ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Москва. Сретенский монастырь. Церковь Марии Египетской.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Марии Египетской, Сретения Господня
Год постройки:1482. придел 1706г.
Год утраты:1930
Адрес:
Москва, ул. Большая Лубянка, 19

Координаты:55.765578, 37.630495




Добавить фотографию
Сретенский монастырь. Церковь Марии Египетской - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта https://pastvu.com
Андрей Агафонов
1 января 1930
Сретенский монастырь. Церковь Марии Египетской - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com
Андрей Агафонов
1 января 1925
Сретенский монастырь. Церковь Марии Египетской - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Церковь Марии Египетской из двора Сретенского монастыря(утрачена) 1923 год Фото с http://www.retromap.ru/show_pid.php?pid=45911
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1923
Сретенский монастырь. Церковь Марии Египетской - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото из книги "Московский Сретенский монастырь" Сост. иеромонах Иосиф. М1911
Андрей Агафонов
1 января 1911




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  8 октября 2016

Марии Египетской, преподобной, в Сретенском монастыре церковь

Деревянная церковь преподобной Марии Египетской была построена в 1385 г. Предание связывает ее возникновение с казнью на этом месте – Кучковом поле – тысяцкого Ивана Васильевича Вельяминова и его сообщника купца Некомата, которых народ считал пострадавшими за правду.

В 1482 г. церковь отстроили каменной. В 1700 г. в ней поместили часть мощей Марии Египетской, привезенных из Константинополя послом Емельяном Украинцевым. В феврале 1707 г. их перенесли в монастырский собор, но в праздник Марии Египетской на неделю переносили в храм ее имени. В 1706 г. усердием прихожанина А.А. Милютина к храму пристроили придел Сретения Господня, а в 1784 г. на пожертвования фабриканта А.А. Гончарова обновили все здание. Тем не менее, древний памятник быстро ветшал, и в 1832 г. его пришлось закрыть. Были даже предложения разобрать храм, однако Московское археологическое общество отстояло историческую реликвию.

В 1883 г. церковное здание стянули тремя железными обручами, и оно благополучно дожило до начала XX века. И вдруг в изданной Сретенским монастырем в 1911 г. книге москвичи обнаружили странные слова о старинной церкви: «В архитектурном и археологическом отношении она ничего выдающегося не представляет, а своим неуместным положением стесняет монастырский погост и портит внешний вид соборной церкви. Ввиду этого без особой потери для археологической науки церковь эта может быть совершенно снесена, тем более, что архитектура ее совершенно одинакова с архитектурою рядом стоящего с ней соборного храма». Подобное заявление вызвало большое беспокойство членов Московского археологического общества. Специалисты обратили внимание на плохую сохранность памятника: окна выбиты, повсюду кучи мусора. Храм привели в относительный порядок и, благодаря усилиям общественности, в предреволюционные годы не тронули.

В 1928–1929 гг. были снесены колокольня и Никольская церковь Сретенского монастыря. Вслед за этим настала очередь старинного храма преподобной Марии Египетской. Его уничтожили в 1930 г. В храме находился ковчежец с частями святых мощей Марии Египетской и благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, последний был передан после закрытия храма в Государственный исторический музей.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни.

http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-moskva-pravoslavnaya-vse-hramy-i-chasovni-mihail-vostryshev/read/page-23.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  19 мая 2020

В 1395 году на Кучковом поле, у деревянного храма преподобной Марии Египетской (освящена в 1385 году), был отслужен молебен в честь встречи (Сретения) москвичами Владимирской иконы Божией Матери. Эту святыню принесли сюда крестным ходом в момент угрозы нападения на Москву полчищ Тимура-Тамерлана. В 1397 году князь Василий I объявил о создании на этом месте Сретенского мужского монастыря, в состав которого вошла и приходская церковь преподобной Марии Египетской.

Много пожертвований Сретенскому монастырю и церкви Марии Египетской было сделано первой супругой царя Алексея Михайловича Тишайшего (второго из династии Романовых) Марией Ильиничной. Мария Ильинична Милославская (1624–1669) была глубоко верующей и занималась благотворительностью. Она считала преподобную Марию Египетскую своей Небесной покровительницей, а единственный храм в честь этой святой в Москве в XVII веке находился как раз в Сретенском монастыре.

С 1648 года празднование дня памяти преподобной Марии Египетской в нашей обители приобрело характер государственного праздника, на него съезжались бояре и митрополиты, из Кремля приезжал Патриарх. Царь Алексей Михайлович и царица Мария Ильинична подарили монастырю икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора.

