ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Екатерина (Екатерининское, Верхневятское). Церковь Екатерины.

Трифоновская часовня


Екатерина (Екатерининское, Верхневятское). Церковь Екатерины
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Екатерины Александрийской
Год постройки:приблизительно 1580.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Верхнекамский район, урочище Екатерина.

Координаты: 59.375728, 52.14559 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Выезд из Кирса по ул.Ленина на северо-запад, через п.Торф. От ж/д переезда в Кирсе примерно 7км. В настоящее время - территория садоводческого товарищества.



Церковь Екатерины, Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Екатерина (Екатерининское, Верхневятское), Верхнекамский район, Кировская область
Известия ИАК 1913 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Екатерины, Фото оригинала рисунка. <br>, Екатерина (Екатерининское, Верхневятское), Верхнекамский район, Кировская область
Фото оригинала рисунка.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  27 марта 2024

К древнейшей в Верхнекамье и даже во всей вятской земле следует отнести Екатерининскую пустынь, основанную в 1582 году священником Павлом и старцем Гурием во имя святой великомученицы Екатерины на том месте, где за два года до этого останавливался преподобный Трифон, шедший из владений Строгановых. По дороге в город Хлынов через Кайгород, говорится в его жизнеописании, одолеваемый жаждой Трифон испил воды вятской, показавшейся ему «яко мед сладкою». В знак благодарности к всевышнему, сложил он из валявшихся поблизости ветвей и сучков шалашик.

Обосновавшись на святом месте, Гурий пешком отправился в белокаменную столицу с челобитной к самому царю, с целью отвода новой обители земель по берегам реки Вятки. Выслушав ходока, Федор Иванович в грамоте от 1 декабря 1595 года от Рождества Христова дает вятскому городовому приказчику Федору Рязанцеву следующие указания:

«Били челом с Вятки, Слободского из дикого из пустого места, из новой пустыни Преображенского монастыря строитель черный священник Павел, да старец Гурий с братьею, и сказали в 90 де году (1582 от Р.Х.) поставили они на Вятском волоку, в пустом месте, на лесу, в дичи, церковь Преображения Спасова и великия Христовы мученицы Екатерины и монастырь устроили, и трудников собрали 10 человек, а жалованные руги, денег и хлеба, и пашни, и иных никаких угодий нет, питаются они, о Христе прося милостыни…»

Таким образом, предприимчивые старцы, неоднократно ходившие в Москву с челобитным о наделении пустыни земельными угодьями добились того, что царь Федор Иоаннович в 1595 году повелел вятскому воеводе Федору Рязанцеву отдать ей обширные территории, простирающиеся по реке Вятке от озера Высокое до речки Белая и на восток до реки Камы отдать к пустыньке к церкви Преображения Господня строителю черному священнику Павлу, да старцу Гурию с братией безоброчной». По этому повелению монахам отдана территория трех сегодняшних районов: Омутнинского, Верхнекамского и Афанасьевского.

А впоследствии за оброк монастырь получает официальный статус и название – Верхневятский Преображенский Екатерининский монастырь. Предполагается, это был второй после Успенского Трифонова монастыря. До середины XVI века на вятской земле всего их было восемь.

Проходящий в окрестностях обители Сибирский тракт был единственной дорогой, соединяющей центральную Русь с Сибирью и далеким Китаем. Проезжающие по нему купцы, путешественники и простые люди были гостями у деловых старцев.

Для удовлетворения своих желаний Гурий еще трижды отправлялся в Москву, и каждый раз московские цари удовлетворяли просьбу старцев, выдавая им грамоты: грамота Бориса Федоровича Годунова от 1598 года, грамота Василия Ивановича Шуйского от 1606 года, грамота Михаила Федоровича от 1614 года.

На землях монастыря стали селиться люди, разрасталось и само село, получившее название Екатерининское. Люди, едущие и идущие пешком по тракту, оставались при пустыни.

Проводивший в 1615 году перепись населения князь Звенигородский писал: «Да на вятском волоку пустыня стала ново ж, от Слободского пригородка 170 верст, над рекою над Вяткою, а в пустыне церковь теплая с трапезою Преображенья Господа нашего Иисуса Христа, да церковь деревянная ветха, святой мученицы Екатерины, а в церквах Божье милосердие образы и книги и колокола и всякое церковное строенье собранье тое пустыни старца Гурья з братьею. А келей в пустыни четыре кельи, да за пустынею дворец конюшней.

https://rodnaya-vyatka.ru/places/82058



Комментарии и обсуждение


Надпись под оригиналом рисунка: "Церковь из хижины, устроенной Преподобн. Трифоном Вятск. чудотворцем, во имя в.м. Екатерины, - в с Верховятском".

10 августа 2017, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Дмитрий Лоптев.