ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ревда. Церковь Михаила Архангела (старая).

Архангельская церковь, Михаилоархангельская церковь


Ревда. Церковь Михаила Архангела (старая)
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Илии Пророка
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1826 и 1838.
Год утраты:1964 (взорвана)
Архитектор:Д.И. Висконти, И.И. Шарлемань
Адрес:
Свердловская обл., г. Ревда, Клубный переулок

Координаты: 56.798038, 59.938102



Церковь Михаила Архангела (старая), фото 1950 год с сайта http://www.revda-info.ru/2013/12/04/v-revde-v-demidov-centre-prezentovali-maket-khrama-arkhistratiga-mikhaila-obrazca-19-veka/<br>, Ревда, Ревда (ГО Ревда и ГО Дегтярск), Свердловская область
фото 1950 год с сайта http://www.revda-info.ru/2013/12/04/v-revde-v-demidov-centre-prezentovali-maket-khrama-arkhistratiga-mikhaila-obrazca-19-veka/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1950
Церковь Михаила Архангела (старая), Фото 1950-ых годов с сайта Uraloved.ru<br>, Ревда, Ревда (ГО Ревда и ГО Дегтярск), Свердловская область
Фото 1950-ых годов с сайта Uraloved.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1950
Церковь Михаила Архангела (старая), фото 1934 год с сайта http://orthodox-newspaper.ru/photoreport/2008/ct1479/gl3<br>, Ревда, Ревда (ГО Ревда и ГО Дегтярск), Свердловская область
фото 1934 год с сайта http://orthodox-newspaper.ru/photoreport/2008/ct1479/gl3
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1934
Церковь Михаила Архангела (старая), Фотография до 1917 года.<br>, Ревда, Ревда (ГО Ревда и ГО Дегтярск), Свердловская область
Фотография до 1917 года.
Алексей Кротов
1 июля 1916
Церковь Михаила Архангела (старая), Фото конца ХIХ века с сайта Ревда-инфо.ру<br>, Ревда, Ревда (ГО Ревда и ГО Дегтярск), Свердловская область
Фото конца ХIХ века с сайта Ревда-инфо.ру
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1900
Церковь Михаила Архангела (старая), Макет церкви в масштабе 1:50 в Музее "Демидов-центр" г. Ревда<br>, Ревда, Ревда (ГО Ревда и ГО Дегтярск), Свердловская область
Макет церкви в масштабе 1:50 в Музее "Демидов-центр" г. Ревда
Anna Kudryavtseva
19 июня 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 июня 2016

Кирпичный четырехстолпный пятикупольный храм в формах позднего классицизма, с трех сторон украшенный шестиколонными портиками, с трехъярусной колокольней под шпилем. Сооружен в 1826-1838 гг. на средства заводовладельца А.П. Демидова. Боковые приделы Никольский и Ильинский. Закрыт в 1931 г., использовался как заводской цех. Взорван в 1964 г.

Источник: страница сайта "Храмы России"

1826 год — Архиепископ Пермский и Екатеринбургский Дионисий освятил закладку храма в Ревде на Угольной горе. Началось строительство большого каменного трехпрестольного храма на средства заводчика Алексея Демидова.

1835 год — освящен центральный главный придел во имя Архистратига божия Михаила.

1836 год — освящен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца.

1848 год — освящен северный придел во имя пророка Божия Илии.

В храме была двухъярусная колокольня, там находились один большой и два малых колокола. В верхнем ярусе колокольни были установлены часы с гирями, циферблат в диаметре составлял около двух метров. В храм входило от трех до шести тысяч прихожан. Пол церкви был устлан чугунными плитами искусной работы. Внутри главного храма вместо иконостаса стояли восемь вызолоченных колонн. Справа и слева в приделах были одноярусные деревянные иконостасы. В алтаре находился напрестольный крест, украшенный топазами, стразами и драгоценными камнями. Этот крест подарил храму Петр Демидов в 1863 году в «честь освобождения крестьян от крепостной зависимости». Во времена Демидовых был построен подземный ход, соединяющий усадьбу заводчиков с храмом.

1930 год — закрытие храма.

22 июля 1964 года — храм во имя Архистратига Михаила был взорван.

http://www.revda-info.ru/2013/12/04/v-revde-v-demidov-centre-prezentovali-maket-khrama-arkhistratiga-mikhaila-obrazca-19-veka/


Анонимный участник  18 августа 2016

Селение Ревдинского завода лежит в местности гористой, по западную сторону главного кряжа Уральских гор, в 45 верстах от Екатеринбурга. Селение раскинуто по обоим берегам речки Ревды.

