ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Троицкие Озёрки. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Троицкие Озёрки. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:приблизительно 1700 - 1750. 1862 - придел Димитрия Ростовского.
Год утраты:1942 (предположительно разобрана на стройматериалы)
Адрес:
Россия, Московская область, Коломенский район, с. Троицкие Озёрки

Координаты: 55.09575, 38.94431
Проезд:Место, где стоял храм, расположено около детской площадки и магазина.



Церковь Троицы Живоначальной, место где стоял Троицкий храм<br>, Троицкие Озёрки, Коломенский городской округ, Московская область
место где стоял Троицкий храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
12 сентября 2018
Церковь Троицы Живоначальной, место где стоял Троицкий храм<br>, Троицкие Озёрки, Коломенский городской округ, Московская область
место где стоял Троицкий храм
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
12 сентября 2018
Церковь Троицы Живоначальной, фундамент Троицкого храма<br>, Троицкие Озёрки, Коломенский городской округ, Московская область
фундамент Троицкого храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
12 сентября 2018
Церковь Троицы Живоначальной, фундамент Троицкого храма<br>, Троицкие Озёрки, Коломенский городской округ, Московская область
фундамент Троицкого храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
12 сентября 2018
Церковь Троицы Живоначальной, фундамент Троицкого храма<br>, Троицкие Озёрки, Коломенский городской округ, Московская область
фундамент Троицкого храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Николай
12 сентября 2018



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  18 августа 2018

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицкие Озерки была построена не позже XVIII века. В 1862 году в церкви был устроен придел Димитрия Ростовского. Старожилы помнят Троицкую церковь с характерной кованой оградой, мелодичным колоколом и внушительным иконостасом. Говорят, что вся территория возле храма была выложена керамической плиткой. По периметру росли липы и цвела сирень (две липы сохранились до наших дней). На селе был свой священник, учитель, лекарь, кузнец и мельник.

Как говорят очевидцы, церковь в селе Троицкие Озерки разрушили в годы Великой Отечественной войны - в 1942-1943 гг. пригнали роту солдат, которые и разобрали храм. Кирпич разрушенного храма использовали при строительстве скотных дворов.

В 2006 году настоятель церкви с. Горки о. Валерий Наволокин дал благословление на установку Поклонного креста на месте утраченного храма. 9 мая 2007 года на пожертвования местных жителей Поклонный крест был установлен и освящен. В низине за крестом сохранился кусок кирпичной стены разрушенного Троицкого храма. 

http://церкви-коломны.рф/Troickie-Ozerki-Cerkov-Presvyatoy-Troici.htm


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 августа 2018

Епископ Луховицкий Петр. Из истории Троицкого храма в селе Троицкие Озерки.

Одной из порушенных православных святынь Коломенского края является церковь Пресвятой Троицы в селе Троицкие Озерки, ныне административно относящегося к Коломенскому городскому округу Московской области. О существовании храма осталось ничтожное число документальных свидетельств, затруднительно установить даже облик святыни, ибо исторические фотографии не сохранились. Трудами Общества любителей церковной истории имени священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского – краеведческого объединения при Богородице-Рождественском Бобреневом мужском монастыре, по крупицам собраны архивные документы, рассказывающие о храме, в архиве Российской академии наук (АРАН, г. Москва), Государственном архиве Тульской области (ГАТО, г. Тула), Российском государственном историческом архиве (РГИА, г. Санкт–Петербург), Центральном государственном архиве города Москвы (ЦГАМ, г. Москва), Центральном государственном архиве Московской области (ЦГАМО, г. Москва) и Коломенском муниципальном районном архиве (КМРА, г. Коломна). Найденные источники позволяют охарактеризовать общее состояние и развитие духовной жизни села Троицкие Озерки в период с конца XVIII по начало XX в.

Село это, расположенное на берегу реки Оки, – одно из старейших поселений Коломенского края, о чем свидетельствуют археологические находки. Предположительно в первой половине XVIII в. тщанием местных жителей была возведена каменная церковь Пресвятой Троицы с колокольней, которая затем многие десятилетия служила центром духовной жизни приходского округа, включавшего село Троицкие Озерки и деревню Щегловка Коломенского уезда. Впрочем, деревянная церковь явно существовала здесь и ранее; возможно, не одно столетие.

