ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гамалиевка. Гамалеевский Харлампиев монастырь.


Гамалиевка. Гамалеевский Харлампиев монастырь
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1702.
Адрес:
Украина, Сумская область, Шосткинский район, село Гамалиевка, на территории Шосткинской исправительной колонии №66

Координаты: 51.843409, 33.573391
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Гамалиевку или в Гамалиевку





Гамалеевский Харлампиев монастырь, Надвратная башня - колокольня. Фотография 1950-х г.г. Источник «Памятники Украины», 2001 г., № 4<br>, Гамалиевка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Надвратная башня - колокольня. Фотография 1950-х г.г. Источник «Памятники Украины», 2001 г., № 4
Елена Григорьева
1 июня 1955
Гамалеевский Харлампиев монастырь, Угловая башня. Фотография 1950-х г.г. Источник «Памятники Украины», 2001 г., № 4<br>, Гамалиевка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Угловая башня. Фотография 1950-х г.г. Источник «Памятники Украины», 2001 г., № 4
Елена Григорьева
1 июня 1955
Гамалеевский Харлампиев монастырь, Врата. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Гамалиевка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Врата. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Гамалеевский Харлампиев монастырь, Колокольня. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Гамалиевка, Шосткинский район, Украина, Сумская область
Колокольня. Фото С.А. Таранушенко и П.Н. Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  16 апреля 2017

Основан в 1702 г. как скит. Вскоре построена небольшая каменная церковь Харлампия. В 1713 г. на месте скита основан монастырь, в 1735 г. закончено строительство собора Рождества Богородицы. Затем территорию монастыря окружают крепостными стенами с башнями и надвратной колокольней, строят каменные кельи и хозяйственные постройки. В XVIII в. монастырь дважды горел и восстанавливался. Все сооружения возведены из кирпича и оштукатурены. Центром композиции ансамбля является собор. К югу от него размещаются кельи, к северо-западу - Харлампиевская церковь с настоятельскими кельями, к западу - колокольня с главными воротами, с четырех сторон ансамбль окружают стены с башнями.

Надвратная колокольня органически включена в западную стену по направлению продольной оси собора. Трехъярусная. Нижние ярусы - квадратные в плане, верхний восьмигранный увеличен полусферической главой с высоким тонким шпилем. В первом ярусе - проем главного входа в монастыре.

Кельи настоятеля пристроены к северной и западной стенам и торцу церкви. Кирпичные, оштукатуренные, прямоугольные в плане, двухэтажные, с анфиладной планировкой. Покрыта скатной крышей. Кельи одноэтажные, Г-образные в плане. Планировка - секционная двух типов: четырехкомнатная с сенями и двухкомнатная без сеней. Фасады расчленены рустованными лопатками.

Крепостные стены вытянуты с севера на юг. Прямоугольные в плане, с восьмигранными башнями по углам и в средней части южной стены, с воротами крепостного типа в переломе северной стены. Высота стен 2,18 м, средняя толщина 1,25 м. На уровне 1,26 м устроены бойницы типа "замочная скважина" с камерами.

Архитектура памятника отличается суровостью. В архитектурном наследии Украины другого такого ансамбля не встречается.

http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua4/pamyatniki_ua4_046.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  11 марта 2019

Монастырь-тюрьма, один из самых негативных примеров использования историко-архитектурного наследия в Украине. Основан в 1702 г. как скит при деревянной церкви Св. Харлампия. В 1713 г. гетман Украины И. Скоропадский издал Универсал и выделил средства на сооружение женского монастыря. Здесь же он был похоронен в родовом склепе Харлампиевской церкви (сохранились белокаменные надгробия), а монастырь фактически стал родовой усыпальницей. В 1735 г. было закончено строительство собора Рождества Богородицы, территорию окружили крепостными стенами с башнями и надвратной колокольней, появились каменные кельи и хозяйственные постройки. В XVIII в. монастырь дважды горел и восстанавливался. Просуществовал до 1924 г., когда здесь был открыт дом престарелых и детский приют, а собор превращён в дом культуры. В 1961 г. на территории была основана исправительно-трудовая колония строгого режима №66, склепы Скоропадских замурованы, могилы монахов срыты. Только в 1994 г. была проведена реставрация Харлампиевой церкви, в ней начали проводить богослужения для заключённых. Собор до сих пор используется под мастерские. 

http://www.doroga.ua/poi/Sumskaya/Gamalievka/Gamalievskij_Kharlampiev_monastyrj/1151

Решение об открытии женского монастыря в честь священномученика Харлампия было принято 25 сентября 2013 года на заседании Священного Синода УПЦ (журнал № 63). Монастырь располагается рядом с Шосткинской исправительной колонией № 66.

