ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Селецкий Погост. Воскресения Христова, цекровь.

Воскресенская церковь в Сельце


Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воскресения Христова
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1763.
Год утраты:1986 (сгорела 12 августа)
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Россия, Архангельская область, Холмогорский район, дер. Погост (Селецкий погост)

Координаты:63.312827, 41.39127
Проезд:Из. п. Емецк по автодороге до с. Погост.


Добавить фотографию
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Фото с сайта https://pastvu.com/p/756026
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Воронов Юрий Викторович
1 июня 1953
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1900
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Фото с сайта http://www.4turista.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Фото с сайта http://www.4turista.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Фото с сайта http://www.4turista.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
фотография с сайта http://www.emezk.ru/
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов
??
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Фото 1930-ых годов из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Фото 1930-ых годов из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Фото 1930-ых годов из фондов Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Поклонный крест рядом с местом храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
20 августа 2017
Воскресения Христова, цекровь - Селецкий Погост - Холмогорский район - Архангельская область
Поминальный крест на месте Воскресенской церкви, на заднем плане Введенская церковь
Yoti
3 января 2012



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  10 декабря 2015

Село Селецкое (Сельцо) на р. Емце, Емецкий район Архангельской области. Воскресенская церковь - деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1763. Из книги “Русское деревянное зодчество”, изданной в 1942 году Академией архитектуры СССР: «Крупный шатровый храм восьмериком от земли, к которому с четырех сторон примыкали прирубы алтаря, притвора и боковых приделов (Петропавловского и Георгиевского), с запада охваченный папертью. Алтарь и притвор перекрывались бочками, приделы завершались малыми восьмериками с шатрами, их апсиды также были крыты бочкой. Несколько раз ремонтировалась, последний - в кон. 1890-х г. Закрыта не позже 1930-х гг. Сгорела 12.08.1986 г. В 2012 г. на месте церкви поставлен поклонный крест.

Воскресенская церковь рублена с самого низа восьмериком и имеет четыре прируба. Но тогда как западный и восточный имеют обычное бочечное покрытие, сесерный и южный прирубы, вмещающие приделы, увенчаны восьмериками, несущими сильно вытянутые вверх шатры”. Не сохранилась. 12 августа 1986 года сгорела.

Информация с сайта Актиноя.рф


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  11 апреля 2016

Приход располагался по обоим берегам Емцы и её притока Мехренги, в 123 верстах от Холмогор. В приходе было 18 деревень, из них пять располагались по реке Мехренге, а остальные составляли одно селение "Сельцо". Жителей к 1 января 1894 г. насчитывалось - 556 человек мужского пола и 940 женского.

Заселение местности, которую занимал Селецкий приход, относят ко времени первоначальной колонизации северо-двинского края новгородцами, т.е. к концу XII и к началу XIII веков. Время построения первой церкви неизвестно. Антиминс Воскресенского храма, построенного в 1763 г., был священнодействован патриархом Иоасафом в 1662 г. По преданию, этот храм был устроен на месте прежнего, сгоревшего в средине XVII в. По другому преданию, второй приходской храм, Введенский, освящённый в 1845 г., был построен вместо сгоревшего в 1833 г. храма, который был на сто лет древнее Воскресенского и существовал около 300 лет.

В Воскресенском храме было два придела - в честь апостолов Петра и Павла и в честь вмч. Георгия. Над входными дверями, ввиду тесноты храма, в 1884 г. были устроены хоры. Над престолом находилась сень с изображением Св. Троицы на холсте. Введенский храм был построен в начале 40-х годов XIX в и освящён 19 февраля 1845 г. вместо прежнего, сгоревшего в ночь на 23 декабря 1833 г. почти со всем имуществом. В приходе имелись в разных местах 18 крестов.

Церковная ограда была устроена в 1872 г. на средства крестьянина Родиона Васильевича Самыкова, пожертвовавшего на это 700 руб. Церковно-приходское попечительство открыто в 1891 г., школа грамоты - в 1889 г. в д. Мякурской.

