ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Липецк. Церковь Троицы Живоначальной.


Липецк. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, Иоанна Предтечи , Митрофана Воронежского
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1832 и 1848.
Год утраты:1931
Архитектор:А.И. Мельников
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г.Липецк, Коммунальная пл.

Координаты: 52.601635, 39.58975



Церковь Троицы Живоначальной, Вид на Покровскую церковь и Троицкую церковь.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Вид на Покровскую церковь и Троицкую церковь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
24 августа 1900
Церковь Троицы Живоначальной, Фото с сайта http://nevsepic.com.ua<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Фото с сайта http://nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Троицы Живоначальной, Фото с сайта http://nevsepic.com.ua<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Фото с сайта http://nevsepic.com.ua
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Троицы Живоначальной, Фото с сайта http://lipetskgrad.ru/photogallery/old/page4.html<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Фото с сайта http://lipetskgrad.ru/photogallery/old/page4.html
Андрей Агафонов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 февраля 2017

История строительства Троицкой церкви начинается 24 января 1828 г. Липецкий купец Хренников от лица до­верителей — липецких купцов и мещан — обратился тогда к епископу Там­бовскому Афанасию с просьбой о доз­волении построить «на новой Базарной площади вновь каменным зданием цер­ковь во имя Св. Троицы с двумя приде­лами, первым — образа Божией Мате­ри „Всех скорбящих радость“, и вто­рым — Рождества честного славного Пророка и Предтечи Крестителя Гос­подня Иоанна». Проситель сообщал, что некоторые из доверителен и раз­ные благотворители «пожертвовали суммы до десяти тысяч рублей; сверх того приготовлено двести тысяч кирпи­ча». От лица доверителей он обещал обеспечить церковь необходимым ко­личеством земли, в том числе под клад­бище, а также построить дома для при­чта.

Вместе с прошением были пред­ставлены план и фасад храма. Сообща­лось, что «место, предполагаемое для построения церкви удобное и способное на торговой площади от обывательских домов в длину восемь­десят, а в ширину шестьдесят сажен, вольнонаёмный питейный дом состоит в 64 саженях, и тот не в виду — за име­ющимися выстроенными по плану тор­говыми лавками»... Тамбовская духовная консис­тория, прежде чем дозволить купцу строительство, просчитала количество дворов в приходах городских церквей. И только найдя их достаточным, 8 янва­ря 1830 г. разрешила строительство. Епископ Тамбовский Евгений от­правил доношение об этом в Святей­ший Синод, которое было получено в ноябре 1830 г. и рассмотрено Синодом 21 января 1831 г. В результате 6 февра­ля 1831 г. была наложена резолюция: «построить дозволить» и «к Преосвя­щенному Тамбовскому для надлежащего исполнения послать указ».

Предварительно проект необходи­мо было представить на утверждение в Строительный комитет Министерства внутренних дел. 11 марта чертежи бы­ли переданы в Строительный комитет, но не хватало ситуационного плана и привязки на местности. Указом Сино­да от 24 марта недостающие чертежи были затребованы и получены 22 июня того же года. 20 июля Строительный комитет рассмотрел чертежи и нашел фасад «неблаговидным, а самый план неудобным Вследствие сего оный комитет составил новый проект для по­строения церкви», выполненный архи­тектором А.И. Мельниковым в русско-византийском стиле и представленный в Святейший Синод обер-прокурором князем Мещерским. Этот план и был утверждён...

Строительство храма Хренниковым и прихожанами началось в 1832 г. по благословению Преосвященного Евге­ния. По архитектуре Троицкая церковь очень напоминала построенный Мель­никовым в 1830— 1836 гг. Рождествен­ский собор в г. Кишинёве. Проект это­го собора был выполнен архитектором в 1826 г., а проект Троицкой церкви в г. Липецке, согласно отчёту Академии художеств, Мельников исполнил в 1831 г...

Для строящейся на Новобазарной площади церкви уже в 1832 г. был назначен штат. А 20 мая т. г. решался во­прос об отмежевании земли для цер­ковного причта «вновь строящейся церкви». На плане г. Липецка 1834 г. Троиц­кая церковь показана как строящаяся. Строительство велось несколько лет и за это время сменилось несколько свя­щенников, окормлявших новообразо­ванный приход.

