ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новгород-Северский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке.


Новгород-Северский. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Трёх Святителей
Год постройки:1767.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Черниговская область, Новгород-Северский район, г. Новгород-Северский

Координаты: 52.018148, 33.250671 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, http://coollib.com/b/264445/read<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
http://coollib.com/b/264445/read
Андрей Агафонов
1 января 1950
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Интерьер центрального верха. Фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1932 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Интерьер центрального верха. Фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1932 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1932
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Алтарь церкви. Фото С.А. Таранушенко, 1932 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Алтарь церкви. Фото С.А. Таранушенко, 1932 г.
Елена Григорьева
1 июня 1932
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Фото Павла Жолтовского, 1930 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Фото Павла Жолтовского, 1930 г.
Елена Григорьева
1 июня 1930
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Фото Ф.Л. Эрнста, 1927 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Фото Ф.Л. Эрнста, 1927 г.
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Западный фасад церкви, фото Ф.Л. Эрнста, 1927 г.<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Западный фасад церкви, фото Ф.Л. Эрнста, 1927 г.
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Вид с запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Вид с запада. Фото Стефана Андреевича Таранушенко и Павла Жолтовского из экспедиции Харьковского музея украинского искусства, 1920-е г.г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1920
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Вид с востока. Фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Вид с востока. Фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Фото 1908 г. (Ушаков Николай Николаевич). Колокольня. ГКМФ. ГНИМА им Щусева<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Фото 1908 г. (Ушаков Николай Николаевич). Колокольня. ГКМФ. ГНИМА им Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1908
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003963775/viewer/?page=264&positionpart=1<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003963775/viewer/?page=264&positionpart=1
Андрей Агафонов
1 января 1899
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Сухомлинке, Фото 1908 г. (Ушаков Николай Николаевич). Иконостас. ГКМФ. ГНИМА им Щусева<br>, Новгород-Северский, Новгород-Северский район, Украина, Черниговская область
Фото 1908 г. (Ушаков Николай Николаевич). Иконостас. ГКМФ. ГНИМА им Щусева
Оксана Мельникова
1 июня 1908



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Мещанинов  24 сентября 2021

XVIII век - благодатное время для развития Новгорода-Северского как города. Он постепенно расширяется и переходит границы домонгольского. Заселяются урочища Заруччя, Домотканово, Вербницы, Воздвиженье, Сухомлинка. Новгород-Северский становится губернским городом. Именно в этот период в нашем городе было построено несколько культовых сооружений, каждая из которых представляла собой явление самобытного и неповторимого в истории деревянного зодчества - Покровская (1766 г.), Благовещенская (1775), Варваринская (1783) церкви. Большое значение имел выбор места строительства храма, которое могло определить тип, размер и даже отдельные формы сооружения. Эта связь архитектуры с природой - одна из главных особенностей народного творчества.

Собственно, талант строителей, их безупречный вкус и изящное чувство проявлялось еще до того, как было срубленные первое дерево и заложен первый камень в фундамент. В пригороде Новгорода-Северского - Сухомлинке - стояла церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была двухэтажная. Нижняя (тёплая) Трёхсвятская - каменная, а на ней, как на фундаменте, поднималась деревянная Покровская церковь, сложенная из сосновых брусьев, с закрытым опасением (аркада - галерея). Строила её «община мещан на Сухомлынцы» с пожеланием, чтобы церковь была далеко видна отовсюду и выделялась своей высотой.

Тогда же община заказала живописцу храмовую икону Покрова, на которой ему предстояло изобразить мещан Сухомлинки, духовенство, казацкую старшину. Также есть данные, что церковь построена «тщанием и иждивением Ивана Зимаковського, бурмистра магистрата Новгородского». Найдена была закладная свинцовая доска, на которой было написано, что 1721 Покровская церковь «обновыся». Вторая, более поздняя закладная деревянная доска свидетельствует, что Трёхсвятская церковь была заложена 28 мая 1766 и освящена 29 июля 1767 г. Специалисты считают, что это был редкий случай, когда каменную церковь (хотя и не высокую) построили в течение одного года. Далее на доске написано, что Покровская церковь «во обновление основася того же 1767 года Июля 17 дня, а совершися 1768 года 30 Октобрия».

