ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня.


Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:Между 1218 и 1219.
Адрес:
Сербия, Златиборский округ, Милешево

Координаты: 43.371749, 19.709364





Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, вид с северо-востока<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
вид с северо-востока
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, южный фасад<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
южный фасад
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, восточный фасад<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
восточный фасад
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, западный фасад<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
западный фасад
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, придел<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
придел
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, , Милешево, Златиборский округ, Сербия
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, деталь северного портала<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
деталь северного портала
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, купол притвора<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
купол притвора
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, иконостас<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
иконостас
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Церковь была расписана в начале XIII в. - до 1228 г.<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
Церковь была расписана в начале XIII в. - до 1228 г.
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Интерьер притвора. Фрески написаны после 1236 г.<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
Интерьер притвора. Фрески написаны после 1236 г.
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, знаменитый "Белый ангел"<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
знаменитый "Белый ангел"
zavar-vera
6 марта 2019
Милешевский Вознесенский монастырь. Церковь Вознесения Господня, Савва Сербский<br>, Милешево, Златиборский округ, Сербия
Савва Сербский
zavar-vera
6 марта 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 25 апреля 2019

Храм Вознесения Господня является архитектурно-композиционным и духовным центром монастыря Милешево. Его построил король Владислав как свою будущую усыпальницу, где и был погребен после смерти. Однако время строительства храма точно не определено. Есть мнение, что король Владислав начал строить его сразу же после своего вступления не престол, то есть после 1234 г., хотя некоторые детали внутреннего убранства храма дают основания полагать, что он мог быть построен Владиславом гораздо раньше, в 1218-1219 г.г., когда тот был еще королевичем.

По своим архитектурным признакам соборный храм Вознесения Господня относится ко второму зрелому монументальному периоду архитектуры области Рашка. Изначально он представлял собой однокупольное строение. В восточной (алтарной) части храма имеется полукруглая большая апсида, по бокам которой находятся две маленьких. Свой нынешний современный вид они приобрели во время обновления монастыря в 1863 г. Восточная часть храма венчается куполом на округлом барабане. Впервые в рашской архитектуре квадратное основание купольной части не опирается на боковые стены, так как оно значительно уже, чем стены основного помещения храма.

В 1236 г. с запада к церкви был пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Они представляют собой равноугольные строения. С восточной стороны каждой часовни выдается небольшая полукруглая апсида. Вход в храм находится с западной стороны.

Жемчужиной храма Вознесения Господня и всеко монастырского комплекса Милешево является средневековая сербская живопись 13 в. Исследователи отмечают, что ни в одной из славянских стран и ни в одной области Византии не строили и не расписывали так много церквей, как в Сербии. Каждый сербский король считал своим долгом выстроить новый храм для собственной усыпальницы и увековечить себя в храмовых росписях. Вероятно, любовь к портретированию поддерживалась знакомством с западноевропейским искусством, где портреты встречались чаще, чем в Византии.

Для сербской живописи 13 в. характерны романская тяжеловесность форм, а также стремление изображать фигуры в свободном и естественном движении. Предполагается, что самые ранние и древние фрески в соборном храме были написаны в 1220-х г.г. предположительно греческими мастерами из Солуни. Согласно общепринятым канонам византийской живописи, алтарная часть храма расписана фресками евхаристического (Причащение апостолов) содержания. Основной темой росписей главного помещения храма (наоса) являются великие праздники. Страдания Иисуса Христа изображены на фресках во внутреннем приделе, а сцены Страшного Суда находятся во внешнем приделе в западной части храма. Живописная роспись под куполом храма посвящена представителям рода человеческого, последователям Христа, святым апостолам, святым мученикам и святым монахам.

Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем, находится на южной стене храма. Прекрасный ангел, облаченный в белое одеяние, с широко расставленными крыльями сидит на большом камне. На его лице кротость и смирение. Сидя на пустом гробе Господнем, Белый Ангел как бы возвещает вечную истину о Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. Высочайшая художественность, красота и совершенство изображения Белого Ангела вселяет истинную надежду. «Белый ангел» является символом всего сербского Православия.

Храм Вознесения Господня изначально строился как усыпальница короля Владислава. Поэтому значительная часть храмовой росписи посвящена правителям и святым из династии Неманичей. Прямо под изображением Белого Ангела находится композиция, изображающая короля Владислава с церковью в руках. На ней изображена Богородица, которая ведет короля Владислава с макетом церкви в руках к Христу. Спаситель сидит на роскошном троне с раскрытым евангелием и, благословляя Владислава правой рукой, прощает ему его грехи. Сам Владислав, как представитель королевского двора, одет в белую далматику (верхняя расшитая риза), украшенную золотыми кругами и лепестками цветов. Поскольку Владислав был вторым сыном короля Стефана Первовенчанного и не имел каких-либо претензий на престол, он изображен без царских регалий. Но, когда в 1234 г. он стал королем Сербии, то в соответствии с его новым статусом ему была дорисована царская корона. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. Фресковые росписи храма Вознесения Господня в монастыре Милешево представляют собой смесь разных направлений в византийской и сербской церковной живописи первой половины 13 в. Часть фресок обновлялась в 16, 17 и 18 вв.

