ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Бекреневский Монастырь, урочище. Бекреневский Свято-Николаевский монастырь.


Бекреневский Монастырь, урочище. Бекреневский Свято-Николаевский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1895.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Ростовская область, Константиновский район, урочище Бекреневский Монастырь

Координаты: 47.685124, 41.718779



Бекреневский Свято-Николаевский монастырь, Фото с сайта http://sarkel.ru/istoriya/bekrenevskij_zhenskij_monastyr/<br>, Бекреневский Монастырь, урочище, Константиновский район, Ростовская область
Фото с сайта http://sarkel.ru/istoriya/bekrenevskij_zhenskij_monastyr/
Андрей Агафонов
1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 января 2017

Бекреневский Свято-Николаевский монастырь находился в юрте Мариинской станицы (ныне Константиновский район). Первоначально монастырь был мужским, но 7-20 июля 1910 года по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского Владимира I распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женский. Освящение соборного храма совершилось 29-30 июня 1913 года.

Монастырь был расположен на 6 десятинах земли. Обнесен деревянною огорожею с деревянными святыми воротами, обращенными на восток к почтовой дороге, на которой стоял большой образ Святителя Николая Чудотворца. Внутри монастырского двора красовался величественный кирпичный пятиглавый с колокольнею собор во имя св. Николая, с двумя приделами (один в честь Воздвижения Креста Господня, другой - во имя святого благоверного князя Александра Невского). Монастырем управляла почтеннейшая игуменья матушка Амфиана. Последней игуменьей была матушка Митрофания. Собор был светлым, просторным, со сплошной позолотою иконостасом и живописью по стенам, обставлен хорошею утварью и всеми необходимыми предметами богослужения.

Кроме храмов в монастырском дворе находились следующие здания: дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для сестер, с весьма тесными кельями, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и свечная лавочка.

Рядом с монастырем, с северной стороны, находился скотный двор и фруктовый сад, в котором находились пещеры с закрытым ходом, вырытые основателем монастыря С.И. Поляковым. С восточной стороны монастыря, рядом с монастырскою оградой, находился дом для священника, а за дорогою — двухэтажная гостиница с номерами для посещавших святую обитель богомольцев. Рядом с гостиницей располагалось монастырское кладбище с небольшой деревянною церковью во имя Преподобного Сергия Радонежского. Главной святыней этого монастыря была Козельщанская икона Божьей Матери.

В 1929 году Бекреневский монастырь был закрыт советской властью. Его жители были подвергнуты репрессиям. В монашеских кельях поселились члены сельхозкоммуны под горьким названием «Правда». Впоследствии монастырь был разрушен до основания. Икона Козельщанской Божией Матери была утрачена. В 1960-х годах был разрушен закрытый до этого, оскверненный, превращенный в склад храм Святителя Николая в станице Мариинской.

Прошли годы, усилиями православных станичников стал восстанавливаться в станице Мариинской Николаевский храм. На месте разрушенного Бекреневского монастыря был воздвигнут памятный крест, к которому ежегодно 22 мая совершаются крестные ходы, собирающие сотни верующих, проводятся торжественные богослужения.

http://konstantinovsk.ru/history/ Сведения взяты из краеведческой разработки «Бекреневский Свято-Николаевский женский монастырь Донской епархии», предоставленной храмом Покрова Пресвятой Богородицы города Константиновска


Марина Зуйкова  14 ноября 2020

…Много православного люда полегло при обороне Севастополя в 1854 году. Среди тех, кому удалось выжить, был Сергей Иванович Поляков и, может быть, нашим современникам не довелось бы узнать о его ратном и духовном подвиге, если бы не его чудесное избавление от смерти и данный им обет. Исторически известен факт о том, что героические защитники Севастополя испытывали большую нужду в боеприпасах, продовольствии и медикаментах, но страшнее всего была жажда. Всю пресную воду, которую удавалось добыть в окрестных колодцах, буквально по каплям делили между ранеными солдатами.

