ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вязники. Церковь Николая Чудотворца (новая).

Никольская церковь


Вязники. Церковь Николая Чудотворца (новая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1866 и 1874.
Год утраты:приблизительно 1935 (снесена)
Адрес:
Владимирская обл., г. Вязники, [Соборная пл.]

Координаты: 56.246961, 42.159264 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Николая Чудотворца (новая), Сброс центрального купола Николаевской церкви.<br>, Вязники, Вязниковский район, Владимирская область
Сброс центрального купола Николаевской церкви.
Елена Григорьева
??
Церковь Николая Чудотворца (новая), Начало разрушения церкви, на фото - слева.<br>, Вязники, Вязниковский район, Владимирская область
Начало разрушения церкви, на фото - слева.
Елена Григорьева
??
Церковь Николая Чудотворца (новая), Николаевская церковь по левому краю фото, в центре - Казанский собор, справа - колокольня.<br>, Вязники, Вязниковский район, Владимирская область
Николаевская церковь по левому краю фото, в центре - Казанский собор, справа - колокольня.
Елена Григорьева
??
Церковь Николая Чудотворца (новая), Николаевская церковь по левому краю фото, в центре - Казанский собор, справа колокольня (была общая для двух храмов).<br>, Вязники, Вязниковский район, Владимирская область
Николаевская церковь по левому краю фото, в центре - Казанский собор, справа колокольня (была общая для двух храмов).
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 апреля 2019

Эта церковь существовала уже в 1628 г., когда Вязниковская слобода была еще вотчиной кн. Фед. Ив. Мстиславского. В патриарших окладных книгах церковь писалась отдельно от Казанского собора до 1746 г. В храмозданной грамоте патриарха Андриана 1694 г. сказано: Бил челом нам святейшему Михайло Лаврентьев сын Городецкий, да в челобитной ево написано: в городе Ярополче подле соборныя каменныя церкви Пресв. Богородицы Казанския, построена другая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, и ныне он обещался вместо той деревянной церкви построить на том же месте каменную церковь, и аз великий Господин святейший Кир Адриан Божиею милостию Архипископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх пожаловал благословил, велел старую деревянную церковь разобрать, и в городе Ярополче подле собрныя Богородицкие церкви, на прежнем Николаевском церковном месте, построить новую каменную церковь».

В 1698 г. каменный храм во имя св. Николая Чудотворца был освящен. Из дел патриаршего и Синодального приказа видно, что при каменном Никольском храме был придел во имя св. вмч. Екатерины с деревянным алтарем. В 1720-27 г.г. деревянный алтарь был заменен каменным.

Собор имел три престола: главный во имя св. Николая Чудотворца, в трапезе с правой стороны вмч. Екатерины и с левой - Феодора Стратилата. Храм, при внутренней простоте, снаружи представлял из себя превосходные образцы оконных украшений и карниза из обожженных кирпичей. Все иконы, находящиеся в соборе, по большей части были очень древние. Стены храма когда-то были расписаны, но от времени совершенно полиняли. При соборе находилась богадельня для престарелых и беднейших граждан.

В 1875 г. от епархиального начальства получено разрешение сломать старый Никольский храм, что и было сделано в 1879 г. Полученный кирпич употребили на строительство церковной ограды вокруг Казанского собора, Никольской зимней соборной церкви и колокольни. Сегодня подле уцелевшей угловой башенки-часовни остался столбик – единственный фрагмент бывшей некогда ограды, сооружённой из кирпича прежней Никольской церкви. Новая обширная пятиглавая каменная Никольская церковь в псевдорусском стиле была построена в 1866-1874 г.г. на средства О. О. Сенькова (умер 58 лет от роду 14 октября 1872 г.). Подрядчиком был ковровчанин Бадьев. 14 и 15 октября 1874 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским был освящен Николаевский собор в г. Вязники. На торжестве освящения теплого Николаевского Собора присутствовал губернатор Струков Владимир Николаевич.

