Деревня Котóво, в прошлом – село, относится к числу древнейших поселений. Наро-Фоминского городского округа Московской области. До Революции 1917 года Котово административно входило в состав Боровского уезда Калужской губернии. В XVI веке село принадлежало боярам Андрею (†1598) и Василию (†1611) Яковлевичам Щелкановым (Щелкаловым) – видным государственным деятелям периода правления царей Иоанна IV Грозного и Бориса Годунова. Братья служили главами Разрядного, Посольского и других приказов и пользовались большим влиянием в Русском царстве.
Щелкановы были крупными вкладчиками Боровского Пафнутьева монастыря – одного из самых больших и богатых в государстве. Одним из вкладов в обитель стали их вотчины «село Котово с деревнями и пустошами, да село Отепцово».
Согласно записям Приправочной книги 1613 года, после завершения Смуты в Котове стоял «храм во имя Введение Пречистые Богородицы, а в пределе Николы Чюдотворца да Ивана Богослова древен, ветх». Ветхое состояние деревянной церкви свидетельствует о том, что здание возвели за много десятилетий, если не столетий, до переписи начала XVII века. В годы польско-литовской интервенции Котовская вотчина, как и вся округа, была опустошена захватчиками.
Во время переписи, проводившейся в 1628–1629 годах, храм указан «без пения», а дворы причта – пустыми; «церковные пашни лесом поросли». Как следует из документов 1623–1629 гг., «к селу ж Котову» относились 17 пустошей, селища Хоринское и Хлызнево, а также деревни Мальково и Елагина.
К 1652 году «в вотчине Пафнутьева монастыря в селе Котове на ручью церковь древянна розвалилась запустела от разорения». Однако часть земли в имении всё же продолжали обрабатывать. Село, стоявшее без храма, зафиксировано на редчайшем памятнике отечественной картографии, который можно датировать третьей четвертью XVII века – плане земель и окрестностей Боровского монастыря: в Котове значатся семь крестьянских дворов. По переписи 1678 года, дворов в селе уже было девять.
В 1692–1693 гг. крестьяне под руководством Венедикта Афанасьева возвели на «пустовой церковной Введенской земле, которая писана на них крестьянах на оброке» новый деревянный храм. 17 октября 1694 года «поп Емельян Васильев», ставший настоятелем, получил для церкви антиминс. В селе, кроме дворов священника, дьячка и просвирни, числились тогда 15 крестьянских усадеб. В 1705 году к Введенскому приходу относились «деревни Башкино, Мальково и Рождествено, что была пустошь, 58 дворов крестьян, в них 227 человек» мужских душ. Однако новая церковь простояла недолго. 8 апреля 1719 года, в канун празднования Светлой Пасхи, пожар уничтожил здание. Ничего из святынь и убранства спасти не удалось: «святые иконы, и антиминс, и книги – всё погорело ж без остатку».
Как раз в те годы в верейском селе Слепушкино, принадлежавшем московскому кремлёвскому Чудову монастырю, построили новый Преображенский храм. Старая церковь стояла пустой, и «приходские люди» согласились отдать её «на погорелое место» в Котово. Церковные власти утвердили прошение отца Емельяна 10 октября 1719 года, и позволили перенести храм. Таким образом древняя слепушкинская церковь, построенная в начале XVI века, оказалась на новом месте. Как и все храмы, стоявшие прежде в Котове, новую церковь освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Одноэтажная деревянная церковь «в виде корабля» имела шатровую двускатную крышу. Глухой фонарь венчала «глава маковицей». Иконостас с простыми колоннами был трехъярусным. На шестигранной колокольне размещались пять колоколов. Размеры храма составляли в длину – 20,6, в ширину – 4,5, а в высоту – 15 метров.
В 1764 году, в результате принятия Екатериной II Манифеста о секуляризации монастырских земель, богатая Боровская обитель лишилась свыше 11 тысяч крепостных мужского пола, в числе которых были и крестьяне Котовского имения. Бывших монастырских крестьян отнесли к категории казённых (государственных), обладавших личной свободой и плативших денежный оброк. Крестьянам Котова пришлось пройти через суровые испытания Отечественной войны 1812 года. Французские оккупанты уничтожили в приходе 95 дворов из 175. Серьёзно пострадал и разграбленный врагами храм. 21 октября отступавшие из Москвы французские войска под командованием вице-короля Италии Эжена де Богарне атаковали у Котова пост, выставленный генерал-майором И.С. Дороховым и состоявший из казачьего полка и эскадрона Елисаветградского гусарского полка.
