ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Осиос Лукас. Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота).


Осиос Лукас. Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота)
Собор. Действует.  
Престолы:Луки Елладского
Год постройки:приблизительно 1011 - 1022.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Греция, Западная Греция, Осиос Лукас

Координаты: 38.395478, 22.746887
Проезд:Обитель расположена в 152 км от Афин. Проще всего добраться на автомобиле. Из Афин следует ехать по Национальной дороге Афины-Ламия до Фив, далее до Ливадии и Дистома, где повернуть на юг, следуя указателям. Можно доехать на междугородном автобусе до Ливадии или Дельф, а оттуда добраться до монастыря на такси.





Сортировка:

Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), вид с юго-запада<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
вид с юго-запада
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), восточный фасад<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
восточный фасад
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), западный фасад<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
западный фасад
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), вход в  крипту<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
вход в крипту
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), "Успение Св.Луки Елладского" над входом в храм<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
"Успение Св.Луки Елладского" над входом в храм
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Купол соборного храма<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Купол соборного храма
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), фрески свода крипты<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
фрески свода крипты
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), фреска крипты "Вход в Иерусалим"<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
фреска крипты "Вход в Иерусалим"
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), крипта<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
крипта
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Святой Вакх. Фреска юго-западного придела. XI в.<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Святой Вакх. Фреска юго-западного придела. XI в.
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), , Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), нартекс, северо-восточная часть<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
нартекс, северо-восточная часть
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), нартекс, юго-восточная часть<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
нартекс, юго-восточная часть
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), фрагмент алтарной преграды<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
фрагмент алтарной преграды
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), , Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), юго-западный придел<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
юго-западный придел
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), фреска северо-западного придела XI в.<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
фреска северо-западного придела XI в.
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), северо-западный придел<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
северо-западный придел
zavar-vera
5 ноября 2018
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Мозаики нартекса. 11век. Деталь<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Мозаики нартекса. 11век. Деталь
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Мозаики нартекса. 11век<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Мозаики нартекса. 11век
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Общий вид соборного храма с древними мозаиками<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Общий вид соборного храма с древними мозаиками
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Мозаики тромпов(парусов)<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Мозаики тромпов(парусов)
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Мозаики тромпов(парусов)<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Мозаики тромпов(парусов)
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Мозаики нартекса<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Мозаики нартекса
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Мозаики нартекса<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Мозаики нартекса
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Вид алтаря<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Вид алтаря
ВЛАДИМИР
Монастырь Луки Елладского. Собор Луки Елладского (Стириота), Мозаики алтарного свода<br>, Осиос Лукас, Западная Греция, Греция
Мозаики алтарного свода
ВЛАДИМИР



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 апреля 2025

«…Кафоликон монастыря принадлежит к числу наиболее масштабных сооружений своего времени (высота 18 м; сторона подкупольного квадрата 8,5 м). Храм обладает редкой многочастной композицией, включает трехапсидный алтарь, наос, 2 капеллы, нартекс, галереи и крипту. Объемно-пространственная композиция наоса соответствует купольно-октагональному типу на тромпах, известному в нескольких значительных постройках константинопольской школы: в середине XI - начале XII в. в церкви Панагии (Св. Троицы) Ликодиму в Афинах (1044), в соборе монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1049-1054), в соборе монастыря Дафни (конец XI в.), в церкви св. Николая в монастыре в Камбии (начало XII в. или 2-я четверть XII в.); возможно, к этому типу принадлежал собор монастыря вмч. Георгия в Манганах (40-е гг. XI в.); в XIII в. - в храмах Cв. Софии в Монемвасии, св. Феодоров в Мистре, в церкви Преображения Господня в Христиани близ г. Филиатра, в церкви в Хортиатисе близ Фессалоники.

Особенностью кафоликона является наличие крипты, более распространенной в то время в церковном строительстве западной части христианского мира; в Византии примеры в средне- и поздневизантийские периоды немногочисленны. В XIII в. крипта О. Л. послужила образцом для крипты церкви св. Николая в монастыре в Камбии.

