ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Будённовск. Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь.


Будённовск. Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1889.
Год утраты:1934 (разобран)
Адрес:
Ставропольский край, Будённовский р-н, г. Будённовск, пр-т Калинина, д. 2.

Координаты: 44.782497, 44.18458



Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Будённовск, Будённовский район, Ставропольский край
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
1 января 1906
Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь, Фото с сайта http://www.georg-eparhia.ru/monastery.html<br>, Будённовск, Будённовский район, Ставропольский край
Фото с сайта http://www.georg-eparhia.ru/monastery.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь, Фото с сайта http://www.georg-eparhia.ru/monastery.html<br>, Будённовск, Будённовский район, Ставропольский край
Фото с сайта http://www.georg-eparhia.ru/monastery.html
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  17 ноября 2020

История Воскресенского Мамай-Маджарского мужского общежительного монастыря берёт своё начало в последней четверти XIX века. Ставропольская губерния на тот момент еще не имела ни одной иноческой обители. Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман (Осецкий), занимавший Кавказскую кафедру с 24 июня 1872 г. по 16 февраля 1886 г., большое внимание уделял миссионерской деятельности и, в частности, распространению христианства среди иноверцев - татар и калмыков, проживавших в восточной части епархии. Поэтому посланный владыкой Германом для поиска места под будущий миссионерский монастырь иеромонах Архиерейского Кавказского Дома о. Рувим направился весной 1879 года к границам земель кочующих народов на востоке Ставропольской губернии. Осмотрев район древнего городища Маджары и ветхую часовню, отец Рувим изложил епископу Герману следующие свои соображения: «Учреждение православного монастыря у древних Мамайских Маджар на месте, освящённом кровью благородного князя-мученика…, послужило бы одним из лучших средств к упрочению и распространению православной веры… в окрестностях и соседних степях, обитаемых инородцами и иноверцами».

Первоначально монастырь планировалось учредить в память о чудесном избавлении императора Александра II от гибели при покушении на него народовольцев во главе с Софьей Перовской 2 апреля 1879 г. Поэтому на донесении отца Рувима епископ Герман сделал приписку: «Если Господь поможет осуществить намерение, то устрояемый монастырь посвятить во славу Живоносного Воскресенья Христова, да будет он в память грядущим временам о дивном спасении Царя нашего от руки злодея».

Однако новое покушение на Государя народовольцев 1 марта 1881 г. окончилось его гибелью, поэтому было решено устраивать монастырь уже в память императора-мученика. Одновременно монастырь созидался и в честь святого благоверного великого князя Михаила Ярославича Тверского (в иночестве Матфея), убитого в Золотой Орде племянником великого князя Георгием (Юрием) Московским в 1318 (1319) г. В Софийской первой летописи, повествующей о событиях на Руси 852-1418 гг., сохранились сведения, что тело великого князя Михаила Тверского при перевезении его в Москву для погребения двое суток находилось в Маджарах. При этом были отмечены несколько чудесных событий. В первую ночь русичи и татары, сопровождавшие тело князя (намеренно оставленное под открытым небом на растерзание многочисленным степным хищникам, которые однако даже не приблизились к нему), видели над ним два сходящихся и расходящихся светлых облака. Днём над телом стояла необыкновенная радуга, а на вторую ночь, уже в караван-сарае Маджар, над телом стоял светящийся столп. Позже на этом месте в Маджарах была возведён православный храм.

Указом Кавказской духовной консистории № 129 от 29 сентября 1879 г. монастырь был основан в урочище Мамайские Маджары на земле заштатного города Святой Крест (сегодня - г. Будённовск). По этому же Указу он наделялся земельным участком в 50 десятин, которые были пожертвованы армянским обществом города Святой Крест. Существовал документ от 10 июня 1879 г. № 405, подписанный старостами г. Святой Крест Кахачевым и Арзимановым, в котором, между прочим, написано: «С живой радостью принимаем мы близко к сердцу весть о том, что на землю эту выпал жребий воздвигнуть православный монастырь... Дабы дать возможность осуществить на деле благое намерение Преосвященного Германа ... городское общество постановляет: отвести под устройство монастыря 50 дес. земли, где существуют развалины Мамайского города Маджары, и землю эту отдать в полную неотъемлемую собственность его».

