Монастырь Раваница с церковью, посвященной святому Вознесению Господню, был построен святым князем Лазарем между семидесятыми и восьмидесятыми годами 14 века. В старинной рукописи о нем говорится: "Он воздвиг с основания храм во славу Вознесения Господня очень высокий и красивый, укрепил его на четырех столбах и озарил живописью... украсил его золотом и обычным орнаментом; наделил его богатством различными сосудами, серебряными и позолоченными... оградил его городом и укрепил семью башнями; построил трапезную... соорудил кельи и прилепил их к стене, как птичьи гнезда, построил еще один храм, лежащий на восточной стороне в Подгорье этого места, и построил больницы для больных монахов, для чужих и ослабленных“.
Князь Лазарь издает хартию своему дару, сохранившуюся только в двух переписях более позднего времени, которые не идентичны. Согласно болонской стенограмме, Хартия Раваница была издана в 1376-1377 году, согласно врднице - в 1381 году. Однако, основываясь на житии отшельника Святого Ромила, который жил в непосредственной близости от Раваницы и который после своей смерти в 1375 году похоронен в Раванице, можно сделать вывод, что усадьба Раваница уже существовала, но не как законченное монастырское целое. Такой монастырский комплекс – с церковью, пиргом, мощным укреплением с семью башнями, трапезной, кельями, необходимыми хозяйственными и хозяйственными постройками – должен был создаваться годами.
На основе ктиторской композиции с портретами князя Лазаря, княгини Милицы и двух их сыновей, Стефана и Вука, завершение работ было почти до самого конца правления Лазаря – с 1386 по 1388 гг. Тем не менее, после подробных работ по консервации было установлено, что эта композиция была написана позже поверх первоначальной живописи, после битвы за Косово, и не раньше 1392 года.
Раваница была опустошена и сожжена несколько раз: в 1396, 1398, 1436, 1686, 1687 и в конце 18 века во времена Кочинской Краины. Летописец архимандрит Георгий пишет, что турки после окончательного распада сербского государства (1459.), опустошили Раваницу и унесли все золото и серебро, которые они нашли в ней. Сама церковь не осквернена.
Трудное время для Раваницы, с которым она столкнулась во время Венской войны с 1687 года. В записях тех лет упоминается, что она была сожжена и разграблена в то время, а монахи были убиты. Иеромонах раваницкий Стефан Даскал оставил памятник тяжелым дням, которые Раваница пережила в конце 17 года. века. Согласно его записям, весной 1690 года патриарх Печский Арсений III Чарноевич с 37 тысячами семей бежал перед турецкими державами через Дунай. Монахи из монастыря Раваница взяли мощи князя и самый необходимый инвентарь (богослужебные вещи, часть рукописных книг, покров Ефимии князю Лазарю) и присоединились к патриарху Арсению. За 40 дней тяжелого похода они прибыли в “сербское село Сентандрея, где у берега Дуная построили небольшую деревянную церковь и положили в нее мощи святого князя в 1697 году. Монахи Раваника оставили Сентандрею и обнаружили в лесу на Фрушке-горе заброшенный монастырь Врдник,“ который восстановили. Они посвящают обновленную церковь вместо святого Иоанна Вознесению Христову, славе их Равницы. В нее положили мощи святого князя Лазаря. С тех пор монастырь Врдник называют Раваницей. Чтобы различить две равнины, они получили эпитеты - одна Моравская, другая Сремская.
Заключением Пожаревацкого мира (1718.) между австрийским императором и турками Северная Сербия перешла к Австрии, в том числе Раваница. Из беглых монахов в жизни остался только иеромонах Стефан Даскал. Монастырь оказался совершенно безлюдным. Церковь находилась в плачевном состоянии. Он пишет: "Я нашел монастырь Раваницу пустынным и совершенно разрушенным. Нартекс (западная часть церкви) был до основания в развалах. В церкви выросли деревья. Все заросло сорняками, так что не было видно даже места, где была дверь. Той зимой иеромонах Стефан приготовил все необходимое для восстановления церкви, а еще через три года построил алтарь и восстановил кельи. От возвращения в 1717 году до смерти в 1729 году он полностью посвятил себя восстановлению Раваницы. В своем завещании он заботится о завершении столовой и оплате работы художника, искал и находил лучших мастеров того времени, будь то ювелир Никола Неделькович для изготовления ковчега Сиона для Сремской Раваницы или неизвестные художники, которые рисовали отреставрированный нартекс. Из-за самоотверженной работы по восстановлению монастыря портрет иеромонаха Стефана был сделан в алтаре, к северу от входной двери. Он носил прозвище Даскал (учитель).
В войнах конца XVIII века братство монастыря Раваница сыграло значительную роль. В монастыре находилась главная квартира брата Кочи Петровича, в честь которого была названа военная Кочина Краина. 9 апреля 1788 г. годы, сильными силами они завоевывают и грабят Раваницу. Только в 1794 году белградский визирь Мустафа-паша предает бурунти ремонт церкви и обнесение ее келий стеной. В 1833 году был изготовлен и установлен нынешний иконостас в церкви. Настоятелем монастыря в то время был Никанор Кнежевич, уроженец Крки (умер на Сен-Саве в 1838 году. и похоронен с южной стороны алтаря).
Больше всего в Раванице было сделано во времена архимандрита Дионисия Поповича-Джуны, который был настоятелем монастыря в течение 22 лет (с 1842-1864 гг.). Князь Александр Караджорджевич восстанавливает монастырь в 1844 году за государственный счет. При архимандрите Иосифе Гавриловиче (1849-1905) в церкви был сделан пол из цементированной плитки, а снаружи на церкви был обнесен стеной из красного тесаного камня.
Архимандрит Макарий Милетич был старейшиной монастыря Раваница (1908-1943 г.). Он перекрасил церковь, когда в 1919 году вернулся с Первой мировой войны, где участвовал в качестве военного священника. После ареста и казни архимандрита Макария был уничтожено в который раз в истории все имущество монастыря. Только здания церкви и общежития не понесли серьезных повреждений.
https://ravanica.rs/o-manastiru/istorijat