ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нижнеудинск. Церковь Воскресения Христова.


Нижнеудинск. Церковь Воскресения Христова
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Воскресения Христова, Михаила Архангела, Николая Чудотворца, Илии Пророка
Год постройки:Между 1780 и 1785.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Иркутская область, Нижнеудинский район, г. Нижнеудинск

Координаты: 54.914849, 99.025841 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Воскресения Христова, Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.<br>, Нижнеудинск, Нижнеудинский район, Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  20 декабря 2020

Сведения о строительной истории каменной Воскресенской церкви в Нижнеудинске (прежде Удинский острог) недостаточно полно отражены в специальных работах, посвященных храмовой архитектуре Центральной и Восточной Сибири XVIII в. Редкие упоминания об этом, к сожалению, безвозвратно утраченном памятнике, принадлежавшем к кругу произведений мастеров каменных дел Енисейска, в основном ограничиваются краткими указаниями о времени его постройки и об именах его зодчих.

Впервые эти данные о нижнеудинской Воскресенской церкви были опубликованы историком Копыловым А.Н. в труде о развитии сибирской культуры XVII-XIX вв. Автором отмечено, что Воскресенская церковь в Нижнеудинске была выстроена в 1780-1783 гг. енисейскими мещанами С. Злыгостевым и А. Фунтасовым. Беседина О.Н. в статье об исторической застройке Нижнеудинска, дополняя известные по работе Копылова А.Н. сведения, сообщает об освящении Воскресенской церкви в 1785 г. Калинина И.В., исследовав историю православных храмов Иркутской епархии, датирует нижнеудинскую церковь 1780-1785 г.г. С датировкой, предложенной Калининой И.В., согласен автор диссертационного исследования о сибирских каменных храмах Масиэль Санчес Л.К.

Обнаруженный нами в фондах Красноярского краевого государственного архива ряд сильно разрозненных документальных источников не позволяет полностью раскрыть весьма скупо представленную в исследовательской литературе строительную историю Воскресенской церкви в Нижнеудинске, но дает возможность значительно расширить наши знания о ней.

Последняя четверть XVIII столетия была отмечена территориальным и демографическим ростом Подгородней слободы, располагавшейся на противоположном от города Нижнеудинска берегу реки Уды. Ее развитие было связано с массовым земледельческим освоением Нижнеудинского «присуда» после прокладки в середине XVIII в. Московского тракта на участке Красноярск-Иркутск. Примечательно, что размеры деревянной застройки Подгородней слободы более чем вдвое превышали площадь самого Нижнеудинска. На ее территории ввиду многочисленности жителей были расположены присутственные места, здесь же со временем образовался и крупнейший церковный приход, на средства которого была возведена Воскресенская церковь, ставшая первой каменной постройкой города.

Решение о строительстве каменной трехпрестольной Воскресенской церкви в Подгородней слободе города Нижнеудинска было принято на сходе ее жителей в конце 1770-х гг. Земельный участок для церкви был выбран к юго-востоку и несколько в стороне от слободской жилой застройки. По замыслу строителей объем Воскресенской церкви должен был замыкать перспективу центральной улицы слободы, проложенной примерно посередине ее весьма хаотичной планировочной структуры.

В 1780 г. между «выборным» церковным строителем - крестьянином Подгородней слободы Спиридоном Абалаковым и енисейским мещанином Степаном Кондратьевичем Злыгостевым был заключен контракт на крупную по тем временам сумму в три тысячи рублей. По этому контракту С.К. Злыгостев обязался «церковь исправить и привесть в окончание без остановочно и безпрепятственно из народскаго кирпича, извести и протчих материалов». Поручителем по контракту выступал енисейский мещанин А. Фунтасов, непосредственно принимавший участие в строительстве здания. Внушительная сумма контракта позволяет высказать предположение о значительных размерах задуманной постройки.

