ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ихалица. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Ихалица. Церковь Николая Чудотворца
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1774 и 1784.
Год утраты:приблизительно 1960 (взорвана)
Адрес:
Россия, Вологодская область, Междуреченский район, дер. Ихалица

Координаты: 59.468275, 41.840867
Проезд:C автодороги Вологда - Тотьма на пос. Туровец, далее вдоль берега р. Сухона на автомобиле до дер. Ихалица.



Церковь Николая Чудотворца, Церковь св. Николая в д. Ихалица. Фото 1960 г. из фондов Междуреченского музея. (ГК №15019855)<br>, Ихалица, Междуреченский район, Вологодская область
Церковь св. Николая в д. Ихалица. Фото 1960 г. из фондов Междуреченского музея. (ГК №15019855)
Дмитрий Волохов
1 июня 1960
Церковь Николая Чудотворца, Церковь св. Николая в д. Ихалица. Фото 1960-х гг. из фондов Междуреченского музея. (ГК №15019835)<br>, Ихалица, Междуреченский район, Вологодская область
Церковь св. Николая в д. Ихалица. Фото 1960-х гг. из фондов Междуреченского музея. (ГК №15019835)
Дмитрий Волохов
1 июня 1960
Церковь Николая Чудотворца, , Ихалица, Междуреченский район, Вологодская область
Yoti
12 июня 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Из истории Ихалицкого Николаевского прихода Тотемского уезда

Предки Тотемских государственных (черносошных) крестьян на протяжении нескольких веков ходили в Ихалицкую Николаевскую церковь, где они крестились, венчались и уходили в мир оной и, поэтому было бы совершенно неоправданно не упомянуть о церкви. В приход церкви на протяжении конца XVIII – нач. XX вв. входили следующие селения (с указанием старинных названий) – это село Ихалица (Ихалица большая, Исаково), Голубинская Пустынь (Голуби) и деревни Селища (Карпово), Кожуховица (Кожухово большое, Жуковица), Выставка (Ихалица малая), Подболотная (Кожухово малое) и Уваровица.

В состав Ихалицкого Николаевского прихода с 1764 года (в связи с сокращением церковных штатов) вошла Богородице-Рождественская Голубинская мужская пустынь[1], став д. Голубинская пустынь, или Голуби. Пустынь основана ранее 1652 года. В 1652 году управлял ею игумен Сильвестр. Голубинской пустыни принадлежали земли по реке Ретча от деревни Ретча до впадения речки в Сухону и по левому берегу Сухоны. Священник Феодосий Малевинский (годы жизни 1870-1938) в своей книге «Стрелицкая Преображенская церковь Тотемского уезда Вологодской губернии» пишет, что в межевой книге земля крестьян деревни Ретча называется бывшей монастырской. По преданию, в деревне Ретча находился монастырский скотный двор, на берегу речки стояла монастырская мельница, через реку от неё стояла маленькая деревянная церковь.

По документам, приведенным в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии», в деревне Ретча находился монастырский скотный двор Голубинской пустыни. О церквушке и мельнице не упоминается. В 1688 году строитель Голубинской пустыни иеромонах Иоасаф с братией пишут челобитную архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру об уменьшении дани. В документе монахи напоминают преосвященному Александру, что он своим указом Ретчинскую пустынь упразднил и всё её имущество передал Голубинской пустыни, платить теперь они должны и за бывшую Ретчинскую пустынь и за себя, а у них в Ретче остался только скотный двор, и хлеб в этом году не уродился – платить нечем. В этой же челобитной монахи жалуются на кожуховских крестьян, посягнувших на сенокосы бывшей Ретчинской пустыни, а сенокосы эти принадлежат Голубинской пустыни по царской грамоте, выданной в 1685 году[2].

