ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Серапиха. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь, церковь Преображения Господня


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:не позже 1820.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Костромская область, Чухломский район, д. Серапиха

Координаты:58.6781, 42.736083
Проезд:Из Чухломы дорога на едем на Анфимово и далее до деревни Серапиха. Храм находился на краю деревни около леса.


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения - Серапиха - Чухломский район - Костромская область
Преображенская церковь. Фото 1960-х годов. Фотография предоставлена Владимиром Дружининым.
Николай
1 января 1960
Церковь Спаса Преображения - Серапиха - Чухломский район - Костромская область
Крест на месте Преображенской церкви села Серапихи.
Николай
1 января 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Николай,  30 мая 2016

Летопись Преображенского храма села Серапиха

Известно, что монастыри Великой и Верхней пустыни основаны святым Авраамием, Чухломским и Городецким чудотворцем, а основателем Серапионовой пустыни стал монах одного из этих мона­стырей по имени Серапион. Здесь, на реке Виге, подвизался он в безмолвии и сердеч­ной молитве, здесь же поставил небольшую часовню, так и не ставшую монастырем. На основании сведений государевой переписи населения видно, что в 1628 году, уже через 100 лет после описываемых со­бытий, в Серапионовой пустыни было два деревянных храма на погостах — Преобра­женский и Воскресенский. И только в 1820 году на месте деревянного Преображенско­го храма тщанием прихожан и попечением титулярного советника Григория Коробова построили новый каменный во славу Преображения Иисуса Хрис­та на Фаворе с престола­ми в честь святителя Николая и святителя Серапиона, Архиепископа Нов­городского. В Серапионовой пустыни в деревнях и по­чинках жили выходцы из новгородских земель, почитавшие своего архиепископа, они-то и привезли в храм частичку мо­щей святителя из Троице-Сергиевой лавры, из так называемой Серапионовой палатки, где покоились мощи Серапиона.

Уже в конце XIX века в приходе Преоб­раженской церкви насчитывалось 32 селе­ния на пространстве восьми верст, в них проживали 605 прихожан мужского пола и 854 — женского, было 147 дворов и четы­ре часовни. Деревянному Воскресенскому храму повезло меньше, он неоднократно горел и вновь отстраивался. Остатки той церк­ви хранили несколько поколений местных жителей, а позже из уцелевших бревен со­брали пожарную каланчу. Потом в пожарном депо обосновалась колхозная контора, в 1980-е годы она сгорела, и на ее месте, а значит, и на месте бывшей Воскресенской церкви и погоста построили детский сад.

По рассказам местных старожилов, их прадеды знали, что Преображенский храм сооружался методом народной стройки. Всем миром крестьяне собирали дикий ка­мень в фундамент будущей церкви, к месту стройки со всей округи несли куриные яйца, на них-то и замешивали крепкий раствор для кладки стен. В целях скорейшего за­вершения работ на дорогах выставили кор­доны, и каждый конный и пеший платил пошлину продуктами, деньгами или уча­ствовал в подсобных работах.

В 1849 году в Серапихе открыли церковно-приходскую школу, а каменную ограду вокруг храма с двумя красивыми аркообразными коваными воротами построили лишь в 1876 году. Кирпич для ограды делали в деревне Фомино на кирпичном заводе Ива­на Кондратьевича Степанова, он же на свои средства отливал для церкви новый большой колокол со своими инициалами и дарственной надписью. Руко­водил работами по поднятию колокола Алек­сей Голдинский (Алексей Михайлович Степа­нов, 1876 года рождения). У него в Голдине был большой дом на каменном фундаменте.

Богатый род купцов Степановых, дети и внуки которых впоследствии записались в чухломское мещанство, оказывал боль­шую благотворительную помощь храму. В числе богатых вкладчиков был помещик и владелец усадьбы Боярское (Барское) по­ручик Яков Александрович Шигорин. Умер господин Шигорин 19 августа 1865 года в 59 лет, и надгробие на его могиле чудом сохранилось на заросшем старом кладбище рядом с бывшим храмом.

До отмены крепостного права в округе насчитывалось несколько помещичьих уса­деб, относившихся к приходу Преображен­ского храма: ус. Анно-Васильевское господ Паниных, ус. Боярское господ Шигориных и Перфильевых, ус. Красково — помещи­ков Чалеевых, ус. Чурилово — Костылевых, ус. Анфимово — Насоновых, и ус. Леушино — господ Фон-Дервиз. Владелец усадьбы Чечулино капитан Макаров тоже был прихожанином здешнего храма, а в сельце Дорофеево проживали дворяне Болсуновы. Но самыми крупными землевладель­цами в серапихской округе считались го­спода Лермонтовы из усадеб Ивановское и Нескучное, постоянно обитавшие здесь, и господин Евграф Михайлович Силин из Санкт-Петербурга. Поэтому одну часть деревень за Серапихой местные жители называли лермонтовской стороной, а дру­гую — силинской, которую почему-то пере­именовали в «сиринскую».

Начиная с 1855 и по 1930-е годы здесь служили священники: Иоанн Дмитри­евич Слободский (1815-1884); Иоанн Ананьевич Успенский (1806-1870); его сын Александр Иванович Успенский (1853- 1896); Александр Андреевич Рыженков (1875-1908); Михаил Васильевич Кадников (1874-1926); и последним был Иван Евгеньевич Кордобовский (1902-1929). Все священники похороне­ны около храма, кроме последнего. Семью Кордобовских, живших в деревне Бурминское, раскулачили в 1929 году, а строя­щийся для священника в Серапихе новый дом впоследствии занял директор льноза­вода Н.Г. Соколов. После закрытия храма в 1930 году Ивана Евгеньевича перевели священником в село Торманово взамен сосланного в лагеря П.И. Иорданского, но уже в 1937 году расстреляли в Ярославле, как и многих других служителей культа.

В 1920-е годы на клиросе Преображен­ского храма был самый лучший в уезде мужской хор. В нем пели три брата Христофоровы — Николай, Иван и Константин, братья Бровкины — Владимир и Александр и Михаил Тепляков из деревни Пузырево. Все певчие знали музыкальную грамоту и играли на «деревах». Это самодельный музыкальный инструмент наподобие ксило­фона, дощечки которого сделаны из разных пород дерева.

По приказу Василия Львова и Николая Соколова началось постепенное разграбление и разрушение храма. Церковную утварь и иконы растащи­ли местные жители, а книги использовали «по нужде». Задумали устроить здесь клуб, но люди побоялись плясать и петь под эти­ми сводами. Для строительства льнозавода требо­вался кирпич, и церковь стали разрушать, но никто не хотел очищать кирпич от старого рас­твора. Тогда начальство льнозавода пред­ложило оплату — три копейки с каждого очищенного кирпича. Разобрали ограду, зимнюю и летнюю церковь, и лишь коло­кольня держалась дольше всех. В 1967-1968 годах запланировали постро­ить новое помещение для льнозавода и снова вспомнили о церкви. Первоначально попытались с помощью тросов тракторами разорвать стены колокольни, но они вы­держали, тогда поочередно выбили кувалда­ми четыре опоры, на которых возвышалась колокольня, под каждую подвели деревян­ные плахи и подожгли, вот тогда колоколь­ня рухнула.

Храм давно не существует, а бывшее кладбище заросло лесом. Под мрачными елками внимательный взгляд найдет не­сколько старинных надгробий с трогатель­ными эпитафиями, и все.

Татьяна Байкова

http://live.kostromka.ru/kostroma-state/letopis-xrama-16010/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.