Сейчас в Милешеве хранятся несколько редких книг и ценных икон. К сожалению, существовавшая некогда богатая ризница монастыря была разграблена еще турками, а часть сохранившихся предметов была перенесена в другие монастыри. В 1950-х г.г. была проведена консервация фресок монастырского храма Вознесения Господня. Археологические и реставрационные работы продолжались до 1996 г. В настоящее время в монастыре находится резиденция епископа Милешевского.

http://www.senica.ru/serbia/facts/culture/monastyr-mileshevo


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

Церковь Вознесения Господня представляет собой однонефную базилику с куполом над наосом; восточная часть завершается 3-частным алтарем с выявленной снаружи полукруглой центральной апсидой с 2 пониженными боковыми постафориями; по типу принадлежит к рашской школе архитектуры. Купольный экзонартекс пристроен к основному объему позднее (около 1236) в связи с размещением в этой части храма мощей свт. Саввы и устройством здесь усыпальницы короля Владислава. При перестройке в 1863-1868 гг. западная стена первоначального храма была разрушена, утрачена часть росписи. Храм возведен из камня, внешние стены оштукатурены; в его облике соединены черты византийской, романской и сербской архитектуры.

Фресковые росписи М. считаются самым значительным образцом сербско-византийской живописи. Они покрывают стены алтаря, основного объема храма, внутреннего и внешнего нартекса (экзонартекса) обладают рядом иконографических и художественных особенностей. По сравнению с классической системой росписи визант. храма расположение некоторых композиций изменено. Так, сцена «Вознесение Господне» (изображение храмового праздника) находится в куполе, а в основании купола на 4 полуциркульных стенах представлены «Благословение апостолов перед Вознесением» (на восточной стене, редкий сюжет), «Причащение апостолов» (на западной стене), «Рождество Христово» (на северной стене, сохранились фрагменты), «Снятие с креста» (на южной стене). Вероятно, такая схема расположения композиций возникла в связи с необходимостью приспособить традиционную систему росписи крестово-купольного храма к архитектуре рашского типа.

В алтаре в конхе апсиды находилась фигура Божией Матери «Оранта» с поклоняющимися архангелами (не сохранилась), ниже помещалась композиция «Поклонение Жертве» (сохранилась частично). Традиционная для этого места «Евхаристия» перенесена в подкупольное пространство. «Благовещение» помещено на восточных гранях северо-восточных и юго-восточных пилястр. Напротив, на западных гранях юго-западных и северо-западных пилястр, расположено «Сретение». Эта композиция имеет необычную трактовку: сцена разделена на 2 части - Божия Матерь с Младенцем и праведник Иосиф с одной стороны, старец Симеон и пророчица Анна - с другой.

В. Джурич считал, что нарушение традиционного порядка сцен повлекло за собой изменения в расположении основных евангельских праздников. В росписи большое место уделено циклу Страстей Христа; отдельные сцены находятся в наосе и нартексе церкви: «Вход Господень в Иерусалим» и «Жены у гроба Господня» - на северной и южной стенах в западной травее наоса, «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Уверение Фомы» - на западной стене в нартексе. Кроме того, в М. впервые в сербской средневековой живописи представлены так называемые портреты представителей династии Неманичей: в наосе - король Владислав, ктитор храма, с моделью церкви в руках, которого Божия Матерь подводит ко Христу, восседающему на престоле; в нартексе - свт. Савва Сербский и его отец св. Симеон Неманя, Савва Освященный, король Стефан Первовенчанный с сыновьями Радославом и Владиславом. Представители правящего дома изображены в молитвенном обращении к святым Савве и Симеону Немане, фигуры которых в свою очередь развернуты ко Христу (фигура утрачена; находилась на западной стене над входом),- многие портреты являются прижизненными, поэтому, как предполагается, передают портретное сходство.

В росписи нартекса король Владислав снова представлен с моделью храма в руках. На противоположной южной стене помещены образы равноапостольного императора Константина Великого и неизвестного императора, предположительно Иоанна III Дуки Ватаца. Позднее изображение представителей династии Неманичей трансформируется в генеалогическое древо (лозу) правящей сербской династии (с конца XIII - началом XIV в.; присутствует в росписи церкви Пресвятой Богородицы и Радославовой капеллы в мон-ре Студеница (около 1235), церкви Пресвятой Троицы в мон-ре Сопочани (около 1265), церкви Благовещения в мон-ре Градац (около 1275), в Драгутиновой капелле в мон-ре Джурджеви Ступови (1282-1283), церкви св. Ахиллия в Арилье (около 1295), церкви Пресвятой Богородицы Левишки (1310-1313).

