Один из немногих примеров центрического двухпридельного храма с оригинальной объемной композицией — типа, встречающегося в северо-восточной части Костромской области и сопредельных районах Ярославской (церковь Воскресения в с. Валуево Чухломского р-на, 1803-08, церковь Николая Чудотворца в с. Затока Галичского р-на, 1809, церковь Спаса Нерукотворного в с. Кинтаново, Любимского р-на Ярославской обл., 1809). Изначально село принадлежало галичским дворянам Свиньиным и было их родовой вотчиной. В посл. четв. 18 в. оно перешло к их родственникам Антипу Федоровичу Булгакову и его жене, урожденной Ларионовой, имевших здесь усадьбу с деревянным господским домом. В 1780 г. в селе существовали два деревянных храма — Рождества Богоматери и Николая Чудотворца. В 1823 г. по заказу и на средства Якова Антиповича Булгакова Рождественский храм заменили каменным, построенным в формах классицизма с элементами псевдоготики, а престол Никольского перенесли в его придел. Кроме этих престолов в новой церкви существовали еще два — Успения Богоматери и Пафнутия Боровского. Стоявшая рядом кирпичная колокольня, возведенная в 1875 г., утрачена.
Храм стоит открытом месте, на вершине холма, откуда открывается широкий обзор окрестностей. В основу объемно-планировочной композиции церкви положена ротонда, вписанная в равносторонний треугольник со скругленными углами. Центральная ротонда с купольной кровлей, увенчанной маленькой главкой на цилиндрическом барабанчике, служит завершением всего храма. В полуротондах на углах пониженных объемов, окружающих центр, расположены алтарь и приделы, также отмеченные главками на деревянных барабанчиках, поднятых на скругленных кровлях (сохранилась лишь одна). Три основных фасада, выступающих легкими ризалитами, завершены пологими треугольными фронтонами.
Храм имеет довольно высокий гладкий цоколь, прорезанный маленькими прямоугольными проемами продухов, оформленных вдавленными рамками. Поверхность ризалитов обработана горизонтальным рустом и разделена на уровне перемычек прямоугольных проемов на две части: в нижней помещены вход (по центральной оси), фланкирующие его колонны и вертикальные ниши, а дальше — окна в неглубоких нишах; в верхней — полуциркульные сквозной люнет двери, стрельчатые завершения ниш по сторонам входа и круглые филенки над окнами. В тимпане фронтона — полуциркульное ложное окно с профилированным подоконником и замком в перемычке. В противоположность ризалитам, стены полуротонд гладкие, прорезанные прямоугольными окнами с узкими вдавленными рамками и лежачими надоконными нишками. Развитому карнизу вторит простая полочка на уровне подоконников. Стены венчающего храм ротондального объема прорезаны чередующимися между собой прямоугольными и тройными итальянскими окнами (последние по оси основных фасадов).
Внутри центральное высокое ротондальное пространство перекрыто куполом с отверстием светового барабана. Все остальные помещения, кроме части алтаря непосредственно за иконостасом, завершенной полуциркульным сводом, были перекрыты ложными деревянными сводами, ныне разрушенными. В нижней части ротонда прорезана арочными проемами: наиболее крупный ведет в алтарь, чуть меньшие — в широкие «коридоры», идущие к боковым входам, а еще более мелкие служат входами в северо-западный и юго-западный приделы и в соединяющий их притвор. Вход в миниатюрный северный придел, примыкающий к алтарю, расположен в соответствующем «коридоре».
Сохранившаяся на стенах клеевая живопись в стиле классицизма выполнена в 1-й пол. 19 в. и прописана маслом во 2-й пол. того же столетия. Каждую из арок-проходов ротонды фланкируют темно-синие каннелированные колонны с охристыми коринфскими капителями, поддерживающие рисованный карниз с мутулами и орнаментальным фризом. В широком поясе между карнизом и окнами ротонды в тонких рамках, прямоугольных и с лучковым подвышением в центре, помещены сцены, прославляющие христианские добродетели. В том же ряду, над западным входом расположен «Страшный суд». Сюжетные композиции чередуются с живописными вертикальными восьмигранными филенками с арабесковым орнаментом. Между окон ротонды написаны ангелы, в своде в облаках головки херувимов и Бог Отец. В колорите росписей преобладают коричнево-сиреневатые тона.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 102; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. С. 169; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 110; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 78, 88; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 340-342. Архивные источники: ГАКО. Ф. Р-864. Оп. 2. Ед. хр. 1789. Л. 34.
http://svodokn.ru/object/101510500?open=true