ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спас-Хрипели. Церковь Преображения Господня.

Преображенская церковь


Спас-Хрипели. Церковь Преображения Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Преображения Господня, Михаила Архангела, Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:1820.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская область, Сусанинский район, село Спас-Хрипели

Координаты: 58.173406, 41.652177
Проезд:По дороге Р99 (Кострома - Сусанино – Буй) от Сусанино до Шепилово (4,8км), от Шепилово до Спас-Хрипели (0,9км)



Сортировка:

Церковь Преображения Господня, Вид с ЮВ<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Вид с ЮВ
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, Вид с Ю<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Вид с Ю
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, Вид с ЮЗ<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Вид с ЮЗ
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, Вид с З<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Вид с З
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, Вид с СЗ<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Вид с СЗ
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, Ю фасад<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Ю фасад
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Завьялова Марина
7 октября 2020
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Завьялова Марина
7 октября 2020
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Завьялова Марина
7 октября 2020
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Завьялова Марина
7 октября 2020
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Завьялова Марина
7 октября 2020
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, , Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
9 сентября 2022
Церковь Преображения Господня, Фото взято из https://img-fotki.yandex.ru/get/5108/kostroma-archive.4/0_4b2c7_c7751312_orig<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Фото взято из https://img-fotki.yandex.ru/get/5108/kostroma-archive.4/0_4b2c7_c7751312_orig
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
7 июля 1914
Церковь Преображения Господня, Фото начала ХХ века из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Фото начала ХХ века из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Преображения Господня, Фото 1896 года из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Автор Н.М. Бекаревич<br>, Спас-Хрипели, Сусанинский район, Костромская область
Фото 1896 года из фондов Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Автор Н.М. Бекаревич
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2016

Спас-Хрипели. Церковь Преображения Господня.

Погост Спас-Хрипели — центр церковного привода. В 1631 г. вместе с селом Домнином и приселком Водожским ямом Спас-Хрипели Марфой Ивановной Романовой даны были Новоспасскому монастырю. Деревянная церковь здесь была построена М. Романовой, на ее месте в 1820 г. возведена каменная Спасская церковь. В Водожском яме церковь Введения. Деревня Хрипели упоминается в 1552 г., когда она входила в состав вотчины А.Ю. Писемского. Вместе с селом Головинским он отдал деревню Троице-Сергиеву монастырю на помин своей души.

http://kostromka.ru/belorukov/derevni/susanino/457.php


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2016

Деревня Деревеньки издавна относилась к церковному приходу погоста Спас-Хрипели – он находился над речкой Шачей, тремя верстами ниже Домнина. Впервые в известных нам источниках погост упоминается в грамоте Марфы Ивановны от 1631 года, где сказано: “… сельцо Храпели, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа, да другой храм тёплой с трапезою во имя Архистратига Михаила…”, 36 однако, безусловно, что это селение возникло задолго до начала XVII века (в одном документе 1629–1630 гг. про церковь Михаила-Архангела говорится, что она “ветха”).

По-видимому, именно погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян домнинской вотчины (Воскресенская церковь в Домнине была усадебной), в том числе и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду. На приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) и неизвестную нам жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле и сам Иван Сусанин.

http://zalkind.ru/susanin/index.php


Марина Зуйкова  12 ноября 2018

Преображенская с. Хрипели каменная, с такою же колокольней и оградой. Построена в 1820 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в ч. Преображения Господня, б) в ч. Введения во храм Пресвятой Богородицы, в) во имя архистратига Михаила 6 сентября [ст. стиля]. Расстояние от Костромы 65 в., от г. Буя 37 в., от с. Молвитина 5 в. Ближайшие церкви: Успенская с. Домнина в 2 в., Воскресенская села Молвитина в 5 в. и Николаевская села Соболева в 6 в.

В XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине. В 1620 г. упоминается "в вотчине же государыни великие старицы иноки Марфы Ивановны село Хрепели, а в нем церковь Преображение Спасово". В 1629 и 1630 гг. "Спасо новаго монастыря, что на Кутицах вотчина погост Хрепели, на реке Шаче, а на погосте церковь Преображение Господне да другая церковь теплая с трапезою ветха арх. Михаила, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церк. строение мирское, а у церкви двор попа Ивана Иванова, двор попа Логина, двор дьячка Загрязки Иванова, двор пономаря Калинки Ильина, двор проскурницы Марьицы, крестьянских и бобыльских 3 двора".

