ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь.

Манастир Милешева


Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: Между 1218 и 1219.
Епархия: Сербская православная церковь
Адрес:
Сербия, Златиборский округ, Милешево

Координаты: 43.3721, 19.709154





Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Елена Григорьева 25 апреля 2019

Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря.

Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине.

Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г.

В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

После смерти в 1355 г. сербского царя Душана Сильного, при его наследнике св. мученике Уроше V, начался процесс распада единого сербского государства. В конце 1350-х гг. земли, на которых находится Милешево, перешли под власть холмского князя Воислава Войновича, а после его смерти в 1363 г. – к его племяннику жупану Николе Алтомановичу. Осенью 1373 г. Алтоманович был разбит сербским князем Св. Лазарем и боснийским баном Твртко I Котроманичем, а Милешево при разделе отошло к последнему.

Будучи правнуком сербского короля Св. Драгутина, Твртко считал себя наследником сербского престола. В день Св. Димитрия 26 октября 1377 г. в Милешево он короновался как король Сербии и Боснии. В 1377-1390 гг. Твртко превратил свою страну в сильнейшее государство на Балканах. Даже поражение сербов на Косовом поле, где сражались и войска Твртко, не сказалось на его положении. Впрочем, вскоре после смерти Твртко в 1391 г. Босния, разлагаемая изнутри еретиками-богумилами, утратила многие земли. В 1446 г. в Милешево воевода Степан Вукчич Косача, бывший противником боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, принял на себя титул Светосавского герцога. От этого титула земли, которыми он владел, стали называться Герцеговиной.

При окончательном захвате османами сербских земель во второй половинне XVI в. монастырь был ими сильно разорен. Тогда были разрушены монастырские стены, но обитель была вскоре восстановлена. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV-XVIII вв.

В начале XVI в. в школе при монастыре учились Баица Соколович, будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, и его родной брат – будущий сербский патриарх Макарий (1557-1572 гг.). Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В монастыре работает мастерская по переписыванию церковных книг. Около 700 шедевров вышло из неё за это время. В 1544-1557 гг. в Милешево была и типография.

В 1594 г. Синан-паша взял величайшую святыню сербского народа – мощи свт. Саввы, увёз их в Белград и там сжёг на холме Врачар. Мощи основателя обители Св. Владислава были спрятаны монахами монастыря, но так до сих пор и не найдены. Повреждённая при разорениях роспись храма была обновлена в XVI в. известным печским мастером Лонгином и его артелью. Поновление фресок проводилось и в XVII в.

В XVIII в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 г. на средства сербского князя Михаила Обреновича. Во время II мировой войны Милешево оказалось в центре трагических событий. Прикрываясь борьбой с итальянской оккупацией, титовские партизаны осуществляли в этих краях террор против своих «идеологических противников», прежде всего против православного духовенства. Так, на Крестовоздвижение 27 сентября 1941 г. коммунистами был убит милешевский игумен Нестор (Тркуля). Ночью партизаны вломились в кельи, схватили настоятеля монастыря, отвели его в лес и расстреляли. Спустя несколько дней монахи нашли тело своего настоятеля и похоронили его рядом с монастырём. После смерти игумена Нестора обитель опустела. Известно, что один из монахов, бывший русский офицер, бежал от коммунистов в монастырь Св. Троицы в Плевле (Северная Черногория).

Богатая ризница монастыря была разграблена турками, а часть сохранившихся предметов были перенесены в другие монастыри. Сейчас в Милешево хранятся несколько редких книг: Цетиньский Октоих 1494 г., Триодь 1563 г., Белградское Четвероевангелие 1552 г.; а также несколько ценнейших икон.

В 1950-х гг. была проведена консервация фресок. Археологические и реставрационные работы продолжались до 1996 г. В настоящее время в монастыре находится резиденция епископа Милешевского.

https://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39519.htm

Монастырь Милешево – один из самых известных сербских монастырей. Он находится недалеко от города Приеполе в юго-западной Сербии. Монастырь возник на правом берегу реки Милешевки, которая, вероятно, и дала ему его название, в непосредственной близости от средневекового пути, который некогда связывал приморские области на побережье Адриатического моря с центральными районами страны и далее шел на Восток. Остатки этого средневекового пути сохранились до наших дней. Сам город Приеполе возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Первое упоминание этого города под его современным названием относится к 1343 г.