По типу плана Покровская церковь принадлежала распространенной группы памятников, состоящие из шестигранного алтаря, восьмигранного центра и квадратного притвора. Но и у неё свои свойства, и ряд других присущих ей черт. Церковь одноэтажная, с какой-либо точки снаружи подчеркивала порывы масс вверх. Формы ее стройные, срубы алтаря и притвора были покрыты стожковой крышей с «димничкамы» на торцах. Преддверия с юга и севера, центральный участок и покатая крыша создавали впечатление подпор, предоставляя композиции стабильности. Сруб стен центрального участка выглядел очень высоким, значительно выше действительной десятиметровой высоты. При западной стене над дверью были расположены хоры с ажурным парапетом. Усиливала стройность строения вертикальная обшивка, покрывавшая сруб от опасения вплоть до светового фонаря. В целом же иллюзионная внутренняя высота центрального участка церкви казалась огромной, хотя в действительности она была более 18 м.

Значительное внимание мастера Покровской церкви уделяли окнам. Они были разных размеров и разной формы: то небольшие, почти квадратные (в опасением), то одинарные с 6 рядов по 2 стекла в каждом ряду (в срубах алтаря и притвора), то сдвоенные и большего предыдущих размеры (в срубе центрального участка), то тройные, выше боковые со средним полотнищем (в западной грани сруба притвора), то очень узкие и высокие (в фонаре). И маленькое круглое окошко «воловий глазок» мастер разместил над сдвоенным окном центрального участка.

В главном входе церкви шестигранные косяки дверей были сделаны из дуба, резные (с краю - две полосы «ложек», а в середине полотнища - «овы»). Южные и северные косяки также дубовые, но прямоугольные и без резьбы.

В интерьере церкви открывалось захватывающее зрелище, погружаясь в безграничное пространство многоярусной башни. Живопись иконостаса обладала особым изяществом композиционных решений и живописных сочетаний. Он отличался гармонией нежных серебристых, сиреневых, светло-зелёных, серо-синих и серо-фиолетовых тонов.

К сожалению, о её совершенстве мы можем судить лишь по фото и воспоминаниям, потому что церкви не стало в 1930-е годы. По своей типологической схеме Покровская церковь принадлежала к уникальным образцам деревянной монументальной архитектуры Черниговщины.

Источник: http://www.ns-slovo.org.ua/statti/200-vtracheni-khrami-pokrovska-tserkva


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 марта 2022

По переписи 767 г., «церковь за городом стоящая на слободке Сухомлинке, (в версте от крепости), новая деревянная, на каменном фундаменте, во имя Покрова Богородицы, да под исподом в каменном фундаменте престол Трёх Святителей». По другим сведениям деревянный Покровский храм построен, коштом новгородского гражданина Давида Машковца, известного по актам 1669 г. Это было после того, как доминиканы превращали храм сей в костел.

Икона Богоматери доселе сохраняет латинские подписи. По надписи на медной таблице храм возобновлен был в 1721 г. по благословению архиепископа Антония Стаховского. Нижний каменный храм Трёх Святителей устроен в 766 г. Иваном Зимаковским. Здесь евангелие м.п. 1744 г. с надписью: «за пресвитера Иоанна Фомина и ктитора Данила Васильева сооружися евангелие сие коштом правоверных 1746 г.». По переписи 767 г. при храме школа, богадельня, усадебная земля для священника и шпитальный двор, через дорогу против церкви, доходы с которого идут дьячку и пономарю: «пахатное поле в урочище за могильною яругою, возле кругловой дороги, в Шептаки, посевом ржи на осмину с четвериком» и здесь же еще нива посевом ржи на осмину с четвериком» и здесь же еще нива посевом на три четверика.