М. Хатзидакис на основании данных Жития прп. Луки и службы на перенесение его мощей предложил датировать завершение строительства кафоликона около 1011 г., его поддержали П. Лазаридес, Ф. Хатзидакис-Бахарас, частично Р. Краутхаймер. Однако архитектурные данные и стиль живописи противоречат столь ранней датировке; в современной научной литературе утвердилась датировка кафоликона 30-40-ми гг. XI в. (Стикас, Дж. У. Несбитт и Дж. Э. Витт, Н. Икономидис, П. Милонас, Д. Паллас, Д. Мурики, А. И. Комеч, О. С. Попова).

Живописный ансамбль кафоликона, за исключением диаконника и большей части галерей, сохранил первоначальную мозаичную и фресковую декорацию. Датировке 30-40-ми гг. XI в. соответствуют стилистические особенности росписи: хронологически она находится в промежутке между датами создания фресок Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) и мозаик собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1049-1055), наиболее близка (в том числе по времени) к декору собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.).

В отличие от росписи церкви Панагии Халкеон, образы которой сдержанны, контуры изображений подчеркнуты, но моделировка мягкая, утонченная, в декоре собора Св. Софии, как и кафоликона О. Л., можно отметить отрицание внешне прекрасного и случайного: композиции упрощены, жесты схематизированы, фигуры достаточно приземистые, линии непластичные, иногда резкие, формы геометрически жесткие. При общности многих черт мозаик кафоликона с мозаиками собора Неа-Мони последние представляют дальнейший этап развития искусства, где значительную роль вновь играют красота формы, свобода композиций. Совершенство исполнения и продуманность замысла, бесспорно, свидетельствуют о столичном происхождении мастеров, работавших в О. Л., и о самых требовательных заказчиках.

В основном пространстве (в алтаре, наосе, нартексе) порядок расположения святых следует традиционной схеме, сформировавшейся к концу IX в. Отличительной чертой монументальной декорации является преобладание изображений отдельных святых (более 220 фигур) над сюжетными композициями. В основной части храма было только 5 сцен из НЗ: в куполе над алтарем - «Сошествие Св. Духа», в тромпах - «Благовещение» (утрачено), «Рождество», «Сретение», «Крещение». В нартексе и крипте - сцены из Страстного цикла. Живопись в куполе с изображением Христа Пантократора в окружении ангелов и пророков, видимо, воспроизводит первоначальную, утраченную роспись. Система декорации отличается четким разделением святых по чинам святости, иерархией размещения, многочисленностью фигур каждой категории. Некоторые расхождения с общепринятым расположением святых обусловлены необходимостью акцентировать смысловые аспекты программы, один из которых - прославление и утверждение почитания прп. Луки Элладского. В то же время храм является главным монастырским собором и его программа составлена таким образом, чтобы представить О. Л. как продолжателя традиций древних обителей и как центр паломничества.

Изображения 12 апостолов повторены в разных частях храма: на сводах рукавов креста, в нартексе, в крипте и в алтарном куполе - в сцене «Сошествие Св. Духа»; образы еще 11 апостолов из числа 70 располагаются в 2 боковых компартиментах наоса. Если их размещение в наосе соответствует традиционной иерархической структуре, то в нартексе и крипте их появление обусловлено особенностями программы и некоторыми функциями этих помещений - они представлены как непосредственные свидетели распятия и воскресения Христа. Составители программы, вероятно, стремились провести аналогию между деятельностью прп. Луки Элладского и апостольским служением.

