Первое историческое упоминание относится к 1665 году и связано с именем князя И. С. Прозоровского. Иван Семенович Прозоровский (1613-1670 гг.) — крупный государственный деятель России середины века, активный участник военных действий против Польши. По преданию, И. С. Прозоровский накануне сражения с поляками усердно молился перед иконой Тихвинской Богородицы. Ему удалось выиграть сражение, поэтому он завещал всем своим потомкам почитать эту икону. В последствии, в 1665 г. в селе Дурнево князь И. С. Прозоровский возводит деревянную церковь во славу иконы Тихвинской Божией Матери с двумя приделами в честь апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца. В это же время князь Прозоровский ходатайствует перед правительством об изменении названии села в честь одного из святых покровителей – Петра. Село стало носить название Петровское.
В 1684 г. на месте обветшавшего деревянного храма в Петровском была заложена, а в 1688 г. построена каменая церковь. 15 мая того же года была освящена, о чем было написано на чугунной доске, укрепленной на стене храма около главного входа: «Храм сей Успения Пресвятой Богородицы сооружен тщанием Боярина Князя Петра Ивановича Прозоровского и дщери его Княгини Анастасии Петровны Голи цыной, начат закладкой 1684 года мая 18 дня и освящен 1688 года мая 15 числа Патриархом Иоакимом при лице Государя Царя Иоанна Алексеевича и Государыни Царицы Прасковьи Федоровны, царевны Софьи Алексеевны и ее сестер».
Успенский храм в Петрово-Дальнем знаменовал появление новых форм в русском церковном зодчестве, которое с древних времен менялось сравнительно мало. Это был башенный храм, тяжесть барабана распределялась на стены расширяющимися ярусами и парусами, не загромождая площадь храма опорами-колоннами.
Центрическая ярусная церковь-колокольня была выстроена из красного кирпича по принципу «восьмерик на четверике». Восьмерик был перекрыт купольным сводом, на котором располагался восьмигранник «звона». Подобная конструкция, завершавшая древнерусские формы архитектуры, потом повторялась при строительстве других храмов. Архитектурный стиль церкви принято относить к нарышкинскому барокко: композиция восмерик на четверике и колокольня, совмещенная с храмом «иже под колоколы».
Сохранившиеся храмы этого пышного вычурного, стиля, заложенного еще при царевне Софье и В. В. Голицыне, совершенно не похожи на Успенский храм: он скромен и строг. И все же это нарышкинское барокко, но как бы самое его начало, самое первое слово. Автор этого « первого слова» известный иконописец, резчик по дереву - уникальнейший мастер Оружейной палаты Карп Иванович Золоторев в 1681 году был отправлен царем Федором Алексеевичем для изучения церковных храмов в «малороссийские городы». Оттуда он привез чертежи церквей. Сейчас мало кто вспоминает об иконописце К. И. Золотареве, хотя его иконы необычны. Он, что называется, был новатором, и его стиль иконописи – это еще не европейский «постренессансный» стиль, но уже и не канонический. Может потому и забыли, что он творил как бы в «переходном» стиле.
А чертежи церквей: восьмерик на четверике прижился и лег в основу российского стиля «нарышкинское барокко». Еще известно, что в 1681 же году Оружейная палата перешла в подчинение Петру Ивановичу Прозоровскому. Может именно по привезенным чертежам и строилась церковь?
Вот что пишет по этому поводу в статье «Необычная история храма в Петровском» - потомок князей Голицыных В. В. Перцов: «После свадьбы решили строить новую церковь, каменную, и в новых формах. По-видимому, задумывалось таким образом примирить западничество Голицыных и приверженность древнему благочестию князя Прозоровского. Думается, князь Василий Васильевич и предложил византийскую традицию раннего Возрождения, идущую от храмовой архитектуры, получившей распространение в Византии еще до разделения Церквей, от ранних купольных храмов Равенны. Нам так и не удалось найти имя автора проекта этой необыкновенной церкви, его окружает глухое молчание — имена князя Василия Голицына и царевны Софьи оказались в те времена и после под запретом. Сам ли князь Василий Васильевич Голицын, старший кузен жениха, широко образованный человек, был автором проекта или обдумывал его с помощью кого-то из своих приближенных, может быть, при участии страстно влюбленной в него царевны?»