Ревдинский чугунно-плавильный и железо-делательный завод построен в 1734 г. Акинфием Никитичем Демидовым на купленной у башкир земле. Демидов выселил сюда рабочих из других своих уральских заводов и охотно принимал беглых. Бежали же в Ревду раскольники из Московской, Тульской и Нижегородской губерний.

В 1750 г., когда образовался Ревдинский приход, завод был уже довольно многолюдным селением: в нем насчитывалось до 165 дворов, кроме раскольнических. В состав прихода входят: заводы Ревдинский и Мариинский (в 25 верстах от первого завода) и деревни: Баранова, Починок и Сажина; православных жителей в приходе за 1900 г. числилось 9777 душ обоего пола, из них 8047 душ в самом Ревдинском заводе. Кроме того, в приходе насчитывается раскольников до 202 душ обоего пола. Ревдинские, мариинские и барановские жители занимаются на домнах выплавкою чугуна и выработкою железа, деревенские же обыватели заняты добычей руды и доставкой ее на заводы, рубкой куренных дров, выжиганием угля и перевозкой его из куреней в заводы. Кроме того, много рабочих работает в гвоздарных и ваграночных заведениях, принадлежащих частным лицам. В сильной степени развит и отхожий промысел, на сторону уходит особенно много женщин.

Первая церковь в Ревдинском заводе деревянная во имя Архистратига Божия Михаила, с приделом во имя св. пророка Илии, была заложена в 1750 г. и освящена в 1751 г. по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра. Церковь была построена исключительно на средства прихожан, коих было такое количество, что Тобольское епархиальное начальство в 1750 же году, через 16 лет после основания завода, нашло возможным определить на Ревдинский завод двух священников. Один из них в 1775 г., по просьбе прихожан, совершенно разоренных пугачевскими шайками, был переведен из Ревды в другой приход. Эта деревянная церковь существовала до 1837 г., когда она была разобрана. Так как лес найден был прочным, хорошо сохранившимся, то из него прихожане пожелали выстроить новую церковь на другом месте, каковая и была заложена в честь трех свят. Петра, Алексия и Ионы 8 июля 1837 г., по благословению епископа Екатеринбургского Евлампия, и 5 октября 1839 г. освящена. В этой церкви, считающейся приписною к главной, отправляется богослужение по воскресным и праздничным дням.

Главный Ревдинский храм построен по ходатайству и на средства заводовладельца Демидова; заложение его совершено 28 июня 1826 г., по благословенной грамоте Дионисия, епископа Пермского и Екатеринбургского. Храм этот имеет три престола: главный – во имя св. Архистратига Михаила, правый придельный – во имя св. Николая и левый придельный – во имя пр. Илии. Преосвященным Евлампием, епископом Екатеринбургским, 26 января 1836 г. освящен южный придел; 8 июля 1838 г. тем же преосвященным освящен главный храм, а северный придел освящен 8 июля 1848 г. Екатеринбургским преосвящ. Ионою.

В главном храме, вместо иконостаса, устроена над святым престолом сень, на восьми вызолоченных колоннах. В приделах же иконостасы одноярусные, столярной работы и выкрашены. Церковной утварью и ризницей достаточна. К числу замечательных предметов нужно отнести напрестольный, из сибирских топазов крест, украшенный стразами и разноцветными камнями, вкладываемый в «серебряный пасхальный трисвещник». Крест этот приобретен в 1863 г. заводовладельцем Демидовым за 700 руб. и пожертвован в церковь в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.

В Ревдинском заводе, на высокой горе, в 1835 г. построена деревянная часовня в честь Вознесения Господня, куда с тех пор ежегодно в этот праздник совершается крестный ход. В дер. Починках на средства Демидова в 1855 г. построена деревянная же часовня в честь св. первоверховного апостола Петра. В эту часовню 29 июня совершается крестный ход. В дер. Барановой существует деревянная часовня в честь св. Иоанна Крестителя. Когда и по какому случаю устроена эта часовня, неизвестно.

Священник местной церкви живет в доме, жертвованном в церковь в 1880 г. местным купцом Н.Ф. Грудининым. В заводе Ревдинском существует с 1891 г. в собственном помещении церковно-приходская школа.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.


Марина Зуйкова  4 марта 2020

Главный храм Ревды на Угольной горе: как его взорвали и вновь отстроили

Ровно 53 года назад, утром 22 июля 1964-го, на Угольной горе был взорван старый православный храм во имя Архистратига Божиего Михаила. Здание городские власти посчитали аварийным и ни для какого другого использования оно не предназначалось. Разбирать храм по частям или с помощью техники посчитали опасным для людей. Поэтому вызвали специалистов областного «Взрывпрома». Кажется, тогда все жители города с волнением и со слезами на глазах наблюдали, как уничтожается архитектурный памятник русского классицизма, а вместе с ним уходит его история, накрепко связанная с Ревдой.

