурском — Ватинская часовни (1910 г.). Таким образом, наиболее активное храмовое строительство на территории Нижневартовского края велось в начале ХХ века, что следует связать с интенсификацией миграционных процессов, укреплением позиций православия в среде коренного населения.
Церкви были деревянные в одной связи с такой же колокольней, крытые железом и окрашенные масляной краской. На колокольне находилось от 1 (Покур, Нижне-Вартовское) до 5 (Ларьяк) колоколов. Самый большой ларьякский колокол весил 11 пудов 34 фунта. Добровольные пожертвования прихожан, отчисления отказны обеспечивали необходимое благоустройство культовых зданий. Даже недавно построенные храмы имели достаточное количество церковной утвари, богослужебных книг и икон, о чем свидетельствуют отчеты сургутских благочинных, приходских священников, составленные в советский период описи имущества.
В самом молодом Покурском храме на 1923 г. числилось 44 иконы, 48 наименований книг духовной литературы. В старейшей Ларьякской церкви за полтора века сформировалась неплохая библиотека, в состав которой входили «Евангелие» (М., 1796), трехтомная «История Русской церкви» епископа Тамбовского Макария (Булакова), работа Н.А. Абрамова «Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и Сибирский», «Тобольский епархиальный адрес-календарь» и др. Помимо этого в Ларьякской церкви имелось 66 икон, 7 деревянных аналоев. Для поездок по инородческим селениям Ларьякский причт был обеспечен переносным престолом в во имя Праведного Симеона Верхотурского, специальной крытой лодкой (каюком).
Весной 1932 г. создается оргтройка, целью которой являлось «организовать штаб для развертывания антирелигиозной работы с пропагандой вопроса о передаче здания церкви под дом для культурного обслуживания туземного населения… организовать группу безбожников, через которую вести постоянную культурно-массовую антирелигиозную работу в районе». 19 мая собрание женщин села постановило «Использовать помещение церкви для детской площадки и ясель…» В это же время жители Охтеурских юрт также решили передать часовню для нужд советской власти.
По материалам: НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН В СУДЬБАХ ЮГРЫ И РОССИИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня образования Нижневартовского района г.Нижневартовск, 7 июня 2013 г.