ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Бытча. Церковь Троицы Живоначальной.


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1888 и 1891.
Адрес:
Белоруссия, Минская область, Борисовский район, д. Бытча, ул. Чуры

Координаты:54.311237, 28.403177


Добавить фотографию
Церковь Троицы Живоначальной - Бытча - Борисовский район - Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
2 августа 1914
Церковь Троицы Живоначальной - Бытча - Борисовский район - Беларусь, Минская область
Автор:С.М.Прокудин-Горский Село Бычи по пути к деревне Студенка. 1912 Репродукция №02242 На фотографии видны две церкви: каменная Троицкая церковь (1888 - 1891) и деревянная Никольская церковь (1882).
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 августа 1912




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  14 марта 2017

По некоторым данным, Троицкая церковь в Бытче существовала уже в 1670 г. Более достоверные сведения о ней относятся ко второй половине 18 в. Известно, что в это время в Бытче действовала униатская церковь. В 1795 г. во время первого воссоединения западнорусских униатов, проходившего под руководством Минского архиепископа Виктора (Садковского) Бытчанский приход был переведен в Православие. В 1797 г. был назначен священником Андрей Селюжнич. Церковь была деревянная, с деревянной отдельно стоящей колокольней. Приход в то время насчитывал 85 дворов и 612 прихожан. После Андрея Селюжнича настоятелем прихода служил священник Павел Сосиновский, скончавшийся во время событий 1812 г. После этого храм некоторое время не имел своего настоятеля и его обслуживал священник из деревни Сморки Игнатий Богдановский. С 1817 по 1860 гг. священниками церкви служили Стефан Лисовский, Елисей Никонович, Иоанн Проволович. В 1839 г. при священнике Стефане Лисовском Троицкая церковь была ремонтирована и в ней был поставлен новый иконостас.

В 1862 г началось строительство новой каменной церкви, которое окончательно было завершено лишь в 1868 г. В 1868 г. приходским священником был назначен Василий Радкевич, а в мае 1874 г. его сменил Феодор Иоаннович Адамович, бывший ранее настоятелем Мацеевицкой церкви Игуменского уезда.

В 1865-1866 гг. церковь имела приписную Иоанно-Богословскую церковь в Большом Стахове, затем приписной была кладбищенская деревянная Николаевская церковь в деревне Ляховке, построенная в 1869 г. Кроме самой Бытчи в приход входили деревни: Дубени, Дубовики, Студенка, Брыли, Ляховка, Малый Стахов, Малая Тростеница. Всего в этот период (1860-1880-е гг.) в приходе насчитывалось 200-250 дворов и около 1500-2000 прихожан, «...все они крестьянского сословия, занимаются исключительно земледелием». Известно, что в Бытче при церкви существовало штатное народное училище, основанное в 1858 или 1864 гг.

Построенная в 1862-1868 гг. каменная церковь прослужила недолгий срок. Уже в конце 1870-х гг. о церкви сообщалось: «Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а от того зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов». На капитальный ремонт храма средств, по всей вероятности, выделено не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь «по ветхости» закрыло.

Годом ранее священник Феодор Адамович, ввиду непригодности для богослужения каменного приходского храма, рядом с ним на церковном погосте на собственные средства построил небольшую церковь во имя святителя Николая. Церковь была деревянная на каменном фундаменте, без колокольни. До нашего времени она не сохранилась.

В 1888 г. в Бытче началось строительство новой каменной церкви, которая, видимо, возводилась на месте разобранной старой. Строительство церкви было завершено в 1891 г. В клировых ведомостях сохранилось описание этой новой церкви: «зданием каменная с деревянным куполом, таковою же колокольнею в одной связи с церковью, крыта железом, прочная. Престол в ней один во имя Святой Троицы». В церкви был дубовый иконостас «с 5-ю большими и 9-ю малыми иконами, писанными на холсте». К Троицкой церкви были приписаны Николаевская церковь, построенная в Бытче на церковном погосте, и Николаевская кладбищенская церковь в Ляховке. В 1910 г. приходского священника Феодора Адамовича сменил Илларион Бразовский. Прихожан в это время насчитывалось 2000-2500 человек. Отец Илларион служил в церкви до ее закрытия в 1930-е годы. Он не принял распространявшегося в то время в церковной среде «обновленчества», до конца дней оставшись верным Православию.

В апреле 1922 г. в храме под предлогом помощи голодающим Поволжья было произведено изъятие наиболее ценных церковных предметов.

В 1942 г. Свято-Троицкая церковь возобновила свою деятельность. После освобождения Беларуси от фашистов, в октябре 1944 г. настоятелем церкви был назначен священник Василий Васильевич Стукалов. В свое время отец Василий был участником русско-японской войны и имел Георгиевский Крест за храбрость. В годы Великой Отечественной войны он внес большой денежный вклад в приобретение техники для Красной Армии, за что был удостоен благодарности Минского архиепископа. В 1945 г. Борисовский райисполком официально передал верующим «в бессрочное и бесплатное пользование одно каменное с 2 куполами церковное здание и приписное кладбищенское деревянное здание, находящееся в д. Ляховке, а также находящиеся в них утварь и богослужебные предметы».