Строительство на Угольной горе деревянной церкви во имя Архистратига Божия Михаила при Ревдинском чугуноплавильном заводе началось в 1750 году исключительно на средства прихожан. Уже через год, в 1751-м, церковь освятили по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Сильвестра, богослужения в ней проводили два священника. Владельцем Ревдинского завода тогда пока формально считался младший сын Акинфия Никитича Демидова (1678-1745) — Григорий Акинфиевич (1715-1761). После смерти основателя Ревды, три его сына (Никита, Профирий и Григорий) в течение 13 лет вели споры о разделе наследства, и управляли хозяйством, якобы, сообща. Лишь в 1758 году эта тяжба завершилась при вмешательстве к примирению и указом императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761).

Наследство Акинфия Демидова было разделено на три части. Григорию Демидову окончательно перешел в том числе и Ревдинский завод. В те же 50-е годы вероятнее всего и началось активное строительство усадьбы заводчиков на восточном склоне Угольной горы. Считается, что фундамент этого дворца возводился еще при Акинфии Демидове одновременно со строительством завода в 30-е годы. О тайнах этой усадьбы и подземных ходах на Угольной горе мы расскажем отдельную историю.

Деревянная церковь на Угольной горе просуществовала до 1823 года и была разобрана. Но так как лес был хорошо сохранившимся, то из него прихожане выстроили новую церковь в честь Святой Троицы на рыночной площади (сейчас территория НЛМК-Урал) на берегу реки Ревды. С середины XVIII века при Ревдинском заводе всего были построены пять церквей, в том числе одна старообрядческая и одна единоверческая.

Закладка каменного пятиглавого храма во имя Архистратига Божия Михаила с высокой колокольней на Угольной горе по благословению епископа Пермского и Екатеринбургского Дионисия состоялась 26 июня 1826 года. Строительство шло на средства заводчика Алексея Петровича Демидова (1777-1839). Вот здесь опять требуется интересное пояснение. С 1808 по 1833 годы Ревдинский завод находился в собственности семьи Алексея Васильевича Зеленцова (1753-1817), коллежского асессора и именитого верхотурского гражданина.

После его смерти у наследников дела шли так плохо, что в 1819 году завод за долги выставили на торги, но в итоге взяли в казенное управление. Фактически же, как сейчас говорят, всеми финансовыми активами, управляли Демидовы. Некоторые источники утверждают, что они «начали плести интриги, чтобы скомпрометировать Зеленцовых в глазах горного начальства». Им даже приписывается подстрекательство углежогов к крупному мятежу в 1825-1826 годах.

По другим источникам, купив завод, предприимчивый Зеленцов заложил его тому же Демидову за миллион с лишним рублей с обязательством выплачивать до 1815 года по 160 тысяч. Но в условленный срок Демидов отказался вступать во владение заводом «ввиду крайнего его расстройства». Так или иначе в 1833 году Демидовы сумели возвратить себе Ревдинский завод.

Каменный храм на Угольной горе имел три престола: главный — во имя Архистратига Михаила, правый придельный — во имя святителя Николая и левый придельный — во имя Пророка Божия Илии. 26 января 1836 года епископом Екатеринбургским Евлампием был освящен южный придел, 8 июля 1838 года главный храм, а северный придел 8 июля 1848 года освящал епископ Екатеринбургский Иона. Здание храма во имя Архистратига Божиего Михаила с коринфскими колоннами было выстроено в стиле позднего классицизма.

Долгое время архитекторами храма считались два уральца: сначала Михаил Павлович Малахов (1781-1841), потом авторство приписывалось Ивану Ивановичу Свиязеву (1797-1874) — «по его проектам были построены церкви при Билимбаевском и Ревдинском заводах». Эти здания действительно похожи, к примеру, капителями коринфских колонн. Свято-Троицкая церковь в Билимбае была заложена в 1820 году.

Сейчас утверждается, что зодчие нашего старого храма — петербуржцы Иосиф Иванович Шарлеман (1782-1861) и Давид Иванович Висконти (1772-1838). Во-первых, сразу сомнение вызывает соавторство этих двух знаменитых столичных архитекторов. Во-вторых, никаких свидетельств их пребывания на Каменном Поясе мы не нашли, заказов у них было выше крыши и в европейской части России.

