В ранней научной лит-ре Дманисский Сион считали трехцерковной базиликой, датой его создания - VII в. (Чубинашвили. 1936. С. 192; Беридзе. 1974. С. 26, 95). Однако в результате новейших исследований (Э. М. Арджеванидзе) храм отнесен к зданию зального типа под двухскатной кровлей и датируется IX в. Это довольно большое (без пристроек и портика - 23×11,5 м) строение, выложенное из булыжника и перекрытое цилиндрическим сводом, с восточной стороны имеет сильно выступающую полуциркульную апсиду, отделенную каменной преградой. Фасады отличаются простотой: они гладкие, без украшений. С северной и южной сторон к храму примыкают невысокие боковые пристройки конца IX - начала X в., в восточной части которых расположены небольшие помещения с апсидами - диаконник и жертвенник, не сообщающиеся с алтарем и соединяющиеся с основным пространством храма.
На рубеже XII-XIII вв. церковь была возобновлена. Между 1213-1223 гг. с запада к ней был пристроен портик, облицованный квадрами гладкотесаного камня, с западной стороны он открывается широкой высокой аркой. Портик перекрыт полусферическим сводом. Северный и южный фасады, с их рельефным крестом над окном во фронтоне, декоративной аркатурой и 2 вертикальными нишами, являются вариацией фасадной композиции храма Самтависи, характерной для грузинской архитектуры XII-XIII вв. Фасады портика и интерьер (арки, карнизы, колонны, окна) обильно украшены плетеными растительными орнаментами различного вида. Армянский хачкар (XIII в.) во фронтоне южного фасада портика был вставлен позднее. На западном фасаде портика помещены 2 надписи, исполненные асомтаврули. В ктиторской надписи упомянуты грузинский царь Георгий IV Лаша (1207/13-1222) и инициатор строительства портика епископ Тевдоси (Феодосий). В другой надписи (1246-1270) - имя сына Георгия IV Лаши царя Давида VII Улу, а также содержатся сведения о том, что Дманисский епископ упразднил действующий в Дманиси закон о плате за венчание. В интерьере портика на юго-восточной колонне сохранилась надпись (1213-1223), сообщающая о некоем Афридоне, пожертвовавшем 30 драхм для постройки портика.
К юго-востоку от храма расположена колокольня, относящаяся к периоду позднего средневековья и неоднократно подвергавшаяся переделкам. Каменная лестница соединяет колокольню с восточной стеной храма. В стены вставлены камни с грузинскими и арабскими надписями.
В интерьере сохранились фрагменты росписи, относящиеся к периоду правления Георгия IV Лаши: сильно пострадавшие изображения апостолов и святителей, Нерукотворного образа Спасителя и пророков в алтарной апсиде, фрагмент царского портрета (предположительно Георгия IV Лаши) на северо-восточной пилястре и 2 сцены Страшного Суда на северо-западной пилястре (Микеладзе. 2005. С. 253-254). У некоторых фигур и на свитках сохранились надписи, исполненные асомтаврули. По иконографической программе и по стилю роспись увязывается с грузинской церковной живописью начала- 1-й половины XIII в.: для программы декорации алтарного пространства этого времени характерно включение изображения Спаса Нерукотворного в святительский ряд. Фрески апсиды и северо-западной пилястры исполнены разными мастерами. Роспись апсиды отличается монументальностью, изысканной манерой письма и высоким художественным уровнем. Фрагменты росписи сохранились также внутри портика.
По материалам сайта "Православная энциклопедия"