ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кирилловские Танищи, урочище. Церковь Димитрия Солунского.


Кирилловские Танищи, урочище. Церковь Димитрия Солунского
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Димитрия Солунского
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:приблизительно 1731 - 1750.
Год утраты:приблизительно 1930
Адрес:
Вологодская область, Кадуйский район, Кирилловские Танищи, урочище

Координаты: 59.52186, 36.581777 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Димитрия Солунского, Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645679)<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645679)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Церковь Димитрия Солунского, Интерьер. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645723)<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Интерьер. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645723)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Церковь Димитрия Солунского, Интерьер. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645695)<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Интерьер. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645695)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Церковь Димитрия Солунского, Портал. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645697)<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Портал. Фото 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 47645697)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Церковь Димитрия Солунского, Фото Макарова Владимира Кузьмича 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 51554821)<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Фото Макарова Владимира Кузьмича 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 51554821)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Церковь Димитрия Солунского, Фото Макарова Владимира Кузьмича 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 51554858)<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Фото Макарова Владимира Кузьмича 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 51554858)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Церковь Димитрия Солунского, Фото Макарова Владимира Кузьмича 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 51554829)<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Фото Макарова Владимира Кузьмича 1931 г. из фондов Череповецкого музея. (ГК № 51554829)
Дмитрий Волохов
1 июня 1931
Церковь Димитрия Солунского, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Церковь Димитрия Солунского, Фото взято с группы https://vk.com/wall-204413136_480<br>, Кирилловские Танищи, урочище, Кадуйский район, Вологодская область
Фото взято с группы https://vk.com/wall-204413136_480
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)samoyloff.aleksandr2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Кирилловский Танищский погост, одно из старейших поселений Белозерского края, находился в 1 километре севернее деревни Осека, на левом берегу реки Суда. Впервые он упоминается под названием «Старый погост» во вкладной грамоте князей Кривоборских в Кирилло-Белозерский монастырь, датируемой 1560-61 годами. Есть основания полагать, что приход на Танищском погосте был основан не позднее XV века. Первым из известных владельцев местности вокруг Танищского погоста был Иван Александрович Кривоборский, служивший воеводой в годы царствования Ивана IV Грозного. Ему принадлежали два села и деревни по левому берегу Суды. Вероятно, Иван Александрович получил их за службу или приобрёл в первой половине XVI века.

Согласно грамоте 1557/58 годов, составленной уже после смерти Ивана Александровича и подписанной его сыновьями, по всей видимости исполнявшими волю покойного отца, село Танищи с 22 деревнями были переданы игумену Троице-Сергиевой лавры Иоасафу. Впоследствии этот комплекс получил название Троицкие Танищи. В той же грамоте отмечено, что деревни Порог и Тырпуч (Тырпец) уже принадлежат монастырю. Скорее всего, эти деревни были пожертвованы Троице-Сергиеву монастырю самим князем ещё при жизни.

В 1560-61 годах сыновья Ивана Александровича передают в Кирилло-Белозерский монастырь оставшиеся в их распоряжении Старый погост село Танинское (Танищи), деревни Осечище (Осека), Крюково, Рычконец (Рыканец), Кощеново (Кошелево), Могилицы, а также пустоши Терехово и Агафоново. Комплекс этих деревень впоследствии именовался Кирилловские Танищи. Но по причине того, что вкладчики и монастырские власти своевременно не закрепили сделку в книге Поместного приказа, село Танищи - Старый Погост с деревнями были переданы в поместья детям боярским «по государеву указу». Потребовалась специальная грамота Ивана IV Грозного от 27 марта 1566 года, чтобы вернуть Танищские деревни Кирилло-Белозерскому монастырю.

Следующие упоминания о Кирилловских Танищах встречаются в хозяйственных документах 1599 года и переписных книгах монастыря за 1601 год. В книге вотчин Кирилло-Белозерского монастыря называются также деревни Шигодские и Порог, что свидетельствует о постепенном расширении его владений, в том числе за счёт земель Троице-Сергиевой лавры. Очередные крупные перемены в судьбе Танищского комплекса связаны с реформаторской деятельностью Петра I.