К 1840 г. строительство храма было вчерне окончено. На церкви завершалось сооружение глав, начиналась кладка печей и каменных полов из шлифованных плит, работал мрамор­щик Пётр Тимофеев Пучков. Иконы для иконостасов писал живописец Афанасий Надежин.

Основные работы были окончены к 1842 г. и освящены все престолы, за исключением главного. Продолжалась внутренняя отделка: настилание ка­менных полов, штукатурка под мрамор и украшение интерьеров. К июню 1844 г. был выложен каменный иконо­стас главного престола. В 1845 г. велась отделка на хорах и лепка карнизов ка­лужским мещанином Яковом Василье­вым Сальниковым. Настенные роспи­си выполнил в 1846 г. художник Пётр Мартынов.

Согласно свидетельству того же о. Гавриила Делицына, строитель церк­ви А.П. Хренников испытывал затруд­нение в том, кому посвятить престолы, которые предполагалось устроить на хорах с северной и южной стороны. И однажды во сне ему явились Святители Николай Чудотворец и Митрофан Во­ронежский, которые, осмотрев храм, указали своими жезлами на верх церк­ви. Так престолы в верхнем этаже бы­ли посвящены св. Николаю Чудотвор­цу (правый), св. Митрофану Воронеж­скому (левый) и освящены епископом Тамбовским Николаем соответственно 8 и 9 октября 1841 г. Посвящение при­дельного престола святителю Митрофану, епископу Воронежскому, даже учитывая чудесное сновидение Хрен­никова, не было случайным. Незадолго до этого, в 1832 г., в соседнем Воронеже состоялись торжества по случаю про­славления и обретения мощей св. Митрофана, которого издавна почитали и жители Липецка.

Кроме двух придельных престолов на хорах, два престола были устроены слева и справа от главного: справа — во имя иконы Божией Матери «Всех скор­бящих радость» (освящён в 1839 г.) и слева — во имя Рождества св. Иоанна Предтечи (освящён в 1837 г.). Глав­ный престол был освящен только 28 мая 1848 г. Преосвященным Николаем, епископом Тамбовским, во имя Святой Троицы.

Воздвигнутый храм был огромен и красив. Возможно, именно поэтому его часто называли и называют собором. Общая стоимость строительства и от­делки храма оценивалась современни­ками в сумму, равную 190 000 рублей серебром.

Объёмно-пространственная компо­зиция Троицкой церкви состояла из двусветного кубовидного объёма, увенчанного пятью главами. В плане храм представлял собой равноконеч­ный крест. Примыкавшие с четырёх сторон к главному объёму здания пря­моугольные в плане выступы, восточ­ный, южный и северный, украшали четырёхколонные портики с фризом, ук­рашенным триглифами и метопами и фронтонами с дентикулами, а запад­ный — полуколонны с капителями ио­нического ордера. Стены храма были расчленены пилястрами, украшены треугольными сандриками и лепниной, увенчаны карнизами с дентикулами. Массивные главы имели строгий де­кор — окна и проёмы звонов обрамля­ли лишь карнизы и архивольты.

Пять куполов Троицкой церкви ук­рашали 468 звёзд: 176 на центральном и по 73 — на угловых, а сами купола бы­ли выкрашены в голубой цвет. Венча­ли купола небольшие главки с четырёх­конечными крестами. Колокольни у Троицкого храма не было, и колокола размещались в двух западных главах, в которых были устроены специальные звонницы. Среди колоколов выделялся самый большой, весом 512 пудов 13 фунтов, пожертвованный липецким купцом Василием Дмитриевичем Заболотским.

По свидетельству современников, Троицкая церковь являлась одной «из великолепнейших в Тамбовской епар­хии как по архитектуре, так по изяще­ству и богатству внутренних украше­ний». А вот другой отзыв об этом хра­ме: Троицкая церковь «по архитектуре и живописи принадлежала к лучшим церквям губернии».