Заключивший с нижнеудинцами контракт мещанин Злыгостев С.К. принадлежал к числу лучших мастеров города Енисейска – главного центра «каменного дела» обширного Приенисейского края. Вместе со своим младшим братом Иваном, также каменщиком, он обладал богатым зодческим опытом, наработанным за длительный период времени на крупных стройках в своем родном городе. Весьма показательно, что жители Нижнеудинской Подгородней слободы подрядили именно енисейского мастера, хорошо зная о наличии ценных строительных кадров в географически более близком епархиальном центре - Иркутске. Поручитель по контракту и член строительной артели Злыгостева С.К. –  енисейский мещанин Фунтасов А.Л. был специалистом по изготовлению известковых растворов. В документах того времени он указывался как «известной» мастер.

В 1781 г. дьякон нижнеудинской деревянной Архангельской церкви Михаил Лахин просил у Красноярского духовного правления разрешения совершать сбор денег по красноярскому ведомству, а также почтовой подводы для передвижения между населенными местами.

Строительные работы на площадке Воскресенской церкви активно развернулись весной 1782 г. В это время нижнеудинский священник Евдоким Елизарьев, надзиравший за стройкой, сообщал в Красноярское духовное правление о деятельности подрядчика Злыгостева С.К.: «... теску заготовленного кирпича апреля месяца в последних числах с нанятыми ево работниками вступил, которую теску уповательно недели через две во окончание на удобное ныне число привести может и по окончании хочет вступить в кладку стен». Это обстоятельство позволяет предположить, что фундаменты Воскресенской церкви были выполнены в течение строительного сезона 1781 г., а возведение конструкций надземной части здания началось не ранее весны 1782 г.

Согласно церковным приходно-расходным книгам, в марте - июне 1782 г. Злыгостеву С.К. и Фунтасову А.Л. были выплачены деньги за работу на Воскресенской церкви. Первому из них - подрядчику Злыгостеву С.К. было выдано «в число договорной по заключенному с ним контракту суммы» - 433 руб. 50 коп. Фунтасову А.Л., видимо, за поставку извести было отпущено 28 руб. 30 коп.

Из «доношения» С.К. Злыгостева, направленного им в ноябре 1783 г. в Удинскую комендантскую канцелярию, становится известно, что между прихожанами во главе со строителем Абалаковым и енисейским мастером возник конфликт, следствием которого стала полная остановка строительных работ. Злыгостев С.К. жаловался на церковного строителя и прихожан за нерадивость в обеспечении стройки материалами и денежными средствами, а также за нарушения условий контракта и различные «препятствия» к его исполнению. По словам Злыгостева С.К., вынужденно проживавшего без дела в Удинском остроге, отсутствие оплаты привело его в «крайнее разорение и нищету». Этим же обстоятельством Злыгостев С.К. объяснял невыплату им «крепостной» пошлины с заключенного контракта. Прихожане же во главе с церковным строителем Спиридоном Абалаковым обвиняли подрядчика в «непорядочных поступках» при определении стоимости работ. Из документов следует, что за несколько месяцев до этого Злыгостев С.К. был отстранен от работы, и вместо него в Красноярске прихожанами был подряжен другой мастер – енисейский мещанин Козьма Месников. С ним осенью 1783 г., во время его приезда в Удинский острог, был заключен контракт на строительство Воскресенской церкви по более низкой цене.

Документы о строительстве того времени нередко содержат сведения о смене подрядчиков в процессе возведения каменных построек. Так, в 1760-х гг., из-за «неисправности» в работе от исполнения подряда на сооружение Воскресенского собора в Красноярске был отстранен енисейский житель П.Т. Сокольников. В 1811 г. прихожанами строящейся красноярской Благовещенской церкви взамен непонравившегося иркутянина И. Прохорова, был нанят енисейский мастер И. Огрысков.

Более поздние документы архива сообщают, что в результате разбирательства конфликта, к февралю 1784 г. с Злыгостевым С.К. был заключен новый контракт «по народскому согласию и по уменьшению церковной в строении препорции» на сумму в полторы тысячи рублей. Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе возведения Воскресенской церкви ее первоначальный архитектурный замысел был по желанию прихожан изменен. Для строящейся церкви по строительной практике того времени, видимо, был выбран новый архитектурный образец, который и повлиял на окончательный облик постройки. В это время сменилось и руководство стройкой. После отъезда из Нижнеудинска крестьянина Спиридона Абалакова, записавшегося в красноярское купечество, новым церковным строителем был определен местный священник Евдоким Елизарьев.