Со своей стороны жители соседних русских селений обещали содействие к учреждению обители и деньгами, и трудами, и некоторые лица уже стали предлагать принять от них жертву в пользу обители. Архиерей поручил о. Рувиму немедленно собирать средства и начать хлопотать об отчуждении жителями города обещанного участка земли. Однако из-за претензий отдельных горожан участок был окончательно закреплён в пользование монастыря лишь 21 января 1885 г.

С 1881 г. обитель в исторических документах уже именуется полным своим названием: Воскресенский Мамай-Маджарский мужской общежительный монастырь. В обустройстве первого в Ставропольской губернии мужского монастыря приняло участие Ставропольское братство святого апостола Андрея Первозванного. Обер-прокурор Святейшего Синода в своём отчёте за 1882 г. сообщал: «братство ... снабдило в отчетном году книгами и брошюрами религиозно-нравственного содержания (до 400 экз.) устрояемый близ заштатного города Св. Креста и около развалин татарского города Мамайские Маджары Воскресенский монастырь».

Должность строителя монастыря с апреля 1879 по апрель 1882 гг. исполнял иеромонах Рувим. На месте упомянутого древнего Маджарского храма на левом берегу реки Кумы им за три года были возведены первые монастырские строения и первый храм - небольшой молитвенный дом во имя Воскресения Христова. Храм обители отличался суровой простотой: он был сложен из необожженного кирпича (самана) и покрыт камышом. Отец Рувим воспользовался обрывистым берегом реки, к которому были пристроены три стены храма. Воскресенский храм имел 5 метров в длину и столько же в ширину. Не позднее 1903 г. ввиду своей ветхости этот храм был упразднён.

В связи с болезнью и смертью о. Рувима строителем монастыря в 1882 г. стал иеромонах Конон (в миру Кирилл Гумедов), было «поручено заведование новоучрежденным Воскресенским монастырем и [он] назначен строителем этого монастыря».

Известно, что в мае 1882 г. монастырь был снабжён Святым Антиминсом, а уже 8 июля 1882 г. Маджарские развалины впервые огласились церковно-православным пением и богослужением. С открытием в монастыре богослужений стал увеличиваться приток богомольцев, возросло число насельников, умножились пожертвования. Уже через два года зарождавшаяся обитель имела не только самое необходимое для своего открытия, но и некоторые средства для дальнейшего устроения и обеспечения монашеской жизни. Денежные сборы и доходы от использования выделенных и подаренных монастырю земель обеспечили стабильное поступление денежных средств. На эти деньги был построен небольшой деревянный храм в честь святого благоверного великого князя Михаила Тверского с приделом во имя святой княгини Ольги (колокольни при нём не имелось - колокола были подвешены на каменных столбах). И ещё осталось свыше 6 000 рублей.

Всё это убедило епископа Германа, что начатое им дело при помощи Божией будет возрастать. 27 июня 1884 г. Правящий архиерей направил в Святейший Правительствующий Синод рапорт «об учреждении общежительного мужского монастыря во славу Живоносного Воскресения Христова и об укреплении за сим монастырем земли». 20 декабря 1884 г. состоялось решение Синода, благославляющее «учредить общежительный монастырь в Ставропольской губернии Новогригорьевского уезда, в урочище Мамайские Маджары с наименованием его Воскресенским, и с тем, чтобы монастырь имел такое число братии, какое обитель может содержать на свои средства».

В 1885 г. на частные пожертвования монастырем была построена кирпичная церковь во имя святого благоверного князя Михаила Тверского. Высокопреосвященный Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, прислал в дар монастырю икону святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского Чудотворца, акафист ему и сказания о жизни и убиении святого. В начале ХХ века в связи с устроением в соборе придельного престола в честь св. Михаила храм предполагалось переименовать в Воскресенский.