После освобождения села церковь капитально обновили и освятили вновь. В 1836 году крыша храма была ещё крыта тёсом, однако со временем её заменили железной. Стены отштукатурили и расписали «посредственною живописью» в середине XIX века. Серьёзный ремонт здания был предпринят в 1877 году на средства, выделенные московским купцом Щербининым. Он пожертвовал приходу 2 тысячи рублей. В 1887 году котовских прихожан приписали к новопостроенному большому храму в соседнем Малькове. Однако спустя десять лет приход в селе всё же было решено восстановить.
В начале ХХ века здесь числилось 838 прихожан из Котова и деревень Елагино и Казьминки. В несуществующей ныне Казьминке стояла часовня (1880). Абсолютной неожиданностью для прихожан стало желание знаменитого иеромонаха Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры отца Варнавы, в миру Василия Меркулова (24.01.1831–17.02.1906) возвести в селе новый храм из камня. На личные средства преподобного в Котове возвели грандиозный пятиглавый храм в неорусском стиле с пятиярусной звонницей. Строительство шло с 1904 по 1906 год. Длина храма составила 40,5 метров, ширина – 21, а высота – 17 метров. Каменное здание поставили всего в 70 сантиметрах от «слепушкинского» храма, так как старец Варнава хотел, чтобы захоронение его отца вошло в пределы нового храма. Он планировал впоследствии перенести старую церковь на другое место. После освящения каменного храма в старом службы уже не совершали.
Преподобный скончался 17 февраля 1906 года в алтаре Успенской домовой церкви в Сергиевом Посаде, исповедовав прежде более четырёхсот человек. Спустя девяносто лет, в 1995 году, иеромонах Варнава был канонизирован Русской Православной Церковью. После кончины старца возникли проблемы с завершением отделки интерьеров Введенского храма. Не была перенесена на другое место и деревянная церковь. У бедного прихода не хватало средств даже на отопление каменного храма. Тогда в 1912 году причт пожелал решить проблему кардинальным образом: продать древнюю церковь или пустить её на дрова – на отопление каменного храма.
Судьбой древнего слепушкинско-котовского храма озаботилась Императорская археологическая комиссия в Петербурге, возглавляемая графом Алексеем Бобринским. Церковь в Котове обследовал выдающийся русский архитектор, академик и руководитель реставрационной комиссии ИАК Пётр Петрович Покрышкин (1870–1922). В 1916 году Комиссия пришла к выводу, что «эта церковь представляет большое историческое и археологическое значение, ибо существует около четырёхсот лет со своего построения и хранит в себе редкостные по древности и письму иконы; на уничтожение ея Императорская Археологическая Комиссия не даёт своего согласия. Возможно лишь перенесение древней церкви на иное место, с тщательным сохранением ея существующего вида». Среди уникальных образов здесь хранились иконы новгородского письма начала XVI века и фряжского письма XVII-XVIII столетий. Некоторые иконы перенесли в новый храм.
Оказать помощь в переносе церкви на новое место выразили желание А.В. Константинов и Т.Т. Тарасов, почитатели старца Варнавы. Однако все проекты были остановлены крушением империи. Вероятнее всего, храм разобрали на дрова крестьяне: среди известных архивных документов упоминаний об этой церкви после 1917 года не найдено. Во время изъятия церковных ценностей, которое в Котове прошло 9 мая 1922 года, власти экспроприировали серебра весом в 4 фунта 27 золотников. Среди изъятых предметов находились чаша, дискос, «крышка с Евангелия» и ризы с икон. Настоятелем храма тогда был отец Николай Истрин. До Революции он служил в Преображенской церкви в Слепушкине.
11 февраля 1938 года Президиум Московского областного исполнительного комитета принял постановление «церковь в с. Котово закрыть, а здание снести». Изумительный по красоте храм, который можно было использовать в самых разных целях, предпочли обратить в кирпич.
В 2022 году по благословению архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы (Мосолова), руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, в наро-фоминское Котово был перенесён деревянный храм, прежде освящённый во имя Боголюбской иконы Божией Матери и стоявший в московском районе Фили-Давыдково (2014–2022). В разборе и перевозке храма в Котово значительное содействие оказало министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Вне всякого сомнения, не случайно именно этот московский храм был перенесён в Котово.
Чин освящения храма Введения Пресвятой Богородицы в Котове был совершён архиепископом Фомой 22 июля 2023 года. В 2024 году продолжились работы по укреплению и облицовке церкви.
По материалам: https://odinceparh.ru/prihody/храм-введения-во-храм-пресвятой-богор/