Так что церковь Успения Пресвятой Богородицы в Петрово-Дальнем - это первый, что называется, «образец» такой архитектуры. Без сомнения это был уникальный образец. По наружному виду своему церковь представляла из себя 8-мигранную высокую башню, окруженную 4-мя полукруглыми, одноэтажными выступами. Башня покрыта куполом, из которого возвышалась небольшая башенка о 8-ми столбах. В этой башенке висели колокола. Она была покрыта округленной крышей, на которой был водружен большой деревянный крест. Внутренность башни составляла внутренность церкви, отделенную от смежных с ней 4-х полукруглых выступов широкими сводчатыми арками. В этих выступах или пристройках помещались: в восточном - алтарь главного придела; в южном - придел св. Петра и Павла; в северном - придел св. Николая Чудотворца; в западном - трапеза с главным входом и лестницей в ризницу и на колокольню. Восточный выступ или алтарь был отделен от площади церкви высоким иконостасом. В горизонтальном разрезе своем площадь, занимаемая большой церковью и двумя приделами, алтарем и трапезою, имела форму укороченного креста. Алтарь основного объёма снабжен 3-мя окнами, выходящими в сад.
"Красота Петровской церкви заключается не в ее внешности, а во внутреннем ее устройстве, представляющим собой образцовое произведение русского художества XVII-го столетия. Иконостас, имеющий 7 саженей высоты, состоит из пяти рядов больших икон, которые разделены между собой рядами небольших круглых икон в золоченых рамах. Постепенно суживаясь, иконостас кончается на вершине большим Распятием с предстоящими у подножия его Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Богословом в человеческий рост. Фон иконостаса темно-синий, которого почти вовсе не вид-но, кроме как в основании своем, из-за сплоченности икон и обилия резной позолоты. Иконостас имеет в основании своем 8 удлиненно-круглых золоченых шаров, в которых вставлены 8 золоченых на серебряном фоне колонн превосходной резной работы. Колонны эти отделяют собой иконы нижнего яруса. Особенно выделяются своею художественной работой две колонны, находящиеся по обеим сторонам царских врат.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя письма времен Царя Алексея Михайловича; на ней находится надпись: "Писал икону Иоанн Реутский". Правее иконы Спасителя находится местная икона Успения Пресвятой Богородицы старинного письма, но без надписи. Она украшена небольшим древним покрывалом, унизанным мелким, но очень красивым жемчугом; далее, направо идут южные двери, ведущие в алтарь, с изображением на них св. дьякона Никанора, а далее, на краю иконостаса, у правого клироса, находится икона св. Федора Студита. Налево от царских врат помещается местная святыня - иконы Богородицы Тихвинской. Предание гласит, что этот снимок Тихвинской иконы был подарен князю Петру Ивановичу Прозоровскому Царевнами, сестрами Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, при основании церкви. Икона покрыта золоченой ризой с венцами и украшена жемчугом и разными драгоценными камнями. Левее ее находится икона, изображающая Иоанна Крестителя, затем идут северные двери, ведущие в алтарь, с иконой св. архидьякона Стефана и, наконец, крайняя икона иконостаса у левого клироса с изображением св. Алексия Божьего человека. Над царскими вратами большая икона Деисус, по сторонам которой имеется с каждой стороны по 6 небольших круглых икон, изображающих 12 двунадесятых праздников. Небольшие иконы эти отделяют нижний ярус больших икон от следующего 2-го яруса. Второй и третий ярус, одинаковой ширины с нижним рядом, состоят каждый из двенадцати икон. Оба яруса эти снабжены такими же колоннами, как и нижний ярус, но с резьбой менее сложной, а между ними помещены также круглые небольшие иконы. Над 3-м ярусом иконостас суживается и 4-й ярус состоит уже только из 5-ти икон, из которых средняя изображает Сошествие св. Духа. Таким же размером и 5-й ярус со средней иконой Св. Троицы. Над этим рядом расположены 7 круглых икон, подобных нижним, а над ними возвышается крест, о котором было уже упомянуто. У правого клироса приделана к боковой стене одна икона, изображающая 7 событий из священного писания. Она письма очень обыкновенного, хотя и старинного, но любопытна тем, что на ней, по-видимому, изображены, между прочим, Царь Иоанн и Петр Алексеевичи в коронах. Всех икон в иконостасе 86.