«Вязниковцы, вот уже почти 2 года после его освящения, не налюбуются на этот дом молитвы, - и, когда увидели его настолько удобным и благоукрашенным, невольно в душе каждого, приходящего сюда излить свои молитвенные чувства перед Господом Богом, являлось новое, какое-то неведомое и неопределенное чувство: все как-то невольно озирались вопросительным взглядом, - чего-то всем недоставало. Дело понятное: богомольцам недоставало в этом храме их родной, дорогой, заветной святыни. Начались толки и переговоры в кругу особенно усердных ее почитателей, во главе которых стал Вязниковский 1-й гильдии купец Николай Львович Никитин. После общего совещания между духовенством и гражданами было постановлено – ежегодно, при переходе для служения из холодного Казанского собора в теплый Николаевский на зимнее время и обратно, переносить Казанскую чудотворную икону» («Владимирские Епархиальные Ведомости» Неофициальная часть №7 1876 года).

22 февраля 1876 г. было совершено первое перенесение из холодного Казанского собора чудотворной иконы Божией Матери Казанской в теплый новопостроенный Николаевский собор. За полчаса ранее обыкновенного звона, т.е. в 8-30 утра, на соборной колокольне раздался благовест к крестному ходу. Во время благовеста в теплом соборе совершалось водоосвящение, после которого местный протоиерей И.А. Павлушков в кратком слове объяснил предстоящим сущность начинающегося торжества, затем святой водой была окроплена приготовленная для чудотворной иконы великолепная бронзовая отзолоченная киота, и перед ней такой же подсвечник; потом, с крестом и хоругвями, ход направился к холодному собору. Здесь, после краткого молебного пения и молитвы с коленопреклонением, драгоценная святыня была принята на руки протоиерея и старшего священника собора, о. Ф. Лаврова, - и с подобающей ей честью и благовением внесена в теплый собор, где и поставлена на самом видном, заранее приготовленном для нее, месте. Из окрестных жителей немногие знали об этом празднестве – потому что не были оповещены заранее; тем не менее стечение народа, в сравнении с обыкновенными праздничными днями, было весьма значительно.

Вместо чудотворной иконы в иконостасе холодного собора, на время ее перенесения, поставлена приложенная в собор тоже весьма древняя икона, копия с настоящей, писанная с нее, как значится в особой надписи на этой иконе, при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете, - до этого времени составлявшая родовое достояние купца Никитина. Когда подлинная чудотворная икона из теплого собора будет возвращена в холодный, тогда копию вставят в киоту, приготовленную для чудотворной иконы.

Престолов в храме было три: главный – во имя св. Николая Чудотворца, в приделах во имя св. в.-муч. Екатерины и Феодора Стратилата. Утварью, ризницей, св. иконами и этот храм снабжен вполне достаточно. В иконостасе находится несколько древних икон из прежней церкви.

Закрыта церковь Николая Чудотворца в 1929 г., сломана в сер. 1930-х г.г.

При обоих храмах, Казанском и Никольском, была одна каменная с шатровым верхом колокольня, построенная одновременно с Казанским собором. Из 13 колоколов, размещенных на колокольне, один был отлит в 1788 г. благодаря стараниям городского головы Фёдора Ивановича Крапивникова и церковного старосты Наума Егорова, а второй - на средства вязниковского купца Василия Максимовича Кривцова в 1842 г. На колокольне был колокол со следующей надписью: «лета 7190 Государь царь и вел. кн. Федоръ Алексеевичъ … приложилъ сей колоколъ въ домъ Св. Отецъ семи соборовъ вселенскихъ и св. благ. Кн. Даниила въ монастырь при игумене Тимофее съ братиею». Как попал сюда этот колокол, неизвестно. Предполагали, что это произошло при Императоре Петре I, когда четвертая часть колоколов церкви или монастыря отбиралась на пушечное дело. Если в представленных колоколах было больше четвертой части, то на пушечном дворе излишек возвращали в виде какого-нибудь колокола. Таким путем мог попасть колокол из Московского Данилова монастыря в Вязниковский Казанский собор.

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/sh/61-1-0-2338

Обширная пятиглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1866-1877 г.г. на средства И. В. Сенькова на месте каменного здания 1690-х г.г. Служила зимним храмом при Казанском соборе. Боковые приделы вмч. Екатерины и Феодора Стратилата. Закрыта в 1929 г., сломана в середине 1930-х г.г.

https://svyatsy.org/churches/vladimirskaya_oblast/vyaznikovskiy_rayon/vyazniki/cerkov_nikolaya_chudotvorca_v_vyaznikah/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.