ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Староджерелиевская. Церковь Михаила Архангела.

Михаило-Архангельская церковь


Староджерелиевская. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:1992.
Адрес:
Краснодарский край, Красноармейский район, станица Староджерелиевская, ул. Первомайская, д 13.

Координаты: 45.46957, 38.290677
Проезд:Церковь находится в центре станицы.



Церковь Михаила Архангела, , Староджерелиевская, Красноармейский район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
21 августа 2017
Церковь Михаила Архангела, , Староджерелиевская, Красноармейский район, Краснодарский край
МОРПЕХ879
21 августа 2017
Церковь Михаила Архангела, Нереализованный проект гражд. инженера И. Турищева. "Зодчий", 1911. №12, с. 134<br>, Староджерелиевская, Красноармейский район, Краснодарский край
Нереализованный проект гражд. инженера И. Турищева. "Зодчий", 1911. №12, с. 134
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  13 августа 2018

Джерелиевский курень, ныне станица Староджерелиевская Красноармейского района Краснодарского края, был основан вместе с 38 бывшими запорожскмим куренями, пришедшими на Кубань в 1792-1793 гг. в составе Черноморского казачьего войска. Название куреня происходит от украинского слова "джерел", что означает "родник". Первоначально на Кубань прибыло 499 человек, в том числе 283 казака, "служивших от бывшего Запорожья". На нынешнем месте курень оказался только в 1808 г. Первоначальный жребий определил ему поселиться вблизи пограничной линии (позже там была поселена ст. Славянская), где он постоянно страдал от набегов закубанских соседей, и только после неоднократных ходатайств херсонский военный губернатор де Ришелье разрешил куреню переселиться в более безопасный район.

В 1839 г. была построена (в 1840 г. освящена) деревянная церковь во имя Архангела Михаила с приделом во имя Свв. Космы и Дамиана. При церкви имелась причтовая земля размером 171 дес. В составе причта значились: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. При храме действовало 2 церковные школы: мужская и женская. Мужская была открыта в 1889 г. Известно, что в 1892 г. Закон Божий здесь преподавал законоучитель священник И. Рудка, учителем служил диакон В. Гусевский. Школа помещалась в церковной сторожке (в 2-х комнатах). Женская школа была открыта позднее и располагалась в здании, подаренном Екатеринодарским благотворительным обществом.

По воспоминаниям старожилов, Староджерелиевская церковь располагалась на каменном фундаменте (высотой около 6 м) и имела высокую колокольню (звонницу) – до 40 м. В начале ХХ в. храм в ст. Староджерелиевской был действующим. Известно, что в 1909-1915 гг. здесь служили и преподавали в станичных учебных заведениях священники: Михаил Попов, Андрей Нарыжняк, Дмитрий Верижский и Дмитрий Оголенко.

В 1937 г. Михаило-Архангельский храм в станице Староджерелиевской был сметен до основания. В его разрушении местные власти заставляли участвовать и жителей станицы, чтобы "наглядно" показать, как потомки православного казачества, которым революция "открыла глаза" на религию, борются с "опиумом для народа". На месте храма вскоре широко раскинулся парк с увеселительными местами для отдыха трудящихся, а на территории, входившей раньше в ограду храма, поставлен общественный туалет.

В 1990-е гг., когда туалет решили почистить, в отхожем месте обнаружили церковные ризы… 24 марта 1945 г. решением Краснодарского крайисполкома № 16, по просьбе верующих, в станице Староджерелиевской была зарегистрирована религиозная община. Первоначально для проведения богослужений община арендовала частный дом. 17 марта 1947 г. вышло постановление Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР удовлетворить ходатайство верующих об открытии молитвенного дома в ст. Староджерелиевской Красноармейского района Краснодарского края. Решение Совета было одобрено Советом Министров СССР от 23 марта 1947 г. № 2786 и общине верующих Михаило-Архангельского молитвенного дома было предоставлено помещение для совершения религиозных таинств и служб. 18 декабря 1963 г. на основании решения Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (протокол № 12) община верующих в ст. Староджерелиевской была снята с регистрации, а молитвенный дом закрыт.

В 1992 г. усилиями верующих Михаило-Архангельский храм в станице Староджерелиевской был восстановлен. Возрождали храм всем миром, в той самой сторожке, где в 1889 г. была открыта церковно-приходская школа, отнятая у верующих вместе с церковью. Над зданием сторожки был устроен купол с крестом, а в самой сторожке воздвигнут алтарь. В этом же году в возрожденном храме стали проводиться Богослужения. В 2004 г. произошло чудо: в церковь вернулась икона во имя Покрова Божией Матери, когда-то находившаяся в том, разрушенном храме, а ныне сохраненная и принесенная кем-то из верующих.

http://st-dzherelievskya.narod.ru/hram.html


Алексей Слёзкин
 
Алексей СлёзкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  5 октября 2020

Петропавловская церковь на Шлиссельбургских пороховых заводах (1905-1907, арх. В.А.Покровский) так же, как и храм в Пархомовке, вызвала ряд вариаций на тему своего архитектурного образа.

Интересный пример творческого использования заимствованной формы содержится в проекте церкви в кубанской станице Старо-Джерельской (Старо-Джерелиевской) архитектора В.С. Турищева (1909). Церковь была построена к 1915 г., но вскоре рухнула. Находившееся в РГИА дело об обрушении церкви (в каталоге значится под шифром Ф. 799. Оп. 28. Д. 1685 «Церковь в ст. Староджерелиевской (каменная). Дело о ее разрушении. 1915 г.») автором не обнаружено.

Турищев Василий Спиридонович (1875-1920), уроженец станицы Ильинской, архитектор из Екатеринодара. Выпускник Института гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Репрессирован.

Центральный барабан монументального пятиглавого храма с уклоном стен, окнами в амбразурах и кокошниками-щипцами довольно близко повторяет барабан церкви на пороховых заводах, но несет не шатер, а шлемовидный купол. Монолитный четверик храма почти лишен декора, гротескным дополнением к нему служат крыльца с ползучими арками (западное – на два всхода, боковые – одновсходные, асимметричные). Судя по плану, так же, как и у прототипа, апсида окружена полукруглым ложным деамбулаторием. Внутреннее пространство бесстолпное, арки сводов должны были опираться на мощные угловые пилоны с внутренними лестницами, расположенные под боковыми главами-звонницами. Тонкие стены на плане кажутся всего лишь необходимыми «ограничителями пространства». Не это ли обстоятельство стало причиной обрушения храма?

По материалам статьи: Слезкин А.В. Два ранних произведения В.А. Покровского и их архитектурный контекст // Архитектурное наследство. Вып. 55. М., 2011. С. 282-305.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.