В 1703 году, когда были основаны Тырпецкие заводы, своим указом Пётр приписал к ним обе Танищские волости - как Кирилловскую, так и Троицкую. После закрытия заводов большинство селений Танищского комплекса, перешли во владения местных помещиков, а бывшие центры вотчин - Кирилловские и Троицкие Танищи - стали центрами обычных сельских приходов.

Первый храм на Кирилловском Танищском погосте был построен не позднее XV века. С момента основания и на протяжении всей документально фиксируемой истории прихода он носил посвящение в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Так, уже в самом раннем известном акте 1560-61 годов церковь упоминается с посвящением в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1626-27 годах сообщается о наличии на погосте шатровой церкви с тем же посвящением.

В «Переписной книге церквей и причтов» 1665 года сообщается: «Церковь святого Иоанна Предтечи усекновения его Честныя Главы в Белозерском уезде, Кириллова м[онастыря] в вотчине, в селе Танищах. Служит поп Гурей Акелсимов, детей у него 1 сын Иван, грамоте учен. В приходе, по его сказке, 28 дворов». Около 1704 года деревни Кирилловского Танищского прихода были переданы соседним Тырпецким заводам, о чем в «Переписной книге вотчин Белозерского уезда, что отписаны к Тырпецким железным заводам, Алексея Иванова сына Епанчина» сказано: «Суцкого стану... Кирилова монастыря что была вотчина село Танища... На погосте церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи здание деревянное...» Упомянутый в этом документе храм сгорел, и в 1731 году была выдана грамота на постройку новой церкви. В каком году был построен новый храм - неизвестно, но, безусловно, его можно отнести к шедеврам деревянного зодчества.

Согласно отзыву известного искусствоведа академика архитектуры П.П. Покрышкина, церковь представляла собой «редкостный в своём роде памятник древней архитектуры по древнейшему клетскому типу и по удивительной изысканности, красоте и изяществу деталей внутреннего устройства». Однако судьба этого храма оказалась крайне непростой. В 1809 году на погосте была построена каменная церковь, первоначально освящённая во имя преподобного Кирилла Белозерского. Позднее в храме был устроен холодный придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1828 году состоялось торжественное освящение каменного храма, тогда же деревянный Предтеченский храм был переосвящён во имя великомученика Димитрия Солунского.

В XIX веке Кирилловский Танищский приход был небольшим, и поэтому необходимости в содержание двух храмов не было. Престол, иконостас и церковную утварь из деревянного храма перенесли в новый каменный, где был устроен придел Димитрия Солунского.

Постепенно разрушаясь, старинная Димитриевская церковь простояла почти 100 лет. Вместе с тем, священнослужители и прихожане исправно заботились о благосостоянии каменного храма, о чём можно узнать из указов духовной консистории. 13 сентября 1885 года причту и старосте Кирилловской Танищской церкви «разрешено купить для их церкви новый колокол весом в 30 пудов на средства прихожан, не касаясь церковных». 10 мая 1895 года причту и старосте «отремонтировать вверенную им церковь с употреблением 1050 рублей из церковных сумм».

17 июня 1907 года при Кирилловской Танищской церкви состоялось «торжество поднятия вновь пожертвованного бывшим старостой сей церкви крестьянином деревни Рыконца Филиппом Ильиным креста на главу местного холодного храма». Последнее событие сильно изменило жизнь удалённого и забытого церковного погоста, который внезапно оказался в центре внимания ведущих русских архитекторов. Началось всё с того, что крестьяне деревни Рыконец пожелали разобрать древнюю Димитриевскую церковь, находившуюся в аварийном состоянии, чтобы использовать материал для постройки в своей деревне часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери. Соответствующее прошение было направлено в Новгородскую консисторию. Разрешение по сносу и переустройству храмов требовало обязательного согласования с Императорской археологической комиссией (ИАК).