В 1668 году благодаря царице для церкви преподобной Марии Египетской был изготовлен так называемый Мариинский колокол.

Торжественное почитание святой Марии Египетской как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны, вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича в 1696 году.

В 1706 году к храму преподобной Марии Египетской пристроили придел в честь праздника Сретения Господня. В 1707 году известный русский дипломат, думный дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев подарил Сретенскому монастырю святые мощи Марии Египетской в серебряном ковчеге, которыми благословил его Иерусалимский Патриарх Досифей за помощь в переговорах с турецким султаном Мустафой.

На внутренней крышке ковчега была сделана надпись: «Лета 7205-го, от Рождества нашего Иисуса Христа 1707-го февраля в 18 день сия нога преподобныя мати нашея Марии Египетския принесеся во святую и великую обитель в Стретинския монастырь святыя Богородицы Вла[дими]рския из дому думного дьяка Емелиана Игнатьевича Украинцева при игумене Моисее Иневском и положена в сем ковчеге на спасение всем православным людем».

В 1925 году Сретенский монастырь, имевший за плечами историю длиной в пять с половиной столетий, прекратил свое существование. Большинство зданий обители разрушили «для расширения уличного движения». В 1930 году снесли и церковь преподобной Марии Египетской, одну из древнейших в Москве. Серебряный ковчег, подаренный в 1707 году монастырю, сохранился до наших дней, ныне он находится в собрании Государственного Исторического музея. Сами же мощи после закрытия монастыря были утрачены.

25 марта 2004 года наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), ныне митрополит Псковский и Порховский, привез в обитель великую святыню – ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Его подарили нам братия греческого монастыря святителя Николая на острове Андрос. В проповеди отец наместник сказал, что мощи преподобной Марии Египетской, которые до революции были главной святыней монастыря, вернулись на свое место.

15 апреля 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской.

https://monastery.ru/monastyr/khramy-obiteli/pridel-v-chest-prepodobnoy-marii-egipetskoy/

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас - времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

https://drevo-info.ru/articles/17241.html


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  19 мая 2020

Деревянная церковь преподобной Марии Египетской была построена в 1385 году. В XV веке её перестроили в камне. Это был маленький одноглавый, почти квадратный в плане храм. Иконостас заменяла каменная алтарная преграда. В 1706 году к нему пристроили новый придел Сретения Иисуса Христа. В 1720-х годах храм закрыли, через сорок лет обновили на средства Афанасия Гончарова. К началу XIX века собор вновь обветшал, в 1883 году его обновили, укрепив стены железными обручами. В 1930 году храм демонтировали с некоторыми другими постройками.

Источник: https://svjatyni.ru/hramy-i-tserkvi/sretenskiy-monastyr-istoriya-obiteli-i-svyatyni.html#i-11


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  19 мая 2020

В XIV веке на Руси возводятся первые храмы, посвященные преподобной Марии. Одна из первых церквей была поставлена на Кучковом поле еще до встречи Владимирской иконы Богоматери. М.И. Александровский называет датой ее основания 1358 год. И.С. Снегирев пишет, что в 1378 году был возведен деревянный храм в память казни на Кучковом поле Ивана Васильевича Вельяминова, а с 1385 года храм стал каменный. И.Ф. Токмаков утверждает, что в 1385 году был деревянный храм. С.К. Кондратьев повторяет как дату основания 1378 год, тоже связывая его с местом казни. Путеводитель, изданный Архитектурным обществом под редакцией И.П. Машкова, признает, что в 1385 году был каменный храм, обновленный в 1784 году. Мною была предложена версия о существовании на этом месте двора князя Владимира Андреевича, героя Куликовской битвы, за которую он получил прозвище Храброго. Его мать, княгиня Мария, основала рядом на Кучковом поле Рождественский монастырь, куда постриглась под именем Марфы и в котором была погребена в 1389 году. Жена Владимира Андреевича Елена Ольгердовна также постриглась в Рождественский монастырь и завещала похоронить себя в нем. Церковь преподобной Марии была домовым храмом князя Владимира Андреевича и была посвящена святой покровительнице его матери.