Монастырь Милешево был основан святым королем Владиславом между 1234 и 1236 г.г. Владислав был сыном сербского князя Стефана Первовенчанного, который, в свою очередь, был старшим сыном великого жупана (правителя) Рашки Стефана I Немани, основателя сербской средневековой династии Неманичей. Король Владислав был племянником Святого Саввы, первого архиепископа сербского. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Начиная с 13 в., монастырь часто подвергался разорениям и разрушениям. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадало от турков, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении 15-18 вв. В 16 в. монастырь достигает своего наивысшего расцвета. К тому времени он превратился в видный, авторитетный и богатый монастырь с многочисленной монашеской братией. Хорошие доходы сделали возможным развитие здесь культуры и ремесел. В этот период постройки монастыря были либо существенно обновлены, либо отстроены заново. В монастыре существовала монастырская школа. Здесь переписывались и даже печатались церковные книги. Известно, что в монастыре Милешево функционировали две типографии: первая с 1544 по 1545 и вторая в 1557 г.

При окончательном захвате османами сербских земель во второй половине 16 в. монастырь был ими сильно разорен, но обитель вскоре была восстановлена. В 18 в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 г. на средства сербского князя Михаила Обреновича. Именно тогда он приобрел свой нынешний вид.

Святой Савва Сербский был и остается символом монастыря Милешево, что не могло не отразиться на его внешнем облике и значении. В монастыре всегда почитался культ Святого Саввы. Отсюда слава о сербском святителе распространялась в другие части Сербии. Святого Савву почитали и верили в его целительную силу. В 1237 г. Владислав переносит мощи Святителя Саввы из болгарской столицы Тырново в соборный храм в Милешево. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник святого короля Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе святого короля Владислава. Мощи Святого Саввы были торжественно перенесены и погребены в Милешеве. Но вскоре, по преданию, Святой Савва явился одному из своих учеников и якобы попросил, чтобы тело его лежало открыто в монастырской церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме, где пролежали до 1594 г., когда были сожжены турками на холме Врачар в Белграде.

Как основатель Сербской Православной Церкви, святитель, защитник и чудотворец, Святой Савва и после смерти не утратил своей популярности и авторитета. Он являлся источником литературных трудов, о нем складывались многочисленные народные предания, которые передавались из уст в уста и распространялись во всех районах, населенных сербами. Для того чтобы наказать сербов за поднятый ими мятеж и подавить их национальное стремление к свободе, турки решили уничтожить мощи Святого Саввы. В 1594 году они взяли из монастыря Милешево мощи Святого Саввы и сожгли их на холме Врачар в Белграде. Но после этого культ святого Саввы нисколько не уменьшился. Его и по сей день почитают как самого главного сербского просветителя.

http://www.senica.ru/serbia/facts/culture/monastyr-mileshevo


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Милешева (Милешево), мужской монастырь в честь Вознесения Господня Милешевской епархии Сербской Православной Церкви. Находится при слиянии рек Косаничка и Милешевка в горной долине близ г. Приеполе (Сербия).

М. как свою задужбину основал представитель сербской династии Неманичей Владислав (с 1234 - король Сербии). Ранее возведение обители датировали периодом правления Владислава, но ряд данных и детали фресок позволяют отнести начало ее возведения к периоду с 1 сентября 1218 по 31 августа 1219 г., когда Владислав был королевичем и управлял жупой Црна-Стена (развалины крепости Црна-Стена находятся над обителью на холме). Владислав украсил мон-рь «всеми божественными и человеческими красотами» и одарил его селами и землями. Обитель имела статус ставропигии, ее игумен занимал второе место среди настоятелей сербских мон-рей после главы Студеницы. В 1237 г. в монастырском соборе Владислав поместил мощи своего дяди святителя Саввы I († 1235), архиепископа Сербского, там же позже был похоронен и он. Обитель стала центром почитания первого Сербского святителя и часто именовалась монастырем свт. Саввы. Вероятно, вскоре после основания в М. появилась кафедра епархии, которая несколько раз меняла название (Милешевская, Милешевская-Дабро-Боснийская, Полимская, Герцеговинская), иногда упразднялась.