В 1697 году Тотемский воевода Федор Лопухин ходатайствовал перед архиепископом Александром о переводе в Спасо-Суморин монастырь игумена Голубинской пустыни Ионы, которому по старости уже невмочь было управлять полунищим монастырьком. О чём в письме от 24 сентября 206 г. (т. е. 1697 г.) Лопухин пишет Преосвященному Александру: «Побрел, государь, к тебе Голубинской пустыни игумен Иона просить милости, чтоб ты к нему милость показал и учинил ево свободна Голубинскаго монастыря; пожалуй, государь мой, прикажи ему бедному быть во священстве или во братстве в Суморине монастыре, а зело б, государь, ему присвоено по ево старости у раки чюдотворца Феодосия, а служить своего братьею чреда. А церковь, государь, теплая за твоим благословением строитца, а совершитца вскоре; пожалуй, государь, прикажи прислать антимис с ним Ионою»[3]. Переведен ли игумен Иона в Суморин монастырь, неизвестно. Ответного письма не сохранилось. На приведенном письме есть только пометка: «206, сентября во 28 день, привез игумен Иона. Против сего (т.е. в ответ) писано с ним же Ионою и святый антиминс послан». Не этот ли игумен Иона и был духовником Лопухина и основателем Дедовской пустыни? Может быть, первоначально он и служил в Тотьме пономарем в Воскресенской церкви, а потом священником в Богоявленском соборе и иеромонахом в Суморине монастыре.

Управляли обителью игумены и строители. У Павла Строева есть следующие сведения о настоятелях-строителях Голубинской пустыни: «Вологодская епархия основана под названием Пермской в 1383 г., кафедра перенесена из Устьвыма в Вологду после 1492 г. … монастырь №44 Голубинская Богородичная пустынь, находится в Тотемском уезде, ныне упразднена. Строители пустыни: Сильвестр, 1652 г., Иона, 1678 г., Илия, 1683–85 гг., Иоасаф, 1688 и 89, игумен 1702 и 1703 гг., уволен, Иона, игумен, определен 1703–1704 гг.»[4].

В 1744 году за пустыней числилось 17 душ. Упразднена пустынь в 1764 году в связи с сокращением церковных штатов. Бесприходная Богородицерождественская Голубинская церковь обращена в часовню и приписана к Николаевской Ихалицкой церкви. В клировых ведомостях Ихалицкой церкви за 1916 год о часовне уже не упоминается.

А теперь снова обратимся к истории Ихалицкого Николаевского прихода. В краткой справке, составленной Македонской Н.М., имеется запись: «церковь в честь свт. Николая Чудотворца в Ихалицком улусце основана не позднее 1755 г. В 1774 г. построена каменная двухэтажная церковь, холодный храм достроен в 1784 г. Церковь двухпрестольная: главный престол в честь свт. Николая, архиепископа Мирликийского, второй – в честь Спаса Нерукотворного образа. В 1788 г. в приходе числилось 355 человек, в 1868 г. – 862. В д. Голубинская Пустынь (д. Голуби) находилась часовня, построенная на месте упразднённой в 1764 г. Голубинской Рождественской мужской пустыни».

В клировой ведомости Ихалицкой Николаевской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год представлены следующие сведения: «церковь построена в 1774 году тщанием прихожан и освящена в 1781 году, холодная в 1784 году, освящена в 1794 году, зданием каменная, двухэтажная, в одной связи с колокольнею, крепка, повреждений нет».

Отмечено, престолов «в одной два: во имя святителя и чудотворца Николая, а другой в честь Нерукотворного Образа. Утварью церковною достаточна. По штату при ней положены: священник и псаломщик с жалованием: священнику 300 руб., а псаломщику 100 руб. в год из государственного казначейства».

Получено доходов за 1917 год: кружечных 773 руб. 44 коп., другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: «в праздники Рождества Христова собирается овса на 40 руб. В Петров пост собирается масла и яиц на 18 руб., в осеннее время собирается рожь взамен печеного хлеба, положенного в дни Св. Пасхи, каковой собрано 32 пуда на 160 руб.»