Здесь важно вспомнить, что на внутренней крышке ковчега с мощами святой Марии Египетской, изготовленной в 1707 году, было изображение коленопреклоненного моления преподобной перед Владимирской иконой Божией Матери. Этим недвусмысленно показывалось, что, по убеждению москвичей, Владимирский образ был той самой иконой, которая остановила Марию. Вера москвичей основывалась на том факте, что византийский император Лев VI Мудрый (886–912) перенес чудотворную икону из Иерусалима в Константинополь и поместил ее перед главным входом в собор святой Софии Константинопольской. Там ее видели русские паломники в Константинополь Игнатий Смоленский (1389), дьяк Александр (1394–1395) и диакон Зосима (1419–1422). Игнатий Смоленский писал: «В утрии приидохом к святеи Софии, еже есть Премудрости Божиа. И дошедшее великих врат, поклонихомся чюдотворнеи иконе Пречистыа Богородица, от неяже изыде глас Марии Египетьскои, възбраняя еи входа в святую церковь в Иерусалиме. И уразумевшу ей согрешения своя, и умилившуся о сем, и поручнице о себе Пречистую Богородицу дающее, и сицевая ей словеса глаголющи, и абие внезаапу услыша глас, глаголющее ей издалече: Аще Иердан преидеши, добр покой обращещи». Соответственно, икона, привезенная в Киев и ставшая впоследствии чудотворной Владимирской, могла быть списком, сделанным в Константинополе с образа «Богоматери, говорившей с Марией Египетской».

Следуя этой логике, встреча Владимирской иконы москвичами в 1395 году у храма преподобной Марии Египетской была новой, предопределенной свыше, встречей святой Марии с чудотворным образом Богоматери, а плач москвичей был покаянным сокрушением о своих грехах, «Марииным стоянием». В этом свете совсем по-другому предстает знакомая летописная повесть: «Тогда изыде весь град в сретение ея, митрополит Киприан с кресты и иконами и кандилы, и епископи с ним, и архимандриты, и игумени, и ереи и диакони, с псалмы и песьмни и с молебными правилы, по них князи и бояре, княгини и боярыни, мужи и жены, уноши и девы, старцы с юнотами, отроци и младенци, сироты и вдовицы, нищии и убозии, иноци и инокине, и всяк возраст мужеска полу и женьска, от мала и до велика, все множество бесчисленое народа христианского сретоша ю далече за градом на поле; и ако узреша чюдный образ предреченныя иконы Пречистыя Богоматере, и тако вси падоша на земли с многими слезами, молящееся и въздыхающе из глубины сердца, и тако намнозе благодарившее ея и въставше от земля, руце въздевше на высоту, въпиюще и глаголюще… О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Умилосердися на нищаа, и убогаа и скорбящиа люди Твоя; на Тя бо надеющееся не погыбнем, но избудем Тобою от враг наших; не предай же нас, Заступница наша и Надежда наша, ненавидящим нас, но съветы их разори и козни их раздруши, и во время скорби сеа, нашедшаа на нас, буди нам теплаа Заступница и скораа Помощница и Предстательница, да избывшее от всех злых, находящих на нас, благодарне Ти възопием: радуйся Заступнице христианом и Покрове граду нашему».

Такая трактовка событий появляется после принесения мощей преподобной в Сретенский монастырь. Если во второй половине XVII века на иконах святой Марии с житием не показана икона Богоматери, то, начиная с XVIII века, над лицевым изображением средника иконы помещают Владимирскую икону Божией Матери. В «Исторических известиях о всех церквах столичного города Москвы» 1796 года говорится, что монастырь основан, где «была приходская церковь Марии Египетской, в которой чудотворный образ Владимирския Богородицы при перенесении онаго из Владимира в Москву был встречен, почему и Сретенским именуется». Епископ Амвросий (Орнатский) в 1815 году в рассказе о начале Сретенской обители помещает такое же указание на встречу Владимирской иконы у «церкви преподобной матере Марии Египетския».