«Историко-статистическое описание Черниговской епархии». 1873 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 апреля 2022

Деревянный храм на каменном подклете соорудила в 1766 (по другим сведениям – в 1767) году община мещан пригорода Сухомлинки. Согласно пожеланию заказчиков, чтобы церковь была видна отовсюду, неизвестный народный мастер сделал её двухэтажной, башнеподобной, с высотной композицией архитектурных масс. В подколете была теплая церковь Трёх Святителей, перекрытая системой цилиндрических сводов, на втором (основном) этаже – холодная (летняя) церковь Покрова Богородицы.

По типу относится к тридильным одноверхим церквям с квадратовым бабинцем, восьмигранной навой и шестигранным алтарем. К характерным особенностям архитектурной композиции памятника принадлежали значительная высота центрального сруба, стройный, двузаломный верх, закрытая галерея по всему периметру второго этажа. Такой тип уникален в украинской архитектуре.

Памятник в 1930-х годах исследовал С.А. Таранушенко. Где-то в те времена она была разрушена. Сохранилось немало фотографий, а также обмерные чертежники С.А. Таранушенко, по которым церковь можно отстроить.

Вечерский В. «Поминальник украинской архитектуры. Достопримечательности Украины», 1993 г., № 1-6. Использованная литература: «Черниговщина: энциклопедический справочник». – К., 1990.; Таранушенко С.А. «Монументальная архитектура Левобережной Украины». – К., 1976.; Логвин Г. «Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль». – М., 1980. Перевод с украинского, орфография сохранена.

По плану Покровская достопримечательность относится к распространенной группе памятников, состоявших из шестигранного алтаря, восьмигранного центра и квадратного Бабинца. Постройка - двухэтажная, нижняя (теплая) Трехсвятская каменная. На ней, как на фундаменте, возвышается деревянная Покровская церковь с закрытым галереей (вторая известная нам памятка по закрытой рубленной галерее - в Новом Ропске). Такой надежный «подмурок» (подклет) и закрытое с рублеными наружными стенами опасение (галерея) обеспечили великолепную сохранность памятника.

Ремонты были, менялась обшивка срубов. Ремонтировались стены сруба: вверху сруба дерево местами заменено на новое. Позже был достроен второй притвор с запада. Возможно, крыши на алтаре и Бабинце и заломы центрального участка сначала были покрыты драницами и гонтом.

Здание было запроектировано сразу таким, каким оно дошло до нас. Трехсвятская достопримечательность построена из кирпича размером 31: 14: 5 см. Три ее участка перекрыты сводом: Бабинец и центр коробом в направлении Восток – Запад, а алтарь в направлении Юг – Север. Окон в бабке - двое, в центральном участке – четверо, в алтаре трое. Интерьер Трехсвятской достопримечательности производит впечатление интимного строения. Внутри и снаружи она отинькована. Снаружи углы граней обозначены рустованными пилястрами. Цоколь и фриз отделен архивольтом; таким же архивольтом окантовано оконные проемы и ниши.

Покровская достопримечательность построена из сосновых брусьев. Незашитый сруб стен церкви со стороны опаса позволяет ознакомиться с техникой строительства и конструктивными средствами. Замок сруба такой же, как и в зданиях города Лебедина Сумской области. В срубе остались гнезда (круглые и квадратные) от циналий, на которые настилали леса во время строительства. Остались гнезда от сволоков, соединявших срубы и сруб церкви. К срубу сволоки пришивались дубовыми тиблями. Гнезда для них выкручивались сверлом. Метки-зарубки (насечки топором и долотом с округлым лезвием) свидетельствуют, что сруб заготавливали и складывали сначала частями на земле; затем брусья и венцы метили зарубками, разбирали и на месте складывали.