В 1631 г. упоминается "сельцо Хрепели, а в нем храм клетчатой во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа да другой храм теплой с трапезою во имя Архистратига Михаила, а в них божие милосердие книги и ризы и колокола и всякое церковное строенье да в селе ж двор попа Логина, двор церковнаго дьячка Гараски, двор пономаря Илейки, двор просвирницы Федосьицы, да в селе ж у Спаса на хрепелях крестьянских 3 двора". Вероятно, это раннее по времени описание села, несмотря на дату приложения печати - 1631 год. [Прим. сост.]

В 1646 г. "в погосте Хрепелях поп Алимпей Михайлов, поп Нефедей Иванов с братом попом Петром, пономарь Онашко Костянтинов, двор пуст понамарской вышел во крестьяне, просвирня Марьица, да у нея живут в кельях на милостыне 3 человека, в погосте 3 двора крестьянских".
В январе 1676 г. "подана к подписке Буевския осады Шачебольскаго стана отчины Новоспасскаго монастыря села Домнина погоста Хрепелей церкви Преображения Господня грамота попа Иуды Мефодиева, подал тое ж церкви поп Федор Мефодиев".

В 1695 г. - церковь "Преображение Спасово в вотчине Спаса Новаго монастыря на погосте Хрепелях на реке Шаче" в Судиславльской десятине. В октябре 1723 г. "Алексей Иванов сын Ивин в Синод. Казен. приказ писал: "в прошлом 1721 г. в марте месяце повелено было построить церковь Спаса Преображения, а в приделе Знамения Пр. Богородицы и по тому челобитью дан мне указ, а по тому указу вышеобъявленная церковь и придел построены и к освящению изготовлены совсем и прошу для освящения дать указ, чтобы освятить настоящую церковь Всемилостиваго Спаса Преображения, а в приделе Введения Пр. Богородицы Костромскаго Богородицкаго собора протопопу Андрею Иванову и для освящения к нему протопопу послать указ и выдать антиминс".

http://www.old-churches.ru/bu_044.htm


Марина Зуйкова  3 октября 2020

Характерный пример ярусной колокольни в стиле классицизма, совместно со зданием церковноприходской школы в скромных формах поздней эклектики играющий роль высотной доминанты в широком открытом ландшафте. Комплекс расположен на значительном расстоянии от ближайшей д. Шипилово, восточнее шоссе Кострома – Буй. Деревянная Преображенская церковь существовала здесь еще в 1631 г., когда владелица села инокиня Марфа (Ксения Ивановна Шестова-Романова, мать царя Михаила Федоровича) отказала его в вотчину московского Новоспасского монастыря. В 1721-1723 гг. храм был заменен новым, также деревянным, построенным на средства А.И. Ивина. К нач. 19 в. этот храм обветшал, и на его месте была возведена каменная пятиглавая церковь Преображения с симметричными пониженными приделами Введения и Михаила Архангела и высокой колокольней, освященная в 1820 г. Территория храма была обнесена каменой оградой, включавшей и приходское кладбище. В 1886 г. при церкви открылся Домнинско-Хрипелевский отдел попечительства Александровского Православного Братства. На средства Братства в кон. 19 в. севернее храма было выстроено здание церковноприходской школы. Вероятно, часть здания использовалась под жилье церковного причта. Ограда была разобрана в 1930-е гг., в 1950-е гг. разрушена церковь, утрачена кровля колокольни, кровля и междуэтажные перекрытия школы обвалились. Стены обоих зданий сложены из кирпича.

Церковно-приходская школа, кон.19 в. Прямоугольное в плане двухэтажное здание под вальмовой кровлей, вытянутое по оси восток – запад. Горизонтальная протяженность объема подчеркнута междуэтажной профилированной полочкой и трехчастным венчающим карнизом с широкой деревянной выносной плитой. Главный южный фасад, обращенный к церкви, прорезан окнами (верхние более высокие), равномерно расставленными по девяти осям. Все проемы имеют лучковые перемычки и снабжены профилированными подоконниками. На заднем фасаде, разделенном пополам лопаткой, в каждой половине расположено по три оси проемов и входная дверь посредине. Еще один вход находится на западном торце. От первоначальной планировки здания уцелели только две поперечные стены, членящие пространство каждого этажа на три неравные части. В северо-западной части здания кирпичными стенами выделено помещение междуэтажной лестницы с арочным входом.