Храм святой Марии Египетской перестраивали в XVI веке, о чем свидетельствует датировка большемерных кирпичей, исследованных при его разборке в 1930 году. До первой половины XVIII века церковь преподобной Марии имела сложный статус. С одной стороны, во время больших церковных праздников, кроме главной службы, в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери проходила соборная монастырская служба «в пределе у Марии Египетской». Иереи церкви сослужили монастырским духовным властям и входили в братию обители. С другой стороны, до 1723 года священники этой церкви вели отдельное самостоятельное хозяйство со своей утварью и даже колокольней с колоколами. Церковь святой Марии Египетской имела своих прихожан и как приходская платила «по окладу дани» независимо от Сретенского монастыря. «133 (1625) и 136 (1628) г. по окладу дани 13 алтын платил поп Иаким». В 1638 году священник Иоаким, накопив государевы и боярские пожертвования, вложил в храм напрестольный серебряный позолоченный крест со святыми мощами. На оборотной стороне креста была изображена святая Мария Египетская. За приход «данные деньги 1 руб(ль) 14 алт(ын) 4 ден(ьги) платили попы: Иосиф 138 (1630), Иаким 143 (1635), Исидор 147–149 (1639–1641), Павел 150 (1642), из Устретенских ворот Успенский поп Иосиф 151–152 (1643–1644), серебряного ряда торговый человек Федор Евстигнеев 155–163 (1647–1655), казначей старец Киприан 164–166 (1656–1658), диакон Захарей 167–171 (1659–1663), попы: Григорей 172–188 (1664–1680), Иоанн 189–191 (1681–1683), Петр Яковлев 193–197 (1685–1689), диакон Лука Федоров 198 (1690), попы Федор Григорьев 200–201 (1692–1693), Максим Игнатьев 202 (1694)–1701, Иаков Максимов 1702–1721».

Приход был закрыт указом Синодального казенного приказа 13 марта 1723 года: «Священнику Иакову Максимову да дьякону Матвею Яковлеву и причетникам от тоя церкви отказать… И данные деньги 2 руб(ля) 15 алт(ын) 2 ден(ьги) с тое церкви Марии Египетския сложить и наложить на те церкви, которыя от приходских людей показаны будут доношением». Денежное дело тянулось еще до 1732 года: «В прошлом 1731 году марта в день 22-й велено Владимирскую, в Стретенском монастыре, и Марии Египетския церкви из окладу выключить и данныя и протчия деньги по разчислению наложить на те церкви, к которым прихожане с 1723 года в приход ходят того ж Стретенского (сорока) к церквам, а именно: к Успенской, что в Печатной, за шесть дворов; к Вознесенской, что в Варсонофьевом девичьем монастыре, за десять дворов (в том числе вдовы графини Анны Павловны Шереметевой, что ныне купецкого человека Осипа Федорова, князя Сергея Петровича Долгорукова, что ныне купецкого человека Ивана Сусальникова, подворье Лукьяновской пустыни и др); к Предтеченской, что в Новой улице, за три двора, в том числе боярыни вдовы Настасьи Михайловны Салтыковой; к церкви Николая Чудотворца Божедомского за один двор…».

С большой степенью вероятности можно утверждать, что церковь святой Марии срочно привели в порядок в конце 1640-х годов. Причиной тому послужила царская свадьба 16 января 1648 года Алексея Михайловича и Марии Ильиничны, урожденной Милославской (1625–1669). Тезоименитной святой Марии Ильиничны была преподобная Мария Египетская, а единственным храмом преподобной в Москве в XVII веке была церковь на Сретенке. С 1648 года празднование 1 апреля в честь святой Марии в Сретенском монастыре приобретает характер государственного праздника, на который съезжаются бояре, митрополиты, приходит торжественным выходом из Кремля патриарх. В 1668 году патриарх Иоасаф II поздравлял царицу в Сретенской обители: «Марта 31-го, святейший патриарх ходил в Стретенский монастырь, что на Устретенке, к вечерне и к молебну для празднества преподобной Марии Египецкия и для имянин государыни царицы и великой княгини Марьи Ильиничны, и на монастыре и идучи дорогою роздано нищим и бедным милостины 3 руб(ля)».

В 1651–1652 годах Алексей Михайлович и Мария Ильинична вложили в Сретенскую обитель икону «Святые Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» для местного ряда иконостаса собора. С царицей Марией Ильиничной связан также так называемый Мариинский колокол, изготовленный для церкви преподобной Марии Египетской в 1668 году. Торжественное почитание святой Марии Египетской в Сретенском монастыре как покровительницы царского рода Романовых-Милославских продолжалось и после смерти Марии Ильиничны (в 1669 году) вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича 29 января 1696 года. Скорее всего, во второй половине XVII века для церкви преподобной Марии был написан житийный храмовый образ. В 1892 году при архимандрите Димитрии по дополнительной описи изымается из богослужения и передается в рухлядную «икона Марии Египетской с житием ее, изображенным на полях иконы». Причиной того, что икона из иконостаса пришла в негодность, были постоянные протечки кровли и в XVIII, и в XIX веках. Деревянную кровлю ремонтировали в 1779 году, железную сделали в 1782–1784 годах.

