Как написано в рукописной летописи, хранящейся в городском краеведческом музее, в 1692 году казанскому губернатору дан был "Именной указ" о формировании полка для отправки его в новообразованный город Дмитриевск. Полк формировался на основе Казанского стрелецкого полка, дополнительно в него вошли жители различных местностей: "собрано с рек Волги и Камы и Вятки; с Ветлуги, и в уездах Уржумском, Мамлышском и других". Сформированный полк назван был "конным, солдатским, Дмитриевским полком", потому что, как отмечает летопись, все служивые люди просили казанского митрополита Михаила, архимандрита Геннадия, также губернатора и бояр, чтобы прежнее полковое их название осталось во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Ведь казанские стрельцы свято хранили и почитали икону Димитрия Солунского, которая была оставлена после взятия Казани "на оборону московским людям от набегов татарских".
В 1697 году на Ильин день под начальством Якова Буша полк отправился по Волге в Дмитриевск. Летопись доносит до нас и имя первого священника Дмитриевска: "Митрополит же Казанский благословил в путь с ними священника Тимофея Никифорова со всем причтом, даны им были три казенных колокола доброго звона, книги и святые иконы". Летопись передает нам бытовую картину проводов полка из Казани ярко и с необыкновенным юмором: "полковник и воевода Буш с людьми просили протопопа со священниками, чтобы они, облачившись в лучшие ризы, взяли с мощами честный крест, чудотворную явленную икону Казанской Божией Матери и, отслужив на стругах молебен Спасителю, Божией Матери и св. вмч. Димитрию, проводили их в путь. Архимандрит воспретил выносить из церкви явленную икону, а вместо нее позволил взять местную икону Божией Матери, списанную с чудотворной. По окончании молебна все духовенство приглашено было под шатер, в котором был воевода и все чиновные люди. Стали просить их отобедать и выпить с ними виноградного вина, а между тем дали знать всем своим людям и строго приказали, что как в первые раз из пушки выпалят были к отплытию готовы. А второй раз выпалят, то спускали бы своих сродников на берег. В третий раз выпалят, то поднимали бы якоря и плыли потихоньку. Духовенство о сей хитрости ничего не знало и когда отплыли от Казани уже далеко, стали просить полковника, чтобы приказал перевести их с иконами и со всею утварью на берег. Полковник приказал одних священнослужителей перевезти на берег, а иконы и всю утварь оставить у себя: Благополучно прибыв в новопостроенный город Дмитриевск 26 октября (по старому стилю) 8 ноября (по новому) 1697 г., отслужили молебен".
Дмитриевск при своем основании имел две уникальные святыни: икону Димитрия Солунского, которая когда-то принесена в Казань стрелецким полком как покровительница и заступница, и список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь в России. Летопись упоминает, что первая церковь, заложенная в Дмитриевске, была в честь Казанской иконы Божией Матери. Находилась она на высоком левом берегу Камышинки и была деревянной. Строительство ее не было закончено. Произошли события, из-за которых город стали строить на новом месте. Как отмечает летопись, икона Димитрия Солунского спасла город от разорения и указала новое место для его строительства.
В 1703 году Камышинскую крепость захватили мятежные донские казаки. Причиной послужила перемена внешнего вида горожан, которые по указу Петра I брили бороды и надели немецкое платье. Казаки шесть недель тиранили жителей крепости: кому отрубили головы, кого бросили с яра в Волгу, кого жгли, кого расстреливали. Царю донесли, что якобы жители Дмитриевска изменили престолу и хотят бежать с донскими казаками на Кубань. Петр отреагировал немедленно: для уничтожения города из Астрахани был выслан отряд князя Хованского и 300 калмыков, чтобы город сжечь, а имение жителей отдать на разграбление калмыкам. Перед этими событиями трижды исчезала икона Димитрия Солунского из города и оказывалась на правом берегу Камышинки среди непроходимой топи и камыша. Князь Хованский почел сие особым знамением и вместо уничтожения города велел его перенести на другой берег. Указанное иконой "место болотистое, обросшее частым камышом, большим лесом и кустарником". Топь засыпали камнями и, прежде всего, на новом месте выстроили часовню, а затем и деревянную пятиглавую церковь во имя Димитрия Солунского. Церковь Казанской Божией Матери была выстроена в крепости, в устье Камышинки и долгое время была соборною.
Камышинская летопись доносит до нас еще один эпизод избавления города в 1717 году. На этот раз угроза возникла от крымских и кубанских татар, совершивших крупнейший набег на Русское государство. Ведомые булавинским атаманом Игнатием Некрасовым, они дошли до Пензы, грабя и разоряя русские земли. На пути их стала камышинская крепость: "но как еще город не был укреплен, то подступило под город великое множество татар и великое число кубанских, и хотели город в конец разорить. Но на другой день в татарском стане явился святой Димитрий в виде воина и говорил князю и всем татарам, для чего они пришли к городу и нападают напрасно на него. Я никак не допущу вас до разорения моего города и не дам в обиду своих горожан. Татары же, сколько ни старались схватить его, не смогли. Напоследок все татары были поражены слепотою, и сделалось в их полку замешательство и не стали они друг друга узнавать, и сами себя стали убивать. Горожане же, видя в татарском войске такие смятения, тот же час собрались и вышли из города, и напали на татар, и начали их бить и рубить, и всех разогнали. А многих живых в плен забрали и спрашивали, от чего они в такое смятение пришли, что друг друга убивали. Они начали рассказывать, что как мы начали к городу подходить, чтобы его разорить, то кругом объезжал ваш русский Бог, который имя свое сказал Димитрий, и на всех на нас такую слепоту навел, что мы сами своих не стали узнавать и такой на нас напал ужас и трепет. А какого он был вида, спрашивали горожане, они сказали: собою молод, волосы черные и кудрявые, росту высокого. После того уже никакого явления не видели".
Сначала в Камышине были построены церкви Казанской Божией Матери и святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь Дмитрия Солунского была деревянная, пятиглавая. Дальнейшее храмостроительство было обусловлено пожаром 1740 года, о котором упоминает летопись. В этом пожаре сгорел почти весь город. О постройке Димитриевской церкви говорится ясно: "на месте сгоревшей церкви построена новая, на средства казака Ососа Савина". А в 1778 году на ее месте строят каменную Дмитриевскую церковь.
Дмитриевская церковь находилась в начале Астраханской (ныне - Республиканской) улицы в том месте, где сейчас бывшая школа №2. Была разрушена в 1930-х гг., когда точно - неизвестно.
http://храм-димитрия-солунского.рф/nash-khram/istoriya-khrama