Обитель здесь была основана в самом начале XVIII в. Жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия организовала женский монастырь. Его ктитором был сам гетман. Именно на средства семьи Скоропадских построен величественный Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который сегодня хорошо виден всем, кто проезжает мимо ШИК-66. Его строительство шло больше 20 лет и завершилось в 1735 г., уже после смерти четы Скоропадских. Гетман, его жена, дочь и другие родственники нашли вечный покой в Гамалеевском монастыре.

В советское время православную святыню использовали как дом престарелых, детский приют, сельхозартель. А в 1961 г. тут открыли исправительную колонию.

http://church-site.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=5053:2013-09-25-19-01-45&catid=31:2010-11-24-20-22-11&Itemid=57


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  19 июня 2022

Стены и башни

В 1702 г. генеральный хорунжий А. Гамалея в 30 верстах от Глухова построил на берегу реки Шостки деревянную церковь. За участие в изменнических действиях Мазепы Гамалея был сослан, а его имения переданы гетману Скоропадскому, который в 1713 г. основал здесь монастырь, получивший впоследствии название Гамалеевского.

К концу XVIII в. монастырь представлял собой большой и сложный ансамбль. Он несколько раз горел. В 1795 г. пожар был настолько опустошительным, что сгорели не только деревянные здания, но обгорели и оказались сильно поврежденными все каменные строения, в том числе и крепостные башни. Сохранился чертеж, на котором изображены план ансамбля и фасады его главных зданий в таком виде, как это было сразу после пожара (ЦГИАЛ, ф. 1399, оп. 1, д 843. План и фасад Гамалеевского монастыря. Чертеж 1795 г. Имеется также план монастыря начала XIX в. ЦГИАЛ, ф. 1488, оп. 4, д. 950).

Из чертежа видно, что кроме двух въездных башен были четыре угловых, а на южной стене еще одна промежуточная. Все башни были восьмиугольными, как в Киево-Печерской лавре. Возможно, что тут проявилась некоторая преемственность, так как стены Гамалеевского монастыря строились вскоре после лаврских.

Чертеж интересен еще как подтверждение того, что существующая надвратная башня была построена значительно позже (монастырь был отстроен и возобновлен только в 1827 г.). На чертеже на ее месте показана гораздо более интересная по архитектуре трехъярусная каменная колокольня с тремя арками в первом этаже. Видимо, эта колокольня была разобрана после пожара, ибо известно, что она очень сильно обгорела.

Цапенко М. «Архитектура левобережной Украины XVII–XVIII веков». – М.: 1967 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  24 октября 2023

Во второй половине XVII века казак Степан Бугай захватил земли на реке Шостке, являющейся левым притоком р. Десны. Генеральный есаул Антон Гамалия откупил у него это займище, соорудил на реке мельницу и возле него осадил Слободку, которую просто и скромно назвал своей фамилией – Гамалеевкой. В 1702 году на средства А. Гамалии построена деревянная церковь св. Харлампия. Вокруг нее сразу же возникла Харлампиева Пустынка - небольшой женский монастырь. В 1713 г. хлопотами гетманши Насти Скоропадской скит преобразован в полноценный женский монастырь с соответствующими правами и поместьями, а в следующем году гетман Иван Ильич Скоропадский провозгласил себя титарем, покровителем монастыря. На его средства началось каменное строительство, которому гетман придавал большое значение – ведь это был его фамильный монастырь - один из признаков гетманского престижа! Видимо совсем не случайно при строительстве каменного ансамбля за образец правил оборонительный тип монастыря – Спасо-Преображенский в Новгороде-Северском. Если учесть тогдашнюю (после Полтавского поражения 1709 г.) военно-политическую ситуацию на Северном Левобережье, то очень трудно логически объяснить необходимость сооружения в глубоком Заполье такой мощной твердыни. Вероятно, разгадку этого феномена следует искать в глубинной сути политики гетмана Скоропадского.