Емельян Игнатьевич Украинцев (1641–1708), доставивший мощи преподобной Марии Египетской в Москву, поступил на государственную службу подъячим приказа новой чети в 1665 году при царе Алексее Михайловиче. По оценке историка С.М. Соловьева, проявил себя «одним из самых бойких дельцов московских» и был в 1672 переведен на дипломатическую работу в Посольский приказ. С 1675 года – дьяк. В 1681 году при царе Федоре Алексеевиче стал думным дьяком, вошел в состав Боярской думы. На протяжении более 20 лет он был организатором дипломатической работы России, оставаясь незаменимым для всех правителей. Он лично общался с царями, объясняя им внешнеполитическую ситуацию, и получал частные поручения от них. Можно предположить, что дело о привозе святых мощей преподобной из Иерусалима в Сретенский монастырь возникло как пожелание царя Федора Алексеевича Украинцеву в 1681 году. Оно оставалось актуальным до 1696 года. Петру I забота о Сретенском монастыре была чужда. В 1699 году Украинцев был послан царем Петром I руководителем посольства в Константинополь. Одиннадцать месяцев шли труднейшие переговоры в неблагоприятных для Петра I политических условиях, завершившиеся подписанием 3 июня 1700 года тридцатилетнего мирного договора с Оттоманской Портой. Выгодные для России условия договора сделали его заключение этапным событием в русской внешней политике эпохи Петра I.

Патриарх Иерусалимский Досифей (1641–1707) занимает одно из самых видных мест как в истории Восточной Церкви, так и русско-греческих связей XVII века. Рукоположенный в сан в 1669 году, Досифей был вынужден окончательно покинуть Иерусалим в 1687 году и перебраться в Константинополь. Причиной отъезда была ссора с католическим духовенством за обладание святыми местами в Иерусалиме. Если были предприняты дипломатические шаги для получения святых мощей, то они случились до 1687 года. В Константинополь патриарх Досифей уже прибыл с ковчегом со святыми мощами. Находясь там, он вел постоянную переписку с русским правительством. Появления в Константинополе миссии Украинцева в 1699 году патриарх ждал как удобного случая «говорить турком о Гробе Господнем, чтоб они греком отдали». В окончательный текст мирного договора пункты о святынях турки не включили. Украинцеву было лишь объявлено, что греки получат удовлетворение в своих претензиях в том случае, если к султану поступит прошение лично от царя Петра I, но после заключения мира. Однако уже после окончательного согласования текста договора Емельян Игнатьевич рискнул подать визирю частное «ходатайство салтанову величеству» с изложением аргументов, «почему те святые места иерусалимские греком належат». На следующий день дипломаты через переводчика были извещены, что «намерен салтан Гроб Господен отдать подьданным своим греком, толко того ныне в прибытие розных государств послов… учинить… невозможно».

Перед отъездом посольства из Константинополя 31 июля 1700 года патриарх посетил русскую миссию и вручил Украинцеву для передачи грамоты с просьбой о помощи в возвращении Гроба Господня грекам, адресованные царю, патриарху Адриану, царевичу Алексею Петровичу, митрополиту Киевскому, боярам Л.К. Нарышкину, Т.Н. Стрешневу, Г.И. Головкину, Н.М. Зотову, гетману И.С. Мазепе и грузинскому царевичу Александру Арчиловичу. Очевидно, именно во время этой прощальной встречи ковчег со святыми мощами был подарен лично Емельяну Игнатьевичу в благодарность за его усилия. В ковчег была вложена свидетельствованная грамота от патриарха Досифея о достоверности святых мощей на греческом языке с переводом на славянский. К чести дипломата, он выполнил все, что от него было возможно, для возвращения Гроба Господня грекам. В соответствии с договоренностью с турецкими властями зимой 1701 года из Москвы в Константинополь были отправлены личные ходатайства царя Петра I и патриарха Адриана.

