МАРШОВО (МАРШЕВО). ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО, кон. 18 в.
Стоит над р. Уводь, в центре села, посреди кладбища. Построена в 1794 г. вместо деревянной по заказу владелицы села княгини А.А. Гундоровой. Возведена из кирпича и побелена по кладке. В кон. 19 в. сооружены южный Борисоглебский придел церкви и ограда кладбища с воротами. Небольшой одноглавый сельский храм, скромная барочная архитектура которого во многом тяготеет к формам 17 в.
Двусветный четверик с четырехгранной колоколообразной кровлей увенчан глухим восьмигранным барабанчиком с вытянутой главкой. Он возвышается над низкой закругленной апсидой и прямоугольной трапезной, сдвинутой к северу с продольной оси четверика таким образом, что ее южная стена поставлена в одну линию с основным объемом. Асимметрию композиции усиливает примкнувший позднее к трапезной с юга крупный придел с полукруглой апсидой. Колокольня при этом поставлена строго по оси основного объема. Ее три четверика увенчаны стройным граненым шатром с двумя рядами слухов в духе 17 в.
Несложное убранство фасадов составляют лопатки на углах объемов и упрощенные антаблементы в их завершении, а также рамочные наличники прямоугольных окон. Более нарядно оформление верхних окон четверика, с узкими лежачими филенками под широкими, сложно профилированными сандриками. Ярусы колокольни с арочными проемами декорированы филенками, лопатками и многоступенчатыми карнизами с пологими фронтонами в основании шатра.
Храм перекрыт высоким сомкнутым сводом, алтарь - коробовым с конхой, трапезная - полулотковым, а придел - парусным сводом с конхой у апсиды. Деревянная лестница внутри колокольни ведет к звону; в западной стене трапезной устроена лестница на чердак с отдельным входом снаружи. Над западным входом в храм - железный зонт. До недавнего времени в южном приделе Бориса и Глеба пол был устлан металлическими плитами с орнаментом.
Клеевая живопись сер. 19 в. прописана маслом во 2-й пол. 19 в. в основном объеме, а в трапезной грубо поновлена в сер. 20 в. Композиции в своде и на стенах храма различны по своему исполнению и стилю. На восточном лотке свода необычно помещено изображение "Христос — Царь царем" (традиционно располагалось в конхе апсиды) с явными реминисценциями барокко. На остальных лотках представлены ангелы, написанные в сдержанной, тяготеющей к классицизму манере. Гризайльный карниз с розетками и модульонами в основании свода и широкий орнаментальный фриз между окнами, включающий композиции из церковных атрибутов и изображения евангелистов, также близки классицизму.
Композиции между окнами второго света - "Воскресение" на южной стене и "Вознесение" на северной - написаны в духе позднего академизма. Отличается от них "Рождество Христово" на западной стене, выполненное под влиянием барокко.
В главном четырехъярусном пятичиновом иконостасе сер. - 2-й пол. 19 в. прослеживаются отголоски классицизма. В его плоскостной упрощенной композиции в семь осей небольшие выступы по нечетным осям декорированы мелкими тонкими пилястрами, поддерживающими карнизы. Несколько чужеродно выглядят царские врата с псевдобарочной, вычурной плотной резьбой. В верхнем ярусе крайние иконы меньшего размера заключены в фигурные обрамления. В завершении - "Распятие с предстоящими" (тромплеи). Иконостас декорирован резными розетками, "веерами" и суховатыми гирляндами на пилястрах. На северной двери иконостаса кон. 18 -нач. 19 в. (возможно, относящейся к первоначальному иконостасу или перенесенной из другого храма) написан Архангел Михаил, держащий на цепочке дракона. Эмоциональное и динамичное изображение архангела выполнено в стиле барокко, в свободной манере, пастозно положенными красками.
Одноярусный двухчиновый в семь осей иконостас южного придела и его иконы выполнены одновременно и в одном стиле с главным. Его поверхность членят узкие вытянутые пилястры, несущие слабо крепованный карниз. В завершении помещены три иконы, объединенные аркой и декорированные резьбой. Киоты в храме и приделе относятся к периоду эклектики 2-й пол. 19 в.
Ограда состоит из кирпичных прямоугольных столбов, завершенных фронтончиками и украшенных ромбовидными филенками; прясла заполнены деревянным штакетником. Вход расположен с восточной стороны и оформлен в виде трехпролетных ворот с арочным проездом и арочными же калитками по сторонам; их архитектура выполнена в кирпичном стиле. Устои ворот декорированы арочными филенками, проемы подчеркнуты архивольтами с зубчиками и кишками. Фронтоны над арками - с вогнутыми гранями в тимпанах - увенчаны крестами и главкой.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 508-510