Священники: Семён Каллиников; Иоанн; Герасим до 1732 г.; Иродион до 1746 г.; Иоанн Иродионов до 1749 г.; Пётр Кодратов до 1770 г.; Иоанн Иванов до 1778 г.; Иларион Иванов до 1786 г.; Георгий Михайлов до 1796 г.; Иоанн Георгиев Михайлов до 1858 г.; Василий Иоаннов Михайлов до 5.10.1890 г.; Александр Даниилов Родимов до 28.8.1891 г. Церковный староста: Михаил Рюмин (1887-1890 гг.).

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. Архангельск, 1895. - С. 348-351


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  14 августа 2017

Селецкий приход. Образование прихода относится к концу XVI — началу XVII веков. Приход закрыт в конце 1930-х годов. На начало XX века в Селецком приходе находились три храма: деревянный летний храм во имя Воскресения Христова, построенный в 1763 году. В храме располагались приделы во имя Апостолов Петра и Павла и во имя великомученика Георгия Победоносца; деревянный зимний храм с колокольней, во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм, построенный в 1843-1845 годах; приписной деревянный зимний храм с колокольней в дер. Мякурской, во имя святителя Николая Чудотворца, построенный в 1916 году. Кроме того, в дер. Якушевской (Шеньга) находилась деревянная часовня во имя праведного Прокопия Устюжского Чудотворца, предположительно построенная в XIX веке.

Воскресенский храм сгорел в августе 1986 года. Введенский храм рухнул в конце 1980-х годов и сейчас находится в руинированном состоянии. В 2012 году была предпринята попытка восстановить Введенскую церковь, но безуспешно. Приписная Никольская церковь сгорела в 1995 году. Прокопьевская часовня уничтожена в советское время.

http://bogoyavlenie.cerkov.ru/tag/xramy-emeckoj-zemli/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  1 апреля 2018

Село Селецкое на р.Емце, Емецкий район Архангельской области. Воскресенская церковь, 1673 г. Воскресенская церковь рублена с самого низа восьмериком и имеет четыре прируба. Но тогда как западный и восточный имеют обычное бочечное покрытие, сесерный и южный прирубы, вмещающие приделы, увенчаны восьмериками, несущими сильно вытянутые вверх шатры. Не сохранилась.

http://www.archnadzor.ru/2010/11/14/russkoe-derevo-2/


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский,  25 января 2022

Иконостас из Сельца

Северные деревянные храмы являют собой органическое единство внешнего облика и интерьера. И если первое из этих составляющих многие церкви до нашего времени сохранили, то от внутреннего их убранства остались лишь отдельные элементы: каркасы иконостасов, фрагменты резьбы. Иконы, детали резьбы, особенно скульптурной, вывезены в музеи, частные коллекции или попросту утрачены.

В этой ситуации особое значение приобретает работа Архангельского государственного музея деревянного зодчества по созданию интерьера приходского храма в Георгиевской церкви, перевезённой в музей из с. Вершины Верхнетоемского района. Основу этой экспозиции составит центральный иконостас Воскресенской церкви из с. Сельцо Холмогорского района, который ещё не был опубликован и комплексно не изучался.

Воскресенская церковь представляет собой трехшатровую восьмигранную постройку с четырьмя прирубами. Она имела три престола: центральный – во имя Воскресения Христова и боковые – Петра и Павла (освящён в 1690 г.) и Георгия (освящён в 1670 г.).

В документах встречаются две даты постройки церкви – 1662 и 1673 годы. Для нашего исследования выяснение точной даты не имеет принципиального значения, и подробно мы на этом не будем останавливаться, хотя заметим, что имеются косвенные данные в пользу первой даты. Например, освящение Георгиевского придела произошло в 1670 году и маловероятно, что это событие имело место раньше освящения основного алтаря, так как по материальным признакам все иконостасы храма делались почти одновременно.