В экзонартексе помещена развернутая композиция «Страшный Суд», занимающая все пространство - свод и 4 стены (уникальный случай для сербской живописи). Литературной основой для этого изображения стало «Слово на Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа» преподобного Ефрема Сирина. Бо́льшая часть композиции сохранилась, за исключением полностью утраченной группы праведников на северной стене. К необычным художественным особенностям живописи М. относится имитация мастерами, расписавшими наос храма и создавшими композицию «Страшный Суд», мозаичной кладки. Росписи в алтарной части сделаны на темно-синем фоне, без подражания мозаике.

Стенописи М. были выполнены при жизни короля Владислава, в первой половине XIII в., в 2 этапа: сначала росписи в основном объеме церкви и нартексе, затем в экзонартексе. Но у исследователей нет единого мнения относительно датировки этих частей росписи и происхождения мастеров. Джурич относил фрески наоса и нартекса ко времени до 1228 г., то есть до коронации короля Владислава, а росписи экзонартекса датировал периодом после 1236 г. В.Н. Лазарев наиболее вероятным временем росписи всего храма считал 30-е гг. XIII в. (до 1234). С. Радойчич выделял 2 этапа в работе над росписями: выполненную на золотых фонах стенопись в центральном пространстве он датировал началом правления короля Владислава (30-е гг. XIII в.), роспись в нартексе на синих фонах - более поздним временем, считая, что в ней проявился строгий монастырский характер заказа, а роспись экзонартекса - после 1243 г.

Стиль росписи М.- тяжеловесный, «архаичный»; возможно, художники ориентировались на древние ранневизантийские монументальные ансамбли, например мозаики ротонды св. Георгия (около 400) и базилики св. Димитрия в Фессалонике (VII в.). Джурич считал, что художники М. могли приехать из Византии, Константинополя или Фессалоники; Радойчич полагал, что авторами фресок были местные сербские художники.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/2563198.html?ysclid=mhd96tdmgs469376451


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 30 октября 2025

«…Черты национального сербского стиля решительно выступают на первый план в росписи церкви Вознесения монастыря Милешева, основанного королем Владиславом. Наиболее вероятным временем возникновения фресок является середина четвертого десятилетия: около 1234 года. В Милешеве, как и в Студенице, мы встречаем столь типичные для сербских храмов портреты ктиторов. Король Владислав представлен дважды: в сопровождении Богоматери перед восседающим на троне Христом на южной стене трансепта и вместе со своим братом Радославом и отцом Стефаном Первовенчанным, св. Саввой и Стефаном Неманей в северо-восточном углу притвора. Второй групповой портрет также замыкала фигура восседающего на троне Христа, ныне утраченная. На южной стене притвора имелся еще один портрет — вероятно, тестя Владислава болгарского царя Ивана Асеня. Такое обилие портретов было несомненно вызвано желанием Владислава, отнявшего власть у брата, подчеркнуть родственные связи с домом Неманичей.

От некогда богатой росписи сохранились многочисленные фигуры святых (среди них изображения Бориса и Глеба) и отдельные евангельские сцены. Стиль фресок отличается большой оригинальностью. Фон росписи кафоликона не традиционный синий, а желтый, что вызвано стремлением художников подражать мозаике. Для усиления сходства с мозаикой этот желтый фон покрыт тончайшей сеткой едва заметных линий, которые создают иллюзию мозаической кладки. Поверх желтого фона местами нанесен тонкий слой золота, стершийся от времени. Массивные фигуры с тяжелыми конечностями облачены в широкие одеяния, распадающиеся на жесткие складки. Свободно написанные лица, обработанные при помощи резких зеленых теней, обнаруживают нередко чисто национальный тип. Движения фигур развертываются по плоскости, в силу чего они имеют в себе нечто угловатое.

В целом архаический стиль росписи существенно отличается от стиля чисто византийских памятников. Если для последних характерна легкость композиционных построений (легкие изящные фигуры, легкие здания), росписям Милешевы, наоборот, свойственна монументальная тяжеловесность статических форм. Эта черта сближает росписи Милешевы с памятниками романского стиля. Так как романские влияния широко проникали из Центральной Европы в сербскую архитектуру, есть основания думать, что аналогичный процесс находил себе место и в живописи. Когда вслед за разгромом Константинополя пресеклась связь Сербии с центром византийской культуры, ее художники получили тем самым большую свободу. Именно в силу этой временной эмансипации от Византии сербские живописцы проявили особую восприимчивость к произведениям романских мастеров, чей художественный язык привлекал их свежестью и суровой мужественностью…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве». VIII. Тринадцатый век. VIII.7. Сербия: Студеница, Жича, Милешева, Печ

https://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=29&chap=9&ch_l2=7



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.