ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Курбиново. Церковь Георгия Победоносца.


Курбиново. Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:1191.
Адрес:
Македония (БЮРМ), Юго-Западный регион, с. Курбиново

Координаты: 40.985996, 21.085184



Церковь Георгия Победоносца, , Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016
Церковь Георгия Победоносца, вид с запада<br>, Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
вид с запада
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016
Церковь Георгия Победоносца, , Курбиново, Северная Македония, Прочие страны
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 октября 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 23 августа 2025

Курбиново (Македония), село с церковью великомученика Георгия Победоносца вблизи озера Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви. Церковь вмч. Георгия Победоносца, выдающаяся своими фресками,- небольшая (около 15×7 м) однонефная базилика с 2-скатной деревянной кровлей и полукруглой апсидой. Функции жертвенника и диаконника выполняют ниши, устроенные в толще восточной стены по сторонам апсиды. Входы в базилику - с западной, южной и северной (частично заложен) сторон. В интерьере сохранились каменные синтрон и престол, первоначальный темплон утрачен.

Фресковая надпись на восточной стороне престола сообщает о начале росписи церкви 25 апреля 1191 г. Декорация расположена в 3, а на западной стене в 4 яруса, основанием служат мраморировки. В конхе апсиды изображена Богоматерь на престоле с Младенцем на коленях, с предстоящими ангелами. Поза Богомладенца оживленностью напоминает иконографический тип «Взыграние». Богоматерь обнимает Сына левой рукой и придерживает ножки правой; над Ее головой - эпитет Νικοποιός (Победоносная). По контуру конхи помещена надпись, прославляющая Пресвятую Богородицу: «Παρίστανται δουλοπρεπώς τώ τόκω σου, αι Τάξεις αι ουράνιαι, εκπληττόμεναι αξίως τό τής σής ασπόρου λοχείας Αειπάρθενε, σύ γάρ αγνή καί πρό τού τόκου καί μετά γέννησιν» (Предстоят раболепне рождеству Твоему чини небеснии, дивящеся достойно Твоему безсеменному рождеству, Приснодево, Ты бо чистая, и прежде рождества и по рождестве еси - 1-й тропарь 6-й песни канона Пресв. Богородице в неделю утра, глас 1). Под конхой помещена композиция «Служба святых отцов» («Поклонение Жертве»), в центре к-рой находится изображение престола с возлежащим на нем Иисусом Христом, а также с потиром и дискосом с евхаристическим хлебом под звездицей. Это самый ранний из сохранившихся примеров подобной иконографии; на ее формирование предположительно повлияли Константинопольские Соборы 1156-1157 гг. В числе предстоящих святителей изображен преподобный Ахиллий, епископ Ларисский, чьи мощи находились неподалеку от Курбиново, в соборе в честь этого святого в г. Преспа (современный Айос-Ахилиос) на озере Микра-Преспа.

Над конхой в щипцовой зоне композиция «Вознесение», в которой необычно изображена мандорла Иисуса Христа: центральная синяя часть мандорлы испещрена белым рисунком, принимающим вид волн, рыб, человеческих профилей, фантастического льва со змеиной головой на хвосте. Возможно, так автор росписи старался передать упоминание о «живой воде» в чтении из пророка Захарии на великой вечере Вознесения. По сторонам конхи - композиция «Благовещение». В нишах жертвенника и диаконника - полуфигуры св. диаконов Стефана (?) и Евпла.

В щипце зап. стены - фрагментарно сохранившаяся композиция «Сошествие Св. Духа на апостолов». Ниже - Ветхий денми с поклоняющимися ему ангелами, херувимами, серафимами. Частью этой композиции, по-видимому, являются и фигуры архангелов, непосредственно к ней примыкающие со стороны верхнего регистра боковых стен (сохранились лишь нижние части их царских одежд и подножия), а возможно, и следующие за ними вплоть до восточной стены вереницы пророков. Регистром ниже на восточном участке южной стены, за линией темплона, представлены композиции «Встреча Марии и Елисаветы» и их «Беседа». По другую сторону алтарной преграды, под 3-лопастной аркой на колоннах,- крупная, в 2 уровня, фреска с образом Спасителя; над Его правым плечом - греч. надпись: «ἡ Εἰρίνη» (Мир). Ряд евангельских сцен продолжают на южной стене композиции «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение» и «Воскрешение Лазаря», на западной - «Вход в Иерусалим», «Успение» и «Преображение», на северной - «Распятие» и «Снятие с креста». На внутренних стенах проема на одном уровне с композициями - полуфигуры преподобных Онуфрия (с запада) и Евфросина (с востока). К востоку от проема - композиции «Положение во гроб», «Жены у гроба Господня» и парное образу Спасителя напротив столь же крупное изображение вмч. Георгия. На крайнем с востока участке стены, за линией темплона - «Сошествие во ад».

