ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большеокинское (акватория Братского водохранилища). Церковь Илии Пророка.


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Илии Пророка
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1906 и 1910.
Год утраты:приблизительно 1960
Адрес:
Россия, Иркутская область, Братский район, акватория Братского водохранилища близ с. Большеокинское

Координаты:55.842145, 101.776547 (приблизительно)
Проезд:водным транспортом


Добавить фотографию
Церковь Илии Пророка - Большеокинское (акватория Братского водохранилища) - Братский район - Иркутская область
Фото из книги "Православные храмы Иркутской епархии" М2000.
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Илии Пророка - Большеокинское (акватория Братского водохранилища) - Братский район - Иркутская область
Фото с сайта http://irkipedia.ru/content/bolsheokinskoe_municipalnoe_obrazovanie
Андрей Агафонов
1 января 1913
Церковь Илии Пророка - Большеокинское (акватория Братского водохранилища) - Братский район - Иркутская область
Фото советского периода из частного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  8 октября 2021

Центром духовной жизни села была церковь. В 1731 г. по описи Илимского заказа церковь именуется Окинской Ильинской церковью. В 1776 г. крестьяне села Большеокинска добились у архиерея разрешения перенести церковь из Спасской пустыни в своё селение, где у них сгорела своя церковь в 1770 году. Прихожанами, кроме большеокинцев, являлись жители близлежащих деревень. Церковь была освещена в 1778 г. Сохранилось описание церкви: «церковь была одноэтажной, деревянной, в подвалах печка и кладовая. В пролёте между церковью и трапезной 4 колонны, в паперти – круглый столб. Стены обшиты и выбелены известью. Кровля на два ската. Две главы – на храме и на притворе… Колокольня круглая».

Церкви в те времена строили в селениях, где насчитывалось несколько десятков дворов. Самыми населёнными из 34 деревень Братского Острога были к 1723 г.: Шамановский погост (27 дворов), село Братск (25 дворов), Долоново (18 дворов), Большой погост на Оке – Большеокинск (13 дворов). В Большеокинске существовала семейная преемственность церковных должностей, где наиболее распространённой среди клира была фамилия Тютиковых. С 1785 по 1786 год в Большеокинской слободе Ильинской церкви священником был Никифор Тютиков.

В 1863 г. Большеокинская Ильинская церковь была приписана к Тулуновской Покровской церкви. Благочинным был священник Покровской церкви Иоанн Федорович Чирцов. Ильинская церковь находилась в 573 верстах от г. Иркутска. 15 мая 1863 г. священником Большеокинской церкви Петром Корнаковым просвящен в святом крещении еврей Янкель Иорт (Беркович) и наречен Александром.

Иркутские Епархиальные ведомости (№ 38 1863 года) писали о чуде, которое произошло в Большеокинске: «22 августа 1863 г. в 12 часов дня, произошел сильный пожар при сильном ветре. Пожар истребил до основания всю постройку, начатую для причта. Большеокинская Ильинская церковь находилась в опасном положении, так как в некоторых местах близ ее загорелось. Прихожане, за отсутствием местного священника, который был на требах, приступили к выносу из церкви вообще всего имущества в более безопасное место, и даже приступили к разборке иконостаса. В это время вернулся священник и остановил до времени разбор иконостаса, а вместо этого приступил к совершению молебна в церковной ограде. И при пении тропаря «Заступница Усердная», ветер, дувший прямо на церковь, переменил свое направление и пошел дождь. И благодарение Богу, церковь осталась невредима».

Тогда же в Большеокинске сгорел дом, строившийся для церковного причта и старый экономический магазин с хранившимся в нем хлебом. Пожар произошел от неосторожности плотников, работающих в помянутых домах. Убыток от пожара неизвестен. (Иркутские Губернские ведомости, 1863, № 45). Те же Иркутские епархиальные ведомости писали о событиях, происходивших в Большеокинской церкви. 15 сентября 1863 г. Большеокинск посетил Владыко Иркутский Евсевий. Он удалил от занимаемого им места, как незнающего причетнических предметов, впредь до изучения тех предметов, пономаря Большеокинской Ильинской церкви Константина Тютикова. 23 марта 1864 г. Константин Тютиков переведен к Троицкой церкви с. Тангуй исправлять должность пономаря.

31 октября 1863 г. исполняющий должность пономаря в Кафедральном соборе г. Иркутска Александр Попов переведен на пономарскую вакансию к Ильинской церкви с. Большеокинск.

В 1864 г. был образовано новое благочиние. Благочинным назначен о. Александр Каллистов из с. Кежма. В это благочиние вошел и Большеокинск. 18 января 1865 г. и.д. пономаря при Тангуйской церкви Константин Тютиков, был определен и.д. пономаря к Большеокинской Ильинской церкви на один год.

В период 1869-1885 гг. священником Ильинской церкви был Пётр Корнаков, пономарём — Константин Тютиков, дьячком — Чирцев Константин Емельянович (в 1869 г.), который позже становится псаломщиком.

1 февраля 1875 г. село Большеокинское посетил Преосвященный епископ Иркутский Вениамин. В 5 часов вечера началось всенощное бдение. Преосвященный сказал проповедь о смерти, почему нужно помнить ее и что нужно делать, чтобы встретить оную без боязни. После Всенощной Владыка занимался ревизией документов и принятием просьб. Приход Большеокинский состоял из 1500 душ обоего пола. Определением Иркутского Епархиального Начальства на 27 октября 1877 г. утвержден на будущее трехлетие 1878-1880 гг., старостой при Большеокинской Ильинской церкви крестьянин Филарет Иванович Больших-Шапок.