Не менее величественно и изыскан­но, чем снаружи, выглядел Троицкий храм изнутри. Площадь его составляла 1620 кв. саженей. Интерьеры храма были оштукатурены под белый мра­мор. Стены, своды и четыре колонны также были отделаны под мрамор. Пол, за исключением хоров, каменный.

В храме было пять иконостасов. Длина главного иконостаса 8 саж. 6 верш., высота 5 саж. 2 арш. 5 верш. Два придельных иконостаса внизу имели длину 5 арш. 17 верш., высоту 7 арш. 8 верш. Два придельных иконостаса на хорах каждый длиной по 5 арш. 12 верш., высотой 7 арш. 8 верш.

Иконостас главного алтаря был вы­ложен из кирпича и оштукатурен под голубой мрамор, украшен деревянной с позолотой резьбой, карниз его под­держивался колоннами белого цвета. Каменная арка над иконостасом также была выполнена под голубой мрамор, вверху ее находился деревянный вызлащенный крест высотой около 2 ар­шин. Перед крестом — два ангела в рост человека лепной работы, покры­тые позолотой. Такие же ангелы, но меньших размеров, располагались над южными вратами иконостаса перед Евангелием, а над северными — перед Скрижалями. Царские врата главного престола размером 6 арш. в высоту и 3,5 арш. в ширину сделаны из дерева и украшены вызолоченной резьбой. Жи­вопись в иконостасе главного престола была выполнена на полотне, а в приде­лах — «иконная, в нижних ярусах обло­женная серебряными ризами».

По свидетельству современников, в иконостасах Троицкой церкви священная живопись, выполненная на паруси­не, была «новейшего итальянского вку­са». Особенно обращали на себя вни­мание картины, пожертвованные гра­фом Кушелевым-Безбородко — «Рас­пятие Спасителя между двумя разбой­никами», «Явление Спасителя Марии Магдалине в вертограде по воскресе­нии», а также приобретенная храмо­здателем Хренниковым у того же Кушелева-Безбородко картина «Принесе­ние Исаака в жертву». Устройство иконостаса для главного алтаря начато было в 1846 г. и завершено в 1847 го­ду.

В алтаре над главным престолом, от­деланным кипарисом, была устроена стеклянная сень, поддерживаемая во­семью витыми стеклянными колонна­ми и украшенная вызолоченной резь­бой, висящими хрустальными призмочками. Напрестольная одежда была выполнена из бархата малинового цве­та, с трёх сторон усеяна симметрично вышитыми золотом «отличной работы» херувимами, а на западной стороне изображён крест и два ангела на коле­нях, также шитые золотом, оценивае­мые в 1 000 рублей серебром. Из достойных упоминания современников предметов церковной утвари в главном храме можно отметить два Евангелия, св. Крест, чашу, дискос, звездницу, как тогда говорили «лучшей работы», сере­бряные, вызолоченные, большого раз­мера, с превосходными финифтяными изображениями, обложенными вокруг бирюзой и другими камнями. Они бы­ли изготовлены фирмой Сазикова — лучшего в то время в искусстве изго­товления церковной утвари мастера. Всё это стоило 3 900 рублей серебром.

Строитель церкви А.П. Хренников пожертвовал храму плащаницу, вышитую по малиновому бархату золотом и украшенную разными драгоценными камнями, с деревянною, покрытой мес­тами позолотой гробницею, окружён­ной медной решёткой. Храмовые хо­ругви также были шиты золотом, а кру­гом обложены серебром. Поражал ис­кусством своей работы напрестольный ковчег весом 38 и ¾ фунта из плати­нового серебра, наподобие каменной горы, внутри которой — гроб Спасите­ля с предстоящею Марией Магдали­ною и сидящими на гробе двумя анге­лами. Над ковчегом было изображено Вознесение Христово в сиянии, выли­тое из такого же серебра весом 2 фун­та 39 золотников. Ковчег пожертвовал в 1848 г. липецкий купец Матвей Богомолов. Стоимость его оценивалась в 1 530 рублей серебром.