У среднего окна находится возвышение, называемое Патриаршим местом. Оно современно освящению храма патриархом Иоакимом в 1688 году. Правый или южный придел во имя Св. Апостолов Петра и Павла был переделан в начале XIX столетия и в нем ничего не осталось напоминающего первоначальное его устройство. Западная часть придела отделена железной решеткой, за которой находятся надгробные памятники князей Федора Николаевича и Ивана Федоровича Голицыных. Оба памятника из красного мрамора. Памятник князя Федора Николаевича представляет из себя гробницу, имеющую поверх себя большой бронзовый золоченый крест, лежащий вдоль. С одной стороны гробницы вделаны в нее бронзовый золоченый медальон, изображающий Христа в терновом венце, а с другой - большой бронзовый же Голицынский герб. Памятник князя Ивана Федоровича прислонен к стене и увенчан большим золоченым крестом. Левый или северный придел во имя Св. Николая Чудотворца возобновлен был еще позже, чем придел Петровский, кажется, около 1830 года, иждивением местного иерея, священника Ивана Зарина, остававшегося настоятелем Петровской церкви в течение 50-ти лет. Иконы иконостаса в ризах: некоторые из них, несомненно, древние. В обоих приделах иконостасы одноярусные.
Из других церковных предметов Петровской церкви наиболее замечательны следующие: напрестольный 7-ми конечный крест из золоченного серебра, замечательно красивого узора. Ни верхней его поверхности прикреплено рельефное распятие из белой эмали. Голова Христа окружена золотым венцом с тремя бриллиантами, над которыми вставлен драгоценный камень светло-голубого цвета. - небольшой напрестольный 8-конечный крест из вызолоченного серебра с мощами святых, имена которых вырезаны на середине креста, а именно: мощи Св. Иакова - брата Господня по плоти; мощи Св. Мученика Кирика; мощи Св. Стефана [Нового] Исповедника; мощи Св. Чудотворцев и Безсребренников Косьмы и Дамиана; мощи Св. Преподобной Федоры Александрийской; камень от Неопалимой Купины.
Вокруг церкви, судя по устным преданиям, была некогда открытая галерея, как-то видно при ныне еще существующих церквах, построенных почти одновременно с Петровской церковью, например, в селах: Уборы Звенигородского уезда и Фили-Покровском в Московском уезде. К наружной стене церкви, около главного входа, прибита чугунная доска со следующей надписью: "Храмъ сей Успения Пресвятыя Богородицы сооруженъ тщаниемъ Боярина Князя Петра Ивановича Прозоровскаго и дщери его Княгини Анастасии Петровны Голицыной; начатъ закладкой 1684 года мая 18 дня и освященъ 1688 года мая 15 числа Патриархомъ Иоакимомъ при лице Государя Царя Иоанна Алексеевича и Государыни Царицы Прасковьи Федоровны, Царевне Софии Алексеевне и ея сестеръ. Посещаемъ былъ Государемъ Царемъ Петромъ Алексеевичемъ, Государынею Императрицею Елисаветою Петровною 1749 года июля 12 дня. Государемъ Императоромъ Александромъ Николаевичемъ съ Государынею Императрицею Мариею Александровною и Великою Княжною Мариею Александровною 1863 года сентября 9-го дня. Государемъ Императоромъ Александромъ Александровичемъ и Государынею Императрицею Мариею Феодоровною, Наследником Цесаревичем Николаем Александровичемъ, Великими Князьями Георгиемъ Александровичемъ и В. Кн. Елисаветою Феодоровною - 1886 года мая 17 дня. Королевою Эллиновъ Ольгой Константиновною и Великою Княгинею Александрою Георгиевною 1891 года июля 10-аго дня".
За время своего существования храм претерпевал лишь незначительные изменения: белились фасады, менялись кровля и оконные рамы, а внутри было устроено духовое отопление.
Храм в Петровском посещали: Петр I (1714г.), Елизавета Петровна (1749г.), Александр III (1865г.), Александр III с супругой Марией Федоровной и наследником Николаем (1886г.). В храме было выстроено небольшое помещение, называемое «тайником», в котором по преданию во время богослужений стояли сестры царей Иоанна и Петра Алексеевича, а так же в детстве молилась графиня Варвара Николаевна Головина, о чем она говорит в своих записках.
В западной части южного придела св. апостолов Петра и Павла находились гробницы над могилами князей Федора Николаевича и Ивана Федоровича Голицыных, владевших усадьбой после князей Прозоровских . В этом же приделе, в его стенах, были также захоронения потомков Голицыных (кого именно неизвестно). При Федоре Николаевиче Голицыне (1751-1827гг.), видным государственном деятеле, усадьба Петровское превратилась в один из крупнейших культурных центров Подмосковья.
После 1917 усадьба не была разгромлена, а в ней устроили временную колонию для беспризорных детей. В 1920 году здесь открылся музей дворянского быта. В начале 1930-х годов усадьбу занял филиал Московского института инфекционных болезней имени И.И. Мечникова, позднее – пансионат Министерства здравоохранения СССР.
