ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.


Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи
Архитектурный стиль:Ярусные храмы
Год постройки:Между 1786 и 1801.
Год утраты:приблизительно 1990 (разобрана)
Адрес:
Мурманская область, Кандалакшский район, г. Кандалакша

Координаты: 67.134194, 32.418811



Церковь Рождества Иоанна Предтечи, с сайта http://www.kandalaksha.org<br>, Кандалакша, Кандалакшский район, Мурманская область
с сайта http://www.kandalaksha.org
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1940
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Рис из журнала "Нива".<br>, Кандалакша, Кандалакшский район, Мурманская область
Рис из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1908
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Колокольня и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото начало 20 века<br>, Кандалакша, Кандалакшский район, Мурманская область
Колокольня и церковь Рождества Иоанна Предтечи. Фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901
Церковь Рождества Иоанна Предтечи,  с сайта www.kandalaksha.org Фото начало 20 века<br>, Кандалакша, Кандалакшский район, Мурманская область
с сайта www.kandalaksha.org Фото начало 20 века
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Кандалакша, Кандалакшский район, Мурманская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Фото 1920-ых годов с интернет-аукциона Bidspirit<br>, Кандалакша, Кандалакшский район, Мурманская область
Фото 1920-ых годов с интернет-аукциона Bidspirit
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей СергеевичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 января 2011

Кандалакша – южные рубежи Мурманской епархии, рубежи, просвещённые святым крещением около 500 лет назад. Произошло это в районе устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей. Таким образом, история прихода храма Рождества Иоанна Предтечи ведется с 1526 года.

29-го мая 1589 года храм разделил участь монастыря и волости, когда «на петрово заговейно в ночи приходили немецкие люди к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Кандалашской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек».

Грамотой преосвященного Варсонофия от 23 октября 1751 года было разрешено ремонтировать церковь Иоанна Предтечи, а в 1768 году началось строительство новой церкви. Работа шла медленно, и лишь в 1801 году церковь открылась. Новый храм стоял до 1940-го года, пережив нападения англичан в Крымскую войну 1855-56 гг.

Ныне действующая деревянная, шатровая, вместительная церковь была заложена 28 января 2000 года и строилась всем миром. 26 марта 2005 года её освятил Высокопреосвященнейший Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский.

По материалам http://www.kandalaksha.org/pravoslavie/prihod.html


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июня 2017

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кандалакше (старая)

Деревянная ярусная церковь, обшитая тесом, построенная в 1786-1801 гг. Основной объем представлял собой четверик, завершенный восьмериком, несшим малые четверик и восьмерик. К нему примыкали прямоугольные алтарь и трапезная, отдельно стояла шатровая колокольня. Закрыта в 1940 г., перестроена, венчания сломаны, окончательно сломана в 1990-х гг. Место храма в 2004 г. отмечено памятной часовней.

http://svyatayarus.su/church/detail/50316/


Марина Зуйкова  3 мая 2019

Кандалакшский приход появился около 500 лет назад, в начале XVI века, на правом берегу устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением. И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую».

Появление храма в «усть Нивы реки» стимулировало приток русских крестьян и промышленников на оседлое поселение в эти дикие края. Со временем это привело к возникновению русской волости – села Кандалакша. 26 мая 1589 года храм Рождества Иоанна Предтечи и волость разделяют участь монастыря, когда «на петрово заговейно» ночью приходили «немецкие люди к морю в Кандалакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь, и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек».

Двадцать лет спустя, зимой 1612-1613 г.г., в тяжёлое Смутное время на Кандалакшу снова напали, теперь украинские казаки и русские изменники. Серьёзно пострадала «Кандалакшская волостишка», «…разорены двадцать пять дворов крестьянских: люди посечены и дворы пожжены». Храм не упоминается, возможно, он не был ещё отстроен после нападения 1589 года. В начале XVII столетия правобережье реки Нивы заселили крестьяне, пришедшие из районов, охваченных Смутой. Они построили на прежнем месте новую Предтеченскую церковь, которая простояла около полутора века. Грамотой «преосвященного Варсонофия» от 23 октября 1751 года изрядно постаревшую к тому времени церковь Иоанна Предтечи разрешено было отремонтировать; поновленная, она к 1770-м годам снова пришла в ветхое состояние. Поэтому рядом со старой решено было построить новую церковь. Строительство храма начали в 1786 году «своим иждивением» местные крестьяне, закончить строительство, из-за недостатка средств, удалось только в 1801 году.

