ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ржев. Церковь Спаса Преображения.


Ржев. Церковь Спаса Преображения
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1755 и 1872.
Год утраты:1936
Адрес:
Тверская обл., Ржев г., ул. Грацинского, 7

Координаты: 56.258733, 34.327716



Церковь Спаса Преображения, Фото 1933 г. (Олсуфьева С. В.). Вид на западный фасад. ГКМФ. ГНИМА им Щусева<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фото 1933 г. (Олсуфьева С. В.). Вид на западный фасад. ГКМФ. ГНИМА им Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1933
Церковь Спаса Преображения, 1900—1917 год фото с http://img02.darudar.org/s1024/00/02/9a/bd/9abd8acf5a12dbf6a3441f8e6c04471946738f27.jpg<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
1900—1917 год фото с http://img02.darudar.org/s1024/00/02/9a/bd/9abd8acf5a12dbf6a3441f8e6c04471946738f27.jpg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Церковь Спаса Преображения, Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.
Алексей Кротов
1 июля 1916
Церковь Спаса Преображения, Госкаталог №28850977; ГНИМА им. А.В. Щусева<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Госкаталог №28850977; ГНИМА им. А.В. Щусева
Евгений Ахматов
1 июня 1915
Церковь Спаса Преображения, Кн. Дмитр. сторона. Церковь [Спаса] Преображения (самя древняя. Существовала ещё до нашествия татар) Фотография С.М.Прокудина-Горского, 1910 год. http://www.prokudin-gorsky.org/arcs.php?lang=ru&photos_id=31&type=2  Оригинал: http://www.prokudin-gorsky.org/card.php?lang=ru&photos_id=31  реставратор И.Веселова<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Кн. Дмитр. сторона. Церковь [Спаса] Преображения (самя древняя. Существовала ещё до нашествия татар) Фотография С.М.Прокудина-Горского, 1910 год. http://www.prokudin-gorsky.org/arcs.php?lang=ru&photos_id=31&type=2 Оригинал: http://www.prokudin-gorsky.org/card.php?lang=ru&photos_id=31 реставратор И.Веселова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1910
Церковь Спаса Преображения, Фото 1900-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Фото 1900-х годов из фондов ГНИМА им. А.В. Щусева
Михаил Мещанинов
10 июня 1909
Церковь Спаса Преображения, Частная коллекция. Фото 1890-х годов<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
Частная коллекция. Фото 1890-х годов
Михаил Мещанинов
5 июля 1892
Церковь Спаса Преображения, фото дореволюционной фотографии<br>, Ржев, Ржевский район и г. Ржев, Тверская область
фото дореволюционной фотографии
Алексей Кротов
1 июля 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 июня 2016

Преображенская церковь, построена в 1755 году, распространена в 1872 году, каменная, престола три: в холодной Преображения Господня, в теплой: правый Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый - Святителя Николая. Находилась на Спасской площади. Не сохранилась. Церковные документы: опись 1849 года, метрики с 1784 года, исповедальные с 1828 года, план на землю.

В 1901 году служили: Священник Василий Михайлович Кузьминский 42-х лет, студент семинарии, в служении с 1880 года, священником с 1883 года, состоял катихизатором, членом-казначеем уездного отделения Епархиального училищного совета, духовным следователем и преподавателем Закона Божия нижним чинам упр. Воин. Нач., награжден в 1896 году скуфьей. Священник Гавриил Алексеевич Тихвинский 37-ми лет, окончил духовную семинарию, в служении с 1884 года, состоял законоучителем городского приходского училища, членом уездного отделения Епархиального училищного совета и сотрудником духовного следствия, награжден в 1896 году скуфьей. Диакон Алексий Иоаннович Сперанский 32-х лет, в служении с 1888 года, диаконом с 1899 года. Псаломщик Димитрий Васильевич Успенский 27-ми лет, в должности с 1896 года. Псаломщик Александр Николаевич Вологодский 24-х лет, в должности с 1894 года. Церковный староста купец Павел Платонович Немилов, в должности с 1891 года. Прихожане: 1) Священника Кузьминского - в городе Ржеве, в деревне Домашине - 182 двора (586 мужчин, 612 женщин). 2) Священника Тихвинского - в городе Ржеве, в деревнях: Домашине, Абрамкове - 208 дворов (734 мужчины, 784 женщины).