Существует две версии, которые объясняют, почему снесли старинную церковную постройку. Первая совершенно утилитарная: местные власти решили разобрать храм для использования строительного материала в хозяйственных постройках. Вторая связана с именем самого Сталина: вождь, который отдыхал на своей даче Зубалово, что расположена на другом берегу реки Москвы недалеко от Петровского однажды заметил, что ему надоело смотреть на церковь. Через сутки храм был снесен. В 2000 году отец Петр Голубев был причислен к лику святых. Память священномученика Петра Голубева (Красногорского), служившего последним настоятелем в разрушенной церкви, совершается 21 июля / 3 августа и в день Собора новомучеников и исповедников российских.
В 2000-м году в Петрово-Дальнем образовался православный приход, после чего началось возрождение в этом населённом пункте церковной жизни. Первое время службы совершались в брезентовой армейской палатке. В 2005 году рядом с этим местом построен деревянный храм в честь священномученика Петра, в котором регулярно совершаются богослужения. Идея восстановления церкви Успения Богородицы в "Петровском" принадлежит Екатерине Михайловне Перцовой, урожденной княжне Голицыной. Двигателем этой идеи была та самая любовь Голицыных к своей усадьбе, к окружающей ее природе, к традициям рода и семьи.
14 октября 2000 года в день Покрова Богородицы в "Петровском" состоялось первое Богослужение под открытым небом. На месте бывшего храма был установлен крест. Регулярные Богослужения начались в 2001 году, а храмом служила армейская палатка. В 2002 году началось строительство временного деревянного храма, который через год был освящен.
Начало регулярных Богослужений можно считать реализацией первой части идеи Е.М. Перцовой по возрождению церкви Успения Богородицы. Вторая часть более сложная, т.к. требует проведения проектных и изыскательских работ, а так же больших затрат сил и настойчивости в получении соответствующих положительных решений от городских властей Москвы и Красногорска. Эту работу проводила сама Е.М. Перцова и активно помогал ей в этом ее сын Владимир Перцов. В результате этой титанической работы, от соответствующих компетентных органов было получено разрешение на проведение в 2004 году археологических раскопок на месте, где некогда красовалась церковь Успения Богородицы. Раскопки возглавили архитектор В.А. Тимин и археолог Е.В. Морозов, а помогали им добровольцы-энтузиасты: научные работники, студенты, потомки бывших хозяев усадьбы и др.
Какую же цель преследовали археологические раскопки? Прежде всего, для того, чтобы выявить наличие и состояние фундамента, т.е. определить (в случае его наличия) способен ли он принять на себя нагрузки при повторном возведении здания церкви. Конечно, были и попутные цели: собственно археологические, фиксация истинных размеров фундамента, классификация находок, фотографирование и т. д. Опираясь на внешние признаки раскопа, можно только сказать, что в основном фундамент сохранился до глубины почти в 1,5 метра и что белый камень, из которого был сложен цоколь здания почти полностью выбран при сносе и разборе церкви. Артефакты, обнаруженные во время археологических изыскательских раскопок переданы в фонды краеведческого отдела Музея памяти Ильи Ильича Мечникова, находящегося на территории бывшей усадьбы Голицыных.
23 сентября 2010 года, по благословению митрополита Ювеналия, совершён чин основания закладки каменного Успенского храма села Петрово-Дальнее Красногорского района благочинным Красногорского церковного округа протоиереем Константином Островским в сослужении настоятеля храма священника Антония. В торжествах приняли участие глава сельского поселения Ильинское Олег Синицын, председатель Совета депутатов сельского поселения Ильинское В. Гущина, благотворители и прихожане Успенской церкви.
Проект будущего храма был составлен московскими архитекторами - Борисом Васильевичем Савиным - руководителем архитектурно-реставрационной мастерской "Фаросъ" и Леонидом Алексеевичем Ткаченко, а проект создания интерьера в 2017-2018-х годах принадлежит архитекторам - Сергею Григорьевичу Гончарову и Дарье Владимировне Родионовой. На данный момент ведутся работы по восстановлению храма. К 2021 году в храме устроены все коммуникации, выполнены штукатурные и шпаклевочные работы. Ожидается начало работ по росписи стен храма и изготовлению главного иконостаса.
С сайта: История храма — Успенский храм с.Петрово-Дальнее (uspenie-pd.ru) и сайта: Успенская церковь./ Красногорский район, Петрово-Дальнее село./Русские Церкви (russian-church.ru)