Кандалакшский приход появился около 500 лет назад, в начале XVI века, на правом берегу устья реки Нивы. Именно здесь, в местах зимовок Лешей Лопи, на месте нынешнего города Кандалакши, в 1526 году видим мы первые плоды просветительских трудов преподобного Феодорита Кольского, крестителя лопарей: «Приехаше к Москве Поморцы и Лопляне с моря Окияна, и с Кандолакжской губы, усть Нивы реки, из дикой Лопи, и били челом Государю и просили Антиминса и Священников, церковь свящати и просветити их святым Крещением. И Государь велел архиепископу Макарию послати из Нова-града от соборныя церкви священника и диакона, и они ехавше свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян крестиша во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую».
Появление храма в «усть Нивы реки» стимулировало приток русских крестьян и промышленников на оседлое поселение в эти дикие края. Со временем это привело к возникновению русской волости – села Кандалакша. 26 мая 1589 года храм Рождества Иоанна Предтечи и волость разделяют участь монастыря, когда «на петрово заговейно» ночью приходили «немецкие люди к морю в Кандалакшскую волость и на монастырь на Кандалакшской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли, а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь, и волость пожгли и животы поимали все, а людей побили 450 человек».
Двадцать лет спустя, зимой 1612-1613 г.г., в тяжёлое Смутное время на Кандалакшу снова напали, теперь украинские казаки и русские изменники. Серьёзно пострадала «Кандалакшская волостишка», «…разорены двадцать пять дворов крестьянских: люди посечены и дворы пожжены». Храм не упоминается, возможно, он не был ещё отстроен после нападения 1589 года. В начале XVII столетия правобережье реки Нивы заселили крестьяне, пришедшие из районов, охваченных Смутой. Они построили на прежнем месте новую Предтеченскую церковь, которая простояла около полутора века. Грамотой «преосвященного Варсонофия» от 23 октября 1751 года изрядно постаревшую к тому времени церковь Иоанна Предтечи разрешено было отремонтировать; поновленная, она к 1770-м годам снова пришла в ветхое состояние. Поэтому рядом со старой решено было построить новую церковь. Строительство храма начали в 1786 году «своим иждивением» местные крестьяне, закончить строительство, из-за недостатка средств, удалось только в 1801 году.
К концу XIX в. в Кандалакше существовало две церкви, освященные в честь Рождества Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Первая из них «одноглавая, теплая, на каменном фундаменте» была построена в 1865 г. «на Высочайше дарованную сумму» и стояла на месте одноименного храма, сожжённого англичанами в 1855 году (оставшегося от Кандалакшского монастыря). Предтеченская церковь, освящённая в 1801 году, находилась в правобережной части села. Она была теплая, одноглавая, высотой 15 метров, «в виде корабля», с отдельно стоящей колокольней (с пятью колоколами). Церковь отличалась необычной для Поморья конструкцией – пирамидальной ярусностью. Другой особенностью храма были настенные росписи, сделанные поморскими художниками в «простонародном духе». К Кандалакшскому приходу в то время были приписаны церкви и часовни других селений Кольского Севера. По клировым ведомостям начала XX столетия среди них значились церковь в деревне Княжая губа – во имя святого великомученика Георгия Победоносца и две часовни: во имя пророка Божия Илии в Федосьевском выселке и во имя святого преподобного Трифона Печенгского в Бабинском погосте. С 1889 г. в приходе была открыта школа, с декабря 1896 г. действовало церковное попечительство. В церковной библиотеке в 1900 г. имелось 285 книг 83-х названий.
На Кольском Севере советская власть была установлена весной 1920 года. С изменением власти изменилась религиозная политика. Советское государство взяло курс на уничтожение Православной церкви и гонение верующих. Сначала местные власти затребовали от приходов сведения о священнослужителях, описи богослужебного имущества и список не менее 20 граждан, согласных получить данное имущество под свое поручительство. В мае 1926 года в ГПУ КарельскойАССР были отправлены сведения о членах церковного совета «Кандалакшского коллектива верующих православного вероисповедания в селе Кандалакша Кемского уезда», избранных 21 сентября 1925 года сроком на один год: председатель совета Пушкарев Евдоким, товарищ председателя Полежаев Алексей, секретарь Каюков Сергей, казначей Кемов Илья, члены Лопинцев Демьян, Немчинов Иван, Крылов Афанасий, Жидких Константин, Жидких Иван. Священником служил Суворов Алексей Владимирович.