Среди участников тех героических сражений был и казак Марьинской станицы урядник Сергей Иванович Поляков, который, видя мучения своих раненых товарищей и сознавая тяжесть их положения, усердно молился, обращаясь молитвой к св. Николаю Чудотворцу, о сохранении его от смерти. Он дал при этом обет по возвращении домой устроить на свои средства колодец, который находился бы вблизи дороги, чтобы утомленные путники могли утолить свою жажду. Искренние молитвы, обращенные к св. Николаю Чудотворцу, сохранили жизнь Полякову, а по возвращении домой он исполнил данное обещание и избрал местом для колодца Бекреневскую балку. Избранное место по церковному чину было освящено приходским священником отцом Терентием Афанасьевым. Вскоре после начала работ колодец был готов. На глубине 6 сажень (1сажень = 213 см) появился обильный ключ, из которого била вода с большой силой и хорошего качества. В довершении работ колодец был оборудован деревянным срубом с крышей, под которой был установлен образ святителя Николая Чудотворца. По окончании работ источник был освящен по церковному чиноположению. Возможно, на этом история этого источника и была бы закончена, но 25 мая 1867 года произошло очень важное для России событие.

В этот день чудом и милостью Божией от террористического акта был спасен Государь Император Александр Второй. Желая увековечить это событие в памяти потомков, ближайший друг и советник С.И. Полякова по устройству колодца хорунжий станицы Марьинской Иван Васильевич Стефанов вместе с торговцем С.С. Абросимовым послали императору телеграмму, в которой выразили чувство радости по случаю спасения жизни Государя Императора и предложили в память сего события пожертвовать 1000 рублей на украшение храма, а также возвести над вырытым ими колодцем часовню и совершать ежегодно 9 мая крестный ход из станицы Марьинской до Бекреневского колодца. В ответ на телеграмму от Марьинского станичного правления 30 июня 1867 года последовал на имя Стефанова ответ: «Сыскной начальник 1-го Донского округа предписанием от 29 июля 1867 года N2 1002 дал знать Марьинскому станичному правлению, что Военный Министр от 6 июля N2 1906 уведомил г. Войскового Наказного Атамана, что Государь Император Высочайше повелеть соизволил благодарить хорунжего войска Донского Ивана Стефанова и Шуйского торговца Стефана Абросимова за выраженные ими в телеграмме от 1-го сего июля верноподданнические чувства по случаю покушения на жизнь Его Императорского Величества 25 мая сего года и за пожертвование в память этого события тысячи рублей серебром для украшения храмов Божьих, при чем Его Императорскому Величеству благоугодно было изъявить согласие на совершение ежегодно 9 мая крестного хода из станицы Марьинской до криницы Бекреневской и сооружении на кринице часовни».

После такого благоприятного ответа Стефанов и Абросимов построили около Бекреневского колодца деревянную часовню, внутри которой были установлены иконы, подсвечники и другая церковная утварь, необходимая при богослужении. Часовня была освящена во имя св. Николая Чудотворца. Вскоре после возведения часовни последовал Синодальный указ о совершении сюда 9 мая ежегодных крестных ходов.

С этого времени ежегодно к часовне стали совершаться крестные ходы, которые совершались при многочисленном стечении народа не только станицы Марьинской но и многих других станиц и с большой торжественностью. С этого же времени Бекреневская криница стала почитаться у благочестивых людей особым святым местом. По православным праздникам и в дни крестного хода на богослужения, по свидетельству очевидцев, собиралось до 500 человек. Маленькая часовня не могла вместить всех паломников. Именно тогда возникло предложение о строительстве православного храма. Такой случай представился только в 1888 году.

17 октября 1888 года произошло крушение поезда у станции «Борки». Следовавший на литерном поезде Государь Император Александр III и его семья чудом и милостью Божией остались живы и здоровы. В ознаменование этого события Иван Васильевич обратился с просьбой к Донскому Архипастырю переделать часовню в храм. Высокопреосвященнийший Архиепископ Макарий разрешил это сделать, часовня была перестроена в церковь св. Николая и освящена уже в 1888 году. При церкви было образовано Архиерейское подворье, в котором постоянно жил иеромонах Архиерейского дома Геннадий, совершавший регулярные богослужения.