В 1785 г. по неизвестной нам причине произошла очередная смена подрядчика нижнеудинской Воскресенской церкви. Для достройки здания в Красноярске был подряжен мастер крестьянин Федор Новоселов, числившийся среди красноярских жителей – лиц, временно записанных в посад. По просьбе Ф. Новоселова нижнеудинским священником Трусовым «в каменную работу» были наняты каменщики красноярские крестьяне Бутаков и Коломенский, находившиеся с августа 1784 г. у бывшего красноярского воеводы князя Пелымского И.Я., вероятнее всего, на строительстве особняка – первого каменного жилого дома в городе. По уговору с Пелымским И.Я. из месячной платы, назначенной нижнеудинцами Бутакову и Коломенскому, удерживалась часть денег для возврата князю.

Имеющиеся в нашем распоряжении документальные источники не позволяют определить объем и характер строительных работ, выполненных артелью Федора Новоселова. Известно лишь, что в июне 1785 г. в красноярское духовное правление из тобольской консистории поступил антиминс и грамота на освящение Воскресенской церкви. Но «за несовершением достройкою» здания освящение холодного храма в это время не состоялось.

Заказчиками и строителями нижнеудинской церкви в последующее время были предприняты меры по завершению работ, связанных с оборудованием интерьера холодного Воскресенского храма. В октябре 1790 г. красноярским мещанином Федором Тимофеевичем Ушаковым было выдано «договорное обязательное письмо» пономарю села Ладейского красноярского заказа Алексею Ивановичу Рачковскому об изготовлении за триста рублей иконостаса в холодный храм нижнеудинской Воскресенской церкви. Поручителем по этому договору, «засвидетельствованному» в красноярском магистрате 5 ноября 1790 г., выступил красноярский мещанин Илья Иванович Агапитов. Это обстоятельство позволяет не только определить время проведения работ по оборудованию интерьеров Воскресенской церкви и установить круг лиц, принимавших непосредственное участие в этих работах, но и отказаться от устоявшегося мнения о завершении строительства и освящении здания в 1785 г.

Приводим текст договора резчика Ф.Т. Ушакова, раскрывающий некоторые подробности процесса украшения интерьеров приенисейских храмов конца XVIII в. резными иконостасами. «Зделать мне Ушакову собою и своими работными людьми во оной Воскресенской церкви иконостас по примеру имевшагося в городе Красноярске в соборной Воскресенской же церкви иконостаса и царские двери с Евангелистами и предстоящими ангелами или оные и по осободанному рисунку резкою и в иконостасе и столярною работою, на что и получен мне от него Рачковского рисунок, показанную работу начать и производить будущего 1791 г. февраля с первого числа и со всею работою кончить ноября к первому числу онаго 1791 г., причем клей мне употреблять свой, а для той работы лес сколько какого потребно будет употреблять церковной…». Из текста договора следует, что пономарем А.И. Рачковским, действовавшим по доверенности от строителя нижнеудинской церкви – священника Михаила Лахина, образцом будущего иконостаса главного престола Воскресенской церкви был выбран авторитетный источник – высокий иконостас одноименной соборной церкви (1761-1773 гг.) в Красноярске. Примечательно, что по условиям договора Ф.Т. Ушакову был выдан «рисунок» с изображением некоторых резных деталей будущего иконостаса.

Судя по документам церковного архива, Ф.Т. Ушаков, прибыв в феврале 1791 г. в Нижнеудинск, занялся заготовкой дерева, необходимого для резных работ. Однако, в июле этого же года, Ф.Т. Ушаков по решению нижнеудинских властей был выслан в Красноярск, где за ним числились не исполненные обязательства по подряду иконостаса в красноярскую Покровскую церковь (1785-1795 гг.). На обращение заказчиков о возвращении Ф.Т. Ушакова в Нижнеудинск бургомистром красноярского магистрата Пороховщиковым был дан отрицательный ответ. Объясняя свой отказ, Пороховщиков ссылался на просьбу строителя красноярской Покровской церкви дворянина Михаила Ивановича Юшкова о необходимости удержания Ф.Т. Ушакова до окончания работ по подряду иконостаса. Ввиду того, что Ф.Т. Ушакову оставалось завершить лишь царские врата красноярского иконостаса, на что ему по оценке Рачковского А.И. требовалось не более трех дней, можно предположить, что красноярский резчик в последствие продолжил свою работу в Нижнеудинске.

