Село Большие Липяги Валуйского уезда и находящаяся в нем Николаевская церковь, первоначально построенная (1699 г.) на пожалованные царем Петром I средства в г. Валуйках.
Были времена. Татары часто тревожили и грабили наших предков. А теперь. Вот женщина, одна-одиношенька, спокойно полет подсолнухи. Там мальченка важно пасет овец. Тихо и мирно кругом. Так думалось мне, когда я подъезжал по железной дороге к г. Валуйкам. Этот город, как известно, основан в 1599 году, согласно указу царя Бориса. Виачале этот город служил крепостью, защищающею русскую землю от набегов татар. Был здесь и Петр Великий. Но с течением времени свое значение, как военной крепости, город потерял. И в настоящее время почти уже ничто не говорит о былом, прошедшем города. Время все сокрушило и тем более, что и сами-то валуйчане не особенно внимательно относились к своему былому. Говорим это на том основании, что валуйчане, напр., в 1861 году приложили все свое старание, чтобы избавиться от бывшаго в их городе „царскаго собора“, построеннаго в 1699 г. „по указу Царя Петра Алексеевича на Государевы казенныя деньги и на собранныя ратных и градских людей“. Предание говорит, что Великий Государь не только жертвовал деньги на построение этого собора, не только дал собственный „рисунок“ для него, но и сам принимал участие в заботах по устройству его. И вот этот-то в высшей степени интересный и дорогой памятник валуйчане не пожалели и продали за 3300 р. в с. Большие Липяги.
Старожилы и теперь помнят, как разбирали „царский собор“ и клали на подводы. „Когда собор был разобран, когда последнее дерево было положено на сани, я невольно заплакал“, - так говорил мне один валуйский старожил. И было, конечно, чему плакать. Но с продажей собора не все прошлое ушло из Валуек. В новом соборе и теперь сохраняется несколько древних икон, книг и проч. Особенно замечательна из них Владимирская чудотворная икона Божией Матери (список с иконы, писанной Св. Евангелистом Лукою). По преданию, эта икона вместе с другими иконами была доставлена в новопостроенный „царский собор“ по распоряжению Петра Великаго из Москвы. Из Москвы до Валуек эта икона сопровождалась многочисленным крестным ходом. Она и в настоящее время пользуется большим почитанием; многие прибегают к ней за помощью и получают, по вере своей, просимое. Икона в богатой серебряной ризе; не так давно ее украшало драгоценное ожерелье с большим алмазом. Происхождение этого ожерелья весьма интересно.
В Валуйском крае в 18 веке было две славных фамилии: Рябинины (потомки которых и теперь благополучно здравствуют в Валуйском у.) и Безгины. Рябинины ведут свой род от воеводы Рябинина, который был прислан на „Валуйку“ царем Иоанном Грозным; Безгины же ведут свой род от воеводы Безгина, присланнаго на Валуйку Петром Великим. Этот Безгин был женат, как говорит предание, на какой-то болгарской княжке, бывшей в фаворе у Петра Перваго до женитьбы его на Екатерине. Вступив в брак с Екатериною, император Петр Великий выдал княжну за Безгина и послал последняго в Валуйки. Княжна была награждена Великим царем разными драгоценными подарками, в том числе и ожерельем. С течением времени произошло следующее. Один из Безгиных встретился на охоте с одною из дочерей Рябинина. Произошло знакомство, которое кончилось браком. К этой молодой чете перешло и ожерелье, а от них уже оно поступило, как усердный дар, на Владимирскую икону Божией Матери...
По материалам: Воронежские Епархиальные Ведомости № 40, 1915 г.; Т. Олейников. Текст набран современным шрифтом с сохранением оригинальной орфографии и пунктуации монахом Илией (Каунниковым)