Высокий верх центрального участка доминирует в композиции здания. Формы его стройны, но без чрезмерного напряжения. В частности, у восьмерика и фонаря ширина больше высоты. Крыши над заломами умеренной высоты. Высоту сруба стен смягчает опасение (галерея). Срубы алтаря и Бабинца покрыты стожковой крышей с дымничками на торцах. Приседания с юга и севера центрального участка и наклонная крыша галереи создают впечатление подпорок, придают композиции стабильности, вместе с тем делают низ церкви немного тяжелым. Усиливает стройность здания вертикальная обшивка, укрывающая сруб от опаса до фонаря включительно.

Значительное внимание мастер Покровской церкви уделил окнам. Они разные по размерам и форме: то небольшие, почти квадратные (в опасении), то одинарные из шести рядов по два окна в каждом ряду (в срубах алтаря и бабинца), то двойные и большего за предыдущие размера (в срубе центральной участка), то тройные, с высшим боковых средним полотнищем (в западной грани сруба бабинца), то очень узкие и высокие (в фонаре); наконец над сдвоенным окном центральной части мастер содержит маленькое круглое окошечко – «крапивника». Мастер охотно и умело использует окна как один из важных элементов ритмического обогащения и для придания четкости композиции. Главный вход в церковь с запада. Шестигранные косяки этих дверей дубовые, резные (с краю – две полосы ложек, а посередине полотнища – овы). Южные и северные косяки также дубовые, но прямоугольные и без резьбы.

Сруб стен бабинца кубический и посередине кажется ниже, чем в действительности. Это зависит от того, что при западной стене над входом расположены хоры с ажурным парапетом и свет от трех окон «перерезает» пополам высоту сруба, оставляя верхнюю часть бабинца в сумерках. Четырехгранный сруб стен Бабинца с помощью четырех клиньев переходит в низенький восьмигранный залом, перекрытый плоским потолком. Форма верха бабинца воспринимается нечетко. С центром женской сочетается нешироким (западная грань центральной участка имеет длинные заплечики) просветом, что на уровне низа окна заканчивается вырезом с контуром в форме занавеса. Над этим просветом прорезан второй голосник, такой же широкий, как и нижний, но ниже, с закруглением вверху. Следовательно, эти просветы в такой же степени соединяют пространство Бабинца и центра, как и разграничивают их.

Сруб стен центрального участка, напротив, выглядит высоким, значительно выше действительной десятиметровой высоты. Этому способствует грань сруба, большой, четко выявленный наклон стен внутрь и, наконец, то, что верхняя половина стен ярко освещена двойными большими окнами. Центральная часть в плане подчеркнуто вытянутая с юга на север, будто сжата с запада и востока. Вверху сруба восточные и западные грани связаны с Северной и Южной четырьмя резными (вервечка с розетой в центре) ригелями.

Особенностью этой достопримечательности является ее первый залом. Он высок, а иллюзорно кажется еще выше. У него западная грань загнута под углом 80 град., восточная – 84, тогда как северная и южная грани – под углом 46 и 52 град. Это вызвано попыткой свести пространство сруба стен с отношением ширины к длине 3:2 до восьмерика, у которого, наоборот, длина немного больше ширины. Восьмерик на глаз выглядит широким и умеренной высоты. Он ярко освещен четырьмя окнами. Над лутками окон южной и Северной граней заложен сволок, к которому закреплена цепь с паникадилом. Верх сруба восьмерика не имеет ригелей и грани восьмерика переходят во второй залом мягко и без резкой границы. Плавно переходит второй залом в сруб фонаря, который выглядит глубже, чем это зафиксировано обмерами. В целом же иллюзорно внутренняя высота центрального участка кажется огромной, хотя в действительности она чуть больше 18 м. Формы компонентов верха участка легкие, грациозные.

