ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шамары. Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня.


Шамары. Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1909.
Год утраты:1918
Адрес:
Свердловская область, Шалинский район, п.Шамары

Координаты: 57.347437, 58.2242 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня, Фото из журнала "Церковь".<br>, Шамары, Шалинский район (Шалинский ГО и ГО Староуткинск), Свердловская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
1 января 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  16 ноября 2020

Деревня Шамары теперь называется Коптело-Шамары, а нынешние Шамары — это пристанционный посёлок, в котором в начале века было лишь пару десятков домов. Мужской монастырь располагался около д. Коптело-Шамары. Место известно. Вл. Андриан в 2004 году поставил крест на месте монастырского храма.

Епископ Антоний, сам прошедший серьезную “монастырскую школу”, активно принялся за устройство новых старообрядческих обителей. Так, в Пермской губернии, в нескольких верстах от станции Шамары Урминской волости Кунгурского уезда, на рубеже XIX и XX вв. им были основаны два монастыря – женский Успенский и мужской Вознесенский (ставший резиденцией владыки).

Скиты в урминских и шамарских лесах существовали уже в конце XVIII в., когда Кунгурский уезд был прибежищем беглопоповцев и поморцев. Во второй половине XIX в. Урминская волость стала одним из центров белокриницкого согласия на западном склоне Уральских гор. К началу XX в., например, из 230 жителей д. Шамары (вместе с д. Коптелы) около трети придерживались “австрийского толка”. Удаленность от крупных населенных пунктов (а следовательно, от начальства) делала эти места чрезвычайно удобными для строительства монастыря.

Первые известия о желании епископа Антония устроить здесь старообрядческую обитель относятся к 1902 г., когда на имя пермского губернатора А. П. Наумова поступила анонимная записка от одного из сторонников Белокриницкой иерархии. В этом документе неизвестный “австриец” пытался доказать, что жалоба епископа Пермского Иоанна (Алексеева) “на нашего епископа Антония, проживающего в Урминской волости в деревни Шамарах, буть-то-бы он строит какой-то монастырь – выдумка и пустые сплетни”. Автор записки уверял, что “постройку ведет Сисой Харитонов Попков. Он строит две крестьянские избы, связанныя одними сенями на своей усадьбе и на свое изживение и для своей надобности, как у него два сына”.

Далее, развивая мысль, защитник Антония писал: “…по некоторым взглядам односторонним можно признать весь район Урминской волости скитом, потому как все жители старообрядцы живут разбросано, население очень редкое, где дом, где два, где три, меж их леса и пашни… В таком районе живет и Попков крестьянин Сисой Харитонов. У него сестра вдовая, она присвоила себе подругу, а через нея познакомились с этой месностию и другие некоторые старые три девицы. Они имеют ремесло священное облачение шить, имеется у них свидетельство из ремесленной управы для чюлочного заведения. У них 3 или 4 машины чюлочных. Имеют они и учениц, и вот их составилось шесть штук, или семь, а может и восемь, проживают у Попкова на фатере…”. Квартирантки эти молятся Богу по старым обрядам, но это не запрещено по закону от 3 мая 1883 г.

Поэтому, делает вывод автор записки, не следует обращать “сурьезное внимание на суетное нарекание на нашего епископа. Он человек кроткой и знает статьи закона – к вашим православн. попов не касается”37. Хотя власти провели несколько “негласных” расследований, решение по поводу “австрийских” скитов в Шамарах не было принято. После указа 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповеданий запретить строительство уже было невозможно, и шамарские монастыри в кратчайшее время “изрядно обустроились и изукрасились”.

Главный храм мужского монастыря – во имя Вознесения Господня, освященный в январе 1909 г., был “великолепной и красивой архитектуры. Внутри 5-ярусный иконостас. Келии братии в деревянном 2-этажном корпусе… Невдалеке стоит 2-этажное здание: внизу келарня, вверху – келии его преосвященства и эконома монастыря, иеродиакона Иеронима Воронова. Братии около 25 человек… В монастыре есть библиотечка, в которой много старопечатных, святоотеческих и исторических книг…”.

По-разному сложилась судьба мужской и женской обителей. Перед известными событиями 1917 г. женский монастырь “развивался и процветал, как новыми постройками, так и людьми, а мужской приходил в упадок”. Некоторые из скитников переселились на новые места, другие были взяты на войну, третьи – “попали в мирские сети”.

https://www.genealogy-kzn.ru/shamari/

Редактором газеты «Община» является журналист Максим Гусев из Екатеринбурга. Пишет Максим, в частности, и про Шамары, например, приводя в своей статье «К могилам иноков» рассказ местного (шамарского) старообрядца: «…До этого староверы, как наши, так и часовенные, жили по окрестным деревням – в Коптелах, Коптело-Шамарах, Платоново, Симонятах, Роще и в других местах, многих из которых уже нет – и в многочисленных хуторах. Практически в каждой деревне был молельный дом часовенных. А вот наши храмы были только в трех монастырях (мужском Вознесенском, который был резиденцией владыки Антония Пермского, и в двух женских). А единственный приходской храм располагался в Коптело-Шамарах. После разорения монастырей в этот храм были свезены утварь и книги из разоренных монастырей. Храм пережил 20-е и 30-е годы и был уничтожен только при Хрущеве в 1963 году. Причем снести его не могли довольно долго, хотя и был он деревянным. Местные братья староверы Авраамий и Нестор Дубровины во время разорения храма выносили иконы и книги. Успели вынести даже Царские Врата, они, кстати, сейчас в шамарском храме и установлены…».



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.