25 июля 1895 года указом Св. Синода за N2 348 подворье было преобразовано в Свято-Николаевский Бекреневский монастырь. На содержание и обустройство монастыря Иван Васильевич Стефанов в разное время пожертвовал деньгами, землей и предметами церковного убранства на сумму до 70 тысяч рублей. Первоначально монастырь был мужским, но в 1910 году, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира перед Святейшим Синодом, он был преобразован в женский. Обитель под руководством игумении Старочеркасского монастыря Иннокентии, в ведении которой поручен был Бекреневский монастырь, привели в порядок. Это еще больше стало привлекать паломников. Много сил приложили монахини монастыря и игумения Иннокентия к завершению строительства соборного храма. Его освящение состоялось 30 июня 1913 года. После освящения над монастырем была поставлена игумения Амфиана, избранная из Старочеркасских монахинь, опытная в духовной жизни. С назначением игумении монастырь получил полную самостоятельность и самоуправление.

С южной стороны главного собора находилась ветхая деревянная двухпрестольная церковь во имя Св. Николая и св. благоверного князя Александра Невского. Эта церковь была построена первой, она отапливалась и богослужения в ней совершались в зимнее время. Кроме храмов в монастырском дворе были построены дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для монахинь, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и лавочка для продажи церковных принадлежностей, религиозной литературы. С южной стороны монастыря находился колодец, выкопанный основателем монастыря С.И. Поляковым. В последнее время, при жизни монахов, колодец пришел в запустение и заливался, но трудами матушки игумении Амфианы он был восстановлен, благоустроен и в нем снова стало много хорошей воды.

Рядом с монастырем, с северной стороны, находился скотный двор, с необходимыми надворными службами и фруктовый сад. С восточной стороны монастыря, рядом с монастырскою оградою, был построен трудами матушки игумении Амфианы дом для священника, а за дорогою двухэтажная гостиница с номерами для посещающих св. обитель богомольцев. Рядом с гостиницей расположено монастырское кладбище с небольшой деревянной церковью, освященной во имя преподобного Сергия Радонежского.

Под управлением матушки игумении Амфианы находилось 6 монахинь, 9 инокинь и 67 послушниц, состоящих на испытании. Все они безпрекословно во всем подчинялись своей духовной наставнице матушке игумении и всякое дело делали не иначе как с ее благословения.

Бекреневский Свято-Николаевский женский монастырь Донской епархии просуществовал до 1929 года. В середине 20-х годов прошлого века местные власти приняли решение о закрытии Бекреневской обители, в которой насчитывалось 66 сестер. В 1928 году монастырские земли были переданы артели по совместной обработке земли, преобразованной в 1929 году в коммуну «Правда». Коммуне было передано и монастырское подворье. До 1930 года часть сестер проживала при храме, остальные – у родственников, в соседних станицах и хуторах.

В июле 1930 года игумения Валериана, монахини Митрофания, Алевтина, Нафанаила, Никодима, Сергия и Феогноста были арестованы по подозрению в агитации против коллективизации, укрывательстве «антиреволюционных элементов». Поводом для ареста послужили беспорядки в самой коммуне, совпавшие с престольным праздником обители 22-25 мая 1930 года. На праздник съехалось, по оценке властей, около 3 тысяч человек. Одновременно в эти дни из коммуны вышли пять человек, недовольные обобществлением скота и предпринявшие попытки самовольно забрать его из общественного стада. Власти инкриминировали монашеской общине организацию беспорядков. 13 сентября 1930 года игумения Валериана и сестры были осуждены тройкой ОГПУ Северо-Кавказского края по ст. 58/10 УК на 5 лет ссылки в Северный край. Оставшиеся насельницы, надеясь на скорое возвращение игумении Валерианы, избрали своей руководительницей казначею монахиню Марию (Панченко). 30 декабря 1930 года 53 сестры, священник монастырской церкви, а также несколько мирян были арестованы. 2 июня 1931 года тройка ОГПУ Северо-Кавказского края приговорила: трех человек к 10-ти годам лагерей, восемь человек – 5-ти годам лагерей, 21-го человека – к 3-м годам лагерей, 24 человека – «высылке в Северный край» на 5 лет. Четыре сестры были лишены права проживания в 12-ти населенных пунктах в течении 3-х лет.

В 50-х годах прошлого столетия монастырь был полностью разрушен. Сейчас на месте разрушенного монастыря установлен поклонный крест.

26 января 1990 года президиумом Ростовского областного суда осужденные в 1931 году насельницы были реабилитированы как жертвы политических репрессий.

http://sarkel.ru/istoriya/bekrenevskij_zhenskij_monastyr/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.