В 1933 году по делу «О Кандалакшской контрреволюционной ячейке» были арестованы 29 человек – прихожане церкви, их приговорили к различным срокам наказания, в том числе трёх человек к расстрелу. В числе осуждённых был и священник Алексей Владимирович Суворов, которого приговорили к десяти годам концлагеря, позже заключение заменили ссылкой в Северный край на тот же срок. В 1937 году настоятелем церкви был назначен протоиерей Федор Михайлович Миролюбов – семидесятилетний священник, к этому времени уже трижды подвергавшийся репрессиям. Последний раз он был арестован 4 июля 1940 года, особым совещанием при НКВД 19 августа 1940 года приговорен к пяти годам ссылки в Красноярский край (предположительно, умер в дороге). Как правило, за арестом священнослужителей следовало и закрытие храма. 25 июля 1940 года Кандалакшским сельсоветом было принято решение «об удовлетворении просьбы граждан села Кандалакша о закрытии церквей» и переоборудовании храма Иоанна Предтечи под стационарный кинотеатр, а храма Рождества Богородицы под клуб. 5 сентября 1940 года Мурманский облисполком утвердил это решение.
Решение о закрытие церквей в селе Кандалакша стало следствием большой антирелигиозной кампании, проводимой государством, в том числе активистами Союза воинствующих безбожников. Жителям села было предоставлено право высказать свое мнение, правда, не столько по поводу закрытия церквей, сколько по вопросу о том, как их следует использовать (предлагались клуб, кинотеатр, ясли, школа, столовая и даже ресторан). Результатом проведенных агитаторами «индивидуальных и групповых бесед в домах на обеих сторонах села» стало то, что 499 граждан, «пользующихся избирательным правом», высказались за закрытие. Правда, жителей, «имеющих право голоса на выборах», в Кандалакше насчитывалось гораздо больше – 750 человек, то есть опросили далеко не всех. Тем не менее, всего по трем обнаруженным спискам из 98 человек – 13 предложили церкви оставить. Учитывая несомненное давление и пропагандистскую кампанию, 13,2% в той или иной степени имеющих положительное отношение к Церкви и религии людей является цифрой весьма заметной. Неудивительно поэтому, что именно Кандалакша в середине 1940-х – начале 1950-х г.г. станет одним из районов Мурманской области, из которого в облисполком станут поступать неоднократные ходатайства об открытии церкви.
Во время Великой Отечественной войны в СССР снова разрешили открывать храмы, но, естественно, под строжайшим контролем государства. С просьбой открыть храм обращались в Мурманский облисполком и верующие из Кандалакши, но их заявления были отклонены. Как сообщалось в справке облисполкома, причиной отказа стало незначительное количество ходатайствующих, в основном происходивших из «кулаков-спецпереселенцев». Кроме этого, отказ мотивировался тем, что бывшее церковное здание полностью перестроено и используется под клуб, который «является единственным местом проведения политических и культурных мероприятий в районном центре».
Историю прихода в новейшее время можно начать с 1988 года – года 1000-летие крещения Руси. В Кандалакше 31-го марта 1988 г., постановлением Совета по делам религии при Совете министров СССР, была зарегистрирована религиозная община Русской Православной Церкви. Распоряжением исполкома города Кандалакши за №204 от 24 июня 1988 года Кандалакшскому государственному заповеднику было определено «передать по договору религиозному обществу Русской Православной Церкви бывшее здание Кандалакшского государственного заповедника по остаточной балансовой стоимости». 6 июля 1988 года в день празднования Владимирской иконы Божией Матери владыка Пантелеймон освятил временный престол в боковом помещении здания (сейчас Воскресная школа). Отдел культуры Кандалакшского исполкома передал воссозданному приходу большое количество икон, богослужебных книг, церковной утвари, конфискованной государством прежде из других храмов Кандалакшского района. Зимой 1988 года Преосвященный Пантелеймон епископ Архангельский и Холмогорский освятил подготовленный храм, который долгое время назывался молельным домом, в честь Рождества святого Пророка Иоанна Предтечи, как это было сделано преподобным Феодоритом в 1526 году.
По материалам: http://slovokanda.ru/istoriya_prihoda