После начала распада Сербского царства, вызванного смертью в 1355 г. сербского царя Стефана IV Душана, земли, на которых находился М., перешли под власть хумского князя Воислава Войновича, после его смерти в 1363 г.- к его племяннику жупану Николе Алтомановичу, осенью 1373 г.- к боснийскому бану Твртко I Котроманичу (умер в 1391). Правнук сербского короля Драгутина Твртко считал себя наследником серб. престола: его коронация состоялась 26 октября 1377 г. в соборе возле гробницы свт. Саввы. С целью утвердить легитимность Твртко на престоле, вероятно, именно в М. был составлен первый сербский родослов, претерпевший впоследствии множество редакций и дополнений, например, при деспоте Стефане Лазаревиче (1402-1427), давшем обители повелью-грамоту (датируется 1413-1415) на владение 5 селами. В 1446 г. в М. воевода Стефан Вукчич Косача, бывший противник боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, взял титул Святосаввского герцога. В 1459 г. турки сожгли мон-рь, но вскоре он был восстановлен.

С момента основания обитель была не только духовным, но и просветительским центром. Первое упоминание о написанной здесь «повелением игумена Спасова Спиридона» книге (Прологе) относится к 1264 г. В целом в милешевском скриптории и его библиотеке хранились многочисленные рукописи разных периодов. В середине XVI в. обитель поддерживала связи с печатником Б. Вуковичем. Специально купленная для М. в Венеции при игумене Данииле типография издала Псалтирь с восследованием (1544), Требник (1546) и после перерыва повторно Псалтирь (1557).

В сложные времена османского владычества мон-рь часто получал помощь благодаря широко распространенному почитанию свт. Саввы. Венецианские послы, о посещении которых сохранились известия от 1499, 1533, 1550 и 1580 гг., подчеркивали, что обитель уважают как православные, так и мусульманские местные жители. Итальянский путешественник К. Дзено сообщал, что в 1550 г. в М. жили 50 монахов, ему подчинялись 20 расположенных поблизости мон-рей. М. фон Зейдлиц, посетивший М. в 1556-1559 гг., писал, что в нем проживают около 60 монахов и что обитель очень красива и богата. В 1558 г. русский царь Иоанн Грозный подарил М. серебряную чашу. Богатые вклады в обитель делали валашский воевода Александру Лэпушняну с супругой Роксаной, происходившей из сербского рода Бранковичей, молдавские правители Раду XII Леон и Георге II Дука. Уроженцы расположенных близ М. мест великий османский везир (1565-1579) Мехмед-паша Соколлу (перед тем как его забрали в Стамбул как «подать в крови», был чтецом в монастыре) и патриарх Печский Макарий (1557-1570/71; вероятно, до Патриаршества был настоятелем М.) способствовали восстановлению обители.

В 1594 г. турки забрали из М. мощи свт. Саввы и сожгли их в Белграде. Считается, что османский гнев был вызван восстанием местных сербов и деятельностью обители по возвращению принявших ранее ислам сербов (потурченцев) в Православие и крещению турок. Но среди местного населения распространены легенды, что мощи святителя подменили (или сохранили от них частицу) и они продолжают находиться в обители или где-то поблизости.

XVII век стал периодом наиболее тесных связей М. с Московской Русью. О контактах обители в более ранние века с восточнославянскими землями говорят как размещение ростовых изображений благоверных князей Бориса и Глеба на восточной стороне пилястры в милешевском соборе (одно из первых свидетельств почитания восточнославянских святых в южнославянских землях в XIII в.), так и упоминание перенесения в М. мощей свт. Саввы в русском «Лицевом летописном своде» (70-80-е гг. XVI в.). Представители М. неоднократно приезжали в Москву за милостыней (1627/28, 1635, 1638 и 1642/43 - архимандрит Афанасий), в 1647 г. они получили разрешительную грамоту на приезды за милостыней раз в 6 лет. В челобитных братия жаловалась на трудности жизни среди мусульман и просила помощи в различных нуждах - в ремонте зданий, пострадавших при разливе реки (1624), в «поправке святой большой церкви, которая внутри расписана золотом и мозаикой» (1627; в 1635 на русские деньги храм был покрыт), в покупке покрова для раки свт. Саввы и богослужебных книг. В одном из посланий сообщаются подробности разорения обители в 1658 г. боснийским Сейди Ахмет-пашой. Тогда паша бросил 8 милешевских монахов на 4 месяца в темницу, 2 из них в заключении умерли. Чтобы освободить собратьев монахи заложили монастырское подворье с церковью свт. Николая, выплатили паше 4 тыс. «тарелей» и потом просили русского царя оказать им помощь в выкупе подворья.