В период «хрущевских» гонений, когда в стране шло массовое закрытие храмов, эта печальная участь не обошла стороной и Свято-Троицкую церковь. С 1959 г. настоятелем в ней служил священник Анатолий Деменюк. Уже в начале 1962 г. (видимо, под давлением властей и разработанному заранее сценарию) он по собственной просьбе был перемещен на другой приход. За отсутствием священника вскоре была закрыта и Свято-Троицкая церковь. Формально поводом к закрытию послужило обращение прихожан в Епархиальное управление с прошением о присоединении Бытчанского прихода к Борисовскому. 29 марта 1962 г. распоряжением Преосвященного Варлаама (Борисевича), архиепископа Минского и Белорусского, приход Свято-Троицкой церкви был включен в состав прихода Свято-Воскресенской церкви г. Борисова. Имущество Свято-Троицкой церкви также было передано Воскресенской церкви. Здание закрытого храма Борисовский райисполком решил передать под зерносклад колхозу «Маяк коммунизма». Храм многие годы использовался под зернохранилище, затем был заброшен, опустел и пришел в полную негодность.

В 1992 г. на Бытчанский приход был назначен священник Михаил Давыдов. Тогда же была возвращена приходу и Свято-Троицкая церковь. Храм отец Михаил нашел в совершенно заброшенном состоянии. Постепенно стали проводиться ремонтные работы. Была восстановлена колокольня и приобретены для нее колокола, во всем храме вставлены окна, полностью обновлена кровля и покрыта медью, на капитально отремонтированных куполах засияли новые золоченые кресты. В приличный вид был приведен алтарь, поставлен временный иконостас.

17 октября 2004 г. Благочинным Борисовского округа протоиереем Иоанном Мисеюком в сослужении иерея Михаила Давыдова в Бытчанской Свято-Троицкой церкви была совершена первая Божественная литургия.

http://www.blagobor.by/hram/bytcha/history


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  3 февраля 2019

Село Бытча, состоящее в Борисовском уезде, расположено в одной версте от реки Березины. От губернского города отстоит в 83 верстах. Кроме многочисленных курганов при деревнях Студенке и Брыле, оставшихся от погрома французов в ceй местности в 1812 г., других достопримечательностей в приходе нет. Хотя православная церковь здесь существует с незапамятных времен, но когда именно была построена первая церковь неизвестно.

Настоящая приходская Свято-Троицкая церковь, расположенная в самом селении Бытче, построена в 1868 г. на средства Его Императорского Высочества, Великого Князя Николая Николаевича.

Зданием каменная, устроена продолговатым крестом, с одним открытым куполом над среднею частью и колоколенною башнею на фронте. Входных дверей трое, окна расположены в один ряд, крыша железная, покрашенная медянкою, a стены выбелены известью. Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а оттого зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов.

Внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 45 кв. саж. Потолок подшит досками и поддерживается двумя деревянными столбами; боковые же части устроены сводами; пол деревянный, стены выбелены; к отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на одну ступень.

Иконостас устроен из массивного дуба в натуральный цвет с такими же карнизами, рамами и резьбою, состоит из 13 хорошего новейшего письма икон, расположенных в три яруса.

Утварными вещами церковь снабжена достаточно; все они довольно ценные, хотя устроены и не из серебра, за исключением литургийных сосудов. Помещение для ризницы и пономарни устроены в особых отделениях при алтаре. Облачений священнических есть 14, в том числе две ризы шелковые с серебряным шитьем, три серебряной парчи, две полубархатные, две траурные бархатные, все облачения почти новые и совершенно годны к употреблению; остальные же три ветхие.

Евангелие богослужебное одно, обложено малиновым бархатом, по которому на верхней стороне наложена серебряная позолоченная с вычеканенными изображениями доска.

Церковный архив содержится в порядке и целости, в нем имеются метрические книги только с 1812 г., и то с пропусками 1845 и 1863 гг. В колокольне имеются четыре колокола: в 10, 2, 1 и 1 пудов.

Погост церковный огорожен деревянною, устроенною забором оградою. В приходе есть одна приписная церковь в деревне Ляховке и семь отдельных кладбищ.

В состав прихода входят 8 селений, самая отдаленная деревня находится в 8 верстах от церкви. Прихожан числится: мужского пола 758 душ, а женского пола 815 душ, все они крестьянского сословия, занимаются исключительно земледелием.

При сей церкви положен одноклирный причт, состоящий из настоятеля и псаломщика. Церковного дохода в течение года поступает около 100 руб. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковным помещением и землею. Последней считается 63 десятины, в том числе: усадебной более 3 десятин, пахотной около 26 десятин, сенокосной 9 и неудобной 24 десятины. Вся эта земля расположена в трех участках. План церковной земли имеется, но оный формальным порядком не утвержден. За землю в деревне Рогатне получается арендных около 35 руб. в год.

Усадьба причта расположена при церкви, на ней находятся следующие строения: два дома, два амбара, погреб, варивня, ледник, три скотских сарая, конюшня, два сеновала, два хлебных сарая и два гумна. Все почти строения возведены вновь и потому находятся в совершенно исправном состоянии.

При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Богадельни в приходе нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть II, Борисовский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.