Преображенская церковь в с. Малый Атлым до своей гибели в августе 2010 г. оставалась одним из немногих сохранившихся в Западной Сибири образцов деревянного культового зодчества в стиле позднего классицизма. Ее возникновение было связано с процессом христианизации аборигенных народов края, который в начале XVIII в. возглавил выдающийся церковный деятель Филофей (Лещинский). Летом 1714 г. он совершил очередную миссионерскую поездку на Обский Север. По-видимому, именно тогда по его ходатайству в Малоатлымских юртах на казенные средства специально для коренного населения была заложена церковь Преображения Господня. Ее воздвигнули на крутом обском берегу, за Юртошным логом, на местном остяцком кладбище. По своим размерам храм заметно уступал постройкам, которые появятся на его месте в последующее время.
В 1808 г. в официальных документах отмечалось, что «церковь деревянная, в строении не ветхая, утварью снабдена посредственно, земли отведенной не имеется, а состоит на жалование прихожан». Впрочем, в начале 1809 г. «от неосторожности трапезника и невнимания священно- и церковнослужителей и старосты церковного» она сгорела. Новая церковь была заложена 31 августа того же года и возводилась на средства местного населения. Тем не менее работы затянулись. Поэтому храм (да и то недостроенный) был освящен только 12 февраля 1811 г.
Он был деревянным и, повидимому, имел всего один престол – во имя Преображения Господня. В 1847 г. огонь уничтожил церковь в очередной раз. Наконец, в 1851 г. на деньги прихожан по плану, выданному Тобольской строительной комиссией, был заложен новый храм, возведение которого завершилось в 1853 г. Впрочем, по утверждению протоиерея П.А. Попова (1882 г.), церковь построили десятью годами раньше – в 1843 г. Это был четвертый (по П.А. Попову, пятый) по счету храм, который представлял собой традиционную, унаследованную от допетровского времени, продольно-осевую планировочную схему с симметричным расположением по оси восток – запад алтаря, храмовой части, трапезной и колокольни.
Церковь была одноэтажной и делилась на холодную (с престолом во имя Преображения Господня) и теплую (с престолом во имя Михаила Архангела). В течение второй половины XIX – начала XX в. она неоднократно перестраивалась и реставрировалась. По-видимому, самые крупные изменения, произошли в 1876–1877 гг. Согласно плану, выданному Тобольской строительной комиссией, была увеличена высота церкви, обшиты горизонтальным тесом ее внешние стены, а кровлю основного объема здания и колокольни покрыли листовым железом. Саму церковь обнесли оградой. Тогда же колокольня (устроенная как восьмерик на четверике) получила свое завершение – легкую башенку звона.
В 1895 г. Преображенская церковь «внутри и снаружи» была «выкрашена краской заново». В 1899 г. в храме провели ремонт: в холодной его части поставили двойные рамы, отчего здесь стало значительно суше. Наконец, в 1904 г. холодную и теплую части церкви соединили аркой. При этом теплая церковь получила новый иконостас. Штат Малоатлымского храма состоял из священника, дьячка и пономаря...
Несмотря на то что назначение членов причта производилось сверху, вплоть до начала XIX в. церковные власти в этом вопросе прислушивались к мнению прихожан. Не случайно многие из кандидатов на должность клирика старались заручиться поддержкой «мира» (получить от него «выбор», одобрение). Среди самого духовенства наблюдалась довольно распространенная в то время практика наследования должностей.
Так, в 1765 г. пономарское место занял сын местного священника И.И. Попова М.И. Попов, а в 1780 г. пономарем стал Е.А. Красков, отец которого А.И. Красков незадолго до этого был дьячком. Любопытно, что причт Преображенской церкви не всегда был полным. К примеру, в конце 1780 – начале 1781 г. здесь отсутствовал священник, поскольку старого (И.И. Попова) «за обвенчание малолета с возрастною девкою» отстранили, а нового еще не назначили. После смерти в январе 1818 г. священника Ф.И. Денисова его место более двух лет оставалось «праздным». Отношения среди служителей церкви складывались не всегда гладко. Например, известна вражда священника П. Таркова и псаломщика В.И. Молокова. Случались также конфликты между духовенством и населением.
В начале XIX в. отдельные члены приходской общины обвинили священника Ф.И. Денисова в бражничестве и недобросовестном отправлении своих обязанностей. В 1860-х гг. жители Малого Атлыма выказывали недовольство священником Л.И. Херувимовым. Духовенство Преображенской церкви находилось на казенном обеспечении. Так, в 60–70-х гг. XVIII в. священнику полагалось 10 рублей, 7 четвертей ржи и 7 четвертей овса годового жалованья, дьячку – 4 рубля, 3 четверти ржи и 3 четверти овса, пономарю – 3 рубля, 3 четверти ржи и столько же овса. Одновременно клирики «кормились» различного рода приношениями и пожертвованиями, взимали с прихожан плату за требы, получали право пользоваться рыбными угодьями и т. д.
Как и в других областях Сибири, население Малоатлымского прихода выбирало из своей среды церковных старост. Эти должностные лица представляли интересы религиозной общины перед местным духовенством и церковными властями. Они же заведовали храмовой «казной» и хозяйством. Большое внимание старосты уделяли тому, чтобы церковь была обеспечена «строением», следили за ее строительством и ремонтом. Впрочем, со своими обязанностями они справлялись не всегда. Например, в 1871 г. староста Я. Кардыхов в нарушение всех норм отдал церковную печать инородцам Большеатлымских юртов, которые не преминули использовать ее в своих интересах. Налаженная жизнь Малоатлымского прихода подверглась серьезным испытаниям в результате революционных потрясений начала XX в.
В 1930 г. Преображенскую церковь закрыли. В советские годы она полностью лишилась своего интерьера. Изменился и внешний вид храма: исчезла колокольня над притвором, к апсиде была приделана рубленая пристройка.
https://остяко-вогульск.рф/wp-content/uploads/2021/08/Malyj-Atlym_compressed.pdf