Божией волей вклад ковчега со святыми мощами в Сретенский монастырь стал личным вкладом думного советника Емельяна Игнатьевича Украинцева для «вечного помяновения своего и родителей своих в царствующем граде Москве в Монастырь Пресвятыя Богородицы Владимирския, что на Стретенке». На стенки ковчега были нанесены 16 мужских и 13 женских имен ближайших родственников Емельяна Игнатьевича, скончавшихся к 1706 году. В 1694 году Украинцев подал в Палату родословных дел «скаску» о нескольких десятках представителей рода, служивших Отечеству. Последняя сгорела вместе с другими документами Разрядного архива в 1812 году, но сохранилась обширная выписка из нее, сделанная в 1757 году в Герольдмейстерской конторе по челобитной дальнего родственника дьяка, Лариона Григорьевича Украинцева. А.В. Лаврентьев определил по ней дела и степень родства мужчин, имена которых были названы Украинцевым на ковчеге.

По возвращении в Москву надлежало освидетельствовать святые мощи у патриарха Московского, однако 16 октября 1700 года патриарх Адриан скончался. Три года Украинцев ждал избрания нового патриарха. И.Ф. Токмаков сообщает, что 13 февраля 1703 года местоблюститель патриаршего престола Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, выдал дьяку грамоту. Вероятно, в 1703 году Украинцев только подал прошение, потому, что более осведомленный епископ Амвросий (Орнатский) указывает, что грамота митрополита была выдана лишь 17 января 1707 года. Сразу же за получением грамоты последовал торжественный перенос святыни в Сретенский монастырь. Копии грамот 1700 и 1707 годов в трех экземплярах хранились в ризнице Сретенской обители.

Сообщение Токмакова о церкви святой Марии Египетской, что «при этом же храме был построен придел еще в 1706 году в честь Сретения Господня на средства фабриканта А.А. Милютина», перекочевало во многие издания краеведов и в справочники. Между тем оно нуждается в уточнении. В делах Патриарших приказов с начала XVIII века упоминается выдача антиминса в Сретенский монастырь лишь для престола Рождества Иоанна Предтечи в 1706 году, устроенного «по обещанию обители сея игумена Моисея Великосельского (Иневского)». Первый из фабрикантов Милютиных, Алексей Яковлевич, служивший при дворе и бывший личным комнатным истопником Петра I, приобрел землю на Сретенке, на другой стороне улицы от монастыря, в 1714 году. Вместо казенного полкового двора Семеновского полка, переведенного в Санкт-Петербург, он устроил «шелковую, лентную и позументную фабрику», ставшую к концу XVIII века крупнейшей в Москве. На ней трудились 350 работников. А.А. Милютин был владельцем фабрики в начале XIX века. Трое его сыновей стали знамениты. Дмитрий Алексеевич (1816–1912) – граф, генерал-фельдмаршал, военный историк, с 1861 по 1881 годы – военный министр. Николай Алексеевич (1818–1872) – государственный деятель, руководитель работ по подготовке крестьянской реформы 1861 года. Владимир Алексеевич (1826–1855) – публицист, экономист, утопический социалист. Я отношу благодеяние Алексея Милютина по ремонту храма к 1806 году.

Придел Сретения Господня под одной крышей с церковью преподобной Марии Египетской существовал с конца XVII века. К 1780 году он сильно обветшал, как видно из донесений игумена Арсения архиепископу Платону. В 1779 году дозволено было починить кровлю. 30 мая 1782 года игумен писал, в чем же состоял известный по многим упоминаниям в печати ремонт храма 1782–1784 годов: «Остается ныне еще состоящие в том монастыре церковь Сретения Господня в ветхости, и там святой алтарь стенами и сводами во многих местах порасседолся и повредился… Пол ее хил, также иконостас… Требуется починка. По нашей просьбе господин коллежский асессор Афанасий Абрамович Гончаров определил… 1000 рублей… Просим в алтаре: вынести из него престол и церковный иконостас, и потом ветхость, где следует исправить, и потом вместо деревянной ветхой кровли покрыть и главу сделать железную». В следующем донесении дополнено, что Гончаров дал людей и материалы. Ремонт завершили в 1784 году. Токмаков приводит памятную надпись на доске при входе: «Возобновлен был храм сей в лето от воплощения Бога Слова 1784-е, в царствование великия государыни императрицы Екатерины Алексеевны всея Poccии, по благословению Московского архиепископа Платона, иждивением г. коллежского асессора Афанасия Абрамовича Гончарова, а освящен был оного же месяца ноемрия в 18-й день. А освящал сея обитель игумен Арсений с освященным собором». Афанасий Авраамович (так его имя указано в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона) занимался производством парусов для флота с петровского времени. За возведение многочисленных полотняных фабрик в 1744 году пожалован чином коллежского асессора. Дал начало нескольким дворянским родам Гончаровых. Его правнучка Наталья Николаевна была женой А.С. Пушкина.