К концу XIX в. в Кандалакше существовало две церкви, освященные в честь Рождества Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Первая из них «одноглавая, теплая, на каменном фундаменте» была построена в 1865 г. «на Высочайше дарованную сумму» и стояла на месте одноименного храма, сожжённого англичанами в 1855 году (оставшегося от Кандалакшского монастыря). Предтеченская церковь, освящённая в 1801 году, находилась в правобережной части села. Она была теплая, одноглавая, высотой 15 метров, «в виде корабля», с отдельно стоящей колокольней (с пятью колоколами). Церковь отличалась необычной для Поморья конструкцией – пирамидальной ярусностью. Другой особенностью храма были настенные росписи, сделанные поморскими художниками в «простонародном духе». К Кандалакшскому приходу в то время были приписаны церкви и часовни других селений Кольского Севера. По клировым ведомостям начала XX столетия среди них значились церковь в деревне Княжая губа – во имя святого великомученика Георгия Победоносца и две часовни: во имя пророка Божия Илии в Федосьевском выселке и во имя святого преподобного Трифона Печенгского в Бабинском погосте. С 1889 г. в приходе была открыта школа, с декабря 1896 г. действовало церковное попечительство. В церковной библиотеке в 1900 г. имелось 285 книг 83-х названий.

На Кольском Севере советская власть была установлена весной 1920 года. С изменением власти изменилась религиозная политика. Советское государство взяло курс на уничтожение Православной церкви и гонение верующих. Сначала местные власти затребовали от приходов сведения о священнослужителях, описи богослужебного имущества и список не менее 20 граждан, согласных получить данное имущество под свое поручительство. В мае 1926 года в ГПУ КарельскойАССР были отправлены сведения о членах церковного совета «Кандалакшского коллектива верующих православного вероисповедания в селе Кандалакша Кемского уезда», избранных 21 сентября 1925 года сроком на один год: председатель совета Пушкарев Евдоким, товарищ председателя Полежаев Алексей, секретарь Каюков Сергей, казначей Кемов Илья, члены Лопинцев Демьян, Немчинов Иван, Крылов Афанасий, Жидких Константин, Жидких Иван. Священником служил Суворов Алексей Владимирович.

В 1933 году по делу «О Кандалакшской контрреволюционной ячейке» были арестованы 29 человек – прихожане церкви, их приговорили к различным срокам наказания, в том числе трёх человек к расстрелу. В числе осуждённых был и священник Алексей Владимирович Суворов, которого приговорили к десяти годам концлагеря, позже заключение заменили ссылкой в Северный край на тот же срок. В 1937 году настоятелем церкви был назначен протоиерей Федор Михайлович Миролюбов – семидесятилетний священник, к этому времени уже трижды подвергавшийся репрессиям. Последний раз он был арестован 4 июля 1940 года, особым совещанием при НКВД 19 августа 1940 года приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край (предположительно, умер в дороге). Как правило, за арестом священнослужителей следовало и закрытие храма. 25 июля 1940 года Кандалакшским сельсоветом было принято решение «об удовлетворении просьбы граждан села Кандалакша о закрытии церквей» и переоборудовании храма Иоанна Предтечи под стационарный кинотеатр, а храма Рождества Богородицы под клуб. 5 сентября 1940 года Мурманский облисполком утвердил это решение.

Решение о закрытие церквей в селе Кандалакша стало следствием большой антирелигиозной кампании, проводимой государством, в том числе активистами Союза воинствующих безбожников. Жителям села было предоставлено право высказать свое мнение, правда, не столько по поводу закрытия церквей, сколько по вопросу о том, как их следует использовать (предлагались клуб, кинотеатр, ясли, школа, столовая и даже ресторан). Результатом проведенных агитаторами «индивидуальных и групповых бесед в домах на обеих сторонах села» стало то, что 499 граждан, «пользующихся избирательным правом», высказались за закрытие. Правда, жителей, «имеющих право голоса на выборах», в Кандалакше насчитывалось гораздо больше – 750 человек, то есть опросили далеко не всех. Тем не менее, всего по трем обнаруженным спискам из 98 человек – 13 предложили церкви оставить. Учитывая несомненное давление и пропагандистскую кампанию, 13,2% в той или иной степени имеющих положительное отношение к Церкви и религии людей является цифрой весьма заметной. Неудивительно поэтому, что именно Кандалакша в середине 1940-х – начале 1950-х г.г. станет одним из районов Мурманской области, из которого в облисполком станут поступать неоднократные ходатайства об открытии церкви.