Однако в документах встречается ещё одна дата возведения храма - 1763 год. До 1898 года Воскресенская церковь имела одну характерную конструктивную особенность – «рубленные в сруб шатры», которые в этом году были заменены на стропильную конструкцию. Известно, что уже во второй половине XVII века рубленые шатры были редкостью и практически не встречаются в памятниках XVIII века. К тому же стилистический анализ икон иконостаса относит их к XVII веку. Дата была названа по времени положения в церковь антиминса.

Центральный иконостас Воскресенской церкви представляет собой трехгранную трехъярусную алтарную преграду, переходящую в иконостасы северного и южного приделов. К моменту вывоза в музей в 1977 году иконы имели обширные шелушения частичные утраты красочного слоя, механические повреждения. Все они были под записью. Резьба каркаса имела большие утраты, особенно в нижнем ярусе, однако по сохранившимся фрагментам она полностью восстанавливалась, за исключением резных наклеек на филёнках постамента. Иконы прошли реставрацию в 1977-1981 годах. Остов иконостаса отреставрирован в 1986-1989 годах, когда производилась расчистка, дорезка утраченных фрагментов, укрепление позолоты.

Остов иконостаса представляет собой каркасную конструкцию из тяг и стоек с накладной резьбой. Колонки всех рядов – сквозной резьбы растительного орнамента: листья, виноградные гроздья, “яблоки”. Капители их украшены цветочными розетками и накладными планками глухой резьбы, которая повторяется на всех карнизах. Под карнизами наложен выпуклый “бегунок” сквозной резьбы. Под ним, над каждой иконой, приклеена накладка с сквозным плоским узором. Фон остова красно-голубой, с окислившимся серебром на планках, обрамляющих и непосредственно крепящих иконы в ячейках. Вся накладная резьба иконостаса позолочена. «Сквозной резьбы царские двери и сень» утрачены.

Над центром третьего яруса, в своде потолка, в обрамлении, повторяющем резьбу основного каркаса, помещена крупная икона “Спас Нерукотворный”. Она ещё в начале XIX века располагалась «в осьмерике». Что означает эта формулировка старинных описей, неясно: либо потолок был поднят на высоту этой иконы, или же церковь не имела потолка. В акте о завершении ремонтных работ в Воскресенской церкви, составленном в 1898 году, указано, что потолок «вместо прежнего, горизонтального, устроен сводчатый», каковым он и дошёл до нашего времени – в виде усечённой восьмигранной пирамиды, и образ Спаса располагался в нём наклонно.

В описях дел Архангельской духовной консистории указаны дела о поправке Воскресенской церкви в 1858 и 1869 года., когда, возможно, и проводились какие-то переделки потолка. Однако эти дела утрачены, и необходимы дополнительные натурные обследования памятника, чтобы установить этапы реконструкции храма, которые не подтверждаются документально.

Иконы двух верхних ярусов и “Спас” датируются по стилистическим признакам XVII веком. Анализ живописи не входит в задачи данной статьи, однако в общих чертах можно сказать, что это работа местных, северных, мастеров. По письму иконы ближе каргопольские традиции, доски сделаны из ели и обработаны без достаточной тщательности. В документах XVII века встречаются упоминания о каргопольских иконописцах, работавших на Двине. К тому же с. Сельцо – самое западное поселение Емецкого стана Двинской четверти в XVII веке, т.е. даже территориально оно близко Каргополью. Однако необходим дальнейший поиск для установления авторства живописи Воскресенской церкви.

В целом построение рядов иконостаса каноническое. В состав деисусного чина включены только изображения апостолов с образом Вседержителя в варианте “Спас в силах”, что свидетельствует о московской традиции культовых интерьеров Подвинья.

Над деисусным чином расположены иконы, включающие в себя два сюжетных ряда. На одной доске изображён внизу праздник, вверху – пророк, такое сочетание часто встречалось в Подвинье.

В местном ряду иконы также, в основном, XVII века. Храмовый образ был написан в 1776 году по заказу настоятеля Крестного монастыря, о чём гласит надпись на обратной стороне. В этом же ряду помещена икона XIX века с изображением местных святых – Зосимы, Савватия и Антония Сийского.