В 1914 году служили: Священник Николай Гумилин 45-ти лет, окончил семинарию, на службе 24 года, в Спасо-Преображенском храме 2 года. Священник Михаил Кузьминский 24-х лет, окончил семинарию, на службе 2 года. Штатный диакон Иоанн Голубев 46-ти лет, на службе 23 года, в Спасо-Преображенском храме 8 лет. Псаломщик-диакон Владимир Головченко 26-ти лет, на службе 8 лет. Псаломщик Мина Фирковский 29-ти лет, на службе 2 года. Прихожан в городе Ржеве, в деревнях: Домашино, Абрамково - 1213 мужчин, 1145 женщин.

Церкви принадлежал каменный флигель, в одной половине которого помещалась часовня, не посвященная никакому имени, постройки 1853 года, просфорня и сторожка, в другой половине Епархиальная свечная лавка.

Сведения о Спасо-Преображенском храме есть в статье В.В. Седова «Спасо-Преображенский собор в Ржеве - памятник Новгородской архитектуры XVI вeкa», впервые этот собор как каменный, упоминается в начале XVII века в описи Федора Дурного, составленной по благословению патриарха Филарета.

XVII век для православного Ржева был обновленческим. На тех же священных местах и с теми же названиями вместо деревянных церквей стали возводиться каменные. Благоденствующие Ржевские купцы, ремесленники, стремясь поучаствовать в благотворительности, делали большие вклады на сооружение храмов.

В 1755 году была построена каменная Спас-Преображенская церковь - строение грандиозное для такого слаборазвитогои малонаселенного городка, каким был Ржев, с трапезной, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и святителя Николая. С иконами древнего письма, изображающими и местночтимых святых, среди которых были образы Ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины. Храм строился также на пожертвования богатых купцов Князь-Дмитриевской стороны, потомков насельников Патриаршей слободы, перешедших в православие (в этой части города в XVIII веке было свито одно из самых сильных и значительных гнезд старообрядцев).

Т. Болоболина, рассказывая в печати о «Спасской слободе» и о «Книге подаяния», сообщает: При Спасской церкви была часовня, снесенная по ветхости в следующем веке. Тогда же комплекс в ограде был дополнен двухэтажным строением из красного кирпича с часовенкой в нижнем этаже, свечной лавкой наверху (здание было взорвано пиротехниками накануне начала строительств нового моста через Волгу). Над этим церковным комплексом возвышалась звонница, появление которой было связано с сохранившимся в Тверском архиве документом 1752 года. Это «Книга доброхотного подаяния» на звонницу Спасской церкви. Появилась она по благословению Тверского и Кашинского владыки Митрофана и заполнена сведениями о пожертвованиях церковнослужителей Ржевского духовного управления (не исключено, что для каждого церковного чина была определена сумма, кому сколько вносить), потому как церкви со стереотипным причтом ­ священник, диакон, псаломщик и др. жертвовали 52 копейки.

В 1784 году пламя пожара охватило значительную часть города. Пострадали и некоторые храмы, сгорели деревянные часовни, не все, конечно. Ветхая старинная церковь на Соборной горе Бориса и Глеба по решению Синода была разобрана «для топления» пристроенных каменных приделов собора (один из приделов освящен в честь тех же древнерусских святых). В 1815 году протоиерей Никифоров доложил в губернскую епархию об исполнении распоряжения Синода.

Стараниями потомственного ржевитянина Д.С. Чуракова, Господь открыл нам документальные архивные источники, из которых стали известны Божии трудники одного из лучших храмов Ржева Спаса-Преображения Господня. Нынче, когда мы едем или идем пешком по новому мосту с Князь­Дмитровской стороны на Князь-Федоровскую, не ведая того, топчем ногами место пребывания Святого алтаря этого храма.

В 1710 году в алтаре этого святого места служили настоятель протоирей Петр Никифоров и его сродники: 35-летний священник Тимофей Никифоров, диакон - Козьма Никифоров - 25 лет от роду. «...да у той церкви живет просфорница Настасия Елисеева, да вдовый поп Никифор, который в 1713 году сшел для пострижения в Воздвиженский (Ржевский) монастырь с именем Нектария, а на его место поставили священником о.Тимофея. Здесь же во дворе на церковной земле обитал поп Ефим, сын о.Никифора, который сшел в Холмский уезд в причетники. Жалования нам денежного и хлебного нет, питался только мирским подаянием в церкви Божи. Всего разных сборов пошлин с этого храма 20 алтын, 4 деньги на год и те плачиваем в Патриарший казенный приказ, а ныне платим Новгороду в Приказной палате» (Ф.12 09.01 д. 12363. л. 21. Р.Г.А.Д.А.).