Этот Иван Ильич был вовсе не таким тюхтием, как это многие кому казалось. Политик, ставший гетманом Украины в один из самых трагических моментов ее истории, в период национальной катастрофы, должен был до самой смерти носить маску, личину мужа недалекого и под тем видом пытаться спасти максимум того, что можно было спасти. Следует отдать должное гетману - эта маска обманула не только Петра I, который в целом очень плохо разбирался в людях, потому что презирал их, но и даже Тараса Шевченко. По преданию, царь подсмеивался с гетманских супругов, говоря, что Настя носит булаву, а Иван – плахту. Шевченко же просто назвал его”глупым гетманом". И разворачиваем воспоминания участников тех драматических событий, и находим информацию, которая все ставит на свои места: узнаем, что Стародубский полковник Иван Скоропадский был давним приятелем и сообщником гетмана Мазепы; что зимой 1708 года он не успел пробиться на соединение с Мазепой и Карлом XII, ибо путь преградили московские войска; что, получив гетманскую булаву, он и гетманша Анастасия Марковна в кругу родственников, друзей и единомышленников не раз высказывались о том, что свое гетманство Иван Ильич считает временным, вынужденным обстоятельствами и незаконным, что настоящим гетманом был и остается Иван Мазепа. Такие заявления были достаточно опасными даже в кругу семьи – ведь гетманское окружение было нашпиговано агентами "Тайной канцелярии" и запроданцами типа Прилуцкого полковника Игната Галагана. Стоит вспомнить и то, как старый гетман противостоял брутальному шантажу царского любимца, "светлейшего князя Меньшикова", пытавшегося изъять из-под гетманского регимента в свою собственность чуть ли не все Левобережье. Поэтому просмотр исторических источников позволяет увидеть "гетмана глупого" как трагическую фигуру украинского политического деятеля в один из самых черных моментов национальной истории.

В этакие времена строился Гамалиевский монастырь-крепость: величественный собор Рождества Богородицы, теплая церковь Харлампия, корпуса келий, оборонительные стены с четырьмя краеугольными глухими и тремя средстенными надвратными башнями. Показательно, что эта твердыня была не мужским, а женским монастырем, то есть мощные каменные фортификации имели не реальное, а, скорее, символическое значение, олицетворяя крепость национального духа.

В монастыре были сооружены и гетманские дома, в которых иногда жил с семьей сам И. Скоропадский, после его смерти – вдова Анастасия Марковна, которая даже давала здесь баллы для украинского благородства. Гетман умер в 1722 году, не успев завершить строительство всех монастырских сооружений. Его похоронили в склепе Харлампиевской церкви, которую к тому времени уже закончили и освятили. В самой церкви была белокаменная резная плита с надписью: "СДИ опочивает телом раб Божий Иоанн Скоропадский воинск запорожских гетман, сей обители основатель, преставись в Глухове года 1722 месяца июля третьего дня". Анастасия Скоропадская, умершая в 1729 году, похоронена рядом с мужем, ее могила отмечена такой же резной плитой. В завещании гетманша распорядилась превратить монастырь из женского в мужской, что и исполнено в 1733 году: сюда перевели монахов из Мутинского монастыря, возле Кролевца. Первым игуменом стал Герман Конашевич, за него завершено строительство всех каменных сооружений, а в 1735 году преемник Конашевича – Архимандрит Николай Ленкевич освятил собор Рождества Богородицы с четырьмя приделами: в Южном – престол св. мученицы Варвары, в Северном – престол собора 12 апостолов, на хорах справа – престол Исповедника Иакова, слева - Св.Николая. Огромное пятибанное сооружение поражает строгой монументальностью, лапидарными нерасчлененными плоскостями и полным отсутствием декора. Собор трехнавовый, шестистолпный, трехапсидный. Он является репликой храмов базиликального типа на древнерусской трехнавовой крещато-баневой основе, очень распространенных в монастырском строительстве Мазепиной эпохи. Непосредственным прототипом мог быть Черниговский Троицкий или Полтавский Крестовоздвиженский соборы. Однако этот собор имеет и уникальные черты: общая масса сооружения не горизонтально-базиликальная, как должно быть при таком плане, а высотно-центрическая. В объемных формах обнаружены повышенные главную наву и трансепт, бани поставлены по их осям, что приблизило гамалеевский собор к классическим пятиверховым церквям стиля казацкого возрождения. На наш взгляд, и выбор прототипа, и особенности объемно-пространственной композиции этого собора были вовсе не случайны – главная доминанта архитектурного ансамбля должна была засвидетельствовать преемственность национальных традиций.