Церковь святой Марии Египетской пострадала от французов в 1812 году: «По разорению неприятелем и за ветхостию иконостас не исправен. Утвари в оной церкви никакой не имеется. Также и придел Сретения Господня». После 1816 года был сооружен новый иконостас, однако богослужение из-за ветхости храма опять было прекращено в 1832 году и больше уже не возобновлялось.

Ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской после принесения в Сретенскую обитель был помещен во Владимирский собор на самое видное место, перед самой почитаемой Владимирской иконой 1514 года местного ряда иконостаса, слева от царских врат: «При онем образе на аналогии мощи Марии Египетской стоят в серебряном ковчеге. На аналогии одежды голубого левинтину, обложены серебряным галуном». Москвичи считали, что святые мощи преподобной обладают особой, ограждающей от зла силой. О великих возможностях молитв святой Марии они знали из жития со слов старца Зосимы: «Твоими святыми молитвами Бог даровал Церкви прочный мир. Ты же помолись за весь мир и за меня грешного». В 1812 году, перед вступлением французской армии в Москву, владыка Августин (Виноградский) дал указание игуменам монастырей вывезти из Москвы церковные святыни и ценности, чтобы спасти их от разграбления. Игумен Сретенской обители собрал драгоценную утварь и вывез ее в Суздаль. Однако ковчег со святыми мощами преподобной Марии Египетской остался в соборе на аналое, находясь все время на виду у молящегося народа. Генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин запретил увозить святые мощи преподобной, чтобы не допускать у москвичей паники, ропота и уныния. Об оставлении святыни в Москве было публично объявлено. На время пребывания французов в монастыре оставались казначей иеромонах Алексий, престарелый иеромонах Иона, иеромонах Варсонофий, иеродиакон Иоаким, послушники Алексий Семенов, Андрей Устинов, Симеон Иванов, Никифор Леонтьев и Феодор Парфеньев. Французы ограбили собор и храм святой Марии Египетской, жили в храмах и устроили в них лазарет для раненых. Церковь святого Николая Чудотворца, скромная в убранстве, не была разорена, и в ней служили иеромонахи. Захватчики избивали монахов, особенно иеромонаха Алексия, пытая, где ценное имущество, указанное в описной книги обители. Иеромонах Алексий был родом из села Савелово, в 1812 году ему было 64 года. Ковчег со святыми мощами чудесно сохранился от грабителей и остался одной из главных московских святынь.

В 1843 году при игумене Константине Сретенским монастырем были получены мощи святого благоверного князя Михаила Тверского и вложены в ковчег со святыми мощами преподобной. Согласно монастырской описи, в 1843 году новый медный посеребренный подсвечник устанавливается «при святых мощах преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила». 15 ноября 1844 года на средства купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой сооружен новый серебряный ковчег, соответствовавший новому положению дел. На наружной крышке ковчега вычеканены преподобная Мария Египетская и святой благоверный князь Михаил Тверской. «Под сею крышкою серебряная вызолоченная другая крышка, покрывающая части святых мощей. На раке с трех сторон изображены преподобный Зосима и преподобная Мария Египетская, а с четвертой – надпись… Весу 9 фунтов 95 золотников». В начале XX века новый серебряный ковчег был выложен на специальном аналогии, стоявшем у правой колонны. Согласно записи на полях монастырской описи 1908 года, новый серебряный ковчег был изъят вместе с другими церковными ценностями в 1922 году. Судьба святых мощей из ковчега неизвестна.

Старый серебряный ковчег весом 4 фунта 38 золотников хранился в монастырской ризнице до 1920 года, когда «рака древняя изъята в губ. музей». Этим изъятием памятник был спасен от гибели и переплавки в 1922 году. Потом он оказался в фондах Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре, откуда в 1935 году его забрали в Государственный Исторический музей.