Особенно примечательным для здешних степных мест был монастырский Спасо-Преображенский собор, строившийся двенадцать лет. В июле 1888 г., ещё при жизни настоятеля монастыря иеромонаха Конона, было принято решение построить новый храм в честь Преображения Господня на смену обветшалому саманному Воскресенскому храму. В 1890 г. Ставропольская духовная консистория представила в строительное отделение губернского правления проект Собора, предполагаемого к строительству при монастыре. Проект храма, «представляющий собой смесь византийского и готического стилей», общей стоимостью с иконостасом и всеми храмовыми принадлежностями свыше 200000 рублей серебром, был выполнен известным ставропольским архитектором Н. Марченко. Храм был тёплым за счет установки двух печей-калориферов системы Креля. Стройка велась под наблюдением ставропольского губернского инженера Федора Кнорре. В 1894 г. техническая часть строительства была завершена уже под руководством настоятеля монастыря иеромонаха Иннокентия. Окончательно каменный соборный храм был завершён в 1899 году в бытность настоятелем монастыря иеромонаха Геннадия.

1 марта 1900 г., по личному распоряжению Ставропольского губернатора Николая Никифораки, храм был осмотрен губернским архитектором Григорием Кусковым, который составил его описание и признал строительство полностью завершённым. Кусков увидел, что храм: «сложен из жжёного кирпича пополам с камнем-ракушечником, высотой в 60 аршин. Внутри храм производит чрезвычайно приятное впечатление своей законченностью и соразмерностью всех частей, обилием света, отсутствием каких-либо заграждений в форме пилонов, препятствующих молящимся видеть алтарную часть. Арки и колонны, на которых покоится главный купол весом 21750 пудов, легки и эффектны. Размеры храма от западных врат до восточной алтарной стены 44 аршин, от южных дверей до северных – 34. Кроме того, немало места для молящихся на хорах, которые представляют ту особенность, что устроены они не в трапезной части, а расположены при основании главного купола, почти на одном уровне с высотой иконостаса. С хоров хорошо виден весь алтарь, а из окон открывается чудесный вид на окрестности».

Достопримечательностью храма был иконостас, изготовленный ставропольским мастером Иваном Демьяновым. Троечастный и пятиярусный, почти сплошь покрытый червонным золотом, он был оформлен крупной рельефной резьбой, с изящными колоннами. Идущий ломаной линией иконостас включал 81 застекленную икону, которые были заключены в вызолоченные рамы. Также были вызолочены многочисленные люстры храма, заклиросные киоты, лампады, подсвечники. Иконостас имел в высоту 20, а в ширину – 25 м.

Величественный трёхпрестольный каменный храм монастыря был торжественно освящён во имя Преображения Господня епископом Ставропольским и Екатеринодарским Агафодором (Преображенским) 23 апреля 1900 г. в присутствии губернатора Николая Егоровича Никифораки и невиданного для этих количества богомольцев (не менее 15-20 тысяч). В известных составителям очерка исторических документах сведения о третьем престоле храма отсутствуют, однако Преображенский собор упоминается именно как трёхпрестольный. В заклиросном киоте собора важное место занимала икона Господа Вседержителя в прекрасной серебряной с позолотой ризе. А в правом приделе Преображенского собора находилась икона святого благоверного князя Михаила Тверского с частицей его мощей, привлекавшая в обитель массу богомольцев со всей России. Икона была принесена из Твери заботами Преосвященного епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира (Петрова), занимавшего кафедру в период с 8 апреля 1886 г. по 25 ноября 1889 г.