Земли при означенной церкви состоит: «усадебной 1 дес., пахотной 21 дес. и сенокосной 29 дес. 1294 кв. саж. Всего 80 дес. 758 кв. саж.; качество церковной земли: малоплодородная, для обработки трудная; произведениями земли причт пользуется для своего продовольствия».

Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле: «построены тщанием священнослужителей в 1902 году и состоят в собственности причта; также ветхий деревянный складочный амбар, здание ветхое, и деревянный одноэтажный дом, построенный в 1912 году для помещения церковного сторожа».

Отмечено, что Ихалицкая церковь находится «от Вологодской духовной консистории в 150 вер., от местного благочинного в с. Кочкове в 70 вер., от уездного города Тотьмы в 44 вер., от Чучковского почтового отделения в 44 вер. Почтовый адрес: Чучковское почтовое отделение Тотемского уезда». лижайшие к ней церкви находились: «Нутренская Николаевская в 20 вер. и Иоанно-Предтеченская Векшенская в 25 вер., с последней в осеннее и весеннее время сообщения не бывает, препятствует р. Сухона». оказано, что приписанных к ней церквей нет, но «есть две часовни – одна в д. Уваровице в честь великомученика Георгия, а другая в д. Кожуховой в честь Нерукотворного Образа, обе деревянные». казано также, что «опись церковного имущества заведена с 1854 года, проверена в 1917 г., и хранится в целости; приходно-расходные книги даны консисторией июля 30 дня 1915 г.; копии с метрических книг и исповедных ведомостей хранятся в целости с 1780 года, а в обыскной книге, выданной в 1908 году марта 19 дня, за шнуром и печатью 79 писанных листов, 21 лист не писанных».

Книги, до церковного круга подлежащие «есть в достаточном количестве, но некоторые от времени становятся негодными. В церковной библиотеке находятся книги для чтения предназначенных 89 томов».

Церковные деньги в целости и за ключом у церковного старосты и печатью церковною «200 руб. Сданы на хранение в Вологодский отдел Государственного банка под расписку за № 25402 от 1913 года января 28 дня за ключом казенным».

Имелись в приходе школы: «Ихалицкое земское училище с 1911 года, ранее была школа грамоты с 1896 года, Кожуховское земское училище, существует с 1885 года и церковно-приходская школа в д. Уваровице с 1908 года. А ранее же с 1893 года была школа грамоты».

При церкви состоит церковным старостой: «Григорий Андреев Логинов 55 лет, который должность свою проходит с 30 апреля 1914 года».

Преосвященный в последний раз посетил приход в 1912 году.

Священник Александр Николаев Садоков 51 года. Из духовного звания. 1895 года марта 16 дня Преосвященным Антонием награжден набедренником. Из Государственного казначейства получает 300 руб. в год, из кружечных и других доходов 743 руб. 58 коп.

Составлено по: ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 786. Л. 72-81.

Автор: историк, писатель-краевед Пшеницын Дмитрий Александрович.


[1] «Пустыней» в старину называли небольшой монастырь в малолюдной пустынной округе – Д.П.

[2] Сайт: «Православные приходы и монастыри Севера». [Электронный ресурс]. URL: http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10020 (дата обращения: 04.12.2014 г.). Составитель Македонская Н.М.

[3] Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Ч. 2 // Указ, изд. Акт L XXVIII. С. 1279. Теплая церковь, упоминаемая в письме, строилась в Голубинской пустыне вместо сгоревшей 24 февраля 1697 г. (См.: Акты Холмогорской и Устюжской епархий. Ч. 1. Акт ССЬ XXIII). Голубинская пустынь находилась в Тотемском уезде, в Ихалицкой волости, на реке Сухоне. (См.: АМЮ. Кн. 15050. Л. 624. об. и Кн. 15048. Л. 286 об.).

[4] Список иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – СПб., 1877. – С. 775.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.