Нижний регистр росписи занимают образы святых. Под композицией «Сошествие во ад» - фигуры святителей по сторонам ниши. Напротив, под сценами с Богородицей и прав. Елисаветой,- еще 3 фигуры в святительских одеяниях, 2 из которых подписаны: «Святой Кирилл, учитель болгар» и «Святой Мефодий, учитель болгар». К западу от крупного образа Спасителя - обращенная к Нему Богоматерь в типе «Параклисис» и св. Иоанн Креститель, вместе образующие Деисус. На внутренней восточной стене южного дверного проема - святая Марина, побивающая диавола. Продолжают ряд святых на южной стене святые бессребреники Косма, Дамиан и Пантелеимон, равноапостольные Константин и Елена, праведные Иоаким и Анна, которая кормит грудью маленькую Марию. На западной стене, южнее двери,- святые Фекла, Параскева, Феодора, севернее - мученицы Варвара, Кириакия, Екатерина. На северной стене весь нижний ряд святых к западу от вмч. Георгия утрачен; вероятно, значительное место в нем занимали святые воины. Над заложенным проемом двери в северной стене в конце XVI или начале XVII в. был написан образ великомученика Димитрия на коне.

Росписи на фасадах сохранились фрагментарно. Часть нимба и копья со щитом в люнете над западным входом в церковь, по-видимому, принадлежали образу вмч. Георгия. По сторонам люнета помещены изображения 2 святых воинов на конях. Выше, в щипцовой зоне,- остатки 4 фигур, 2 (с севера) из них одеты по-царски и стоят на подножиях. В люнете над южным входом - Спаситель с предстоящими Богородицей и вмч. Георгием. Восточнее входа - остатки 4 расположенных одна над другой сцен, по-видимому, житийного цикла святого патрона храма - вмч. Георгия. В арке люнета на сев. стене сохранились фрагменты орнаментальной росписи; на восточном, западном и южном фасадах видны следы более ранней росписи, имитирующей кирпичную кладку.

Фрески церкви в Курбиново демонстрируют обусловленную богословскими дискуссиями своего времени тенденцию к сопоставлению иконографических типов, в к-рых более выделена человеческая или Божественная природа Спасителя. Однако композиции, где Иисус Христос предстает в окружении мандорлы («Вознесение», «Ветхий денми», «Успение», «Преображение», «Сошествие во ад»; во «Входе в Иерусалим» силуэт холма зрительно уподобляется мандорле), а также непривычно крупные размеры изображений выдвигают на первый план тему Божественной славы Спасителя. С этим лейтмотивом согласуются победные ноты, звучащие в надписи над головой тронной Божией Матери, в изображении креста в руках равноапостольных Константина и Елены и в самом посвящении церкви вмч. Георгию Победоносцу, фигура которого доминировала в росписях фасадов и являлась одним из главных акцентов в интерьере.

В росписи принимали участие несколько художников, однако стиль памятника обладает несомненным единством. Для него характерны плоскостные ритмичные композиции, вытянутые пропорции фигур, которые при этом не лишены рельефа, местами (особенно в области ликов) сильно подчеркнутого. Физиогномический тип необычный - с близко посаженными глазами, высокими скулами, крупным носом с широкими ноздрями. Движения фигур порывисты, одеяния почти всегда отличаются динамичностью: избыточные складки прихотливо извиваются на спине, подолы волнуются, далеко в сторону отлетают шлейфы. Фоном для фигур в большинстве композиций выступают плоскостно трактованные холмистый пейзаж или архитектура, они разворачиваются по вертикали, в отдельных случаях почти не оставляя места небесам. В колорите росписей велика роль окрашивающих эти мотивы коричневатых, розоватых, охристых и зеленоватых тонов. В одеждах преобладают сочетания сильно высветленных розоватых и зеленоватых, а также голубоватых и охристых цветов, но встречаются и более темные - красновато- и лиловато-коричневые, глухие зеленые и синие тона. Нередки цветные рефлексы, голубоватые на розовом или желтоватые на зеленом. В письме ликов контрастно сочетаются зеленый цвет теней с красным цветом губ, румянца и контурных описей. Чистый белый цвет заметен главным образом в ярких и широких внешних кольцах мандорл, но также использован для одежд и ряда деталей. Особенно острой экспрессией отличаются фрески в зап. части церкви, напр. композиция «Успение», где мастер прибегает к сильным искажениям личной и телесной пластики и акцентирует деформации контрастной светотенью. Карнацию он пишет с минимальным использованием охры, активизируя, напротив, звучание зеленых тонов и придавая ликам то более насыщенный оливковый, то менее определенный, белесый, оттенок.