Первоначально икона хранилась в Ставрополе, в архиерейской домовой Сергиево-Германовской церкви, в специально изготовленном для неё вызолоченном киоте. Перенесение иконы в Воскресенский монастырь было приурочено к празднованию 900-летия Крещения Руси. В июле 1888 г. святыня была торжественно доставлена в монастырь Крестным ходом, длившимся полтора месяца. А Указом Святейшего Синода от 26 мая 1889 г. было разрешено ежегодное перенесение высокочтимой иконы святого благоверного великого князя Михаила Тверского крестным ходом в апреле из монастыря в Ставрополь и возвращении её в августе назад.

Под стать собору над вратами обители была выстроена величественная, трехъярусная колокольня с высокой шатровой крышей. Ее хорошо видно на хромолитографии Е. И. Фесенко, отпечатанной в Одессе с разрешения Цензора Санкт-Петербургского Духовного Цензурного Комитета архимандрита Климента, подписанного 24 марта 1898 г.

За пределами монастыря находилось ещё два храма. В 1906 г. на средства монастыря была возведена церковь (без колокольни) во имя Святителя Николая Мирликийского на хуторе Сухая Буйвола (в одноименной балке - не путать с р. Сухая Буйвола, впадающей многими километрами выше от г. Святой Крест по течению реки Мокрая Буйвола) на земле, отведённой казной из владения трухменского приставства в Северо-Можарской даче. Храм (без колокольни) во имя Казанской Божией Матери был воздвигнут в 1911 г. на пожертвованной монастырю вдовой Февронией Феодоровной Должик земле (Казанское подворье монастыря) в районе между современными сёлами Степное и Соломенское.

Монастырю также принадлежал участок земли с часовней на святом источнике «Топчиев Кладезь», названном в память о крестьянине, которому явился святитель Николай Чудотворец и указал на место расположения целительного ключа. Построена часовня была в начале XX века (в некоторых источниках указывается дата - 1910 г.) в трёх километрах от села Отказного по желанию жертвователей местного сельского общества. Поселившиеся у часовни монахи Воскресенского монастыря вырыли себе кельи прямо в земле. На святом источнике было построено 3 купальни: одна мужская и две женские. С середины 1930-х гг. церковь была разрушена, но источник существует и поныне. Совсем недавно у него была сооружена современная часовня-киворий.

Количество монашествующих и послушников по мере строительства монастыря неуклонно росло. Если в 1882 г., когда обители шёл только третий год, проживало 17 человек: 5 монахов и 12 человек на испытании по документам, среди них 3 малограмотных, остальные умели читать, писать, петь на клиросе, то в 1888 г. там проживало уже 45 человек: 6 монашествующих и 39 послушников. В 1892 г. там было уже 14 монахов, 6 послушников, 40 человек на испытании и 62 «бельца» (миряне, жившие в монастыре). На конец 1916 г. в обители насчитывалось 55 человек: 39 монашествующих и 16 послушников, в том числе в течение года один человек был пострижен в монахи и 10 приняты послушниками. Временами число людей, проживавших в обители, несколько увеличивалось за счёт священнослужителей, присланных «на воспитание» за нарушение своих обязанностей, ведение недостойного образа жизни и т. п., а также - мирян, совершивших административные правонарушения.

В бытность первым строителем монастыря иеромонаха Рувима были сооружены первые хозяйственные постройки, братская трапезная, заложены корпус с кельями для братии и саманный странноприимный дом - приют на 16 мест для малоимущих богомольцев - посетителей обители, завершённый уже при иеромонахе Кононе в 1886 г. После кончины в сентябре 1888 г. иеромонаха Конона в декабре настоятелем монастыря был назначен иеромонах Платон. При нем и последующих строителях продолжалось возведение корпусов обители и преумножалось обширное монастырское хозяйство. Силами братии были возведены: настоятельский корпус с храмом (длиной 27 м); шесть небольших корпусов (в основном - саманных) с кельями для братии (к 1916 г. количество келий достигло пятидесяти); деревянная гостиница для привилегированных богомольцев на 13 мест, в 1892 г.; торговая лавка при церкви; кирпичный завод, изготовлявший кирпич исключительно для нужд обители; винодельный завод. Ягода собиралась на собственных виноградниках, вино большей частью уходило на собственные нужды монастыря - для совершения литургий и для использования в нарочитые дни, когда полагалось «утешение братии» по уставу; довольно большое производственное здание, в одном крыле которого располагалась мельница, а в другом - сапожная и столярная мастерские. Содержались кузня, конюшни, амбары, сараи, кладовые, базы. Имелись сады, виноградники, огороды и бахчи. Земля в излучине Кумы была плодородная, поэтому недостатка в огородных продуктах и в хлебе практически не было. Монастырь арендовал у общества города Святой Крест озеро Розовое, которое позволяло обеспечивать бесплатными рыбными блюдами не только братскую трапезу, но и посетителей монастыря.