В 1877 г. в с. Большая Када построили Иннокентьевскую церковь и приписали её к Большеокинскому храму. Освящал церковь о. Иннокентий Каллистов. 18 июля 1896 г. из Иркутского Кафедрального собора переводят, согласно его прошению, студента Духовной Семинарии Леонида Михайловича Малышева. 29 ноября он был рукоположен в сан диакона, а 1 декабря — во священника. В 1899 г. его назначают заведующим Братско-Острожным благочинием.

20 апреля 1880 г. священник Большеокинской Ильинской церкви Петр Корнаков был награжден скуфьей. 3 января 1881 г. согласно приходскому приговору, утвержден на трехлетие церковным старостой Большеокинской Ильинской церкви крестьянин Долоновского селения Косьма Замаратский.

В середине мая 1881 г. была выдана грамота церковному старосте Большеокинской церкви крестьянину Иннокентию Беломестных, за заслугу и пожертвования по духовному ведомству.

17-19 ноября 1883 г. Определением Иркутского епархиального начальства утвержден в должности старосты к Большеокинской Ильинской церкви, согласно представлению благочинного священника Александра Каллистова, крестьянин Михаил Исидорович Потапов.

В 1885 г. псаломщик Большеокинской Ильинской церкви Константин Емельянович Чирцев за долговременную службу и примерное его поведение Его Высокопреосвященством архиепископом Вениамином награжден рясою.

2-4 декабря 1886 г. был утвержден старостою с 1887 по 1890 гг. Михаил Ефимович Больших-Шапок. Определением Иркутского епархиального начальства утвержден на трехлетие с 1890 по 1892 г. крестьянин Андриан Косьмич Татаринов в должности церковного старосты.

30 августа 1892 г. умер с полным христианским напутствием священник Большеокинской Ильинской церкви Петр Кириллович Корнаков, 64 лет. 20 апреля 1895 г. псаломщик Падунской Зосимо-Савватеевской церкви Гавриил Лютиков, согласно его прошению, назначен на должность псаломщика к Ильинской Большеокинской церкви.

Кроме большеокинцев, прихожанами Ильинской церкви были жители Малокадинской, Долголугской, Долоновской и Калтукской деревень. К 1896 г. к Большеокинской Ильинской церкви были приписаны деревни: слобода Большекадинская в 16 верстах от церкви с населением 560 душ; дер. Долоново в 10 верстах с населением 350 душ; дер. Даниловская в 6 верстах с населением 250 душ. 15 сентября 1892 г. по резолюции его Высокопреосвященства Гадалейский священник Иннокентий Каллистов переведен к Большеокинской Ильинской церкви.

С 1893 г. по 1896 г. церковным старостой утвержден крестьянин Большеокинска Иван Кириллович Перфильев. С 30 сентября 1894 г. по 1 января 1903 г. утвержден церковным старостой крестьянин д. Долоново Дмитрий Галактионович Попов.

До сих пор с уважением вспоминают старейшие жители села священника и законоучителя местной церковно-приходской школы о. Василия Шелашникова. Он служил при Ильинской церкви с 1899 по 1916 гг. до перевода его в Троицкий храм г. Зимы. Под его руководством было возведено новое здание Ильинской церкви, освящённое 19 июля 1910 г. Здание было бревенчатое, одноглавое, построенное в виде корабля. Полусфера купола покоилась на восьмигранном основании – глухом, без оконных проёмов, барабане. С церковью соединялась переходом (трапезной) трёхъярусная шатровая колокольня, на которой было 12 колоколов плюс один большой колокол. Было на колокольне 4 окна, в каждом по три колокола. Завершало строение луковица с крестом. Построенная в традиционном русском архитектурном стиле, Ильинская церковь, несомненно, была украшением села. «Значительное увеличение прихода, а также ветхое состояние старой церкви послужило поводом к закладке в 1906 г. ещё одной деревянной церкви с колокольней. Освящение её состоялось 19 июля 1910 г. во имя Илии Пророка. В 1910 г. в её приход входило 349 дворов, с населением в 2200 человек». (Из справки Братского городского объединённого музея). В 1902 г. о. Василий Шелашников был награжден набедренником. В мае 1907 г. ко дню Святой Пасхи Его Высокопреосвященством Тихоном — Архиепископом Иркутским и Верхоленским, священник Большеокинской церкви Василий Шалашников награжден скуфьею.

Среди ближайших помощников о. Василия в начале ХХ века псаломщик Гавриил Стефанович Лютиков и церковный староста Симеон Иосифович Семидельских. При церкви был организован хор, состоящий из сестёр Чекановых (Марфы, Агафьи, Евдокии, Анастасии, Евгении) и сестёр Храмцовых. Девушки имели красивые и сильные голоса, их пение производило большое воздействие на верующих. «Приход Большеокинской Ильинской церкви, состоящий в основном из крепких, работящих и зажиточных крестьян, жил традиционным русским укладом, важнейшей частью которого была Православная вера. Православный календарь с его годовым циклом определял каждый день их жизни. Было время для поста и работы, было и для праздников. Праздники памятны, а будни забывчивы… Видимо поэтому в памяти долгожителей остались дни, когда в сёлах отмечались церковные, особенно престольные праздники. С тоской об ушедшем вспоминали они их душевность и чистоту».

Приловский С. История Большеокинска, http://bratsk-starina.ru/приловский-с-история-большеокинска/



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.