В начале XIX в. каменный Троицкий храм значительно обветшал. В 1826 г. местный благочинный сообщал: «на Троицкой церкви в клиросных местах размялась крыша, отчего в церковь проходит течь. Стены местами позеленели и штукатурка обвалилась. Иконостас ничем не покрашен. Колокольня никогда не запирается». Последующий затем ремонт кровли позволил избежать разрушения стен.

Во второй половине XIX в., предположительно в 1862 г., Троицкий храм был реконструирован и дополнился боковым приделом во имя святителя Димитрия Ростовского. Описание облика Троицкого храма содержится в страховой описи от 20 июля 1910 года, найденной в фондах Российского государственного исторического архива. С помощью страховой описи удалось установить, что длина одноэтажного каменного храма составляла 13 саженей 1 аршин 10 вершков (28,8 м), ширина – 4 сажени (8,5 м), высота – 4 сажени 11/2 аршина (9,6 м). Здание церкви обрамляли 17 окон. Северный, южный и западный входы затворялись 3 железными дверями. Имелись двухъярусная колокольня высотой 5 саженей 1 аршин 5 вершков (19,6 м) и глава с 8 малыми световыми окнами. Крыша была покрыта железом, окрашенным масляной краской. Отопление помещений производилось изразцовой печью. Стены церкви были от штукатурены. Главный иконостас достигал в высоту и ширину по 12 аршин (8,5 м). Иконостас придела святителя Димитрия Ростовского был более низкий: в высоту составлял 9½ аршин (6,7 м), в ширину 3 аршин 5 вершков (2,3 м). Прилегающая к храму церковная усадьба не отличалась застройкой и включала лишь каменный сарай с покрытой железом крышей. Собственно говоря, вышеуказанные сведения – единственное письменное описание утраченного храма. Известно, что в церковно-каноническом отношении в XIX – начале XX вв. приход села Троицкие Озерки относился к 6-му благочинническому округу Коломенского уезда Московской епархии.

С введением волостного деления в пореформенное время село было отнесено к Парфентьевской волости Коломенского уезда Московской губернии. Характерно, что местный церковный причт отличался скудностью материального содержания. Так, в 1819 г. сообщалось: «Содержание священников худое. А церковнослужители имеют посредственное содержание». Приходской священник проживал доме, построенном местным помещиком, и получал от прихожан ругу – ежегодное натуральное обеспечение, преимущественно продуктовое, а именно «пшеницы 12 четвертей (36 л); овса 9 четвертей (27 л); круп гречневых четверть и 4 четверика (104,8 л); мяса свиного 3 пуда (49 кг). Сверх того, для посева дается поле. Затем излишняя пахотная земля, священнику принадлежащая, отдается внаем в его пользу. Для топки получает дрова в нужном количестве». К 1830 г. ситуация с ружным содержанием священника существенно не изменилась: «ржи 12 четвертей; крупы гречневой четверть и четыре четверика; овса 10 четвертей (31,2 л); свиного мяса 3 пуда; через 2 года 5 аршин сукна (35 м). Сверх сего для посева в поле десятину и в двух по тому же обрабатывают крестьяне; равно и сенных покосов, сколько на часть священника принадлежит, но причетники свою часть обрабатывают сами». Дьячок и пономарь в 1819 г. имели собственные деревянные дома, устроенные на церковной земле. В 1830 г. дома у причетников были «господские» – то есть собственностью помещика, но располагались на церковной земле. На 1913 г. «квартирный вопрос» не был полностью разрешен: священник проживал в собственном доме, а псаломщик своего жилья не имел. Земельные владения храма не могли полностью обеспечить содержание причта. В 1819 г. церковной пашенной и сенокосной земли насчитывалось 36 десятин. В 1911 г. было учтено церковной земли: усадебной – 3 десятины (32776,2 кв. м), пахотной – 31 десятина (338687,4 кв. м), сенокосной – 3 десятины и под дорогой 1000 кв. саженей (4552,25 кв.), а всего 37 десятин 1000 квадратных саженей (408792 кв. м или почти 0,4 кв. км)17. Именно поэтому в начале XX в. причт Троицкого храма получал ежегодное денежное содержание от Святейшего Синода: священник – 294 рубля, псаломщик – 98 рублей. Дополнительно на содержание духовенства шли ежегодные процентные отчисления в размере 29 рублей 12 копеек с капитала в ценных бумагах в размере 733 рублей. В 1911 г. кружечных сборов было получено 225 рублей. В 1912 г. доходы возросли до 250 рублей. А в 1913 г. наблюдалось их сокращение до 180 рублей. По причине малочисленности и бедности приходского населения штат местного церковного причта никогда не отличался многолюдством. В XVIII в. и первой половине XIX в. он состоял из священника, дьячка и пономаря. С 70-х гг. XIX в. утвержден двухсоставный причт из священника и псаломщика.

