ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Жилино. Церковь Воскресения Христова.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Воскресения Христова, Димитрия Солунского, Флора и Лавра
Год постройки:1789. приделы 1844, колокольня 1849.
Адрес:
Костромская обл., Солигаличский р-н, с. Жилино.

Координаты:58.899065, 41.993083


Добавить фотографию
Церковь Воскресения Христова - Жилино - Солигаличский район - Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Воскресения Христова - Жилино - Солигаличский район - Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  26 января 2017

Воскресенская с. Жилино каменная; построена в 1789 г., а приделы перестроены в 1844 г. на средства прихожан. Каменная колокольня пристроена к церкви в 1849 г. При церкви кладбище, обнесенное каменной оградою с железными решетками. Престолов три: а) в честь Воскресения Христова, б) во имя св. вмч. Димитрия Солунского, в) во имя св. мчч. Флора и Лавра. Расстояние от Костромы 180 в., от Солигалича 27 в. Ближайшие церкви: Преображенская с. Гусева и Благовещенская с. Холма в 5 в., Николаевская с. Верхнего-Березовца в 8 в.

http://www.old-churches.ru/so_030.htm


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  1 октября 2020

Выразительный пример сельского приходского храма в формах, переходных от барокко к классицизму. Кирпичная оштукатуренная и окрашенная в два цвета (с белеными деталями) Воскресенская церковь возведена в 1789 г. на месте деревянного храма, его трапезная с теплыми приделами Дмитрия Солунского и Флора и Лавра сооружена в 1844 г., а колокольня — в 1849 г. В сер. 19 в. — по-видимому, также в 40-е гг. — храм был окружен кирпичной оградой с металлической решеткой и нарядными трехпролетными воротами с восточной стороны и калиткой с южной. Напротив ворот был построен двухэтажный кирпичный дом причта с отдельно стоящей большой деревянной хозяйственной постройкой. К востоку от здания находится небольшой пруд. Ограда и хозяйственная постройка ныне утрачены.

Церковь Воскресения стоит в северо-западной части села, на высоком берегу р. Вожна. Ее объемная композиция относится к типу «восьмерик на четверике». Над приземистым четвериком возвышается восьмерик, завершенный купольной кровлей с повалом и увенчанный изящной чешуйчатой главкой на восьмигранном барабане. Более узкий прямоугольный в плане алтарь с плавным скруглением восточной стены по высоте равен четверику (его кровля гуськового профиля отмечена миниатюрной главкой). Стены широкой прямоугольной в плане трапезной, крытой на два ската, прежде имевшие ту же высоту, позже были надложены. Высокая колокольня храма, состоящая из четырех убывающих по площади четвериков, с восьмигранной купольной кровлей, увенчана высоким шпилем.

Здание имеет низкий профилированный цоколь. Углы храмового четверика и алтаря отмечены сдвоенными пилястрами, поддерживающими широкий трехчастный многопрофильный карниз, переходящий на фасады трапезной. Боковые входы в храм, обрамленные рустом с веерной расшивкой над горизонтальной перемычкой, акцентированы металлическими зонтами на ажурных кронштейнах. Прямоугольные окна четверика и алтаря заключены в рамочные наличники с ушами, сережками, небольшими замками и лежачими подоконными нишками. Ребра восьмерика подчеркнуты группами из трех пилястр, средняя из которых огибающая. Венчающий карниз по характеру соответствует карнизу четверика, а в обрамлении окон отсутствуют подоконные нишки, но появляются высоко поднятые профилированные сандрики. Профилированные сандрики на вытянутых плоских кронштейнах с сережками украшают также окна трапезной. Композиция всех ярусов колокольни идентична: арочные проемы фланкированы сдвоенными колонами (в верхнем ярусе — трехчетвертными), несущими антаблемент с треугольным фронтоном.

Внутри храм перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью плоских тромпов. Три арочных прохода ведут в алтарь, коробовый свод которого, с маленькими распалубками над окнами, замкнут с востока лотком. Двустолпная трапезная перекрыта двумя поперечными коробовыми сводами, усиленными подпружными арками, с переломом на углах и распалубками между столбов. Свод нижнего яруса колокольни, пилоны которой изнутри скошены, — сомкнутый, с распалубками над арками. В юго-восточный пилон врезана лестница на колокольню.

Первоначальная клеевая живопись, выполненная в 1-й четв. 19 в. в теплых охристых тонах, сохранилась на своде и стенах восьмерика. Свод с изображением Новозаветной Троицы, окруженной сонмом ангелов, отделен от стен лепным карнизом, украшенным розетками, написанными гризайлью. Под карнизом проходит фриз исключительно тонкого рисунка, который поддерживают коринфские колонны в углах восьмерика. По сторонам окон — изображения орудий страстей и церковных атрибутов. Живопись на парусах (евангелисты ?) была выполнена по холсту. Фрагментарно сохранившаяся масляная живопись на стенах четверика относится к кон. 19 в.

Трехъярусный пятичиновой позолоченный иконостас в семь осей — незаурядное произведение в стиле барокко, отличающееся благородством форм и тонко выверенными пропорциями. Центральная расширенная ось и две оси по сторонам выделены скругленными на углах ризалитами. Коринфские колонны, украшенные гирляндами, а во втором ярусе витые, поддерживают широкий профилированный и активно раскрепованный карниз. По сторонам второго яруса — на переходе от четверика к восьмерику — помещены крупные волюты. Иконы и завершающее иконостас распятие с предстоящими утрачены. В храме сохранилась металлическая решетка солеи кон. 19 в.

Дом жилой причта представляет собой довольно крупное двухэтажное здание в стиле позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем, вытянутый по оси север — юг, завершен вальмовой кровлей с чердачным окошком по центру восточного фасада. Горизонтальную протяженность здания подчеркивают низкий цоколь, ограниченный вверху полочкой, несложные междуэтажный и венчающий карнизы и полочка на уровне окон второго этажа. Углы объема акцентированы лопатками, рустованными огибающими в первом и гладкими во втором этажах. Центр главного западного фасада в девять оконных осей, обращенного к храму, выделен легким трехосевым ризалитом, нижний этаж которого обработан горизонтальным рустом с веерными замками над лучковыми перемычками окон. На втором этаже окна отмечены треугольным (центральное) и лучковыми сандриками. На флангах главного фасада и на торцовых, в шесть осей, нижние окна заключены в плоские рамочные наличники с подоконными нишками, а верхние, прямоугольные, отмечены горизонтальными сандриками. Окна заднего фасада наличников не имеют, а размещенная по центру входная дверь фланкирована рустованными лопатками. Планировку здания определяет продольный центральный коридор со входами на торцовых фасадах. В нижнем этаже его дополняет маленький поперечный коридор-сени в центре заднего фасада. Междуэтажная деревянная лестница расположена в большом коридоре. В ряде помещений сохранились тянутые карнизы.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 275; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. Рис. 148, 149; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 310; Дозорная книга г. Солигалича 1614 г. // Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. II. С. 38; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 395-396; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 155-157.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.