Отмечая заслуги основателей монастыря, в соборе были вывешены их "парсуны"– малярные портреты во весь рост. Их автором был известный художник XVIII века которым Глинский. В XIX веке портреты были перенесены в настоятельские покои. До нашего времени они не сохранились, известны в более поздних копиях.

В соборе был величественный барочный четырехъярусный иконостас, занимавший всю ширину храма. Ряды икон размещались затейливой ломаной линией. Цоколь иконостаса был украшен гербами Скоропадских. Над цоколем возвышались резные позолоченные колонки, обвитые виноградной лозой. Праздничное впечатление от иконостаса подчеркивало интенсивный темно-красный фон. Среди резного кружева ярко выделялись крупные иконы в тяжелых серебряных ризах. Доктор искусствоведения г. Логвин высказал догадку, что этот иконостас имел какую-то связь со знаменитым иконостасом из села Сорочинцы. К сожалению, проверить это предположение нет возможности, поскольку гамалиевский иконостас уничтожили коммунистические Варвары в период пореволюционной вакханалии.

Главной святыней монастыря была кербутовская чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери в серебряной Риге. Кроме нее, большое уважение имела одна из многочисленных копий Черниговской Ильинской иконы Божией Матери, также в серебряной Риге. В соборе были серебряные позолоченные лампады – подаренные супругами Скоропадских, - выдающиеся произведения украинского золотарства XVIII века. Богослужебные книги монастыря в основном принадлежали к печатям первой половины XVIII века-киевским, Черниговским, московским.

В XVIII в. монастырь подвергался опустошениям и разрушениям в результате пожаров и административных действий имперской власти. В 1738 году в полночь загорелась деревянная крыша одной из каменных оборонительных башен. Огонь перекинулся к кладовой, в которой хранилось 40 бочонков водки. Водка растеклась по территории и подожгла все монастырские постройки (добрую водку умели гнать в монастыре!). Сгорели крыши собора, трапезная, кельи. К счастью, не потерпел интерьер собора. После следующего пожара, 1794 года, монастырь на 30 лет закрыли, и лишь в 1827 году сюда, в пустошь, перевели монахинь закрытого Кербутовского женского монастыря, бывшего когда-то на берегу Сейма недалеко от Батурина. После 1834 года все монастырские постройки отремонтированы, некоторые из них претерпели перестройки, наиболее существенных – надвратная башня-колокольня.

Несмотря на разрушения и перестройки, оборонительные сооружения монастыря неплохо сохранились до 1960-х г.г. Четырехугольную в плане территорию (170x180 м) окружал кирпичный мур высотой 2,2 м, толщиной 1,3 м. Первоначально он покрывался двускатной крышей. На высоте 1,2 м расположено множество стрельниц. Четыре краеугольные башни были восьмиугольными, имели на ребрах широкие пилястры. Посреди Южного прясла муру была еще одна восьмигранная башня, а в ней - калитка, правившая за хозяйственный вход. Архитектура башен отличалась элегантностью: они имели развитый профилированный цоколь, в завершении – многомерные карнизы, раскрепованные на пилястрах. Гораздо более скромная архитектура краеугольной башни, которая была пристроена к двухэтажному настоятельскому корпусу и соединялась с ним сводчатым переходом. Она была значительно выдвинута вперед за линию оборонительных стен. Все башни имели боевые камеры с бойницами, перекрывались купольными или восьмилоточными сомкнутыми сводами. Крыши изначально были высокими, палаточными, укрывались гонтом. После пожара 1794 года их заменили сферическими кровлями, покрытыми бляхой.

В западном прясле монастырской стены была расположена надвратная башня-колокольня, стоявшая по продольной оси собора и правила за парадный въезд в монастырь. Воздвигнутая перед 1735 годом, она была репликой Святой Брамы Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. Первоначально была трехъярусной, венчалась развитым барочным верхом. Первый ярус-трехдневный четверик, окруженный широкой аркадой с арочными проемами стрельчатых очертаний. В четверике был арочный проезд с кордегардиями вдоль и витыми лестницами, ведущими на верхние ярусы. Второй ярус-восьмерик. Здесь изначально была небольшая церковь Вознесения Господня, но после пожара 1794 года ее не восстановили. Третий ярус-восьмерик с арочными отверстиями колокола в каждой грани. Это сооружение очень пострадало в пожаре 1794 года, поэтому в 1834 году оно существенно перестроено: аркада первого яруса разобрана, второй и третий ярусы сооружены заново, их увенчал сферический граненый купол с высоким шпилем.