В ходе изучения документальной истории Троицкого храма села Троицкие Озерки установлены имена тринадцати клириков в сане пресвитера и шестнадцати церковнослужителей (дьячки, псаломщики и пономари), состоявших в местном причте с конца XVIII в. по 30-е гг. XX в. Священник Гавриил Семенов, 1714 года рождения. Упоминается в клировых ведомостях 1787–1789 гг. Священник Михаил Васильев, 1753 года рождения. Упоминается в клировой ведомости 1790 г. Священник Евграф Федорович Архангельский, 1796 года рождения. Настоятель Троицкого храма в 1819–1841 гг. Сын дьячка. Окончил Перервинскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. 28 мая 1819 г. посвящен митрополитом Московским и Коломенским Серафимом в сан священника и определен на настоящее место. 10 июня 1832 г. утвержден в качестве депутата епархиального съезда духовенства. Состоял в браке с Натальей Васильевной Архангельской. В браке родились дети: Пелагея, Иван, Александр, Владимир. Священник Павел Озерецковский, настоятель Троицкого храма в 1869–1895 гг. Священник Феодор Мячков, исполнял обязанности настоятеля Троицкого храма в 1896 г. Священник Александр Флерин, настоятель Троицкого храма в 1896–1904 гг. Священник Григорий Зачатейский, настоятель Троицкого храма в 1905–1911 гг. Священник Лебедев, настоятель Михаило-Архангельского храма села Коробчеево, в 1911 г. – временно исполняющий обязанности настоятеля Троицкого храма. Священник Алексий Горский, 1891 года рождения, настоятель Троицкого храма в 1912–1915 гг. Происходил из духовного сословия, сын протоиерея. В 1910 г. по состоянию здоровья выбыл из 5-го класса Московской духовной семинарии. В 1911 г. сдал экзамены за 5-й, 6-й классы и назначен на настоящее место. С 1912 г. состоял в должностях заведующего и законоучителя местной церковно-приходской школы. Состоял в браке с Еленой Владимировной Горской, 1889 года рождения. Священник Владимир Соловьев, настоятель Троицкого храма в 1916–1917 гг. В 1918–1923 гг. настоятелем Троицкого храма служил священномученик Сергий Петрович Бажанов. Он родился 3 февраля 1883 г. в селе Сандыри Коломенского уезда Московской губернии в семье псаломщика. Обучался в Московской духовной семинарии. В 1918 г. был рукоположен в сан священника в причт села Троицкие Озерки. В 1923 г. переведен в причт Иоанно-Предтеченского храма села Городищи Коломенского уезда. В 1930 г. переведен в причт Никольского храма селе Городня Луховицкого района Московской области. Имел иерархические награды: набедренник, скуфью, камилавку. 3 июня 1932 г. тройкой ОГПУ приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 25 октября 1937 г. тройкой НКВД приговорен к расстрелу. Убит 31 октября 1937 г. и погребен на Бутовском полигоне. В 1926 г. в качестве местного настоятеля упоминается священник Иоанн Иванович Нефедов. Вероятно, последним настоятелем Троицкого храма являлся священномученик Андрей Владимирович Шершнев. Он родился 1869 г. в селе Нижнее Маслово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина. Обучался в учительской семинарии. В 1898–1921 гг. работал школьным учителем. 