Часовня, нач. 20 в. Один из вариантов небольшой сельской часовни в формах эклектики. Кирпичная часовня стоит в километре к западу от Хрипелей, в поле, неподалеку от дороги. Постройка здания в 1910-е гг., возможно, связана с подготовкой к празднованию 300-летия Дома Романовых. Утрачена главка венчания часовни, частично обрушена скатная кровля. Здание имеет план в форме правильного шестиугольника. Фасадный декор типичен для своего времени: в основании стен проходит слегка выступающий цоколь, в завершении грубоватый карниз с поребриком и сухариками, а углы подчеркнуты огибающими рустованными лопатками. Поле стены на каждой грани оформлено крупной нишей с уступчатыми боковыми сторонами, в центре которой помещено по проему, световому или ложному, с лучковой перемычкой. Вход в часовню, имеющую плоское перекрытие, находится на западном фасаде.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С.235; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 128. № 159; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 228; Материалы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отдел третий для Костромской и Плесской десятин. М., 1912. Вып. 5. С. 149–150; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 459; Буйская земля. Кострома, 2002. С. 60; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 330-331.

http://svodokn.ru/object/101517220?open=true


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 января 2025

«…Церковь Преображения Господня, села Хрипелей, каменная, с такою же колокольнею, построена 1820 года. Престолы: в славу Преображения Иисуса Христа на Фаворе, и в честь: Божией Матери, празднования Введения Ея в храм Иерусалимский, и св. Архистратига Михаила и безплотных Сил.

Причта по штату положено: священник, дьячек и пономарь; и сверх штата диакон. Жалованья штатному причту 168 рублей.

Земли 53 десятины 1,086 кв. саж., в том числе сенокосной 12 десятин. План на землю и межевая книга есть. Прихожан муж. пола 837, жен. 1,087, дворов 284. В приходе селений 22, на пространстве 9 верст от церкви; препятствий к сообщению нет. Успенская церковь, села Домнина, в 3, и Николаевская, села Соболева, в 6 верстах. От Костромы 65 верст…»

Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству... - СПб., 1863, стр. 236

Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленный на основании подлинных сведений и имеющихся по духовному ведомству... - Беляев Иоанн


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 января 2025

Впервые деревня Хрипели упоминается в 1552 г., когда она входила в состав вотчины А.Ю. Писемского. Позднее он определил деревню Троице-Сергиеву монастырю. В 1620 г. есть упоминание: «В вотчине же государыни великой старицы иноки Марфы Ивановны село Хрипели, а в нем церковь Преображение Спасово». Марфа Ивановна Романова построила там деревянную церковь.

В грамоте Марфы Ивановны 1631 года Хрипели именуются в одном месте “сельцом Храпели”, а в нём храм во имя Боголепное Преображение Господа нашего Исуса Христа. В другом месте именуется “селом”, однако в документах 1629-1630 гг. Хрипели названы “погостом”, и где-то в непосредственной близости от погоста находились деревни Большие и Малые Хрипели. В 1631 г. М.И. Романова передала посёлок Новоспасскому монастырю. Центром прихода для домнинской округи в начале XVII века, были храмы погоста Спас-Хрипели, стоявшего несколькими верстами ниже Домнина.

В 1820 году на средства прихожан был закончен и освящён Свято-Преображенский храм на высоком берегу реки Шачи. Здание церкви было кирпичным с пятиглавыми куполами и колокольней.

Расстояние церкви от Костромы составляло 65 вёрст, от г. Буя 37 вёрст, от села Молвитина 5 вёрст. Ограждение вокруг церкви каменное. Престолов было три: 1) в честь Преображения Господня, 2) в честь введения во храм Пресвятой Богородицы, 3) во имя архистратига Михаила. По штату в церкви был положен Священник, Диакон и Псаломщик.

