ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Велятичи. Церковь Преображения Господня (новая).


Велятичи. Церковь Преображения Господня (новая)
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:2000.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Минская область,Борисовский район (деревня Велятичи) агрогородок Велятичи

Координаты: 54.164485, 28.891075



Церковь Преображения Господня (новая), , Велятичи, Борисовский район, Беларусь, Минская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Друпов Алексей
7 марта 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 апреля 2016

Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 году она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу.

Новый Спасо-Преображенский храм (старинное здание было разрушено в 1953 г.) был освящен 24 июля 2000 года при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода.

blagobor.byhram/velyacichy/history


Марина Зуйкова  21 апреля 2016

Согласно рукописным данным, деревня Велятичи известна с XVI века. В 1562 г. она указана как деревня, принадлежащая шляхтичу. Имеются сведения о том, что в 1834 г. в Велятичах из унии в православие присоединено 709 мужчин и 689 женщин. В этом же году Велятичский приход признан самостоятельным. В клировых ведомостях за 1837 г. Борисовского уезда Велятичской церкви значится: «Построена неизвестно когда, зданием деревянная, с такою же колокольнею, совершенно ветхая. Престол в ней во имя Преображения Господня. Утварью недостаточна, а книги, нужнейшие для Богослужения, имеются... Священник Павел Лисевич, дьячок Антоний Богдановский и пономарь Михаил Погадицкий».

В 1848 г. по Указу Его Императорского Величества об устройстве православных церквей в государственных имениях, в имении Велятичи было освящено место под строительство православной церкви, типовой проект которой был разработан в 1835 г. В 1851 г. была построена новая деревянная Спасо-Преображенская церковь. По данным 1864 г., прихожан мужского пола 693 души и женского 738 душ. При церкви находилось казённое училище для детей. К церкви тогда принадлежали: 1. Построенная прихожанами в этом же селе кладбищенская Покровская деревянная церковь, называемая Монастырок, в ней находится местночтимая чудотворная икона Богоматери. Ее оставили жившие здесь монахи, пришедшие сюда из Киева. 2. Кладбищенская Миотченская Рождества Богородицы деревянная церковь, построенная в 1837 году прихожанами. 3. Кладбищенская Селищинская деревянная церковь, также построенная прихожанами.

Церковь являлась памятником архитектуры классицизма и ретроспективно-русского стиля. В основе композиции строения — мощный кубоподобный объем молитвенного зала, покатая крыша которого завершена куполом на четырёхгранном световом барабане. Через короткую трапезную присоединялся притвор, под которым надстроена шатровая колокольня в стиле московской архитектуры XVII столетия. Апсида была решена низкой и прямоугольной пристройкой под двухскатной крышей с треугольным фронтоном на торце.

Настоятелем прихода в то время был протоиерей Иосиф Сосиновский, окончивший курс духовной семинарии, священствовал с 1834 г., а в Велятичах - с 1852 г. Псаломщик Феодор Понятовский в должности с 1842 г. Последним перед революцией священником Свято-Преображенской церкви был отец Феодор Шарковский.

На переломе 1920-30-х гг. во время борьбы большевиков с религией, церковь в Велятичах претерпела невероятные издевательства безбожной власти. В церкви сделали склад для хранения зерна, колокольня была использована для учебных занятий начальной школы. Репрессиям были подвергнуты священнослужители и церковнослужители. В 1931-1933 гг. прихода священники Александр Юнацкевич, Феодор Иванович Шарковский, Пётр Тимофеевич Ряжко, староста храма Дмитрий Филимонович Сманцер, псаломщица Ольга Игнатьевна Крук были обвинены в том, что вели агитацию среди крестьян против коллективизации. Они были арестованы и сосланы в Сибирь.

Когда церковь приспособили под склад, верующие часть икон перевезли в храм Успения Пресвятой Богородицы д. Сморки (сейчас д. Зоричи). Это одна из немногих церквей Борисовского района, которая чудом сохранилась и выдержала натиск мощных антирелигиозных сил. Именно в эту церковь долгое время верующие ходили на службы, тем более сюда была перевезена и местная реликвия — чудотворная икона Божией Матери.

Перед Великой Отечественной войной Спасо-Преображенская церковь находилась в запустении. Во время войны церковь действовала. После войны с храма поснимали колокола, колокольню разрушили, купол сорвали при помощи гусеничного трактора, церковь превратили в клуб. Там, где раньше были царские врата, поместили большие портреты Сталина и Ворошилова. Клуб просуществовал до начала 1950-х гг. Затем в 1953 г. здание церкви разобрали, бревна перевезли на территорию школы, где через некоторое время их них построили спортивный зал.

24 июля 2000 г. при участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси в сослужении 13 священников Борисовского, Крупского и Березинского благочиния, певчих Свято-Никольского храма д. Большая Ухолода состоялось освящение новой Спасо-Преображенской Церкви. Церковь была построена «всем миром» в очень короткий срок.

Диакон Михаил Сидоров. http://www.blagobor.by/hram/velyacichy/history



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.