Стиль фресок церкви в Курбиново находит ближайшее, вплоть до полного совпадения в типе фигур и ликов, соответствие в части росписей церкви святых Врачей в Кастории, выполненной, по-видимому, теми же самыми мастерами. В более широком плане аналогию представляют такие памятники, как фрески Энклистры в монастыре преподобного Неофита близ Пафоса (1183) и церкви Аракос Панагии близ Лагудеры (1192) на острове Кипр, созданные византийским художником Феодором Апсевдом. Их стиль характеризуется таким же, как в церкви вмч. Георгия, пристрастием к чрезмерно вытянутым пропорциям фигур и избыточным складкам одеяний, однако в трактовке складок больше орнаментальной упорядоченности, тогда как динамизм драпировок заметно ослабевает. Более ровным, цельным делается внешний контур фигуры. Ослабляются светотеневые контрасты. Лики тяготеют к классическому типу.

Образный строй в целом не имеет остроты экспрессии курбиновского. Скорее аналогию для этого аспекта росписей церкви в Курбиново представляет «динамический» стиль таких памятников, как фрески церкви великомученика Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164), церкви вмч. Георгия в Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, Сербия (около 1175), церкви Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Великом Новгороде (1189), из базилики монастыря Ватопед на Афоне (1197-1198), церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199), монастыря Рабдуху на Афоне (конец XII - начало XIII в.). Однако в них экспрессия носит отчетливо выраженный аскетический характер: во мн. случаях художники прибегают к предельно скупому письму в 3 тона и, отказываясь от какой бы то ни было постепенности в трактовке рельефа, подчеркнуто противопоставляют друг другу стилизованные света и тени. Достигаемые при этом эффекты по степени своей отвлеченности превосходят все предпринятое ради повышения экспрессии в церкви вмч. Георгия. Такой разрыв с классической традицией, по мнению большинства исследователей, является признаком провинциальности.

В оценках среды, породившей росписи церкви в Курбиново, подобного единства не наблюдается. К провинции их склонны были относить М. Райкович, К. Вайцман, В. Н. Лазарев, О. Демус, Д. Мурики. Столичный уровень мастерства за памятником признавали Р. Любинкович, М. Хадзидакис, Л. Хадерман-Мисгвиш, С. Томекович. При этом Хадерман-Мисгвиш, подчеркивавшая, что само по себе отступление от классических норм не должно расцениваться как примета провинциальности, репрезентативными для процессов в столичном искусстве позднего XII в., по-видимому, считала не только фрески Курбиново, но и памятники, подобные Нередице. Томекович, напротив, делала исключение только для художников Курбиново, трактуя их стиль как разновидность «маньеризма», отождествляемого ею с главным направлением художественного развития 2-й половины 60-х гг. XII в. - началом 1200-х гг. По мнению О. С. Поповой, именно «динамический» стиль с его аскетической экспрессией стал главным событием в искусстве 2-й половины XII в., тогда как «маньеризм», в том числе и курбиновского типа, представлял более камерное явление, хотя и отмеченное общим для эпохи стремлением к спиритуализации образа.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

КУРБИНОВО


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 23 августа 2025

«…Близок к этому мастеру тот художник, который расписал вместе с помощниками небольшую однонефную церковь св. Георгия в Курбиново (1191). И здесь апсиду украшает фигура Одигитрии на троне, по сторонам от которой представлены два ангела. Ниже расположен фриз с идущими к центру святителями, а под окном зритель видит возлежащего на алтаре мертвого Христа (мы имеем здесь в зрелой форме новый иконографический тип — Литургическую жертву). По сторонам от триумфальной арки написаны эффектные, полные динамики фигуры архангела Гавриила и Марии (Благовещение), а в нишах жертвенника и диаконника полуфигуры архидиаконов (один из них Евпл). Стены расчленены на три регистра: сверху представлены пророки (уцелели нижние части фигур), в средней зоне сцены из жизни Марии и Христа, в нижнем ярусе обычные изображения различных святых в рост.

Хорошо сохранившиеся фрески, избегнувшие реставраций, написаны в несколько стереотипной, но свободной и уверенной манере. Их авторы не были большими художниками. Тем более примечательна та техническая сноровка, которая позволяет им легко справляться с решением сложных композиционных задач. Лица их фигур очень выразительны, они любят темную зеленоватую карнацию, поверх которой кладут резкие света, охотно подвергая их линейной стилизации. Самому одаренному из этих художников, который написал ангелов в конхе и такие сцены как Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы и Сошествие во ад, нравятся фигуры в порывистом движении. Его особенно привлекают развевающиеся драпировки, расчлененные на мелкие складочки. В поисках линейной стилизации он не останавливается перед нарочитым нагромождением складок, стараясь блеснуть перед зрителем чисто декоративными эффектами. Он доводит линейную стилизацию зрелого XII века до такой утрировки, что она уже приобретает отпечаток неприкрытой манерности. В искусстве этого художника, при всей его провинциальности, все же явственно чувствуется аромат fin de siècle…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VII.9. Греция, Македония] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.