10 августа 1931 г. был рукоположен в сан священника. В 1932–1933 гг. служил настоятелем Троицкого храма села Троицкие Озерки. В 1933–1934 гг. служил в Введенском храме села Чанки Коломенского района. В 1935–1937 гг. вновь священствовал в селе Троицкие Озерки. 27 ноября 1937 г. был арестован и заключен в коломенскую тюрьму. 8 декабря 1937 г. убит на Бутовском полигоне. Установлены имена четырех клириков, служивших в причте Троицкого храма в должности дьячка. Дьячок Игнат Савельев, 1752 года рождения, клирик Троицкого храма в 1789–1819 гг. В 1770–1789 гг. состоял в местном причте в должности пономаря. Дьячок Михаил Леонтьевич Скворцов, 1778 года рождения, клирик Троицкого храма в 1828–1834 гг. Сын дьячка. Определен из 1-го класса Московской духовной академии. 17 декабря 1803 г. назначен в причт Знаменского храма село Кунцово Московского уезда на должность пономаря. В 1805 г. переведен в причт Космо-Дамианского храма на Покровке в Москве на должность пономаря. 15 марта 1828 г. по указу Московской духовной консистории под №1442 определен на настоящее место. Вдов с 1834 г. Состоял в браке с Елизаветой Никитичной Скворцовой. В браке родились дети: Евдокия, Федор, Павел. Дьячок Василий Петрович Соболев, клирик Троицкого храма, упоминается в 1837 г. Дьячок Никон Федорович Троицкий, клирик Троицкого храма в 1841–1844 гг. Стали известны имена девятерых церковнослужителей, состоявших в причте Троицкого храма в должности псаломщика. Псаломщик Иван Ильинский, клирик Троицкого храма в 1871–1883 гг. Псаломщик Александр Другов, клирик Троицкого храма в 1872 гг. Псаломщик Алексей Озерецковский, клирик Троицкого храма в 1884–1885 гг. Псаломщик Иван Покровский, клирик Троицкого храма в 1886–1887 гг. Псаломщик Сергей Казанцев, клирик Троицкого храма в 1894 г. Исполняющий должность псаломщика запрещенный священник Иоанн Боголепов, клирик Троицкого храма в 1895–1906 гг. Псаломщик Владимир Розанов, клирик Троицкого храма в 1907–1908 гг. Псаломщик Александр Васильев, клирик Троицкого храма в 1909–1911 г. Псаломщик Семен Сетин, 1880 года рождения, клирик Троицкого храма в 1912–1919 г. Происходил из крестьян. В 1897 г. окончил полный курс Калужского духовного училища. В 1912 г. назначен в местный причт. Состоял в браке с Клавдией Ивановной Сетиной, 1880 года рождения. В браке родились дети: Павел (1903), Сергей (1908), Александр (1910), Евгений (1911). Трое клириков служили в местном причте в должности пономаря. Пономарь Данила Савельев, 1756 года рождения. Упоминается в клировых ведомостях 1787–1790 гг. Пономарь Михаил Петрович Новлянский, 1781 года рождения, клирик Троицкого храма в 1804–1841 гг. Сын священника. Обучался в грамматическом классе Коломенской духовной семинарии. 24 марта 1804 г. посвящен в стихарь Преосвященным Августином, епископом Дмитровским в местный причт. Состоял в браке с Гликерией Михайловной Новлянской. В браке родились дети: Наталья, Никита (обучался в Коломенском духовном училище на содержании отца), Евдокия. Пономарь Павел Лебедев, клирик Троицкого храма в 1869–1870 г.