В клировых ведомостях за 1917-1918 г. было указано: прожиточных доходов за 1918 г. было положено 1365 руб. 91 коп., земли при церкви с церковным погостом 8 десятин 603 кв. саженей, пахотной земли 26 десятин 805 кв. саженей, сенокосной 12 десятин 207 кв. саженей. Всего 53 десятины 1086 кв. саженей. Имелись планы на землю и охранялись при церкви. Часть пахотной и сенокосной отдавались в аренду, а остальное обрабатывалось членами причта. Дом для священно служителей церкви деревянный, также прихожанами был построен дом для священника. Диакон и Псаломщик жили в собственных домах. К церкви приписаны три часовни: каменная в д. Панфилово и Деревеньках, и деревянная в д. Коплино.

Опись церковного имущества заведена в 1868 г., хранилась в целости, была проверена в 1916 г. Приходо-расходные книги за шнуром и печатью Консистории с 1916-1918, велись исправно и хранились в целости. Копии метрических книг с 1803 г. Исповедные росписи с 1828 г. В церковной библиотеке находились книги за ключом Старосты и Священника. Неподвижные суммы состояли в кредитном учреждении.

На момент с 1915 г. в Преображенской церкви был священник Николай Александрович Кастальев (25 лет) с доходом 630 руб. 42 коп. Окончил курсы Костромской Духовной семинарии. Перемещён к Преображенской церкви села Хрипелей Буйского уезда (21 августа 1916 г.) Женат на Анне Ивановне. Николай Александрович в апреле 1917 г. участвовал в экстренном Епархиальном съезде представителей клира и мирян в г. Костроме. Дьякон — Василий Васильевич Кудрин с доходом 420 руб. 28 коп. Псаломщик — Павел Иванович Смирнов с доходом 315 руб. 21 коп. Церковный староста — Михаил Павлович Хорев (крестьянин из д. Панфилово) с 1908 года.

Из ведомости о приходе есть список деревень, количество семей (мужчин и женщин), которые были прихожанами Преображенской церкви. Всего прихожан было 426 семей. Количество деревень, которые относились к этой церкви составляло около 23-х. Это деревни: Шипилово, Панфилово, Кондратово, Коровино, Жары, и др.

27 ноября 1883 г. по инициативе причта Преображенской церкви с. Хрипели в приходе была открыта церковно-приходская школа. Обязанности законоучителя принял на себя священник Н. Соболев, учителя А. Горский, должность попечителя – крестьянин М. Кулев. В 1887 г. Хрипелевская церковно-приходская школа принята под попечительство Александровского православного братства, и в 1890 г. она была переведена в новое каменное здание с общежитием для учащихся, стоимостью 10 тыс. рублей. В 1891 г. учреждена женская рукодельная школа с 4-летним курсом, которую в 1896 г перевели в с. Домнино. Вплоть до самой революции Александровское братство создавало в опекаемых им местах школы, мастерские, амбулатории, приюты, богадельни, фермы для распространения передового сельскохозяйственного опыта.

Церковно-приходские школы в Хрипелях и в Домнине по праву стали считаться одними из лучших в Костромской губернии. При школах были устроены мастерские: кузнечно-слесарная для мальчиков и рукодельная для девочек, а также приют для учеников из дальних деревень. На уроках в обеих школах постоянно звучало имя Сусанина, их ученики участвовали в заупокойных богослужениях по своему великому земляку.

С селом Спас-Хрипели косвенно связана судьба земляка Ивана Сусанина родом из соседней деревни Деревеньки. Погост в Спас-Хрипелях был главным религиозным центром для крестьян Домнинской вотчины, в том числе, конечно, и для Ивана Сусанина. Вероятнее всего, что именно здесь он был крещён, здесь венчался и крестил дочь Антониду; на приходском кладбище у стен Преображенского и Михайло-Архангельского храмов, конечно, похоронили его мать (которую, видимо, звали Сусанной) жену, мог быть похоронен тут и его отец. Здесь же, в погосте Спас-Хрипели над Шачей, судя по всему, был первоначально предан земле и сам Иван Сусанин. А затем — скорее всего, после посещения Домнина царём в 1619 году — их перезахоронили в подклете Воскресенского храма, положив на могилу каменную плиту. Произойти это могло только по распоряжению — царя Михаила Федоровича Романова. В 1913 г. к новоосвящённой часовне в честь Ивана Сусанина из Домнина и Спас-Хрипелей шли торжественные крестные ходы с хоругвями и иконами, после чего в ней был отслужен Царский молебен.

В ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых при учебно-показательной сельскохозяйственной ферме Хрипелевского попечительства открыта богадельня на 10 престарелых женщин. В 1913 г. при Хрипелевской одноклассной церковно-приходской школе открыт второй комплект учащихся.

После революции в 1920-1930 годы многие монахи и священники Преображенского храма обвинялись в антисоветской агитации, выражавшейся в монархических настроениях, недовольстве политикой партии и правительства, участии в контрреволюционных церковных группировках. Так священник Преображенского храма Кастальев Николай Александрович, 1893 г. рождения в 1937 г. УНКВД по Ярославской области был приговорен к расстрелу. Расстрелян 17.11.1937. Реабилитирован в 1980г.

Судьба Свято-Преображенского храма, как множество других печальна. Храмы опустели, их использовали под хозяйственные нужды. Свято-Преображенская церковь была разобрана в 1950-х. Сохранилась только трёхъярусная колокольня.

Источник: Статья «Свято-Преображенская церковь в селе Хрипели» на сайте Путешествия Семиэстрель https://www.semiestrel.ru/

Свято-Преображенский храм в Хрипелях


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  30 января 2025

«…Преображенская с. Хрипелей каменная, с такою же колокольней и оградой. Построена в 1820 г. на средства прихожан. Кладбище при церкви в ограде. Престолов 3: а) в честь Преображения Господня, б) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, г) во имя архистратига Михаила 6 сентября. Капитал церкви постоянный заключается: а) в билете внутреннего займа с выигрышем 300 руб. и в) в 50 руб., приходящихся на долю церкви из билета Государственной комиссии по погашению долгов в 100 руб. (половина).

При церкви православным Александровским братством открыто попечительство. Оно дает во время учебнаго года ученикам церковно-приходской школы ночлег и приварок, содержит на свои средства амбулаторную лечебницу (на родине Сусанина), обслуживающую приходы Хрипелевский и соседний Домнинский и сельскохозяйственную ферму. Разстояние от г. Костромы 65 верст, от г. Буя 37 верст. Здесь и ближайшая железнодорожная станция; торговля и почтовая станция в 5 верстах в с. Молвитине. Ближайший медицинский пункт в 2½ версте - Сусанинская лечебница. Ближайшия церкви сел: Домнина 3 версты, Молвитина 5 верст.

Причт: священник, диакон и псаломщик. Средства содержания: казенное жалованье священнику 108 руб., псаломщику 36 руб., диакон жалованья не получает; проценты с капитала в 714 руб. 95 коп.; доход от богослужений и треб - священника около 300 руб., диакона около 200 руб., псаломщика около 100 руб. Священник живет в церковном деревянном доме, диакон и псаломщик в своих, квартирных не получают. Земли: сенокосной вовсе неудобной 12 дес., пахотной удобной 32 дес., неудобной 8 дес. Планы и межевые книги на землю есть.

Прихожан муж. пола 987, жен. пола 1127. Прихожане живут, вследствие малоземелья и недоброкачественности земли, отхожим промыслом - кирпичники. Промысел этот для всех, исключая 5 на 100 богатых подрядчиков, ничего не дает рабочим, отнимая у них в то же время здоровье. В пределах прихода живет около 20 человек раскольников австрийскаго толка, а в соседстве есть церковь австрийскаго священства. Приходских селений 22, на разстоянии 7 верст. Препятствий к сообщению нет.

Школ две: одна церковно-приходская, другая земская…»

Краткие статистические сведения о приходских церквях Костромской епархии. — Кострома: изд. ред. Костом. епарх. ведом-ей, 1911., стр. 228.

Spr-kn-209-407.pdf



Комментарии и обсуждение


Священники: Соболев Николай Иоаннович, (1871); Кастальев Николай Александрович, с 1916. Среди других: Алексей Федорович, дьячок, 1786-(1795), дьякон, ранее 1811; Иорданский Иоанн Данилович, дьячок, 1822-1832; Борков Сергей Евдокимович, дьячок, (1861); Горский Алексей Федорович, дьякон, (1890); Крутиков Леонид, псаломщик, (1910).

Указаны годы их служения; в скобках - год упоминания.

Z183.pdf

30 января 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.