В 1688 г. мон-рь вновь был разорен. Часть братии в 50 милях от него, в урочище Пакар, основала Знаменский мон-рь, а другие монахи, забрав ценные вещи из монастырской ризницы, ушли в австро-венгерские земли. В XVIII в. жизнь в мон-ре возродилась. М. упоминается в числе 7 сербских мон-рей в так называемых палестинских штатах Священного Синода РПЦ (1735) - списке православных обителей Османской империи. Согласно списку, М. выплачивалось по 35 р. серебром ежегодно. В 1782 г. мон-рь снова подвергся разорению, были сожжены иконы в храме и все кельи.

В 1857 г. посетивший М. российский консул А. Ф. Гильфердинг констатировал, что турки разобрали крышу храма, 4 мраморные колонны из храма перенесли в мечеть г. Приеполе, а также нанесли урон росписям. Консул отметил, что, несмотря на разорение, обитель посещает множество паломников. В 1860 г. мон-рь лежал в развалинах, возле стен храма и зданий из-за сильных половодий образовались земляные наносы, достигавшие высоты первого этажа и покрытые порослью. В 1863-1868 гг. благодаря усилиям митрополита Белградского Михаила (Йовановича), босанского Топала Шерифа Осман-паши, настоятеля Баньского мон-ря Макария (Вуича) и торговцев из Приеполе храм был восстановлен и принял современный вид. Тогда, вероятно в силу ветхости, была снесена стена между наосом и притвором, на которой находилась сцена «Успение Пресвятой Богородицы», и пострадали несколько фресок.

Во время Первой мировой войны австро-венгерские войска устроили в храме конюшню. В 1913 г. в мон-ре находились органы управления местного муниципалитета, в том числе суда. В описи монастырского имущества, составленной в этот период настоятелем архимандритом Гедеоном (Маричем), упоминаются 50 га пахотной земли, 70 га лесов и фруктовых деревьев, в библиотечном каталоге значатся 77 церковных и 16 поучительных книг, в том числе рукописный печатный Октоих 1493 г. Богатая ризница М. была постепенно разграблена турками, некоторые предметы в настоящее время хранятся в Музее Сербской Православной Церкви, в Церковном музее в Загребе и в других собраниях.

6 июня 1935 г. в М. прошли торжества в честь 700-летия со дня смерти свт. Саввы Сербского, которые возглавил патриарх Сербский Варнава (Росич). В них приняли участие епископ Охридский Николай (Велимирович) и митрополит Дабро-Босанский Петр (Зимонич), члены сербского правительства и местные власти. В честь торжеств был освящен колокол, подаренный обители королем Александром Карагеоргиевичем.

Во время Второй мировой войны в октябре 1941 г. возле монастырских стен партизаны расстреляли настоятеля игумена Нестора (Тркулю), ныне он почитается как местночтимый святой. После проведения аграрной реформы в 1946 г. вместо 181 га угодий М. было оставлено 30 га пашни и 30 га леса. В 1948 г. близ храма построили здание управления местной задруги (сельскохозяйственные кооперативы в Югославии). Монастырь фактически превратился в музей и памятник архитектуры, его посещали многочисленные экскурсии, во время которых о свт. Савве даже не упоминалось. Главными ценностями М. считались его уникальные фрески, прежде всего «Белый Ангел». В 60-х гг. XX в., 1974, 1980-1981, 1990, 1994 и 1998-2005 гг. в мон-ре были проведены реставрационные работы и археологические раскопки, во время которых вокруг храма открылись фундаменты зданий разных периодов, были обнаружены захоронения и несколько пустых гробниц. Результаты этих исследований позволили предположить, что собор был построен на месте древнего храма.

В 1992 г. в связи с восстановлением Милешевской епархии возродилась и духовная жизнь в обители. М. вновь стал центром почитания свт. Саввы, а в соборе была поставлена символическая рака (кивот), в которой, по преданию, его мощи хранились ранее. 6-8 сентября 2012 г. в М. прошел международный научный симпозиум «Восемь веков монастыря Милешево» при участии исследователей из Сербии, России, Италии, Греции, Болгарии, Румынии, Хорватии и Черногории.

В монастырский комплекс также входят 3 конака и колокольня. Недалеко от мон-ря находится скит (испосница) свт. Саввы. М. внесен в Список Всемирного культурного наследия Юнеско.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/2563198.html?ysclid=mhd96tdmgs469376451



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.