В алтарной части собора представлены почти все прославленные иерархи раннего времени. Сохранилось 31 изображение святителей, первоначально было не менее 41; отсутствие некоторых имен можно объяснить разрушением части мозаик. Образов мучеников сравнительно немного. Среди них преобладают группы (5 мучеников Персидских, 5 мучеников Севастийских, 40 Севастийских мучеников), что, вероятно, было призвано подчеркнуть общую идею мученичества, а не представить отдельные факты конкретных житий. Сохранилось 9 изображений св. целителей. вмч. Пантелеимон представлен в центре наоса, симметрично образу основателя монастыря. Подобное расположение св. врачей и их число подчеркивали значение целительского дара прп. Луки.

Большое внимание уделено преподобным: образы 20 св. монахов представлены в наосе, по 2 - в юго-западной капелле и в сев.-восточной компартименте, 15 - в крипте, 5 изображений сохранились на галереях. В кафоликоне собраны представители монашества всех основных регионов, живших во все века, вплоть до времени возведения храма. Особо выделены основатели монашества, настоятели монашеских обителей, составители наиболее важных «руководств» к монастырской жизни, монахи-аскеты. Изображения настоятелей и монахов О. Л. свидетельствуют о внимательном отношении к истории своей обители, о ее прославлении в ряду древнейших монастырей.

Фрески крипты, как полагают большинство исследователей, были выполнены одновременно с декорацией ансамбля кафоликона. Система росписи в сокращенном виде воспроизводит структуру верхнего храма, здесь также преобладают изображения святых. На 10 крестовых сводах, перекрывающих все пространство, представлены 40 медальонов с образами святых, в апсиде - Деисус, в люнетах на стенах - 8 сцен («Вход в Иерусалим», «Распятие», «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Снятие с Креста», «Положение во гроб и жены-мироносицы у гроба», «Уверение Фомы» и «Успение Богоматери»), около входа и на западной стене сохранились изображения нескольких монахов и прп. Луки Элладского. Двенадцать апостолов размещены на 3 сводах по оси «восток-запад»; воины и мученики - на 3 сводах по оси «север-юг»; преподобные - на 4 угловых сводах. На северо-восточном своде среди преподобных имеется образ единственного святителя, Афанасия Великого, являвшегося св. покровителем одного из игуменов монастыря. В софите центрального крестового свода изображен медальон с хризмой в окружении 4 воинов. Св. воины представлены также на 2 соседних, южном и северном сводах. В софите ближайшего к алтарю свода написана десница Христова…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 июня 2025

«…Выдающимся представителем греческих крестовокупольных построек является малая церковь монастыря Луки в Фокиде, построенная в первой половине XI в. Диаметр купола почти равен концам креста. Вследствие этого меньше выделена подкупольная часть, и колонны слабо расчленяют интерьер. Угловые помещения перекрыты динамическими крестовыми сводами, очень распространенными в средневизантийское время. Стены глухие; оконные проёмы невелики. Хорошо сохранилась алтарная преграда, состоящая из колонн, между которыми помещено очень немного икон. Она расположена только между торцами стен, отделяющих друг от друга алтарные помещения. Наружный объём здания компактен и хорошо расчленен.

Характерной особенностью этой церкви является нерегулярность ее форм. План в общем симметричен по западно-восточной оси. Однако восточная и западная стены образуют по отношению к северной и южной стенам не прямые, а тупые и острые углы. Из-за этого весь план выглядит перекошенным. Одни стены несколько толще других и не всегда имеют одинаковую толщину на всем своем протяжении. Существующие обмеры здания недостаточно. точны и несколько сглаживают неровности стен и сводов.

Подобные отклонения от строгой правильности очень характерны для всей византийской архитектуры. Они только особенно сильно выражены в малой церкви монастыря Луки в Фокиде. Неправильные очертания говорят о несовершенстве техники разбивки плана. Однако они вносят свободу и живописность в композицию и были прекрасно использованы архитекторами как средство оживления архитектурных форм, которым они придают мягкость и теплоту. Возможно, что они объясняются так же и теснотой застройки монастыря…»

Глава «Греческая школа средневизантийской архитектуры». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966 г.

Греческая школа средневизантийской архитектуры | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.