В январе 1794 г. с одобрения прихожан новым церковным старостой был избран крестьянин нижнеудинской Подгородней слободы Афанасий Елизарьев, который испрашивал у красноярского духовного правления «благоволения» о выдаче шнуровой книги для записи приходов и расходов, видимо, с целью завершения работ по оборудованию интерьеров Воскресенской церкви.

Из письма, направленного осенью 1794 г. из тобольской консистории в красноярское духовное правление, следует, что к этому времени холодный храм Воскресенской церкви по-прежнему оставался не освященным. Грамота на освящение церкви и антиминс, выданные в 1785 г. тобольскими духовными властями, хранились в красноярской соборной церкви. Лишь в ноябре 1794 г. в связи с отчислением нижнеудинской Воскресенской церкви к Иркутской епархии по указу тобольской консистории было принято решение о передаче грамоты и антиминса в эту приходскую церковь. Таким образом, оборудование интерьера и освящение холодного храма Воскресенской церкви в Нижнеудинске произошло после 1794 г.

Здание каменной Воскресенской церкви было показано на генеральном плане уездного города Иркутского наместничества Нижнеудинска 1798 г. Вместе с Воскресенской церковью был отмечен и проектируемый каменный Вознесенский собор (заложен в 1811 г.).

Очень плохого качества фотография нижнеудинской Воскресенской церкви, имеющаяся в нашем распоряжении, позволяет высказать лишь самые общие соображения об архитектурном облике этой постройки. Форма плана нижнеудинского памятника с трапезной, изначально объединенной с боковыми приделами, могла быть заимствована у таких более ранних и авторитетных образцов как Крестовоздвиженская (1747-1760 гг.) и Троицкая (1750-е–1778 гг.) церкви в Иркутске, а также, учитывая енисейское происхождение подрядчика Злыгостева С.К., у Троицкой церкви (1772-1778 гг.) в Енисейске.

Большое сходство объемная композиция Воскресенской церкви имела с ныне утраченной Спасской церковью в Верхнеудинске (1786-1800 гг.), строившейся практически одновременно. Их роднит не только использование одинакового типа завершения храма «малым» восьмериком, но и наличие придельного храма во втором ярусе колокольни.

Лишенные полуглавий двухсветные храмовые четверики обеих построек завершались горизонтальным карнизом как в Крестовоздвиженской (1747-1760 гг.), Чудотворской (1740-е–1767 гг.) и Знаменской (1757-1762 гг.) церквях в Иркутске, композиция храмовых объемов которых восходила к более ранней Никольской «Гостинодворской» церкви (1720-е гг.) в Великом Устюге. Отличительной чертой обеих построек были световые люкарны с треугольными завершениями, врезанные в осевые лотки восьмигранного свода храмового четверика. Этот композиционно-конструктивный прием, использованный зодчим Стахиевым А.Д. в храмовом завершении Христорождественской церкви (1755-1758 гг.) девичьего монастыря в Енисейске, в дальнейшем нашел свое место на сводах Одигитриевского собора (1741-1785 гг.) в Верхнеудинске, Спасского собора (1783-1789 гг.) в Селенгинске и Спасской церкви (1791-1818 гг.) в забайкальском селе Турунтаеве.

Громоздкая четырехгранная колокольня нижнеудинской Воскресенской церкви явно имела позднее происхождение и вносила элемент значительной дисгармонии в архитектурный облик постройки.

Нижнеудинская Воскресенская церковь принадлежала к числу произведений каменной архитектуры Центральной Сибири последней четверти XVIII века, отличавшихся синтезом енисейских и иркутских зодческих традиций. Факт участия в создании этой постройки енисейских мастеров каменных дел еще раз подтверждает мнение о широкой географии их творческой деятельности и высокой квалификации.

Статья написана в 2010 г.

Автор: Константин Юрьевич Шумов



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.