С 1717 по 1723 год состав Спасо-Преображенского причта в основном сохранился: «Поп Петр да поп Тимофей, да поп Козьма Никифоровы, в причетниках о.Петра его сын Борис (20 лет), в пономарях о. Тимофея - дети Иван, в дьячках Степан; в пономарях у попа Козьмы сын Иван, дьячок Ефим Никифоров, сын Прокопий, да причетники Василий (25 лет), Никифор (15 лет)...»

К приходу приписано 204 городских двора, а к 1745 году 277 дворов. К этому времени настоятелю Преображенсокй церкви исполняется 74 года; Петр Никифоров - одновременно является благочинным Князь-Дмитровской стороны Ржева. С ним служит священник Иван Козьмин, двадцати семи лет отроду, и священник Василий Николаев - 55 лет, диаконы: Александр Борисов 23-х лет, и Ефим Никифоров - 53 года. В 1757 году умер ревнитель церковного прихода священник Козьма Никифоров. Не одно поколение этой фамильной династии свою жизнь провело в стенах святых ржевских храмов. На место усопшего поставлен священник Василий Николаев (Ф. 350. 0к. д. 2747; Ф. 761. ок. 1, д. 1485). Впрочем, и отцy Василию предписано служить недолго. Его земной путь остановился в 1761 году. Уже в марте этого года в церкви Преображения Господня служат: священники Тихон Семенов, Михаил Семенов и Стефан Федоров, то есть одна династия священнослужителей передает священнослужение другой (Р.Г.А, Д.А. Ф. 761, д. 1693, д. 1485 ок. 1). До 1773 года, за исключением пришедших служить в храм диаконов (диакона Сергия Иванова), состав приходских служителей не претерпел изменений.

С этого момента и до 1836 года сведения о служителях церкви Преображения Господня прерываются. В 1836 году в июне месяце священником Спасо-Преображенской церкви Ржева был назначен о.Матфей Константиновский (из церкви Бежецкого уезда), который и послужил здесь 13 лет. 28 октября 1838 года преосвященный Григорием архиепископом Тверским и Кашинским настоятель храма Преображения Господня был возведен в сан протоирея, а спустя четыре года награжден бархатной фиолетовой камилавкой. Во Ржеве он благоустроил и украсил Спасо-Преображенскую церковь. Украшая храмы, о. Матфей заботился и о соблюдении в них благочестия. В 1877 году, 23 октября, священник села Бубнова 3убцовского уезда Иоанн Колосов был перемещен к Ржевской Спасо­Преображенской церкви.

В журнале «Странник» за 1860 год священник Николай Грешищев в своих публикациях свидетельствует о текущих событиях, имеющих отношение к церкви Преображения Господня. На страницах журнала № 7-8 за 1877 год встречаем знакомую фамилию ржевского пастыря - настоятель означенного храма протоиерей Иоанн Михайлович Струженский награжден наперсным крестом. И вновь встречается имя священника Иоанна Колосова в качестве помощника настоятеля, потому как протоиерей Струженский был еще к тому же благочинным Князь-Дмитровской стороны Ржева, все хозяйственные заботы Преображенского прихода легли на его плечи.

В составе церковного причта в звании псаломщика диакон А. Нечаев, второй диакон и, тоже в качестве псаломщика, Дмитрий Введенский. В храме трудятся также в ожидании штатных мест дьячок Травин М., пономарь К. Новоселов. Церковный староста - известный ржевский купец, мещанин, Почетный гражданин города Ржева Иоаким Берсенев. Не жалевший личных средств для украшения ржевских храмов, он один из немногих ржевитян в 1881 году был удостоен награды ордена Станислава II-й степени. Настоятель Спасо-Преображенской церкви Иоанн Струженский и Николай Волков, священник этого же прихода, в преддверии Св.Пасхи были удостоены награды в виде набедренников, а немного раньше священнику Иоанну Колосову была вручена скуфья (№ 11. л. 128-129; 16 марта 12, л. 16).