Почти копиями с нашим старым храмом стали Спасо-Преображенский собор в Невьянске и собор Александра Невского на территории Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге. Только и здесь ни француз Шарлеман, ни итальянец Висконти никакого отношения к этим храмам не имеют. Строительство собора в Невьянске началось 10 августа 1824 года. По одной версии, зодчим был Михаил Павлович Малахов, по другой — не менее известный уральский архитектор Александр Петрович Чеботарев (1790-?). Каменный Александро-Невский собор в Екатеринбурге был заложен 26 июня 1838 года по проекту опять-таки Михаила Павловича Малахова. Подняться к храму на Угольной горе можно было по деревянной лестнице со стороны улицы Почтовой. 

Для творчества всех известных уральских зодчих в первые десятилетия XIX века характерно влияние петербургской и московской школы, среди них были и выпускники Академии художеств. Вся их деятельность отражена в архитектуре русского классицизма, господствовавшего тогда в России, а Урал уже был промышленно развитым регионом. Возможно поэтому все их творения очень похожи. По их проектам строились центры поселений, училища и школы, культовые комплексы, жилые дома и усадьбы. Соответственно к строительству ревдинского храма во имя Архистратига Божиего Михаила приложил руку уральский зодчий.

В советское время наш старый храм превратился в территорию завода. Здесь был гараж, стояло оборудование для производства цепей, потом здание стало складом. 

Наш старый храм на Угольной горе был большой, мог вместить до полутора тысяч человек. Легенды доносят нам сведения о том, что звон колоколов белоснежного храма был слышен далеко в округе. Выше звонницы находились часы с циферблатом в диаметре около двух метров. Купола храма были голубыми. К числу значимых предметов храма можно было отнести напрестольный крест, из сибирских топазов, украшенный стразами и разноцветными камнями, вкладываемый в серебряный пасхальный трисвещник. Крест был приобретен в 1863 году заводовладельцем Петром Алексеевичем Демидовым (1819-?) за 700 рублей и пожертвован церкви в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Рядом с храмом было кладбище, здесь хоронили священников, знатных ревдинцев. Например, на склоне Угольной горы до сих пор можно увидеть каменное надгробие главного лесничего Ревдинского завода в начале XX века Федора Федоровича Тутышкина. По одной из версий, здесь же была похоронена Мария Денисовна Демидова, урожденная Мельникова (?-1855), жена Алексея Петровича Демидова. Но вот могла ли быть здесь усыпальница других членов этой семьи заводчиков? Много тайн до поры хранит Угольная гора.

Утром 22 июля 1964 года всех жителей обязали покинуть близлежащие к храму дома. 

В советское время, когда началась борьба с «религиозными предрассудками», из храма вывезли всю утварь и иконы. К 1932 году у храма на куполах уже не было ни крестов, ни шпиля колокольни, ни часов, ни колоколов. Церковь, потерявшая прежний облик, стала территорией завода. В ней сначала расположился гараж для машин, потом стояло оборудование цепного цеха РММЗ, делали цепи и колючую проволоку. Позднее в храме размещалась строительная контора СУМЗа, оружейный магазин, склад горюче-смазочных материалов.

Наконец 18 июня 1964 года вышло решение №92 исполнительного комитета Ревдинского городского Совета депутатов трудящихся «О плане сноса бывшей церкви». В нем говорилось, что здание находится в аварийном состоянии, а «восстановлению, ремонту или использованию для других целей не подлежит. …Разбирать здание по частям, ручным способом или с применением механизмов опасно из-за ветхости. Свердловский «Взрывпром» дал согласие на производство взрывных работ». Председателем исполкома был Иван Федорович Бормотов.

Из-за прочной старой кладки, подорвать храм удалось только с третьей попытки.  Взрывники, после тщательного осмотра здания храма, установили необычайную крепость старой кладки — раствор был замешан на яичных желтках. Утром 22 июля 1964 года всех жителей обязали покинуть близлежащие к храму дома. Из-за крепости старой кладки храм удалось подорвать лишь с третьей попытки. За сносом храма наблюдали все жители Ревды, как на демонстрации, стоявшие по всем улицам города.

Есть еще один любопытный момент. Распространено мнение, что в Ревдинский исполком было направлено распоряжение из Москвы о том, чтобы не уничтожать храм во имя Архистратига Михаила, как памятник архитектуры и искусства, по постановлению №1327 Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». Пришло ли это письмо до взрыва или после, пока неизвестно.

https://www.revda-info.ru/2017/07/23/glavnyj-pravoslavnyj-hram/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.