На переломе северной стены первоначально была устроена еще одна четырехгранная надвратная башня, конструктивное решение которой напоминает старинный “захаб”. Она двухъярусная, первый ярус двудольный и имеет в Северном компартименте – араковый проезд, в Южном – две камеры кордегардий. Проезд ориентирован параллельно линии стен, поэтому ворота и дорога к ней попадали в зону ближнего прицельного огня, который можно было вести с бойниц стены и краеугольной башни. На втором ярусе башни была боевая камера со стрельницами. Башня имела двускатную крышу.

К западной части северной стены вплотную прилегает Харлампиевская теплая (трапезная) церковь с пристроенным к ней двухэтажным настоятельским корпусом. Фасады, обращенные на парадный монастырский двор, имеют сугубо гражданскую трактовку и декор, а в северной стене прорезаны многочисленные бойницы.

Благодаря лаконичности и лапидарной нерасчлененности архитектурных масс ансамбль производил впечатление суровой неприступной крепости. Есть в этом что-то театральное, с долей архитектурной стилизации. Гамалиевский монастырь - самый поздний на Левобережье монастырский ансамбль оборонительного типа, последнее звено исторической эволюции такого типа комплексов сооружений, художественный итог многовековой традиции.

В 1920-х г.г. монастырь закрыли, и он начал постепенно разрушаться. Харлампиевская теплая церковь оставалась приходской для села Гамалеевки, в монастырских кельях жили люди. С 1956 года гамалиевский монастырь объявлен памятником архитектуры республиканского значения. Исследователь архитектуры Левобережной Украины Михаил Цапенко, побывавший в монастыре в конце 1950 г.г., писал: "в небольшой трапезной церкви... Скоропадский и его жена похоронены. Могилы украшают хорошо сохранившиеся резные плиты из белого камня. Эти плиты художественной работы, непонятно как сохранившиеся в такой глуши, – тоже редкость. Постройки монастыря заброшены. Но хорошо, что хотя бы уцелели..." Михаил Павлович как будто сглазил: в 1962 году Сумской облисполком передал монастырь Министерству внутренних дел, которое переоборудовало его под места заключения строгого режима (предприятие 319/66). В следующем году этот архитектурный ансамбль исключили из государственных реестров памятников, целиком отдав на растерзание карательному ведомству. Результаты не замедлили: полностью уничтожены оборонительные стены и башни, в том числе и три надвратные, собор и Харлампиевская церковь превращены в промышленные цеха, в которых установлены разнообразные станки. При этом в соборе устроены железобетонные межэтажные перекрытия и перегордки, а в куполе установлен бак для воды. В искаженной до неузнаваемости Харлампиевской церкви резные намогильные плиты семьи Скоропадских залиты бетоном. Корпус келий надстроен и превращен в камеры для убийц и насильников.

Последним специалистом, кто видел монастырь перед отданием его на растерзание МВД, была архитектор-реставратор Евгения Пламеницкая. Она и зафиксировала на пленке колокольню и башни, которых уже нет. Эти фотоснимки, не очень четкие и качественные, все-таки являются последними свидетельствами былой славы, поэтому мы считаем необходимым представить некоторые из них.

Жители Гамалеевки и расположенного рядом крупного промышленного города Шостки неоднократно ставили вопрос об отселении "зоны" и передаче монастырской территории с собором и теплой церковью религиозной общине, тем более, что с 1987 года остатки монастыря вновь поставлены под охрану государства как памятник архитектуры (охранный № 1553). Но пока дальше разговоров дело не пошло.

