ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Екатерина (Екатерининское, Верхневятское). Церковь Екатерины.

Трифоновская часовня


Екатерина (Екатерининское, Верхневятское). Церковь Екатерины
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Екатерины Александрийской
Год постройки:приблизительно 1580.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Верхнекамский район, урочище Екатерина.

Координаты: 59.375728, 52.14559 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Выезд из Кирса по ул.Ленина на северо-запад, через п.Торф. От ж/д переезда в Кирсе примерно 7км. В настоящее время - территория садоводческого товарищества.



Церковь Екатерины, Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Екатерина (Екатерининское, Верхневятское), Верхнекамский район, Кировская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900
Церковь Екатерины, Фото оригинала рисунка. <br>, Екатерина (Екатерининское, Верхневятское), Верхнекамский район, Кировская область
Фото оригинала рисунка.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  27 марта 2024

К древнейшей в Верхнекамье и даже во всей вятской земле следует отнести Екатерининскую пустынь, основанную в 1582 году священником Павлом и старцем Гурием во имя святой великомученицы Екатерины на том месте, где за два года до этого останавливался преподобный Трифон, шедший из владений Строгановых. По дороге в город Хлынов через Кайгород, говорится в его жизнеописании, одолеваемый жаждой Трифон испил воды вятской, показавшейся ему «яко мед сладкою». В знак благодарности к всевышнему, сложил он из валявшихся поблизости ветвей и сучков шалашик.

Обосновавшись на святом месте, Гурий пешком отправился в белокаменную столицу с челобитной к самому царю, с целью отвода новой обители земель по берегам реки Вятки. Выслушав ходока, Федор Иванович в грамоте от 1 декабря 1595 года от Рождества Христова дает вятскому городовому приказчику Федору Рязанцеву следующие указания:

«Били челом с Вятки, Слободского из дикого из пустого места, из новой пустыни Преображенского монастыря строитель черный священник Павел, да старец Гурий с братьею, и сказали в 90 де году (1582 от Р.Х.) поставили они на Вятском волоку, в пустом месте, на лесу, в дичи, церковь Преображения Спасова и великия Христовы мученицы Екатерины и монастырь устроили, и трудников собрали 10 человек, а жалованные руги, денег и хлеба, и пашни, и иных никаких угодий нет, питаются они, о Христе прося милостыни…»

Таким образом, предприимчивые старцы, неоднократно ходившие в Москву с челобитным о наделении пустыни земельными угодьями добились того, что царь Федор Иоаннович в 1595 году повелел вятскому воеводе Федору Рязанцеву отдать ей обширные территории, простирающиеся по реке Вятке от озера Высокое до речки Белая и на восток до реки Камы отдать к пустыньке к церкви Преображения Господня строителю черному священнику Павлу, да старцу Гурию с братией безоброчной». По этому повелению монахам отдана территория трех сегодняшних районов: Омутнинского, Верхнекамского и Афанасьевского.

А впоследствии за оброк монастырь получает официальный статус и название – Верхневятский Преображенский Екатерининский монастырь. Предполагается, это был второй после Успенского Трифонова монастыря. До середины XVI века на вятской земле всего их было восемь.

Проходящий в окрестностях обители Сибирский тракт был единственной дорогой, соединяющей центральную Русь с Сибирью и далеким Китаем. Проезжающие по нему купцы, путешественники и простые люди были гостями у деловых старцев.

Для удовлетворения своих желаний Гурий еще трижды отправлялся в Москву, и каждый раз московские цари удовлетворяли просьбу старцев, выдавая им грамоты: грамота Бориса Федоровича Годунова от 1598 года, грамота Василия Ивановича Шуйского от 1606 года, грамота Михаила Федоровича от 1614 года.

На землях монастыря стали селиться люди, разрасталось и само село, получившее название Екатерининское. Люди, едущие и идущие пешком по тракту, оставались при пустыни.

Проводивший в 1615 году перепись населения князь Звенигородский писал: «Да на вятском волоку пустыня стала ново ж, от Слободского пригородка 170 верст, над рекою над Вяткою, а в пустыне церковь теплая с трапезою Преображенья Господа нашего Иисуса Христа, да церковь деревянная ветха, святой мученицы Екатерины, а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и всякое церковное строенье собранье тое пустыни старца Гурья з братьею. А келей в пустыни четыре кельи, да за пустынею дворец конюшней.

https://rodnaya-vyatka.ru/places/82058



Комментарии и обсуждение


Надпись под оригиналом рисунка: "Церковь из хижины, устроенной Преподобн. Трифоном Вятск. чудотворцем, во имя в.м. Екатерины, - в с Верховятском".

10 августа 2017, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Дмитрий Лоптев.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.