«…Достопримечательностью Мангупа являются его культовые, в первую очередь христианские, памятники. Среди них особое место занимает базилика, расположенная в центральной части плато, напротив мыса Чуфут-чеарган-бурун, самый большой христианский храм в горной Таврике. Ее размеры 31,5×26,2 м. по А.Л. Якобсону (31,5×28 м по Н.И. Барминой). Храм трехнефный. Нефы отделены друг от друга рядами колон, по шесть в каждом. С востока к центральному и южному нефам примыкали полукруглые апсиды, большая и малая. К зданию с северной и южной сторон были пристроены галереи. Стены храма, изнутри украшенные фресками, сложены из крупных, тщательно обработанных и плотно подогнанных блоков известняка, кровля была двускатной. Полы были вымощены мозаикой, а предалтарная часть центрального нефа — каменными плитами.
В оформлении базилики широко использовались архитектурные детали из проконесского мрамора. Главный вход находился с западной стороны. Он вел в нартекс, из которого в каждый из нефов имелся отдельный проход. Вероятно, попасть в храм можно было также с северной и южной сторон. Внутри базилики и в ее округе находился некрополь. К настоящему времени выявлено 75 гробниц (в них, вероятно, хоронили знатных особ), вырубленных в скале или сложенных из каменных плит (выделяется пять их типов), и более 300 грунтовых захоронений. После захвата Мангупа турками в базилике было совершено массовое захоронение горожан, погибших при штурме и последующих погромах.
В дальнейшем территория базилики превратилась в кладбище, а ее архитектурные детали использовались турками для ремонта оборонительных стен. Несмотря на то, что территория памятника практически полностью раскопана, о времени его сооружения среди исследователей нет единого мнения. Так, Н.И. Бармина считает, что большой базилике, которая была построена не ранее VIII—IX вв., предшествовал небольшой храмовый комплекс VI в. Однако архитектурные особенности памятника, находки раннесредневековых архитектурных деталей, в том числе и обломка известняковой плиты с надписью, упоминающей императора Юстиниана, материалы археологических исследований Мангупа, анализ исторической ситуации позволяют датировать сооружение базилики второй половиной VI в. Фрагменты алтарной части раннего одноапсидного храма выступают из-под основания большой апсиды. Естественно, что за время функционирования базилика неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. Вероятно, два крупных ремонта относятся к периоду Феодоро, когда базилика стала главным храмом княжества и, может быть, Готской епархии. Очевидно, храм после запустения был восстановлен в середине XIV в.
Второй крупный ремонт произошел в 20—30 гг. XV в., когда рядом со входом в храм была возведена куртина Второй линии обороны. Тогда главный вход был устроен в южной стене, близ ее стыка с западной. С восточной стороны была пристроена малая апсида, в центральную апсиду вставлен синтрон, с пола удалена большая часть мозаик. Некоторые исследователи считают, что рассматриваемый памятник можно отождествить с храмом свв. Константина и Елены, известным по упоминавшийся надписи 1427 г. Однако это предположение нуждается в дополнительной аргументации. Рядом с северной стеной базилики находилась крещальня, на последнем этапе функционирования перестроенная в часовню. Ее пол был вымощен мозаикой, в оформлении использовался резной архитектурный декор из проконесского мрамора и алебастра.
Во время археологических исследований баптистерия был обнаружен фрагмент известнякового фриза с надписью, на основании прочтения которой В.П. Яйленко сделал вывод, что крещальня была построена попом Григорием в VI в. во имя Иоанна Крестителя (правда А.И. Айбабин датирует надпись временем не ранее XI в., что является спорным). Еще один баптистерий выявлен у восточной стены храма…»
Источник: Ю.М. Могаричев «"Пещерные города" в Крыму», 2005 г.
Комментарии и обсуждение