В.В. Вечерский «Гамалиевский Харлампиев монастырь», перевод с украинского. Литература: «Генеральное следствие о местностях Нежинского полка». 1729-1730. - Чернигов, 1901 г.; «Историко-статистическое описание Черниговской епархии». – Кн. 4.; Логвин Г. «Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль». – М.: «Искусство», 1980 г.; Цапенко М. «По равнинам Десны и Сейма». – М.: «Искусство», 1967 г.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  25 октября 2023

В 1702 г. на левом берегу Шостки на равнинной местности посреди лесов за счет Воронежского сотника Антона Гамалии основан скит, названный Харлампиевой Пустынкой, и построена деревянная церковь св. Харлампия. В 1713 году скит преобразован в женский монастырь, а в следующем году гетман Иван Скоропадский объявил себя титарем монастыря и за свой счет начал каменное строительство: заложил собор Рождества Богородицы, теплую церковь Харлампия, корпуса келий, оборонительные стены с четырьмя краеугольными и тремя средстенными надвратными башнями. Впоследствии построены гетманские дома, где иногда жил сам И. Скоропадский с семьей, а после его смерти – вдова Анастасия, которая даже устраивала здесь балы для украинского благородства.

Гетман умер в 1722 г., не успев завершить строительство. Его похоронили в склепе Харлампиевской церкви, тогда уже законченной. Сохранилась белокаменная резная могильная плита с надписью: "Зде опочиваетъ теломь рабъ Божий 1оаннъ Скоропадский войскъ запорожскихъ гетманъ, сей обители основатъ, преставися в Глухове года 1722 мизсяца июля третьего дня". Анастасия Скоропадская, умершая в 1729 г., покоится рядом с мужем. В завещании она распорядилась превратить монастырь из женского в мужской, что и было сделано в 1733 г. Сюда перешли монахи из Мутинского монастыря. Первым игуменом стал Герман Конашевич. По его игуменству завершены все каменные сооружения, в частности фортификационные, и в 1735 году его преемник Архимандрит Николай Ленкович освятил каменный собор Рождества Богородицы. В соборе были два основополагающих портрета супругов Скоропадских, выполненные художником Якимом Глинским, который также является автором иконостаса в соборе. В XIX в. портреты перенесены в настоятельские покои, ныне они-в Сумском художественном музее.

В XVIII в. монастырь неоднократно подвергался опустошениям и разрушениям в результате пожаров, в частности в 1738 и 1794 г.г. После последнего пожара обитель на 30 лет закрыли, и лишь в 1827 г. сюда перевели монахинь Кербутовского женского монастыря. После 1834 года все постройки отремонтированы, некоторые перестроены. Наиболее перестроена надвратная башня-колокольня.

В 20-х г.г. XX столетия монастырь ликвидировали, и его постройки стали понемногу разрушаться. В 1962 г. они переоборудованы под тюрьму строгого режима, тогда же надстроены корпуса келий, в соборе сделано железобетонное межэтажное перекрытие, а в куполе установлен бак на воду. Могильные плиты Ивана и Анастасии Скоропадских до половины залиты бетоном.

Реставрационные работы не проводились. С 1956 г. гамалиевский монастырь признан памятником архитектуры республиканского значения.

Несмотря на разрушения и перестройки оборонительные сооружения монастыря частично сохранились. Территорию, что в плане составляет неправильный четырехугольник 170 х 180 м, окружает кирпичная стена высотой 2,2 м, толщиной 1,3 м. снаружи он имеет развитый цоколь и карниз, раскрепованный на пилястрах, ритмично членящих плоскости стен. Раньше у Мура была двускатная крыша. На высоте 1,2 м есть стрельницы.

Из четырех краеугольных восьмиугольных башен сохранилась одна. Две из них, фланкировавшие южное прясло стены, имели на ребрах широкие пилястры, так же как и башня, размещенная посередине этого прясла стены. В ней была калитка, что отвечала за хозяйственный вход в монастырь. Архитектура этих башен отличалась изяществом, характерным для оборонительного строительства XVIII столетия: они имели развитый профилированный цоколь, в завершении – многомерные карнизы, раскрепованные на пилястрах. Гораздо скромнее архитектура северо-западной краеугольной башни, пристроенной к двухэтажному настоятельскому корпусу и соединяющейся с ним сводчатым переходом. Она значительно выдвинута вперед за линию оборонительных стен. Во всех башнях есть Стрельцы с боевыми камерами. Юго-Восточная и Юго-Западная башни внутри были цилиндрические, перекрытые купольными сводами. Две другие башни внутри граненые, перекрыты восьмилоточными сомкнутыми сводами. Крыши на башнях изначально были высокими палаточными, покрытыми гонтом. После пожара 1794 года их заменили сферическими кровлями, покрытыми бляхой.