После празднования в 1862 году 1000-летия России повсеместно возникает интерес к отечественным памятникам церковной истории. В Сретенской обители объектом пристального внимания становится древний храм преподобной Марии Египетской, с 1832 года пребывавший в аварийном состоянии. 31 марта 1880 года и 17 июня 1880 года архимандрит Виктор подает в Московскую духовную консисторию донесения о необходимости исследования и возобновления в первозданном виде каменного храма святой Марии Египетской. После указа Московской духовной консистории № 4849 от 23 сентября 1880 года церковь осматривает комиссия членов Московского археологического общества. Храм сочли древним и предположительно относящимся к концу XIV века. Акт осмотра церкви с изложением указанного решения подписали В. Румянцев, И. Забелин, Н. Никитин, А. Мартынов и А. Попов. Для составления проекта возобновления древнего вида церкви был привлечен архитектор Г. Корнеев. В результате выполнения проектной работы архитектор представил в консисторию планы, чертежи и смету на требуемую сумму для произведения расхода в 20 539 рублей 84 копейки. 30 декабря 1882 года был подписан за № 62 указ его императорского величества, самодержца Всероссийского (Александра III) «из Московской духовной консистории, члену оной московского Сретенского монастыря архимандриту и кавалеру Мелетию». В полученном 13 января 1883 года указе «консистория по выслушании дела… приказали: предписать вам, Сретенскому архимандриту Мелетию, чтобы донесли: 1. в течение какого времени предполагается произвести исправление означенной церкви? 2. из каких источников будет произведен расход 20 539 рублей 84 копеек, ассигнованных по смете архитектора на таковые исправления, и если из средств монастыря, то сколько таковых имеется в наличности, и не будет ли затрата означенной суммы стеснительна для монастыря на будущее время?».

Мелетий же испрашивал разрешения пригласить подрядчиков на торги, отвечая: «1. В течение 1883 года не предполагается исправление означенной церкви, так как ничего не приготовлено по сему делу… Разве будущий 1884 год не укажет ли на благоприятное время. 2. Сретенский монастырь может уделить из своих наличных средств на возобновление такого памятника старины и надеется на Бога и ревнителей к славе Божией, которые в помощь Сретенскому монастырю принесут жертву на святое доброе дело».

Однако в 1883 году архимандрит Мелетий скончался. Как знать, проживи пользовавшийся большим авторитетом Мелетий еще два года, и красовался бы перед нашими глазами отреставрированный памятник архитектуры. А так 17 марта 1887 года последовало решение Святейшего правительствующего Синода: «Принимая во внимание, что церковь во имя святой Марии Египетской в московском Сретенском монастыре, по отзыву Московского археологического общества, представляет такой памятник древности, который необходимо сохранить во всей полноте и во всех подробностях, согласно представлению его высокопреосвященства (Иоанникия, митрополита Московского. – Г.Р.) разрешить связать означенную церковь в несколько рядов железными обручами», что и было исполнено при настоятеле архимандрите Серафиме (Богоявленском).

В советское время началась борьба ученых-энтузиастов с властями за сохранение памятника. 13 июля 1921 года Главмузей требовал исправить двери церкви и снабдить надлежащими запорами «с целью охранения находящихся в храме весьма художественных иконостасов». В 1922 году 26 июля Главнаука жаловалась в Главное управление домами ГПУ на коменданта, изъявшего «деревянные подпорки, поддерживавшие сильно обветшавшее сооружение, а также заготовленный для той же цели лес; выходная дверь сорвана с петель и ненадежна, подперта железным брусом. Желательно, чтобы были приняты меры к удалению нечистот, необходимо восстановить внутренние подпорки, отсутствие их может служить причиной разрушения древнего сооружения». Сретенский монастырь опекал и защищал архитектор-реставратор Дмитрий Петрович Сухов (1867–1958). В ответ на телефонограмму из Моссовета о решении устроить клуб окружного управления связи в надвратной церкви, Главнаука 14 марта 1924 года дала согласие «при условии сохранения в неприкосновенности внешнего старинного облика этой церкви и находящихся близ нее колокольни и древнейшей на Москве церкви Марии Египетской». Дату начала сноса храма преподобной Марии Египетской – 6 мая 1930 года – архитектор Петр Дмитриевич Барановский (1892–1984) отметил в своем дневнике как трагическую для отечественной культуры.

Возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание святой Марии Египетской в обители. Вечером 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь был доставлен ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. Мощи великой святой были привезены из греческого монастыря святителя Николая на острове Андрос. В проповеди привезший в монастырь святыню наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон сказал, что мощи преподобной Марии Египетской, которые до революции были главной святыней монастыря, вернулись на свое место.

Вечером в Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Москвичи снова молятся Владимирской иконе Божией Матери вместе со святой Марией Египетской и снова находятся под благодатной защитой святых мощей преподобной.

По материалам: Григорий Романов, Святыни Сретенского монастыря. Статья 2. Святые мощи преподобной марии Египетской в Сретенской обители. https://pravoslavie.ru/33423.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.