Новгородская консистория 21 октября 1907 года направила в комиссию следующее прошение: «Причт и староста Кирилловской Танищской церкви Белозерского уезда в октябре сего года обратились к епархиальному начальству с просьбой о том, что при сей церкви имеется ветхая деревянная церковь, неизвестно когда построенная в честь великомученика Димитрия Солунского... Церковь почти без крыши и сильно наклонилась в сторону каменной церкви, на которую грозит своим падением. Расстояние от деревянной церкви до каменной 3,5 сажени. Крестьяне Танищского прихода деревни Рыканца заявили причту и старосте, что они в своей деревне желают построить часовню в честь Смоленской иконы Божией Матери и просят ходатайствовать о перенесении деревянной ветхой церкви на часовню в их деревне... Если же храм не разрешено будет перенести на часовню, то причт и староста просят разрешить разобрать его на дрова. Местный благочинный свидетельствует, что церковь великомученика Димитрия Солунского действительно ветха и грозит падением. По словам старожилов, богослужение в сем храме прекращено со времени построения каменного храма в 1820 году...»

К прошению была приложена фотография Димитриевского храма. Ознакомившись с фотографией, археологическая комиссия сделала однозначный вывод: храм очень древний и относится к ценным памятникам деревянного зодчества. Его обязательно следует сохранить. На ближайшем заседании было принято решение: «Вследствие отношения от 21 декабря 1907 г. № 18025, Императорская археологическая комиссия имеет честь уведомить, что ею разрешается перенесение деревянной церкви св. Димитрия Солунского, но с непременным условием сохранения и по возможности восстановления её первоначальных архитектурных форм...» Разумеется, крестьяне деревни Рыконец не могли выполнить распоряжение Императорской археологической комиссии. Реставрация храма требовала значительных материальных средств, которых у Танищских прихожан попросту не было. Поэтому от постройки часовни решили отказаться, а церковь разобрать и использовать на дрова для отопления каменного храма.

3 ноября 1909 года Новгородская духовная консистория направила в ИАК очередное ходатайство, с новым пожеланием прихожан Кирилловских Танищ. Конечно же, столичные архитекторы с такой постановкой вопроса согласиться не могли и 27 ноября 1909 года направили следующий ответ: «В Новгородскую духовную консисторию. Императорская археологическая комиссия имеет честь уведомить консисторию, что Танищская церковь Белозерского уезда, как носящая все признаки глубокой древности и важная в архитектурном отношении может быть лишь перенесена или отремонтирована на теперешнем месте, но никак не уничтожена». Тем не менее, Танищские прихожане, считавшие бессмысленным тратить деньги на восстановление ненужного им храма, не теряли надежды о получении согласия архитектурной комиссии на разборку Димитриевской церкви.

13 сентября 1911 года Новгородская консистория обращается в ИАК с новым прошением о разборке старинного храма. Ответ комиссии, разумеется, вновь был отрицательным. Кроме того, ИАК выразила пожелание к Новгородской консистории, по возможности, отремонтировать Танищскую церковь своими силами. Только после того как из Новгорода пришёл ответ о невозможности ремонта храма и с предложением Императорской археологической комиссии взять на себя ответственность за сохранение Димитриевской церкви, дело сдвинулось с мёртвой точки. ИАК запросила у Новгородской духовной консистории архитектурные чертежи храма и фотографии всех его наружных фасадов и внутренних интерьеров.

10 мая 1913 года консистория прислала все необходимые материалы. Ремонт был назначен на 15 мая 1914 года. Понимая сложность и ответственность восстановления древнего храма, в Танищи был командирован один из ведущих специалистов в области древнерусского зодчества академик архитектуры Пётр Петрович Покрышкин, который сделал необходимые замеры и дал рекомендации по восстановлению храма. Все работы по ремонту Димитриевской церкви были завершены в том же 1914 году. Обошлись они в довольно незначительную сумму, всего... 200 рублей, так как помимо ремонта кровли потребовалась замена всего двух брёвен из нижнего венца храма. Так завершилась семилетняя эпопея борьбы столичных архитекторов за сохранение одного из наиболее ценных памятников Белозерского края.

К сожалению, ни один из храмов Кирилловского Танищского прихода до наших дней не сохранился. Каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был закрыт не позднее первой половины 1930-х годов и вскоре разрушен. Деревянный Димитриевский храм, по рассказам старожилов, был разобран почти одновременно с каменным.

В статье использованы материалы и сведения из книги М.Г. Мальцева «Святыни Кадуйской земли». Часть 1 (Православные приходы Кадуйского района). - М., 2015 г. https://vk.com/wall45893943_52489?ysclid=lxpuqdn3h0792665288



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.