Надвратная башня-колокольня в западном прясле стены стояла на продольной оси собора. Здесь помещался парадный въезд в монастырь. Воздвигнутая перед 1735 годом, она была репликой Святой Брамы Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря. Первобытно-трехъярусная, увенчанная развитым барочным верхом. Первый ярус - тридольный четверик, окруженный широкой аркой с арочными проемами несколько стрельчатых очертаний. В четверике был арочный проезд с кордегардиями по бокам и витыми лестницами, ведущими на Горишние ярусы. Второй ярус-восьмерик. Здесь размещалась небольшая надвратная церковь Вознесения Господня, ликвидированная после пожара 1794 года. Третий ярус - восьмерик с арочными отверстиями в каждой грани. Колокольня очень пострадала от пожара 1794 г., поэтому впоследствии, в 1834 г., ее существенно перестроили. Была разобрана аркада, окружавшая четверик первого яруса, второй и третий ярусы сооружены заново, причем, в отличие от предыдущего решения, четверик второго яруса поделен на три камеры. Своды первого яруса цилиндрические, второго – цилиндрические с распалубками над окнами, восьмерика третьего яруса – сомкнутое восьмилоточное. Венчала надвратную колокольню полушаровидная баня с высоким шпилем.

На переломе северной стены построена еще одна четырехгранная надвратная башня, конструктивное решение которой напоминает старинный "захаб". Башня двухъярусная. Первый ярус двудольный. В Северном компартименте - арочный проезд, в Южном – две камеры кордегардий. Проезд ориентировано равносторонне к линии стены, так что ворота и дорога к ней попадали в зону близкого прицельного огня, который можно было вести со стрельниц стены и краеугольной башни. На втором ярусе была боевая камера со стрельницами. Башня имела двускатную крышу. К западной части Северного прясла оборонительной стены прилегает Харлампиевская теплая (трапезная) церковь с корпусом настоятеля. Фасады обращены к парадному монастырскому двору, имеют сугубо гражданскую трактовку и декор, а в северной стене прорезаны многочисленные стрельницы.

Центром архитектурного ансамбля и его доминантой является трехнефный шестистолпный трехапсидный пятибанный собор Рождества Богородицы, составляющий своеобразную реплику храмов базиликального типа, распространенных в монастырском строительстве Левобережья конца XVII – начала XVIII столетия. Уникальность собора заключается в том, что в объемных формах отчетливо обнаружены главный неф и трансепт, а бани поставлены на их осях – поэтому по компоновке архитектурных масс это приближает гамалеевский собор к классическим пятиверхим сооружениям стиля казацкого возрождения.

Благодаря лаконичности и лапидарной нерасчлененности архитектурных масс ансамбль производит впечатление суровой неприступной крепости, хотя его сугубо военное значение не было важным. Это - самый поздний на Левобережной Украине монастырский ансамбль оборонного типа, строительство которого при достаточно спокойной военно-политической ситуации в этом регионе в 1720–1730-х г.г. можно объяснить более стремлением к определенной театральности, архитектурной стилизации, чем подлинно оборонительными потребностями.

В.В.Вечерский «Достопримечательности Украины», 2001 г., № 4, перевод с украинского, орфография сохранена.


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  27 октября 2023

Уже долгое время совершаются богослужения в церкви св. Харлампия при Шосткинской исправительной колонии № 66, но немногие наши земляки знают то, что известно каждому осужденному этого учреждения – оно имеет очень интересную историю...

В 32-х километрах от Глухова на берегу реки Шостка расположен Гамалиевский Харлампиев монастырь. С востока и севера монастырь защищен лесами. За 160 лет до его открытия вокруг были глухие леса.

Цитадель православия состоит из главного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с тремя пристройками в честь святой мученицы Варвары, святого Николая и святого Иакова-исповедника. Фасад его и внутреннее расположение однотипны с Троицким храмом Черниговского Ильинского монастыря.

Теплый храм, также каменный, - во имя священномученика Харлампия. Двухэтажный корпус настоятельских келий соединен с теплой церковью. Остальные, четыре каменных корпуса, предназначены для проживающих, трапезный корпус также большой. Все здания сооружены весьма прочно, удобно и красиво. Автор проекта храма Рождества Богородицы-профессор Сорбонны Адам Зерникау.