К достопримечательностям Троиц­кого храма относились также местночтимые Смоленская икона Божией Ма­тери в серебряной вызолоченной ризе, украшенной камнями и стразами, на­писанная 3 декабря 1720 г. и пожертво­ванная женой храмоздателя Хренни­ковой, и Нерукотворный образ Спаси­теля греческой живописи в серебря­ной вызолоченной ризе, украшенной бриллиантом и драгоценными камня­ми. Особо почиталась прихожанами Иверская икона Божией Матери по чу­ду, "бывшему от неё 31 июля 1874 г. «над повреждённым умом и расслабленным всеми членами крестьянином с. Сырского Егором Перегудовым, ко­торый по совершению пред иконою местным священником Каменским мо­лебна с акафистом, освящении воды и окроплении ею больного пришел в со­знание и стал ходить». Икона была при­несена в Троицкий храм из Задонского монастыря 26 октября 1873 г., где суще­ствовало множество «чудодействен­ных сказаний» о ней. Библиотека Троицкой церкви на­считывала 600 названий книг...

На 1848 г. — время завершения строительства храма — в его приходе насчитывалось 246 дворов, в которых проживало 1002 души мужского и 1016 женского пола. В 1910 г. в прихо­де состояло 257 дворов горожан с 947 душами мужского и 1027 женского по­ла, а также «деревня Большая Дикинская в 45 дворов со 185 душами муж­ского и 214 женского пола». Умерших прихожан хоронили на Преображен­ском кладбище.

При входе в Троицкий храм с запад­ной стороны в подвальном помещении находился склеп, в котором с разреше­ния епархиального начальства были похоронены храмоздатель Алексей Пе­трович Хренников, его жена и двое его детей.

Сама церковь была обнесена камен­ной оградою с тремя проездными чугунными воротами, начатыми построй­кой в 1861 г. С западной стороны огра­ды находились дом священника и про­сфорная, а внутри ограды с восточной стороны Троицкой церкви — могила настоятеля храма протоиерея Ксенофонта Павловича Петропавловского, скончавшегося в 1883 г. У церкви были похоронены также протоиерей Иоанн Яковлевич Каменский, священник Гав­риил Воскресенский и диакон Иван Те­рентьевич Преображенский. У западных ворот храмовой ограды находилась деревянная, на каменном фундаменте, обшитая железом часов­ня во имя св. Александра Невского, по­строенная в память спасения импера­тора Александра II от покушения на его жизнь в 1866 г.

Штат священно- и церковнослужи­телей Троицкого храма составляли два священника, диакон и два псаломщика... Церковно-приходская школа при Троицком храме действовала с 1887 г. Преосвященный Александр, епископ Тамбовский и Шацкий, посетивший школу в 1896 г., отметил, что ученики школы при Троицком храме, а их тогда насчитывалось 80 человек, «поют всю обедню и очень стройно пропели несколько песнопений из литургии».

Первые годы занятия проходили в наёмной квартире, а в 1898 г. школа и библиотека разместились на втором этаже построенного для неё каменного двухэтажного здания. Школа занимала шесть комнат и коридор, отапливалась четырьмя печами. Две комнаты из шес­ти были заняты кухней и комнатой при ней, а в одной комнате находилась квартира учителя. Любопытна такая подробность в описании внутреннего интерьера школы: на три классных комнаты было 25 двухместных парт, три классных доски и в каждом классе по иконе. Во время Первой мировой войны здание школы было отдано под приют для детей-беженцев, а занятия проводились в послеобеденное время в здании школы Вознесенской церкви. В 1915 г. заведующим и последним за­коноучителем школы был протоиерей Иоанн Васильевич Смирнов, законо­учителями — протоиерей Михаил Ива­нович Платонов и псаломщик Василий Дмитриевич Виноградов, учителями — псаломщик Павел Васильевич Архангельский и Людмила Петровна Остров­ская. В 1916 г. в школе обучались 20 мальчиков и 16 девочек. Церковно­приходская школа при Троицком хра­ме просуществовала до 16 апреля 1919 г.