1883 год - в храм Преображения Господня сверх штатной единицы назначен священник Успенского Собора Илия Розов. Это перемещение не случайно. В апреле умер соборный протоиерей Николай Лавров и того же месяца 26-го дня на его место назначен протоиерей Иоанн Струженский (№ 8.л.126, 273; № 18. л. 269 «Странник»). В связи с тем, что в августе священник Николай Волков был переведен настоятелем храма в село Дегунино 3убцовского уезда, в Преображенской церкви появились новые люди: священник Василий Кузьминский и псаломщик Куракин, а также диакон Михаил Соколов и псаломщик Алексей Воинов. Спасо-Преображенской приход Князь-Дмитровской стороны Ржева - настоятель и благочинный здесь протоиерей Василий Кузьминский. К празднику Святой Пасхи владыка Тверской и Кашинский Димитрий наградил его набедренником.

В 1893 году псаломщик храма Михаил Панков рукоположен в диаконы и назначен на свободное место в Борисоглебский собор Старицкого уезда Ржевского благочинного округа. На место убывшего, в одночасье прибыл окончивший курс Тверской духовной семинарии Александр Синев. 19 декабря 1898 года окончил свой жизненный путь священник протоиерей Илия Розов, а в апреле 1899-го скончался диакон Дмитрий Введенский. В храме служит священник Гавриил Тихвинский, он в 1902 году к пасхальному майскому дню был пожалован камилавкой. 11 июня ржевское духовенство встречало архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия. Осмотрев храмы Князь-Дмитровской стороны, владыка сделал благочинному замечания о том, что Преображенская церковь ко дню Святой Троицы не была украшена ветками и цветами. Несмотря на это, настоятель храма протоиерей Василий Кузьминский получает в подарок от священного Синода оригинального исполнения Св. Библию с надписью дарителей (1900 г., № 7.12; № 19-24, № 10, № 5, 1908 г. л. 69). Из рукописи Д.Е. Чуракова, следует, что почетный гражданин города Ржева Григорий Софронов состоит в должности старосты храма Преображения Господня. В том же источнике указано, что 14 декабря 1908 года псаломщик этой же церкви Владимир Головченко посвящен в стихарь.

Священнике Иаков Загорский, перемещенный из Преображенской церкви в Петропавловскую, города Вышнего Волочка, а псаломщик Николай Соколов в той же должности служит теперь в Покровской православной церкви (Волосковой). Согласно прошению настоятеля Преображенского прихода на должность священника в 1913 году определен окончивший курс Тверской духовной семинарии Михаил Кузьминский; 9 сентября студент той семинарии Георгий Голубев назначен на должность псаломщика, а послушник Тверского Отроча монастыря Мина Фирковский поставлен псаломщиком. Михаил Кузьминский, хоть и стоял на должности священника, все еще не служил; он был рукоположен 27-го октября 1913 года и поставлен вместо своего отца, Василия Кузьминского, умершего в июле того же года. Настоятелем храма Преображения был поставлен священник зубцовской Троицкой церкви Николай Гумилин. Ко дню Святой Пасхи 1917 года священник Михаил Кузьминский награжден набедренником.

По материалам изданий Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. Н. Шаповал. Православный Ржев. - Ржев, 2006. http://hram-tver.ru/rjevrn/spasopreobrrjev.html


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  4 марта 2024

Церковь Спаса Преображения была закрыта местными властями в кон. 1920-х гг., позже бывший ржевский Преображенский храм был обращен в архив, затем в клуб, колокола были сброшены и увезены на переплавку, а трёхъярусная колокольня разобрана на кирпич. В 1936 году Преображенская церковь, что возле моста через Волгу, была взорвана, после чего разобрана полностью на материал для строительства жилых домов. Лишь часовня Спасо-Преображенской церкви, выстроенная из красного кирпи­ча, долгие послевоенные годы напоминала о святом месте древнего Рже­ва. И только строительство нового моста привело к ее исчезновению. В начале ХХI века на месте, освященном пятьсот лет назад, нача­лось строительство автозаправочной станции.

C cайта: Древний храм остался лишь в памяти (rzhev-press.ru)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.