В 1899 г. за первой оградой монастыря была открыта школа грамоты, преобразованная резолюцией епископа Ставропольского и Екатериноградского Агафодора от 5 ноября 1900 г. в церковно-приходскую школу. Обучалось в школе около 50 учеников: 53 мальчика в начале ХХ века, 48 - в 1916 г. Здание школы - саманное, светлое, по числу учащихся вполне достаточное. В нём были также помещения для проживания детей из окрестных хуторов, где не существовало школ. Обитель кормила детей, давала всё нужное для них. Пребывание в школе было бесплатным, содержалась она за счёт монастыря и добровольных приношений благодарных родителей. Обучение велось по программе одноклассных церковно-приходских школ под руководством учителя, назначаемого Училищным Советом.

Больница была устроена (до 1903 г.) в хорошем, сухом кирпичном здании, в котором имелось небольшое помещение для фельдшера и аптеки. Для больных была предназначена одна светлая и сухая палата, вмещавшая до десяти коек. Богаделен в монастыре не было, но по состоянию на 1916 г. в обители подготовили помещение для проживания десяти мальчиков, ставших сиротами во время Первой Мировой войны.

Средства на строительство как монастыря, так и храмов собирали посредством кружечного сбора и личных пожертвований. Со всех уголков Ставропольской и Черноморской епархии на нужды новой обители поступали средства. Жертвовали деньги в золоте, серебре и ассигнациях, изделия из драгоценных металлов, церковную утварь, книги. Дарили монастырю сады, виноградники, скот, дома, камень, лес и т. п. К 1916 г. во владении монастыря было уже 1764 десятины земли.

Обитель также имела своё собственное поголовья скота, которое на конец 1916 г. состояло из 20 лошадей, 120 голов крупного рогатого скота, 45 овец и 25 свиней. При этом по мобилизации в связи с Первой мировой войной у монастыря было уже взято скота на 9770 рублей.

Существенным источником денежных доходов монастыря за всю сорокалетнюю его историю были доходы от использования «имений». В 1899 г. все доходы монастыря составляли 29167 рубля, в 1916 г. - уже 40781 рубль. В предреволюционном году основным источником были как раз денежные доходы от «имений» - 39860 рублей, доходы от пожертвований составляли лишь 921 рубль.

В первые годы после Октябрьской революции монастырь ещё существовал как обычная церковь. Однако после завершения гражданской войны и окончательного установления советской власти в 1921 г. он был упразднён, а процветающее хозяйство разграблено и разрушено. Затем были вскрыты мощи князя Михаила Тверского. В начале 1930-х гг. была разрушена и главная святыня монастыря - собор Преображения Христова. Из монастырских построек до наших дней сохранилось всего несколько зданий - бывшие жилые и хозяйственные постройки.

Летом 2013 г. епископ Георгиевский и Прасковейский Гедеон начал переговоры с руководством Ставропольского края и администрацией Будённовского муниципального района о передаче Георгиевской епархии части земель, некогда принадлежавших Воскресенскому Мамай-Маджарскому монастырю. Историческая справедливость должна восторжествовать, а это произойдёт, когда разорённая монашеская обитель будет возрождена.

По материалам: http://www.georg-eparhia.ru/monastery.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.