Почти все это - пожертвование гетмана Ивана Скоропадского и жены его Анастасии Марковны, врожденной Маркевичевой, которая присматривала за сооружениями до кончины своей. Портреты их, бывшие раньше в храме, потом висели в настоятельских кельях. Ктиторы назначили на содержание монастыря довольно большое число богатых имений.

Пустынь Харлампия, по первоначальному назначению своему, была женской обителью. Женской оставалась обитель до смерти гетмана и его жены. Гетман умер 3 июля 1722 года. Естественно, что обитель с любовью приняла в свое лоно прах гетмана, который столько опекал ее. Анастасия Скоропадская, жена гетмана Ивана Скоропадского, после его смерти довольно часто приезжала в монастырь из Глухова и проживала здесь. 19 декабря 1729 г. Настя Марковна Скоропадская похоронена рядом с ее мужем в монастыре.

И последний побег этой фамилии - единственная дочь гетмана Скоропадского, жена Толстого, похоронена рядом с родителями. В 1733 г., 13 марта, она умерла в селе Яковлево, что недалеко от Москвы. 31 марта тело ее в сопровождении детей – Александра, Ивана и Анастасии было перевезено в Харлампиев монастырь. Таким образом Гамалиевский Харлампиев монастырь становится родовым склепом Скоропадских. Позже, в 1885 г., в монастыре был похоронен ещё один человек из семьи Скоропадских – Петр Иванович Скоропадский, отец последнего гетмана Украины Павла Петровича Скоропадского, находившийся у власти в 1918 году.

Монастырь был основан как женский, но с 1733 г. становится мужским. А 5 октября 1738 г. произошел пожар, и он выгорел почти весь. После этого события обитель была закрыта на долгое время, вплоть до 1827 года. После восстановления 1827 г. гамалиевский монастырь снова становится женским - сюда привели около ста монахинь из закрытого в том же году кербутовского монастыря.

В ХХ в., после Октябрьской революции 1917 г. советская власть повела наступление на религию, поэтому произошла конфискация имущества, принадлежавшего церкви. В 1921 году на основе хозяйственных построек Гамалиевского монастыря монахини создали кустарную артель, но уже в 1924 г. монастырь был закрыт. В разное время на территории Гамалиевского Харлампиевого монастыря были: дом для престарелых, детский приют, клуб, зернохранилище.

С 1941 по 1961 год действовала церковь Святого Харлампия. До 1961 г. здания и сооружения Гамалиевского монастыря принадлежали колхозу «40 лет КПУ». В декабре 1961 года решением Сумского облисполкома территория монастыря была передана Министерству внутренних дел УССР, которое своим приказом № 0270 организовало исправительно-трудовое учреждение усиленного режима.

В марте в Гамалеевку прибыли осужденные общего режима с целью подготовки территории монастыря для принятия тех, кто будет здесь содержаться. Было построено ограждение, столовая, медицинская часть, КП, и 25 июня 1962 г. воинская часть №3423 приняла ОТК под охрану. Первый этап составил 550 осужденных усиленного режима.

В октябре 1962 г. начато производство деревянной тары для предприятий города Шостка, а также выполнялись различные разовые заказы. На территории учреждения была открыта вечерняя школа, котельная, баня, пробита артезианская скважина, заработал цех № 1. В 1964 г. из города Луганск было доставлено промышленное оборудование и оборудование, а в августе 1965 года были выпущены первые огнетушители ВП-5.

К началу 1967 г. в учреждении было семь отделений. В последующие годы количество осужденных постоянно увеличивалось, и в конце 90-х годов в учреждении содержалось более 2000 человек в 14-ти отделениях. В течение 2001-2006 г.г. численность осужденных снизилась почти на тысячу человек.

С 1991 г. с целью духовного возрождения осужденных к пастырской работе стали привлекаться монахи Киево-Печерской лавры. Начались богослужения, и уже в 1994 г. открылась отреставрированная церковь святого Харлампия, которая действует и сегодня. Сейчас на территории Гамалеевского Харлампиевского монастыря действует Шосткинская исправительная колония № 66 управления Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Сумской области среднего уровня безопасности (для содержания мужчин, впервые приговоренных к лишению свободы на определенный срок).

30.04.2009

Станислав Лукаш, начальник управления Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний в Сумской области, полковник внутренней службы.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.