Троицкой церкви перед революци­ей принадлежало 33 десятины и 800 квадратных саженей земли в 20 вер­стах от церкви. Земля была пожертвована в 1903 г. прихожанкой Екатери­ной Ивановной Хренниковой, с усло­вием, чтобы 2/3 дохода поступало на украшение храма, а треть — в пользу церковнослужителей на вечный помин её родственников и служение литур­гий в дни кончины и ангела. Земля сдавалась в аренду и приносила 500 рублей годового дохода.

Троицкой церкви принадлежал де­ревянный причтовый дом, мануфактурный магазин и две каменные лавки на Троицкой (Новобазарной) площади, построенные одновременно с храмом с западной стороны. Торговое помеще­ние было пристроено к зданию церков­но-приходской школы в 1911 — 1912 гг. с северной стороны на средства липец­кого купца Дмитрия Степановича Али­сова.

20 марта 1922 г. представителями совет­ской власти из Троицкой церкви были изъяты серебряные ризы икон общим весом 3 пуда 27 фунтов 84 золотника и серебряная утварь. Общий вес изъято­го составил 4 пуда 32 фунта 80 золотни­ков. Кроме того, было конфисковано 316 драгоценных камней, из них 56 бриллиантов, 33 осколка бриллиантов и золотой перстень. Всего на сумму 47 080 000 рублей. Предварительно была составлена опись, из которой видно, насколько богат, в том числе и в худо­жественном смысле, Троицкий храм. В описи много икон, украшенных сереб­ряными ризами: образ Спасителя, св. митрополита Алексия, Марии Египет­ской, Божией Матери «Всех скорбя­щих радость», Спасителя, сидящего на престоле, Знамения Божией Матери, две иконы «Скорбящей Божией Мате­ри» (одна со стразами в короне), две иконы святителя Николая, икона Бо­жией Матери «Достойно есть», три иконы в одном киоте — Св. Пантелей­мона, Спасителя, Скорбящей Божией Матери, иконы Смоленской Божией Матери, Иверской Божией Матери (венец иконы со стразами), Божией Матери Целительницы, иконы св. Па­раскевы Пятницы, святых. Николая Угодника и Иоанна Воина, Антипия, Харлампия и Власия, Божией Матери «Живоносный источник», «Утоли моя печали», Покрова Божией Матери, две иконы св. Тихона Задонского, икона свв. Петра и Павла, Казанской Божией Матери, Св. Феодосия Черниговского с эмалью, образ Владимирской Божией Матери с эмалью и стразами. Помимо многочисленных икон, в описи значи­лись три Евангелия в серебряных вы­золоченных окладах с камнями и стра­зами, молебное Евангелие в серебря­ном окладе, три напрестольных сереб­ряных креста, два малых серебряных креста, три серебряных вызолоченных потира, три дискоса, три звездницы, две лжицы, два ковша, четыре тарелоч­ки, три ковчега, две дароносицы, мирохранительница, хоругвь серебряная, лампада, пара венцов серебряных, два кадила.

Настоятель Троицкого храма прото­иерей Иоанн Васильевич Смирнов и церковный совет выступили против изъятия серебряного ковчега, который «имеет художественное значение». Им удалось отстоять его, обменяв на 20 фунтов серебра. 24 марта община хо­датайствовала о замене других изъя­тых вещей: креста весом 2 фунта 48 зо­лотников, сосуда 3 весом ф. 24 зол., дискоса весом 98 зол., звездницы весом 32 зол., ковчега весом 4 ф. 67 зол., ризы с иконы Божией Матери «Живонос­ный источник» весом около 6 ф., двух предиконных лампадок весом по 2 ф.

Было принято решение о его за­крытии и приспособлении под мастер­ские. Фактически же речь шла о его по­степенном уничтожении. Сохранился акт осмотра «здания на Коммунальной площади, предназначенного для мас­терских механической, слесарной, ли­тейной, кузницы», датированный 2 мая 1925 г. Но время наглого и варварско­го закрытия и разрушения православ­ных святынь ещё не пришло, да и мно­гие верующие, узнав о злодейском за­мысле, стали открыто возмущаться. 2 ок­тября 1925 г. Липецкий уисполком ре­шил повременить с закрытием Троиц­кого храма и заключил с церковным советом договор о передаче его в бес­срочное пользование общине верую­щих...