Охарактеризуем население прихода села Троицкие Озерки. В XIX – начале XX вв. подавляющее большинство жителей принадлежало к крестьянскому сословию. Только в 30-е гг. XIX в. зафиксирована незначительная группа «дворовых людей» – прислуги помещика Алексея Дмитриевича Ляпунова (15 человек, или 3,13% от всего местного населения). Население прихода в 1819–1913 гг. существенно возросло, с 390 до 878 человек (на 488, или в 2,25 раза), что соответствует общей тенденции демографического развития России в указанное время. Примечательно, что женское население прихода всегда численно превосходило мужское, в среднем на 9–16%. Исключением стал 1833 г., когда было зафиксировано равное число жителей обоего пола (240 мужчин и 240 женщин). В конфессиональном отношении местные жители строго придерживались православного исповедания.

Примечательно, что несмотря на сложное материальное положение, церковный причт села Троицкие Озерки активно осуществлял общественное служение. По инициативе священника Павла Озерецковского 26 октября 1893 г. была учреждена церковно-приходская одноклассная школа, размещавшаяся в арендуемом доме. На ее ежегодное содержание прихожанами отпускалось до 60 рублей. В 1911 г. в ней имелось 90 учащихся – 49 мальчиков и 41 девочка. В 1912 г. насчитывалось 84 ученика – 45 мальчиков и 39 девочек. В 1913 г. обучалось 92 ученика – 47 мальчиков и 45 девочек. Кроме того, при Троицком храме действовала церковно-приходская библиотека из 60 изданий. Из церковных старост синодальной эпохи известно только имя крестьянина Прокопия Андреевича Мелореева, состоявшего в должности с 1903 г. Октябрьская революция и начавшаяся после нее борьба с религией стали причинами гибели Троицкого храма. После установления советской власти приход села Троицкие Озерки просуществовал еще значительное время. В 1926 г. «общество верующих» при Троицкой церкви насчитывало 183 человека. Председателем церковного совета являлся Осип Кузьмич Воробьев. Разрушение Троицкого храма пришлось на период Великой Отечественной войны. В 1942–1943 гг. его разобрали, а камень использовали для строительства скотных дворов.

Начало возрождения духовной жизни в селе Троицкие Озерки приходится на 2007 г., когда группа местных жителей самостоятельно расчистила площадку на месте разрушенного Троицкого храма и установила поклонный крест. Однако дальнейшее формирование местной общины затянулось на несколько лет. Новым толчком к развитию церковной жизни стало учреждение благочиния Коломенского округа (указом Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия №1553 от 24 марта 2016 г.), объединившего обширные сельские территории Коломенского муниципального района Московской области. В августе 2016 г. к благочинному церквей Коломенского округа обратилась группа местных жителей с просьбой помочь в восстановлении храма. Именно с этого времени началось формирование приходской общины на правах религиозной группы, в которую записалось 52 человека, в их числе 35 женщин и 17 мужчин, что составило до трети всего населения села (по данным 2010 г., здесь проживало 147 человек). С августа 2016 г. у поклонного креста братией Богородице-Рождественского Бобренева мужского монастыря регулярно служатся молебны и панихиды.

22 ноября 2016 г. между Бобреневым монастырем и Зарудненским домом культуры Коломенского района был подписан договор, согласно которому были выделены помещения в клубе села Троицкие Озерки для устроения молитвенной комнаты. 24 декабря 2016 г. в новоустроенной молитвенной комнате братией Бобренева монастыря была отслужена Божественная литургия. Первую в селе с 1930–х гг. Литургию совершил иеромонах Макарий (Белов) в сослужении иеродиакона Иоанна (Четвертнова). 9 декабря 2017 г. состоялось учредительное собрание православного прихода села Троицкие Озерки Коломенского района. Под председательством благочинного церквей города Коломны и Коломенского округа епископа Луховицкого Петра инициативная группа местных жителей постановила создать приход Троицкого храма села Троицкие Озерки, сформировала Приходское собрание и Приходской совет. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в новообразованный приход настоятелем назначен священник Виктор Волков.

Итак, приход села Троицкие Озерки развивался на протяжении нескольких столетий, но религиозные гонения советской эпохи уничтожили как сам приход, так и разрушили его святыню – церковь Пресвятой Троицы. Однако промыслом Божиим и трудами местных жителей возможно его восстановить и возродить полноценную духовную жизнь.

Источник - МОСКОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ №6/2018 (стр.123-131)

http://www.mepar.ru/i/mages/gazette/124.pdf



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.