ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каракурт Кёю. Церковь Георгия Победоносца при 1-ом Кубанском полку Кубанского казачьего войска.


Каракурт Кёю. Церковь Георгия Победоносца при 1-ом Кубанском полку Кубанского казачьего войска
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Турция, Каракурт Кёю

Координаты: 40.16542, 42.607411 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Георгия Победоносца при 1-ом Кубанском полку Кубанского казачьего войска, Цитович Г. А. "Храмы армии и флота." Пятигорск, 1913<br>, Каракурт Кёю, Карс, Турция
Цитович Г. А. "Храмы армии и флота." Пятигорск, 1913
Андрей Агафонов
1913



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Агафонов  8 августа 2016

Каракурт - селение Карсской области, расположено в котловине над рекой Араксом, в 17 верстах от Турецкой границы. Сообщение с Карсом через Сарыкамыш по шоссейно-колесной дороге (92 верс.). 3 тысячи населения (большинство армяне, грузины). Приходская школа. Епархиальная церковь и военная церковь - при 1-м Кубанском казачьем полку.
Церковь 1-го Кубанского полка Кубан. казач. войска в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца. Престольный праздник 26 ноября. Походная (при полку) церковь учреждена в 1882 году.

Церковь 1-го Кубанского полка, бывшая мечеть при турецком владычестве, находится в селении Каракурте Карсской области. Она каменная, с двумя боковыми выступами, придающими ей крестообразную форму, под железной крышей, и расположена на площади. Здание церкви - одна из древнейших построек в Карсской области и несомненно, что при первоначальном сооружении оно имело такое же назначение, как и теперь, т.е. это был христианский храм. Доказательством вышесказанного служит следующее: во-первых, форма здания, способ постройки и материал для него совершенно сходны с полуразрушенными, а в нескольких местах еще вполне сохранившимися древними храмами как в окрестностях селения Каракурта, так и вообще в Карсской области. На некоторых из таких руин и теперь можно различить изображения Св. Креста и признаки надписей, высеченных на камнях, образующих стены. Можно думать, что и на старых стенах церкви 1-го Кубанского полка имелись такие изображения и надписи, но с водворением магометан в нынешней Карсской области, не отличающихся веротерпимостью, последние, по всей вероятности, уничтожили изображение Креста, а быть может и надписей. Во-вторых, сама по себе форма небольших древних храмов, в обилии находящихся по всей Карсской области, и в том числе церкви 1-го Кубанского полка, напоминает собою корабль, а следовательно, одну из форм, по которой строятся в Малой Азии христианские храмы; наконец, признаки древнего кладбища вокруг церкви и случайно вырытые, при позднейших переделках здания, останки покойников, по которым можно судить, что умершие положены лицом к востоку - все это в совокупности подтверждает мысль, что церковь эта и прежде была христианским храмом.

Если верить скудным и сбивчивым преданиям коренных жителей окрестностей Каракурта, армян, постройку здания церкви следует приписать армянам, а время постройки отнести к периоду наибольшего процветания христианства в Великой Армении, под управлением династии третьих Багратидов, т.е. IX или X веку христианской эры. Этому, между прочим, служит некоторым указанием и форма сводов вообще древних храмов в Карсской области, входившей в Великую Армению (в том числе и Каракуртскую церковь), напоминающая собою постройки Византийского стиля, заимствование которого, как известно, имело место в то отдаленное время, потому что Армения находилась и в близком соседстве и под влиянием Византии.

Отдаленность времени постройки церкви, а также уже объясненное уничтожение бывших, вероятно, на ней надписей, к сожалению, не дают указания, кто именно был благочестивым строителем этого храма. Вот те скудные и все-таки гадательные данные, которые касаются сооружения церкви. Продолжительность же пребывания ее во власти магометан и время утраты затем прямого назначения, следует, конечно, отнести ко времени завоевания персами и турками Армении, т.е. к XV-XVI веку; но как и когда именно это случилось, а также какой нации были после армян жители нынешнего Каракурта до позднейшего времени, т.е. до конца 20 годов текущего столетия, совершенно неизвестно. Старожилы-армяне передают, что в конце 20 и начале 60 годов в Каракурте жили Курды-полукочевники (магометане); но время их появления здесь не известно. Они-то уже на памяти многих стариков-армян пользовались зданием храма как хлевом для своих домашних животных, и здание находилось в полуразрушенном почти виде.

В 1865 году, т.е. год спустя после окончательного покорения Кавказа, горцы-осетины (магометане) переселились из Северного Кавказа в нынешнюю Карсскую область; образовав несколько селений, заняв в том числе и Каракурт, они заменили собою курдов, выселенных, вероятно, по распоряжению турецкого правительства, неизвестно куда. Переселенцы-осетины обратили внимание на древний храм и, несколько отстроив его, сделали своей сельской мечетью. Здесь опять возникает вопрос, как и когда уничтожены изображения креста на стенах церкви: при первоначальном ли захвате здания мусульманами, или в позднейшее время, даже может быть, это сделали осетины, превратившие храм в мечеть и уже, конечно, не желавшие допустить ничего христианского в ней.

По окончании последней Русско-турецкой войны выпало на долю 1-го Кубанского казачьего полка занимать пограничные с Турцией кордонные посты в Карсской области; в 1879 году выбрал под свою штаб-квартиру Каракурт, так как жители этого селения, осетины, вскоре после кампании, эмигрировали в Турцию.

В 1882 году, согласно Высочайше утвержденному положению о казачьих войсках, были назначены священники в казачьи полки, расположенные в Закавказском крае и Закаспийской области, и в том же году в 1-й Кубанский казачий полк назначен был священник Иоанн Сариев. По прибытии сего последнего в полк, мечеть эта по распоряжению начальства обращена в церковь и, благодаря заботливости полкового командира Флигель- Адъютанта, полковника С.И. Жукова (ныне покойного), она по частям ремонтирована на средства полка, снабжена церковною утварью и, с разрешения и благословения Духовного начальства, освящена полковым священником о. Иоанном Сариевым 30-го ноября 1883 г.

В 1886 году, старанием полкового священника Сариева и заботливостью бывшего полкового командира, полковника А.Е. Муратова, она сызнова капитально отремонтирована: в длину увеличена на 2½ саж. на каменной кладке, плоская земляная крыша заменена деревянным сводом под железной крышею, внутри и снаружи оштукатурена алебастром, сделаны деревянные окрашенные масляною краскою пол и потолок, а внутри церкви для певчих построены хоры.

В 1894 году, благодаря заботам бывшего командира полка, полковника П.И. Косякина, произведен на счет полка капитальный ремонт церкви, заключающийся в расширении оной путем пристройки двух противоположных каменных выступов, придавших церкви форму креста, что привело к увеличению ее вместимости соответственно числу чинов, расположенных при штабе полка.

Церковь имеет снаружи в длину 8 саж. 1 арш., в ширину 4 саж., две входные двери и шесть окон, при входе в церковь с западной стороны деревянная колокольня, а на крыше церкви такой же купол на круглом цилиндрическом основании. С северной стороны церкви разбит сад с оградой, которая состоит из решетчатого окрашенного деревянного забора на каменном фундаменте и с каменными тесанными столбами, отстоящими на расстоянии 3½ арш. друг от друга. Вмещает церковь до 250 человек.

По штату при церкви положен: один священник. Имеется для священника казенная квартира.

Цитович Г.А. "Храмы армии и флота". Пятигорск, 1913



Комментарии и обсуждение


В 2019 г. селение Каракурт было покинуто жителями по причине заполнения водохранилища. Все его постройки ушли под воду.

13 августа 2022, Юрий Д..


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.