Закры­тие Троицкого храма было оформлено постановлением президиума облис­полкома ЦЧО от 5 февраля 1930 г. Церковное здание по ходатайству Ли­пецкого РИК «предполагалось» исполь­зовать «под учреждение культуры». Однако на самом деле в бывшем Тро­ицком храме «временно» разместился монтажный цех литейно-механического завода. Горсовет предложил заводу «немедленно приступить к снятию принадлежностей религиозного куль­та» и сосредоточить всё в алтаре. На следующий день Липецкое агентство Госбанка вывезло из храма 42 кило­грамма серебряной утвари, которая ещё сохранялась в храме после грабе­жа 20 марта 1922 г. В Государственном архиве Липецкой области хранится любопытный документ — акт об изъя­тии из Троицкой церкви двух икон, на­писанных на цинке: «...членом горсове­та Колонтаевым и Неверовым взяты две иконы, писанные на цинке весом 41 кг, для неотложного ремонта машин электростанции». Церковное имущест­во же при этом было растащено. Пред­ставитель горсовета В. Колонтаев, со­ставляя акт, записал: всего вывезено за 17—18 марта сего года 40 возов. Всё это бесследно растворилось, даже те 39 предметов (по другим сведениям, 53), что передали музею: «14 икон, Еванге­лие, покрывала, коврики, книга-лето­пись Троицкого храма».

20 марта 1930 г. завод приступил к оборудованию в храме механического цеха. К 6 апреля оборудование было смонтировано, а затем под звуки духо­вого оркестра состоялось открытие производства. В подвале храма храни­ли картофель.

Решение о закрытии Троицкого храма было утверждено ВЦИК только 24 октября 1930 г., когда под его свода­ми уже вовсю работали станки. Допущенные при переоборудовании здания храма нарушения (во время снятия крестов и демонтажа конструкций пе­рекрытий), размещение в храме завод­ского оборудования и неправильная эксплуатация привели к тому, что один из сводов рухнул. Основной причиной обрушения свода явились утрата зам­ковых камней при снятии крестов и разрушении главок, а также сильная вибрация от работы установленного оборудования. Под обломками свода погибло несколько рабочих, и после этого Липецкий механический завод освободил здание. Прихожане пытались было хлопотать о возвращении храма общине верующих, но безус­пешно.

16 августа 1931 г. заместитель пред­седателя Липецкого горсовета докладывал Липецкому райисполкому, что «в связи с развёртыванием строитель­ства городского хозяйства» — электро­станции, бани, Дома Советов и киноте­атра — городской Совет, учитывая "не­пригодность «под какие бы то ни было цели культурно-общественного харак­тера», решил разобрать здание Троиц­кого храма и весь материал употребить для строительства. Фактически же к разрушению храма приступили до принятия официального решения, о чём свидетельствует жалоба, поступив­шая во ВЦИК от липчан Токарева, Про­нина и других, а также письмо Липец­кого райисполкома от 13 августа 1931 г. Следовательно, документ от 16 августа появился лишь для придания некой видимой законности этому акту вандализма. В то же самое время «стро­ители светлого будущего» совершенно «сбросили со счетов» то обстоятельст­во, что ещё в 1924 г. директор Липецко­го музея М.П. Трунов писал о необхо­димости охраны Троицкого собора как памятника истории и культуры. Сразу же после этого по его ходатайству Тро­ицкая церковь г. Липецка и некоторые другие объекты были включены в «спи­сок памятников искусства, старины, быта, археологических и историко-революционных, находящихся на терри­тории Тамбовской губернии и подле­жащих охране», а также в «список со­оружений религиозного культа Там­бовской губернии, состоящих на учёте отдела по делам музеев Главнауки» на­ряду с Христорождественским собо­ром и Древне-Успенской церковью Ли­пецка.

Из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. «Храмы и монастыри Липецкой епархии. Храмы Липецка», 2006 г.

http://www.lipland.ru/?p=1094



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.