Во время Великой Отечественной войны в СССР снова разрешили открывать храмы, но, естественно, под строжайшим контролем государства. С просьбой открыть храм обращались в Мурманский облисполком и верующие из Кандалакши, но их заявления были отклонены. Как сообщалось в справке облисполкома, причиной отказа стало незначительное количество ходатайствующих, в основном происходивших из «кулаков-спецпереселенцев». Кроме этого, отказ мотивировался тем, что бывшее церковное здание полностью перестроено и используется под клуб, который «является единственным местом проведения политических и культурных мероприятий в районном центре».

Историю прихода в новейшее время можно начать с 1988 года – года 1000-летие крещения Руси. В Кандалакше 31-го марта 1988 г., постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР, была зарегистрирована религиозная община Русской Православной Церкви. Распоряжением исполкома города Кандалакши за №204 от 24 июня 1988 года Кандалакшскому государственному заповеднику было определено «передать по договору религиозному обществу Русской Православной Церкви бывшее здание Кандалакшского государственного заповедника по остаточной балансовой стоимости». 6 июля 1988 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери владыка Пантелеймон освятил временный престол в боковом помещении здания (сейчас Воскресная школа). Отдел культуры Кандалакшского исполкома передал воссозданному приходу большое количество икон, богослужебных книг, церковной утвари, конфискованной государством прежде из других храмов Кандалакшского района. Зимой 1988 года Преосвященный Пантелеймон епископ Архангельский и Холмогорский освятил подготовленный храм, который долгое время назывался молельным домом, в честь Рождества святого Пророка Иоанна Предтечи, как это было сделано преподобным Феодоритом в 1526 году.

По материалам: http://slovokanda.ru/istoriya_prihoda


Марина Зуйкова  17 сентября 2019

К 1575 г. в К. м. находилась ц. во имя свт. Николая Чудотворца с приделами апостолов Петра и Павла и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, а также теплый храм Рождества Пресв. Богородицы, в котором «образы и книги да колокол один строение царя и великого князя (Иоанна IV Грозного.- Авт.), а три колокола поставил строитель того же монастыря». После разорения 1589 г. была восстановлена лишь теплая шатровая Богородице-Рождественская ц. с трапезной и келарской, и с тех пор мон-рь стал именоваться Кокуевым Пречистенским. «В церкве образы и книги и ризы, да три колокола строение монастырское, а четвертый колокол государев» (Харузин. 1890. С. 459). После «прихода войною литовских людей и черкасов» в 1615 г. была построена одноименная деревянная 5-главая церковь, «высота ее была 8 саж., а длина - 14 саж.». Тогда же отстроили и волостную Предтеченскую ц. Отдельное здание колокольни («на рубленном анбаре») возвели в 1711 г., при игум. Павле (Колянине) (ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 2168. Л. 20).

После пожара 1693 г., согласно описи, в 1705 г. на территории обители стояла деревянная Богородице-Рождественская ц., «о пяти верхах, с трапезою и келарскою теплыми, главы обиты чешуею», с 18 окнами, папертью. В храме устроен 3-ярусный иконостас, «царские двери и сени и столбцы резные, золоченые... образа в серебряных окладах... привесы жемчужные». В 1751 г. была получена грамота-разрешение на ремонт обветшавшей приходской Предтеченской ц. В 1786 г., убедившись в нецелесообразности ремонта старого здания, прихожане «своим иждивением» начали строительство нового храма, который был освящен в 1801 г. Храм отличался необычной для Поморья конструкцией. В нач. XX в. искусствовед И. В. Евдокимов писал, что «он четырехъярусный, с чередующимися двумя восьмигранниками и четвериками, увенчанный огромной чешуйчатой луковицей… Чередование его ярусов… оставляет впечатления шатра... При церкви находится деревянная, одноярусная колокольня, высота ее 10 саж., устроена осьмериком». Высота церкви была 7 саж., а длина - 10 саж.