Документы, позволяющие точно датировать создание иконостаса Воскресенской церкви, а также назвать авторов, пока не найдены. Встречаются упоминания о том, иконостасы церкви и иконы современны постройке храма, т.е. в этом случае памятник может быть датирован 1662 годом. Но в описаниях XIX века отмечаются приколоченные «на стене прежние царские двери, писаны на красках», «в Георгиевском приделе приколочены прежние царские врата, писанные на красках». Это говорит о том, что сохранившийся до нашего времени остов иконостаса вторичен, до него в церкви был иконостас тябловый. Упоминавшийся антиминс 1763 года мог быть положен в церковь только после её освящения в этом году. Необходимость такая могла возникнуть после ремонта или каких-то иных работ. А так как других упоминаний об антиминсах, кроме 1898 года, появившегося здесь после основательного ремонта, нет, то можно с большой долей вероятности предположить, что реконструкция иконостаса в церкви проводилась около 1763 года и тогда же был изготовлен остов каркасной конструкции с золочёной резьбой.

Нам не известны шатровые церкви в Подвинье, построенные ранее XVI века. На протяжении XVI-XVII веков иконостасы делались тябловыми, причём даже в каменных церквях. Хотя к XVII веку в центре Руси уже сложилась каркасная конструкция высокого иконостаса, однако на Севере замена тябл на каркасный остов происходила постепенно, как бы повторяя те этапы эволюции, которые прошла алтарная преграда раннехристианских церквей, только в более короткие строки. Первым начал изменяться местный ряд. Иконы верхних рядов размещались на полках, в нижнем – оправлялись в киоты и устанавливались на нижнем тябле, тем самым создавались предпосылки для перехода к стоечно-балочной конструкции. И затем тябловые иконостасы стали переделываться на каркасные. Это происходило уже в XVIII веке.

Однако нами найден документ, свидетельствующий как будто о том, что каркасный остов, украшенный барочной резьбой, существовал в Подвинье уже в XVII веке. В каменной Борисоглебской церкви Нижнематигорского прихода иконостас был устроен в 1680 году, а по сохранившимся зарисовкам он перекликается с судьбой селецкого иконостаса. Возможно, инженер, составлявший описание Нижнематигорской церкви, не проводил сопоставление церковного архива, и дату постройки церкви автоматически перенёс на современный ему иконостас. Однако не исключено, что интерьер Борисоглебской церкви был сделан по образцу церквей культурных центров того времени, например, г. Сольвычегодска, и сам затем ста образцом для других храмов.

В 1898 году проводился ремонт иконостаса Воскресенской церкви, во время которого «иконостас в главном и придельных храмах вновь вызолочен червонным 9-золотниковым золотом на мардане, иконы… промыты, вычищены, оперханные места исправлены, фоны выкрыты колером – под древний вид и покрыты масляным лаком». Эти работы были выполнены иконописных дел мастером Дмитрием Терентьевым.

Итак, иконостас Воскресенской церкви из с. Сельцо включает в себя иконы XVII века и несколько более поздних – в местном ряду. Иконы написаны местными, возможно, каргопольскими мастерами. Остов иконостаса, вероятно, выполнен в 1763 году. В настоящее время на Архангельском Севере практически не сохранилось подобных памятников в деревянных храмах, к тому же большинство художественных музеев не располагает возможностями показывать произведения древнерусской живописи в ансамбле с резьбой. В музее деревянного зодчества иконостас может быть показан в условиях, приближенных к естественным условиям его бытования – в шатровом храме XVII века.

Чуракова Н.Н. Иконостас из Сельца // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск, 1995. С. 193-199.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Дата постройки 1662 или 1673 год. Источники: Чуракова Н.Н. Иконостас из Сельца // Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Архангельск. 1995. Москин Б.Д. Образ Спаса Нерукотворного в навершии иконостасов северных храмов // Кижский вестник. Выпуск 17. Петрозаводск. 2017. Иконостас северного храма: каталог икон Воскресенской церкви села Сельцо Холмогорского района из собрания музея "Малые Корелы". / Архангельск. 2013.

15 января 2022, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Егор Сельский.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.