Оформление внутреннего пространства алтаря подобное оформлению бабинца, с учетом того, что алтарь в плане шестигранник, а не квадрат. С центром алтарь соединяется простым вырезом такой же высоты, как и просвет Бабинца, но шире, потому что заплечики сруба центрального участка здесь короче, чем на границе с бабинцем. Над нижним просветом прорезан второй голосник в форме равноплечего креста.

В опасение (галерею) вход с западного Приска. В помещение с опасения ведут три двери: одни - в женскую, вторые и третьи (в южной и в полночной гранях) – в центральную часть. Два прохода ведут к галерее из алтаря, что играют в этой части роль пономарной и ризницы; эта часть опасения отгорожена от остальных. Два прохода по опасению ведут в Южный и Северный Прис. Западная часть опаса имеет потолок, остальная часть потолка не имеет.

Каменная теплая Трехсвятская церковь была заложена с предсказанием размеров деревянной Покровской. Внутренняя длина обеих церквей одинакова; ширина алтаря и бабинца обоих этажей одинаковая. Внутренняя ширина центрального участка каменной церкви также равна ширине центрального участка деревянной (точнее: деревянная шире каменной на толщину бруса). Внутренняя длина алтаря, центра и бабинца каменной церкви меньше длины каждой соответствующей части деревянной на столько, на сколько, толщина каменной стены преобладает толщину бруса деревянного сруба.

В основе построения плана деревянной церкви лежит схема из трех четырехугольников: удлиненный по оси Юг – Север – центральный участок, квадрат – Бабинец и равновеликий бабинцу квадрат – алтарь. Исходный размер в построении плана - длина центрального участка; ширина центра равна 3/2 длины. Ширина, полная длина бабинца и алтаря равны половине диагонали центрального четырехугольника, в который вписывается восьмигранный сруб центральной части.

Бабинец – квадрат; центр – четырехугольник со срезанными углами. Ширина опаса составляет треть ширины Бабинца. Высота сруба стен алтаря равна половине длины плана строения, а высота стен сруба бабинца на толщину двух брусьев меньше. Внутренняя высота Бабинца и алтаря больше высоты сруба стен только на толщину двух брусьев. Коротенькие заломы алтаря и бабинца перекрыты в интерьере восьмигранными плафонами; их размеры приближаются к половине ширины плана центра. Высота сруба стен центрального участка равна сумме длины плана центра и алтаря минус толщина бруса. Длина основания первого залома центра равна длине плана бабинца, ширина – половине длины плана строения, а высота – половине длины плана бабинца. Восточная и западная грани первого залома сделаны под разными углами.

У восьмерика полная длина равна половине ширины плана участка, а ширина – на толщину двух брусьев меньше длины. Высота восьмерика равна половине диагонали четырехугольника, что составляет южную половину плана бабинца, а высота восьмерика и первого залома вместе – в половину высоты сруба стен участка; высота же участка до начала второго залома – длине плана строения.

Высота второго залома и восьмерика вместе равна длине восьмерика; длина и ширина полная фонаря – половина длины восьмерика, а высота равна полной длине фонаря. Высоту верха определяет ширина той же части плюс толщина бруса, или отдалению в плане между серединой восточной грани алтаря и серединой южной (или северной) грани центра. Внутренняя высота центрального участка равна 5/4 длины плана строения. Ширина опасение составляет треть длины плана бабинца; высота сруба стен его – половину длины плана бабинца, а внутренняя высота до гребня крыши – треть высоты сруба стен центральной части. Южное окно в срубе стен бабинца заложено на высоте четверти длины плана строения. Южное (двойное) окно в срубе стен центра заложено на высоте, равной половине суммы длины плана центра и бабинца. Окно в восьмерике заложено над верхним венцом сруба стен центра на высоте половины длины плана центра. Окно в фонаре над верхним венцом сруба восьмерика заложено на высоте, равной половине длины этого сруба (вверху). Круглое окошко в срубе стен центра заложено на высоте, равной ширине плана центра.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1932 г. «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.