После упразднения К. м. в 1764 г. Богородице-Рождественская ц. стала приходской. В 1818 г. по благословению еп. Архангельского Парфения (Петрова) на средства местных крестьян были отремонтированы крыша и потолки, но разобрана на «церковные дрова» монастырская келарная. В 1848 г. на средства кандалакшанина А. Жидких в храме были проведены ремонтные работы. Во время Крымской войны, 6 июля 1855 г., 70 англичан на 2 баркасах высадились на левом берегу р. Нивы. Под защитой артиллерийского огня с корабля захватчики ворвались в ц. Рождества Пресв. Богородицы, разграбили ее и сожгли. В 1865 г. на Высочайше пожалованную сумму была построена новая одноименная церковь с колокольней.

В Предтеченском храме совершались богослужения вплоть до ареста 4 июня 1940 г. последнего священника в Кандалакше прот. Феодора Михайловича Миролюбова. 5 сент. 1940 г. по постановлению Мурманского облисполкома и по ходатайству «большинства населения села» Предтеченская и Богородице-Рождественская церкви были закрыты «с использованием церквей... под стационарный кинотеатр и... под районный клуб» (ГА Мурманской обл. Ф. 405. Оп. 1. Д. 39. Л. 11; Ф. 146. Оп. 2. Д. 89. Л. 331). В 1942 г. здание монастырской церкви («как служившее ориентиром для фашистской авиации») разобрали. В приходской церкви размещался кинотеатр «Маяк». По воспоминанию очевидца Г. Ф. Жидких, в сент. 1948 г. из колокольни вынесли книги и иконы, сложили на площади перед кинотеатром «Маяк» и подожгли. Однако часть святынь, вероятно, спрятали местные жители. В кон. 70-х гг. XX в. помещение кинотеатра было передано Кандалакшскому заповеднику. К стенам алтаря была пристроена клетка, в которой содержались 2 медведя. В 1984 г. по вине работников заповедника возник пожар, уничтоживший здание Предтеченской ц.

В 2006 г. на месте монастырской Богородице-Рождественской ц. установлен памятный крест. К 2012 г. ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи возрождена на небольшом расстоянии от первоначального ее местонахождения, где стоят памятный крест и часовня.

http://www.pravenc.ru/text/1470189.html


Воронов Юрий Викторович
 
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 декабря 2022

Очень редкая по композиции церковь до недавнего времени стояла в Кандалакше, на правом берегу реки Нивы, при её впадении в Кандалакшский залив Белого моря. Это храм Рождества Иоанна Предтечи, построенный в 1786-1801 годах.

Деревянная ярусная церковь, основной объем которой представлял собой четверик, рубленный "в обло", на который был поставлен восьмерик, несущий малые четверик и восьмерик. Завершался храм на высоте 15 метров большой луковичной главой, покрытой лемехом. Ярусы храма рублены "в лапу". К основному объему примыкали прямоугольные алтарь и трапезная, рубленные "в обло". С запада храм завершался небольшим притвором с крыльцом на южной стороне. Отдельно от храма стоял восьмерик невысокой колокольни, завершённый шатром. Храм и колокольня к началу ХХ века были обиты тёсом.

История прихода ведётся с 1526 года, когда на месте проповедей преподобного Феодорита Кольского и обращения лопарей (саамов) в христиан, была построена по благословлению архиепископа Новгородского Макария первая православная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Появление храма в устье реки Нивы увеличило приток русских крестьян и промышленников на оседлое поселение в эти северные края и освоению Кольского полуострова. Со временем это привело к возникновению села Кандалакша и русской волости в окрестностях.

В Предтеченском храме богослужения совершались до 4 июня 1940 года. В церкви долгое время размещался кинотеатр «Маяк». В конце 1970-х гг.  кинотеатр закрыли, здание церкви передали Кандалакшскому заповеднику. В 1984 году возник пожар, уничтоживший здание храма.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.